Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шахматы для начинающих: ферзь против пешки в эндшпиле



Часто в эндшпиле возникает ситуация, когда у каждого игрока остается по одной пешке. Рассмотрим самую сложную из таких ситуаций: если одному из них удается провести пешку в ферзи, а второй довел свою пешку до предпоследней горизонтали, задача первого – не дать противнику шанса довести свою пешку. Поможет нам в этом «Первая книга шахматиста» В. Панова. В случаях, когда пешка соперника еще далека от финиша выигрыш сильнейшей стороны — дело значительно более простое.

Итак, тактика будет состоять в том, чтобы ферзем препятствовать продвижению пешки (давая шахи вражескому королю или угрожая пешке, когда король находится через одно поле от нее) и приблизить к ней своего короля.

На диаграмме показана типовая позиция. Белые, маневрируя ферзем, выигрывают темпы для приближения своего короля:

  1. Фe7+ Kpf2
  2. Фd6 Kpe2
  3. Фe5+ Kpf1
  4. Фd4 Kpe2
  5. Фe4+ Kpf1
  6. Фd3+ Kpe1
  7. Фe3+ Kpd1. Черный король вынужден встать на пути собственной пешки, иначе она будет потеряна. Сейчас для того, чтобы пешка могла продвинуться в ферзи, понадобится уже не один, а два хода. На этом первая серия шахов для выигрыша темпа окончена. Воспользовавшись возможностью лишнего хода, белый король может приблизиться на одно поле.
  8. Kpe5 Kpc2
  9. Фe2 Kpc1.

10. Фc4+ Kpb2

11. Фd3+ Kpd1. Второй выигранный темп, дающий возможность сделать шаг белому королю.

12. Kpe4 Kpe2

13. Фe3+ Kpd1. Очередной темп выигран.

14. Kpd3 Kpc1

15. Ф:d2+ и белые выигрывают.

Необходимые для победы выигрыши темпа достигались только потому, что король черных, защищая пешку, был вынужден становиться на поле перед ней, что и давало возможность королю противника приблизиться.

При слоновой пешке, дошедшей до предпоследней горизонтали у слабейшей стороны есть отличный шанс на ничью, т.к. король не обязан защищать пешку. В ситуации на диаграмме:

  1. Фg4+ Kph1
  2. Фf3+ Kpg1
  3. Фg3+ Kph1! и если белые берут пешку – пат.

При ладейной проходной пешке в аналогичной ситуации выигрыш практически невозможен, т.к. король слабейшей стороны будет стремиться к пату, становясь перед своей пешкой.

  1. Фh3 Kpg1
  2. Фg3+ Kph1
  3. Kpg6. Пат.

Выигрыш при ладейной пешке иногда возможен, когда король сильнейшей стороны находится поблизости от короля противника.

В ситуации, указанной на данной диаграмме, белые добиваются победы после превращения пешки в ферзя:

  1. Фh3 Kpg1
  2. Ag3+ Kph1
  3. Фe1+! Kpg2
  4. Фe2+ Kpg1
  5. Kpf4!! h1Ф
  6. Kpg3, и на следующем ходу белые дают мат или берут черного ферзя.

Если у слабейшей стороны есть еще одна пешка, кроме ладейной на предпоследней горизонтали – в центре или на другом фланге, это часто дает сильнейшей стороне шанс на победу.

  1. Фe4+ Kpg1
  2. Фg4+ Kpf2
  3. Фh3 Kpg1
  4. Фg3+ Kph1
  5. Фf2! a2
  6. Фf1#.

Любопытно: белые выигрывают и в других аналогичных случаем, за исключением позиции, когда ферзь стоит на g7. Тогда он не может загнать черного короля в угол:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь