Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные положения диалектического материализма
Диалектический материализм Маркса и Энгельса (марксистская философия приняла диалектику Гегеля как основное учение). Они считали гегелевскую позицию ценным философским завоеванием. Но они интерпретировали её в материальном духе. Философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития: единства и борьбы противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются: 1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности. 2) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; 3) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика. 4) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов. 5) принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества. 6) принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с другой. Центральное понятие диал-ого мат-а – это материя (мир материален в своей основе, материя бесконечна, вечна. Сознание - одно из св-в материи, но он не отрицает что сознание нематериально (дм рассматривает сознание как свойство не всей материи, а лишь высокоорганизованной материи). Энгельс развивал учение о формах движения материи: 1. механическое дв-ие, 2. Физическое (физ-ие явления - свет, теплота…), 3. Химическое (хим-ие процессы живых организмов), 4. Биологическое (жизнь живых организмов), 5. Социальное (жизнь человека). Одни формы по отношению к другим являются высшими или низшими (социальная - высшая). Пространство и время - формы бытия материи, они существуют объективно (универсальные материальные св-ва) - независимо от сознания. ДМ исходит из того, что в основе познания лежит наш чувственный опыт, а результат воздействия материального явления на органы чувств - ощущение. ДМ вводит в теорию познания категорию практики - основа всего процесса познания; человек познает те или иные явления и предметы постольку, поскольку воздействует на них материально. Практика-критерий (показатель) истины, по ДМ. Марксистское учение об общественном развитии и истории - в качестве важнейших соц.групп Маркс и Энгельс выделяют классы (но они существовали не всегда - в первобытном обществе их не было, другие общества являются антогонистическими - непримиримость интересов основных классов). Государство возникло с появлением классов и явилось продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. С помощью государства экономически господствующий класс осуществляет своё политическое господство и подавляет сопротивление угнетённых классов. Государство в антагонистическом обществе есть по своей сущности орудие насилия одного класса над другим. Типы государства и формы государственного устройства меняются с развитием антагонистического общества, но его сущность как диктатуры эксплуататорского класса остаётся неизменной. В этих обществах идет непримиримая, непрерывная борьба и она, согласно учению, пронизывает все сферы. Источник и движущая сила развития этих обществ - борьба классов. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы