Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пешечные эндшпили. Король против проходных пешек



Перейдем к более подробному изучению этого вопроса. Для начала повторим правило квадрата. Для этого представим себе квадрат, одной из сторон которого является путь между пешкой (включая поле, на котором она стоит) и полем ее превращения.

Если король соперника находится внутри этого квадрата или своим ходом заходит в него, он успеет остановить пешку. Если же не – пешка неизбежно проходит в ферзи.Заострим особое внимание на том, что пешка, стоящая на 2-й (7-й) горизонталях первым ходом может пройти две клетки – это необходимо брать в расчет, т.е. строить квадрат от 3-й (6-й) горизонталей.

Посмотрим на рисунок. Если очередь хода черных, король успевает войти в квадрат и задержать пешку. Если ход белых, то после b4 стороной нового квадрата становится вертикаль f, недоступная для черного короля, а значит, за пешкой ему уже не угнаться.

Может случиться и так, что король, находясь в заветном квадрате, не успевает догнать вражескую пешку, потому что на его пути препятствием выступают собственные пешки.

1. d5! ed

A4 Kpe4

3. a5 – и у черного короля нет нужного поля d5.

Идея Рети

Иногда король, находящийся вне квадрата пешки, может ее остановить за счет создания попутных угроз, чаще всего (но не обязательно) связанных с защитой собственной пешки.

Этюд Рети

Черный король находится в квадрате пешки с6, а белым не хватает двух темпов, чтобы задержать пешку h5. Выручает «погоня за двумя зайцами» — король движется «по равнодействующей», гонясь за вражеской пешкой и одновременно приближаясь к ферзевому флангу.

1. Kpg7! h4

2. Kpf6! Kpb6 (если 2. … h3, 3. Кре6 (е7), и пешки проходят в ферзи одновременно)

3. Кре5! Кр:с6 (3. … h3 4. Kpd5 h2 5. c7 – и позиции равны)

4. Крf4 – и король уже в квадрате пешки.

Блуждающий квадрат

Для случаев, когда королю приходится бороться против двух рахрозненных проходных пешек, удобно использовать правило блуждающего квадрата, предложенное Алексеем Студенецким в 1939 году.

Если квадрат, в углах которого расположены пешки (находящиеся на одной горизонтали), коснулся края доски, но одна из пешек неизбежно проходит в ферзи.

Если квадрат не дошел до края доски, король задерживает пешки. При расстоянии между пешками в две вертикали он может эти пешки уничтожить, при другом расстоянии – только воспрепятствовать их дальнейшему продвижению.

Три связанные пешки

С тремя связанными пешками соперника король может успешно бороться только если у противника нет выжидательных ходов. В противном случае может возникнуть обоюдный цугцванг.

При своем ходе белые выигрывают путем 1. Kpb1!

1. … b3

2. Kpb2 (цугцванг)

или

1. … а3

Кра2 с3

3. Крb3 (цугцванг)

или

1. … с3

Крс2 а3

3. Крb3 (цугцванг)

Любой другой ход белых привел бы к проигрышу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь