Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пешечные окончания. Активный король



Активность короля – важнейший фактор оценки позиции в пешечном эндшпиле.

Разберем на примерах два ключевых метода использование активного положения короля: игра на цугцванг и расширение плацдарма.

Цугцванг

Дворецкий, 2000

1. g3! Kpd7

G4 Kpe7

3. g5 – цугцванг.

Вдумаемся в позицию после этого хода. Король белых доминирует на доске – потому и становится неизбежным цугцванг. Стоит противнику двинуть любую пешку, и она тут же будет потеряна. Отступление короля на f7 открывает сопернику путь к пешке с6. Остается единственный ход, но после него белые осуществляют свой основной план – прорыв короля на h7.

3. … Kpd7

Kpf5 Kpe7

Kpg6 Kpf8

Kph7 Kpf7

7. d4+

Еще один цугцванг, окончательно определяющий исход борьбы.

Расширение плацдарма

Хансен – Нимцович, 1925

Белые намереваются, сыграв с2-с3 получить отдаленную проходную пешку «а», которая обеспечит им решающее преимущество.

Нимцович находит правильный план – он активизирует своего короля, не останавливаясь перед жертвой пешки.

1. … Kpc7!

2. c3 Kpb6!

Cb Kpb5

Kpc3 Kpa4.

Дело закончилось цугцвангом. Белые сдались, поскольку неизбежно теряют пешки ферзевого фланга: 5. Kpc2 Kp:b4 (у них сейчас отдаленная проходная, но активность черного короля гораздо существеннее) 6. Kpd3 Kpa3 7. Kpc3 Kh:a2 8. Kpb4 Kpb2 9. Kpc5 Kpc3 – и у черных выигрышное положение.

Рассмотрим вариант 3. с4 вместо cb. Несложно заметить соответствие полей b5 — b3 и a4 — b2, после чего определяется третья пара соответственных полей а5 – с2. Очевидно, соответствие неизбежно захватят черные (они могут выжидать на равноценных полях b6 и а6, а белые такой возможности лишены).

3. … Kpa6!

Cd cd

5. Kpc2 Kpa5! (белые в цугцванге)

6. Kpb2 Kpa4 (цугцванг)

Kpc2 Kpa3

Kpb1 b3

Kpa1 Kpb4

Kpb2 ba

Черные расчистили дорогу королю в центр. Это и есть расширение плацдарма – размен пешек с целью прокладывания пути для короля.

Маршруты короля

В этом разделе мы рассмотрим несколько приемов маневрирования королем.

Зигзаг

Законы геометрии не действительны на шахматной доске: прямая не является кратчайшим путем между двумя точками доски (полями) – путь по ломанной линии оказывается не длиннее. Этот феномен используется в идее Рети и «отталкивании плечом».

Рассмотрим два внешне похожих приема. Марк Дворецкий в своем «Учебнике эндшпиля» нарек их «зигзагом».

Прямолинейное 1. g4? приводит к ничьей: 1. … b5 2. g5 b4 3. g6 b3+ 4. Kpc3 b2 5. g7 b1Ф 6. g8Ф+ Kpa1!=.

1. Kpc3! Kpa3

Kpc4 Kpa4

3. g4 b5+

4. Kpd3!

Вот он зигзаг. Король возвращается на с2, попутно уворачиваясь от шаха пешкой.

4. … Kpa3

G5 b4

G6 b3

G7 b2

8. Kpc2! (завлечение под шах) Kpa2

9. g8Ф+

Другой вид зигзага – когда король уворачивается от шаха превращенным ферзем.

Белый король вне квадрата пешки «а». Надежда только на идею Рети.

Kpg4 a5

2. Kpf5! a4 (иначе король вступит в квадрат)

Сейчас проигрывает 3. е6? Kpd8 4. Kpf6 Kpe8, плохо и 3. Kpf6? a3 4. e6 a2 5. e7 a1Ф+. Король должен обойти поле f6.

3. Kpg6! a3

E6 a2

E7 Kpd7

6. Kpf7 и позиции равны.

Маятник

1. Kpg3! Kpe3

2. Kpg2! Kpe2 (2. …f4 3. Kpf1)

Крg3

Этот элементарный прием защиты встречается довольно часто.

Отталкивание плечом

Прием заключается в оттеснении короля соперника с целью не допустить его своевременно на важный участок доски.

Белые неизбежно выигрывают пешку а7. Черные спасутся, если успеют запереть белого короля в углу ходом Крс7.

Партия завершилась вничью после:

Kpe6 Kpc3

Kpd6? Kpd4

Kpc6 Kpe5

Kpb7 Kpd6

Kp:a7 Kpc7

Как показал И. Майзелис, белые могли победить:

1. Kpe6! Kpc3

2. Kpd5!

Король белых, приближаясь к пешке а7, одновременно «отталкивает плечом» неприятельского короля, препятствуя его приближению в полю с7.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь