Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С : Д f ) ) 1 I ' O I -: I C'I'()pOI-IЫ, и 1 -1 т р и г уе1 -- словоСтр 1 из 6Следующая ⇒
<<11,tрсtб <)Ла>> (la p,t1 abole) и имя пepco I·I c,l ) I<,1 <<П а1 ) а поль>> (La 1>a 1-a p o le), данное с a p' I' I·I I <J1e м . l{ a1< в пос;1е дст в ии объяс- 1-1ял 1 'ri. ap <.l, в этоl\1 :v1ме1-111была допуще- 1-1,1 o 1r e ч,'l ГI<cl, 0 1-10 дол)кно был() выгля J е·г1 так )l <e , 1<а1< <<парабо11а>>. Что такое <<la parabole>> - это од и1-r из вариантов << la1) a 1-o le>> - <<с лова>>. В на r1иса нии, пред ложе1-11-1ом Тцара, MO)l<I-IO, разумее1'СЯ, ) ' Видеть YI стреl\1ление к 1 етскому язы- 1<·у, с xapa1<т e p 1-II>IM повтором гласных, вкл1оче1-1ием л:vrш- 11его слога, I-I иронию I-Iaд научнЫi\1 СЛОВОl\1, В котором МО)КНО ) :с лышать отголоски греческои• J этим-о логии. Но наряду с этим, в 1-1ем есть t.rт o '- ro, что разрушает дадаистскую спонтанность с характерноиV для нее
27 поверхностностью. Это слово обозна чает, помимо кривой в математике, также и иносказательную форму речи (эквивалент русского слова <<притча>>). То есть <<парабола да да >> обладает не- кой смысловоиv rлуоиноиV , она скрывает
Вернемся к знамен1,-1той фразе <<Мысл , п ро и звод и т с я В<) р1·у>> ( <<L a p e nsee se fait da11s la b ou cl1e>>) , в которой, как ка жется, заключена ВС}1 философия ил1t1 а н· rиф1t1ло со ф и я, или аа-философ1,1я Дада. В это )I<e и об·ьяснение <<С е 1и М а н v1фе с1·ов Д а да >> как с уммы П()дс>б- 1-1ых мь1с ле-1<)во ре ни и,., или мысJ1е-
28 -- .,, , ....,. ,,.. - .- -- -_ . 1 ) /, _ 1/ _ Re \ d· 9) Co1vin М. l# e theatre dada existe-t-t · toire du theatre. 1971, № 3. Р. 217-287 Русского худо жн и ка - И . : - -. и .и с а т е ля " друга Тцара Сергея· Шаршуна "- 3 а и н
вскользь фраза: <<Дада - В·Ыв е с к а стракции; реклама и коммерческие сделки, 1'ОЖе элементы поэзии>>Jо o чем 01-1 пишет в своей берлин-' ской к1 11ге <<Д а )1,а изм (компиляция)>> (1922). Возмо)I<но, это понятие по МО)I<е 1 · Ilf)()яснить проблему <<мыс л е -язы к (1.>> 1' ii,1p a . При этом надо уч и т1")11 ,'t ГI), что соотно1uение между дaдa1-1 :1i'vI<), i'.1 11 ас,,.>., ст1)а1<1,иеиV неодно- з1-1а ч н <)1 1 : Х01 J1 1):зе нбе к высказывал С 5I <<П f ) ( >' r· 11 1> (111е- i\1и ч ных абс1-- р а к ц 1-1й э 1<с г 1р <. (' ( ·-110 -11-1 1: м сt ! >> 1:г, а P l ) 'JI I> Ха)1С ман1- 1 Il J) I I: l >l l3 (l J[ 1{ <<ВО:3вра1' У К пред м е т Н О ( " l,' J1 t> 1,1с1<: 1 ·с с:1' В е >>1:1'. Г1ароди руя <<а б с1· 1 ) t1-, 1·11с ) с -11с 1< у с с т 1з( ) >>, ' Гц а р а про чи, ·1а11 ; rе 1<ц и ю <<О б абстрактном ис к усс, 1 в е >> <<С п р о е1<ц и я ми, где можно было в ,1д е т ь профессоров, расклады ваю u\11х 1-те,) л о в ,,rм о е по я1цичкам из 1<в с1дратов жареных в масле убийцы аплод ,,1сменты Доброй-Воле и объяс нен1t1sr nза п равдашнего Бумб)1 Ма не х в а1 'К<)Й п е й з а ж а шляпы рыбы в кар тинах ускользаюrцих из рам>>14 •
11)1 -- --··---·- --·----·---------- Ul a1 ) 111)·t1 ( : . Д а; .{« J1, 3:\1 ( к <>:\111,1л 51ци я ) . Б с р л и 1-1 Европа [<> 1<::<)11а·1·, 1 )22. С. 6.0 11 с<·1,111<t<::1 ·с я 11а «М а11иф ес т Дада 1 9 1 8 Г ОД < ! » . 1 11 C t.: Duf<>uг с:. T zara , dada , de l ' abstг ac ti<>n zuгjc hoise au con st1·t1c t i, ·i s1ne e u1·o p{:c n . / / Mcs uгes el de1n e s u1·es d a11s lcs lc tt1·c s f1·a11 t1: ise s .-\U ХХ si ecle. н· <>n1 rn age
\" \ Х1<>J11>зе нбек Р. «Ч е r <> Х(>· -ел э к с 111е) с с 101 1-1и з м.) (1918). Это колJ1е к1·и nJ1ая i J.e КJ 1a p a t \И Я, 11одписан1iая u то 1 чис11е и Т1\ а р а . l .( и1 ·. по: А.r1ь 1а1-1ах дада (1920). М. , 2000. С. 31.
к п р-е \ 1е т н о ст и в и с ,К\'Сст в е » // Альманах дада.
" ) Ц ю р и хские хроники Триста1-1а Т ц а р а . Ц и т . по: Аль а на х да;(а. l a \\t же. С . 20 . Тем не менее тотально нигилистиче ская культура дадаизма тяготеет к аб стракции, с его поисками <<чистоты>>, <<абсолютного искусст ва->>l '°>" , <<универ- сального языка>>1n, и осознанием себя как искусства <<упразднения>> в том числе и миметической формы1 7•
Выбранная Шаршу1-Iом фраза инте- ресна тем, что в неи,., сопоставлены <<дада>>, <<а б с т р а к ц и я >> и <<в ы в е с к а >>. <<Вывеска абстракции>> - это оксюl\10- рон, парадокс, если при1- имать кон цепц1-1ю абстра1<ции 1<ак связанного с глубинной С) ' Щ Н С) с ·г ы о , каким его разрабатывал, 1-1апример, В. Кандин ский. Но <<дада>> с·оед11няет неприми римые между· собой понятия. С одной с1 ороны, само r1-01-1я т и е <<дада>> в ма н и ф е с-1 а х Тцара пре·ге1-1дуе т на то, чтоб1->1 ничего ко1-11<ре·гного не обоз1-1а чать, обоз11<-lЧа51 1зсе или О'rри1\ая обо значение ка1< та1<овое, - то ес1-ь при ближается к по1--1ятию абстракции. С другой, <<дада>> связан с эпатажной пра1<тикоиV , в которои торжествует <<п о в е р х н о с· гь>>, призван1-1ая шокиро вать публику, и тем самым привлекать ее внимание. Представление о дада как о <<рекламе>> 18 абстракции выяв ляет стремление освоить особенным образом понятие абстракции, при нимая и одновременно отрицая его
i,: ) Ц и т . по: Аль а1-1ах дада. Ta!\-t же. С. 9 1.
Cl\1. та1<же на111у с1·атью об «у1-1иверсал1>110 1 я з ыке" Тцара: GaltsC>\'a Е. l,e l)esesperanto. Utopie de l'ectiture u11iverselle c11ez Тzага et B1·eton // Melusine. l.ausanr1e. I..:Age d'Ho1nme, № 17, 1997. Рр. 275-292.
к1 > О зна t ении рекламы дл$1 дада cr.1.• н рщ.ер. листовку берлинского ((Рекламного общее • / / . . Альманах дада. С. 118-119. скусствоведчески й смы с _ л - . , _- . к а · к и м о . н _ . o ;;л разработан- в описываемую .эп оху. ._ .i\остракция - .ч а с т ь · эп а т а ж н ьi х . вы ·_ СI{аЗI)Iваний в пьесе <<Перва.я н ебес .·.- 1Iая А1зантюра господина Антипи p11-r1a>>, I"'де поня1"'ие сущ1-1ости, · или . су11 ег<), оборачивается обыгрыва- 111,-1еlv1 Оl\101-rимич1-rого ему слова <<бен з v1II >> (11с)-фра1-1цузсr{и, <<e ssen ce>>): <<Мы 1(1511з1151е1v1, ч·го автомобиль - чувство, I((_)'l'()pc)e )')l<e дос"гаточно побаловало 1-1 1с_: l\1С/ J1v1те л1>н о с т ъю своих абстрак-
J) <) I . I·I CJI)'X()IЗ, и идей. Тем r-ie менее -:\I111 ;:.)J( C:'I"t p и.c)p 11 vip )1e м легкостr>, MI>I i ·I r1ic:·'?\'1 I.\ е1-1·гp t J1I>H Y I() суu. 11ость-бензин, , I I r- 1:}I f),\Дl">l l::JTO lVIO)I(eM их припря- ··1·1,' 1··1 ( 1
() ) l J I(.tl{(), I{(ll( l\1l>I V, )I{e , у1-rоминаJIИ, , 11 1. 11<. J)l1T>lX I I<) IC f >ctx )I<yp1-1a;ra <<Дада>>, cl 'I' , l J{ 'i-I( ( I<IJJ,II' 1X r l' 1.ap l Эil()ХИ Дада, в -·1: <) 1 -1 1.1 i 1 <.: ) I t . 1r1 13 <<П с р в о t1 1Iебес1-1ой ;\ r ,t11'J'1<)I)с I'()С:11<.)/LI1II ,l .A..tI'I'И r1ири1-J.а>>, II }) l-I (' ) " I' (: 'I' I l ),l.> б l JII·I Гip()}I;!BCf-l( I-IИЯ И:ЗО- ,J ;,: 1) (1::-ir-I ' I' t ; 11)1I()I'C) 1/1c 1cy c c ·[' t1a друзеи-73;а- 1l 1( '1·( ) I r1 1111J1,1 1ep, ;\рпа и Я11ко. П f)1,1'lrt ivr 1,-i r1= ) 1 с 1. пI>I11)rti р5Iд бI>IJI 1-re ил-
J I I( ) C' 'l ,' P l J.{1'1(:_ J/I, I-1() ,., })clBI·l()IIpaвH()И Ча- c : l ' l>l( ) )I( )·f ) 11 Ll J l Lt f,[Jf, .J,[ l(l-1v!Г.И .
Crf()IЗ ·1-I( ll)c.l 11f1I.IIC'1' С'Гсl1"'1>И () C()l3peмe1-1- l-f(), r,.1 1;1c I <v c c:·t·1 t. , tic:t1.цc 1)ceI'O обраn. аясь /
31 - ... - ..- ... - -· - . . . ..... -··· . ..... .- - - • ,_ . .. ·· ·· · - ····· · ······ -·· ··- ·-_·- l !i i 'fz,tra ·1·. (l::t1,·гcs C.(Jtl1J)}i:tt·s. \·'. 1. llJicl. J Н2 . ..--- --·· ·к . творчеству художников, близких ему по духу. <<Есть много художников, которые перестали искать решения в предмете и в отношениях с внеш ним миром; 01-1и космичны или пер воначальны, решительны, просты, мудры, серьезны>>-<>о.
В од1-1ом из текстов, 1-1аписанном, по всей вероятности, сов1v1ес1--но с Арпом в 1917 г., Тцара дает формальное опре; еление абс--гракции. Он говорит o тori.1, {-JT() двИЖ )iIJ е иV CИJIO:VV I искусс'rва явJI5IC'I'C5I различие 1, то есть <<абс1--ра ги ро1за,r-111е >> 01' предмеrга изображе НУ1я. <<J1 I() 6 o e И СI( )i СС'Г В О , Да)I(е по;. ража т е J1Ы·I О е , c () J.(ef):>к i,-1-т' в себе абс1--р акцию: ()I-I,:l , 11л - 11 l I 1}) () Гl ( ) р 1 . \ И 11, УIЛИ [1 цвете, И J IИ 1з, :\1 ;.1:- 1, p i,1-11. <...> ( J)( )' I '() r p a ф 11я - абстрак- 1 ;1,rя О'Г ма_11сi1111е1'0 р а з ; 1и 1:1 и 5I >>. В своей
Зсt \ 1' e1'I{C << () 1-I CI{ (r) Г () PI>IX ху J\O)KI-IИ KaX» (-1 )17) 1'1\apct пi,1u1e'r ()б Apr1e и Джорджа !(е К1-11, )111<<) , п р1,1ч еi\•1 к 11о сJ1ед1-1е 1у (>Н r1ри, 7'.1е11- 51ет П ( >I -I Я' r и е <<а б с 'I' р а к 1 И Я>>: < < У де К11р11к(> т еrv1п ераме11т, предст,tв
(э1<с,гериориз()Ва1-1ы). Застывшие ;1и- 1- 1/ 1 , его вооб})а)I<ение 11окрывает н<:1с |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы