Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовые ценности. Философские обоснования права.



Исторический процесс образования государств потребовал такого способа регуляции отношений между частями ставшего неоднородным общества и его целостным бытием, какого не знала социально-однородная родоплеменная община; таким способом и стало законодательное оформление правовых отношений, определявших обязанности и права каждой части общества и обязательных для всех представителей каждого сословия и каждой этнической, половой, возрастной, профессиональной группы. Тем самым сложилась и была формализована новая система ценностей: основная правовая (юридическая) ценность государства как верховного совокупного субъекта — Общественный Порядок, обеспечивающий ему стабильное существование; ценности каждого члена общества — Права той этносоциальной и демографической группы, к которой он принадлежит, регламентирующие меру его свободы и меру несвободы в данной социальной системе, ибо индивид связан с государством не непосредственно, а через посредство включающих его социальных групп — сословия, нации и т. д.; порожденная взаимоотношением этих ценностей третья фундаментальная правовая ценность — Законопослушание (соответственно "антиценностью" становится нарушение законов, расцениваемое как Преступность и караемое государством). Появление юридических ценностей на горизонте аксиосферы связано с тем

процессом, который К. Маркс определял понятием "отчуждение" — ибо в государстве организация общественной жизни, реализуемая обретенной группой людей властью, действительно оказалась отчужденной от всей массы членов общества (по терминологии основоположника немецкой социологии Ф. Тенниса, это отражало превращение общины в общество), что чрезвычайно усложнило взаимоотношения социума и входящих в него индивидов (за исключением, разумеется, рабов, управление которыми осуществлялось предельно просто, поскольку на них даже в демократических полисах Греции смотрели вообще не как на людей, а как на "говорящих животных" или "говорящие орудия"). Отчужденность государства, которое представляет целостность общественной жизни, от всех ее конкретных носителей могла выражаться персонифицированно, в образе отличающегося от всех членов общества, даже самых высокопоставленных, Богоданного фараона, императора, царя, короля — по классической формулировке одного из них, "Государство — это я!", или в лице президента, избираемого обществом, но на время избрания получающего уникальные властные права, позволяющие отождествлять его с государством в определенных отношениях, или в коллективном органе руководства государством — парламенте и правительстве; но во всех случаях отчужденность эта выражается в наличии у государственной власти самостоятельных интересов и, следовательно, ценностей, что ставит ее над всеми социальными и национальными группами, политическими и религиозными силами, позволяет ей быть арбитром в их конфликтах даже тогда, когда она более или менее явно представляет одну из этих сил. Правовые ценности и становятся ценностями этого совокупного субъекта государства, закрепляемые законодательно и требующие законопослушания от всех членов общества. Уже в полисах Древней Греции сложились разные социальные системы, каждая из которых имела свое законодательство — ибо устанавливали его люди, а не боги. Протагор, выражая этот новый релятивистский тип правосознания говорил: "То ведь, что каждому городу представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть, пока он так считает". Поскольку само понятие "закона" получило у греков смысл "человеческого установления", а не божественного, софист мог умозаключить, что "Каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия — демократические, тирания — тиранические; так же поступают и остальные."


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь