Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зелен ы 1 J I ЬД O ivI ; он ве;:(е Т К а б r с гракции
г1у1'е 1 отравле1-1ной и мистической иро IiИИ>>. с понятием абrс гр акции оказыва ется связано стремление к <<чистоте>> и 1t11-1туитивному углублен11ю <<Вifу т·р е нней лог:v ки форм>>. Для таких
32 - - - - - - -- --'--":_
__:·. -_ 2>1 Tzзra Т. · lbid. Р. 556.
,/{JI Jt Т 1. а р а 01сазывается твор'(_rество ·· ./-\ JJ.П'"l, с хар 1ктерны1\1 для него <<acк e · 1-·1·1·:3);J( >, j\1 , r1ро11сходящ11м из с11мметрии, ,., 1<, 1 <_)·1·<>р о 11 011 строг(> 1·1ринудил себя. CJI() ;"(( ) H (! T f, , <...> 1 1 р и в е р )К е l - I У . -I О С Т Ь Ю , ! I J t : ·( f{()..11I.,I( I·I М I"I ри 1\11 И 1 ' И BI-ll> I J\.f ЛИНИЯМ: f3( -})' J' J.TI( l j l b , Г <) p , '-J J JЗ O I - 1 ' 1 ' ( l : J I I > И несколько / ( J 'J· ; i 'i ( ) I l J JI<. И , }I]3 J JЯ K) f.I. И X CЯ результаТ()М : ; ! l { ( ) J ! ( ) 1 ; ) ( . J\ ' 1 ) 1 J/[ , I I C l · I t B И C ' } " ' vI X V, Д())I(IIИI<a I< I <.l ( .:."151 I I <) i i ( - 1 · 'l )КИрII()Й) ЖИВ()fIИС I; JJ if( >..:1 \ .- '--J <:l <:'J"<: }1 J3(1 :. (: t . , ' Г - ( } eCTI> rfCJI(), ОЧИ- . ,,,,, .... ,, 1 с. , J1 ),i : · : 1 f f <) (.' 'f '. ·1 : ; (), 1·1 f,J() l,·I c:tf)X е ( ) l l () l 'И И >> - -•
13 с ·1-·'; 1--1··1)е <<i\1 ap c t л J) Янка и нефигура · 1'J(.111 rI lJI )К1>r 11о п и с ь >> 1,цара рассуждает () < .v·б ·t">C I{1 , 11 1ЗvI:3MC Х, ), ' Д О Ж Н ИК а к а к · дви- ' . ,,.,, )l ( ) ' II(( ;I I ( : I--J.!JC ,l t)(:' If' ) a KI YIИ и приходит r( - 11,71:е с: < . ) ' I '() I\;r, ч- 1' 0 Gtб с т р (: гирование - ' f' ( ) IIC I 1f) <:>t 'l' ( ) << ( ) t JИ I Ц C I-IИ e > > от предмет I·I(}(:'I'1J .(.·J f! l lClll I·I I--IX orp lHИtieHIIЫX форм, И l·1( ' f' ( ) JI I )I(() П(,)J I C K <<13Н ) ' Т р е н 1-1е г о co Д ( f) л ( a l I-I 1 51>> lf 1-I ( ) B l >I X - ины х < < форм >>: <iб C' J' }J l l( 'l' I·J()С -1rр {)И ЗВе д е i f И е искусство (J61ra):I;c:!-C' I ' нсI(<>й <<ЖИЗI·IЬ Ю>>, ()I-iO само ЯJ3Л 5I ( ' f' C5 I <<( )J J f ' a I :I И З l\,f( ) M >>. В <<П ( . ) Л И Х р С) М НJ"IХ J)CJI I.>e ф ;;:t X >>, B Ы C T t B Л C I--IH I >I X В 1 а- 1 1 е р е е Д аi{а , ivlctJ) CC.1 .ь ЯfII<O передает <<()l.J )/lJ e н, f J (_" RCC,l ,)>, B O I I Л ( ") IJ a .s:1 <<()pra· 1·1J,1 I e CK) ' I() а J) Xи 1·eкr r y p y >>. Художник, как I' O l! O fJ I,1'I' - 1 -.I.( t fJ t'l <К<
33 ОН' I р оли р ует
i),, , ...
. -.-..· ..--•.. ··-··-·-
- - ---
. .. ..... .. ,._ ·····- · . ._. _ ..-·· -·- - - - ·.·· .. . - - - - -• -·- - . 1ц1г<·1 1.· l f) i<l. f> 5 5 : 1 - 5 5 " J. эту новую форму в соотношении с . и з н ач альными законами живопи- с и и переносит на картину некииv op- ганизм, которыиv живет, у которого есть свое собственн()е рав1-1овесие, который обладает заверше1-11-1остью, подобно микробу 11л1,1 с 110 11 ) 1 >>:2 . Эти рассуждения перек11икаются с его <<Заметкой об и ск усст ве>>, где он писал: <<В настоящее время искусство пред ставляет собой еди1-1с1'веннvю кон- струкци10, совер1uенную саму' по себе, o котороиV ()Олы11е 1-1ичего невозrv1ожно сказа1'ь - <)1-1а сама r10 себе является 6ОГ<.1ТС'ГВ0iv]' Вv1тал1 носты<), CMl>I C.JI OM И iV1) 7J{ p O CT hI O >>'2 I.
<< ( ) р г а 1111Ч} l ( ) C'Г l > >> J.1CK) 1 CC1 B a !\-1Оже·1· l!Ы p a ) K <ll ' l- > C Я 1 3 ( J 1 v l Я I - I И И х у 11 , о ж 1 1 - и к а С t,l- ' ' · , 1 e pv 1e 1,1 CI'() r l ' l O p 't.l e C T I a, В ( ) ' ГCV T C l B Jtl 1 . I 0 11c ) C)J JI.<) l <1: 1 ,1i 1я , 1<а 1< с>н п и 1u е 1 · 1 << M<t - Ii и ф <·: r·( Д (l i{a 1 )18 Г<>1'-1.<l>>: <<H O B f>I Й жi1- ll( ) Г iv I(: e 1 { С() З /1.а е т м 111р , Э Л С :\1е 1 1·г ы ко ТС>р()Г()- <>1-11,1 же и с ре; с-1·ва , C K) ' f I<>C и <) 11µ с ;1,е"1с н 11(>е n p<)v13в e ; e111t1c б е:J 1р·1· :v1е1-1т <) 1 . Но13ый худо)кник пр<>1 с с · r у·с- 1' : () 1-1 ; )l { e IIe ЖИВ()ПИсуегг (11()СПрО l1IЗ ВО; 11· -1 Сl-1 1lВОЛИt1е с к и и И ТI.1l К) З ( ) р - 1-01 ), а r1pя:v1<) творит в камне, дeJJe1 e. ж е; 1е:зе , 0 J1 о в е }'Те с ы орган1-1змов-)10- к о rv1о т и в о в , к о' r о р ы е прозраt.1ны 1 ве троrv1 СИЮМИН)''ТНОГО ОЩ) ' ЩеНI-I Я 10 1 · ·т быть повер1-1уты в любую ст орон '}>. Возможно, на эти рассужде1-1ия Тиара
34 ·- - -·. - -·- --- - - - ----- - ·- _- - - --- - -- - ---- - ------ .. :\) 1·zara Т. Ibid. Р. 555-556. t -') T:z.ara Т. ll)id. Р. 393.
• повлияли теории-i· <<вчувствования>> Вильгельма Воррингера, автора кни--г и <<Абстр кция и вчувствование>> (1908), ставшеи одним из классических. про- -- изведении....., посвященных абстр-ак ц и и .
<<i \ б с1·р а г и р о в а н и е >>, согласно Тцара, ок(tзывается весьма сложнои..... художе- с, 1-не111-I<) И..... операциеи....., не тождествен- 1-1с) t i п<>искам абстра <ции в кругах нe :v1c 1i1</11x э 1<с п р е с с и о н и с т о в . С одной C'I' ( ) p O I-I I">I , отри1 ание традиционного
., ,,,,..
c·1··1 () I - t r·1> 1з11е Х\ 'д о ж 1-1и 1<а . Понятие <<с16 с ·1· р с11<11.11 1,1>> 01<азывается связа1-Iо ) '- ·1 1i , t} ) ;t с х"tр а1<т е р 1-1о й д11я него фи I <> С <) (i ) 1-1<. i-1 1 v1·г,1л и :3iVI a , наиболее яр- ,, K I - I \ I 1 1 > 1 } ) < 1 ) I { e I I v I C Т \ 1 1 I(ОТОро и является : ·11(>\ ·15111 7·· 1· а 5-1 ф1 ) а:за о r-.1ь1сли, произво J(11;v1( > 1 1 <) P ''I )·' Пр:v чем, здесь важна 11е ( 1 -c) J I Ы <<) 'Гел есн а J1 с о с т а в11я ю щ а я , C l ( ( ) Jl l>I{() iV t e x a I - I И З \ 1 Д В И )К С I-I И 51 - <<Д ) ' Х О В I 1а 51>> с у б с ·1· t 1-I J и я ( rv1ысль) ВI>rраба т1")1вdе·1·ся J JT(JM, в процессе ее r1po- стеv1....1, 11е1·0 вы ра же11и я .
Но, I<cl I< в с_,е 1 Е'(сt, 1 ---ц сt р а -1<р и т·ик возвра
• .. в заметке:"• б-·А р п е : <<Художник отбра- сыцае.т объективную реальность, ре альность, которую он видит, и с этой д и с т а нци и . я оцениваю ту высоту, на которую художник поставил свой предмет, свою мысль в чистом виде, свою силу абстракции в той сфере, где идеи становятся металлически ми, а кишки поэта - цветочками нанизанными на ожерел1')е тем11оты>>2 ;)'. Тцара пе реходи, rr от отказа от об1>еК-
виде >>, к 1<<)нкрет ,1зации абстракции, ,- и Т()ГДа И,.Т:(С:VI O ( >p er ,Г l IO T материаль- Н()С'I'Ь и II})C) l e T I-IO CT Ь ( <<СТ а I-IО ВЯТСЯ
м е· ,r l Л Л 11'tJC ( K 11-.l\.111 >>) , r Г е Л О ( <<K И I II K И>> ) 11() : ·1--а - ( ) К ( \ з ы в а IO ' 'I C Я <<I J.l JC1' 0 't.I к a м 11, > > <.l 1' e, 1\ t l l ( ) T, l ( ) l{ t З I>I B t e 1' CЯ <<( ) Ж е р е л ь е м>>, , ...:. ..... ...:....-......:..... <l ) ,f) t1-11 ( ) '· c 1<:v1e МС);1.е р 1-1и с:т ы доволы-1<) с·.к <:·1·1•1, 111. -1е с 1<и 1 ) e a I' I p O I3 l J I И I-I a О' l' К р ы '1' 11 51 l' 1,.i 1 р с1, 1з11; J,51 }3 I-I e :\ •I I I{)ВОГО Маллар l\1е: /.\ I·I,Г( p < )1{ 11д C'tI И' I' a J I , Ч 'ГО два CJIOГa < < J \ , \ ) ё ' t > > ; <) с т .1,- 1·11и <<З l \ ' Ч , t u е й бессl\1ыс- 1111.ц 1)1 ( <<i 11 <-t 11 i t { s o 11 o r e >> 1>) . Однак(> co- P<-l'I'1111 I< Ж1,,1да, Жа1< Р11вьер, б1")1лболее Cl·l l /l C X (.);1,J-I T e Ji e н К i\-10ЛОДЫМ поэта , <)бра-г1-1в в 1-rи rv1а1-1и е 1-1а то, что они с1 · р е 1v1и л и с ь прео11.олеть условf1ость CJ10BCCI-I()ГO з1-1ака: << Я З ЫК для дада пе рестал бы,гь средс1' в о м, он стал сам1r1м
--·- ·····---·- ·--· . . ··-·· . --- -··· - - · . . ·· - · ··
• • - .. . .. . - • • - • - - • • • ... - • - • • - - w • - • • • . - -. !)i ' I' z<\Г<i·г. I b id . 1 55 3.' Г1(ар а з д е с ь C} J( ) B f lO r1р( >;1о, 1Ж (i С'Т
1-IJ C t · t <)р , Г \ 1 , 1 J1 \}} 1 ( >c 1 , · i 1 ;: t6 c · 1 · r, a KI tИ1't, <) K () T < >p <>i1 Г<)ll > ,'\1 )11,1·1J ) <>т 1--1 [J( ) r1o c·r aв11яn111ий св<>I() aб c·r pa кLtl-f K) , 1б с т р ак 1 -1и !v1<>1vtpи <t.f1a : «Всп<>м и 1Jае'I ,·с я , к·а, к·:\1b l C J1l > p • t.:1 И С M < > I I Д p r t < t l -1 ( ) !\ 1, К()ТОf>ЫЙ п р о т и в <> П О С Т а ВJ 1 Я } I нск\-·сств<> , и п р 11 ) <>д \,., считая, t.t т o И СК) 'с с т в о и с к усс твенно, ,\ 11р1-1ро1-:(/а ес т е ст ве1-11-1а. Я 11е разделяю ero 11еt1ия.
Я считаю, что природа не противос.тоит и , кvсс1 -- Arp J.Jours effeuilles. Paris, 196,6 Р . 3l 7 · ·se 192, 0 2t > J Gide А. Dada / / La nouvelle Revue FranvU . • · 1 a v1·il. Р. 480.
Если прод?Л ИТ -. Ь э . · - и , н f :·
o рассуждениях М. Хайдеггера :,в ·.с т а .· тье <<Гельдерлин и сущность поэзии>>. по поводу того, что <<поэтический жи тель человек на этой земле>>. Поэти- ческииV язык, та самая мысль, делаю- ща51ся прямо во рту - не что ,1ное ка.к необходимое условие особой <<поэти- ческоиV жизни>>.
Особость этой <<поэтической жизни>> в т о м, что она оказывается связана во всеми органами чувств. Манифе сты должны быть услышаны, но они должны быть и уви; ены, и для этого Т1 ара особенно заботится о типогра фии is, которая предстает в 1<ниге как сло)кная, но ясная одновременно. Чи татель дол)l<ен видеть текст, он дол жен различа'ГЬ в нем анаграмматиче- ские игры.
<<Семь Манифестов Дада>> - это один из вариантов <<т о т а л ь н о г о искусства>> ( <<Gesamtkusntwerk>>) в вагнеровском смысле этого слова. В нем соедине ны и звуки, и изображения, и миф о ро)l<дении, причем о бесконечном рождении того, что Тцара называет <<парабола дада>>. Благодаря образам тела (рот, где <<п р о и з в о д и т с я м ы с л ь >> и др.) и постоянному перескакива ниюс одного уровня языка на другой,
37 27) Riv.i'ereJ. Ц и т. по: Corvin М. Le theatre Dada existe-t-il ? Op.cit. Р. 221. 28) upault Ph.Tristan Tzara et la typographie en « Dada» // J dtn desarts, No 89, a v1·iI 1962, Paris. Рр. 14-20. ' <<Т та, .ьи .::ис усст.во>> 'Тцара НИkОГ· да не·замыкается только в·сфере ис кусства.·
М.ы уже упоминали о загадке, о пара• доксальном <<Притчевом>> характере его манифестов и пьес. Визуальные и аудиальные игры Тцара могут быть шифром, за ко·rорым скрыва ется ГЛ)'бинное С<>держа11ие. В ран нем сбор11ике Тц 1ра <<Двадцать пять ст1r1хотворении>V > ec·r1> несколько поэм <<БоJ1ьп1ая жал<)ба 1oeti ·rем1-1оты>>, где мож1-10 1)а<:11оз1-1 t"г1 элементы <<Цe1i ·rypиi1>> Н(>с·1·р,1дс:l!\1уса" которые он t1ит 111 i-1a <<l et.IeJ)aX ;].ада>> в Цюрихе в 1917 I'. П<>J. I(<>11e1.i жиз1-1и T1( tpa, }'Же дав1() <)T<)III{ ,t:1.1111,1и• J <J'I' дс:tдаизма, oc·ra- I1t:l Л<.:5( l t pe 1I С f () C l'\ 1 I ) ' OC()OOf\,ty - <<TO l'a.r11>f-I<) 1 \:> > 1·1<> -·1 i,1'(1e c к o 1\·1v чv1Jствv. Но , ' ; , I-Ia ' 1'()' 1' f)<l:1 OI·I 1-IC C()ЧИI-IЯJI, а читаj1 11 Гll>I'l'(.t_:i(:5( ]?.]II,JI(I-IYl'b В пpoчИl'tlI-IHOe, 11 е 1.,· , \'/.1.<·tjf <)<:I> (>1·1<pI>ITI>, '-IT() Зtl 11ри- 1\1,1"(-111I>I l\,1J,I .II.JI 51 I-I<.l(: ·1·екстаl\,Ii,1 ФраI IC}'a l)vI j:1() I-1,\ NI <):iKl-1() ,r1 и11е·гь а 1-1,\ 1·pa fi\-1 ы. / ()1-1 11<->( 1\511·иJ1 1-1х рас11111фровке бо11ее ·1-ы( }1 11,1 с;1·р,11-11,11_ , которые бы;1и ОП)' б;111к<)В<t1-1ы 1,,1ссj1едовате11ям ,1 в 1991г.
.. .и -t<))l<cт бы,rь, 1-1есл);ча йно 1'цара 1 Ы(>ра11 ;.1,л51 с в о е и к 11и1--и , озна 1с1-10- вавп1ей <ри1-1ал парижского движения д а1з;а , i1l\1e1-1110 семь 1\,tа1-1ифестов _ Елена Гал ьцова
38 и ,,,._
( / / I
•
./
, •'
13 н a<:· r (>Я 11teii к1-1иrе nе1)евод сде11ан по издаf-1ию 1 }24 r. - э кзе f\1. 11J1s1р'}, 113 кu1лекции I-I. И. Хар,'.'(жиева, 11a x <) Д 5JU ( e Й CSI в 1)'Зее M,UIKOBCKOГO.
Э1·(>1· э кз 11ляр бь,л подаре1-1 Илье Зданевичу, o ,ем сви;(етсл1)с1·в уе·г рукописное 11освяще11ие <<Илье Зданевичу со всяческой СИl\.fПатией l p иc·I'a11a' 'l ца ра Ноябрь 1924».
•
тристан тцара
1зда1"ельство д11орама 11ta11 б1одри & со ) TЛ JtI Ц a пrерШ-1\'IИДИ, 3 Пар11rк
Рисунки Франсиса Пикабиа
Антипирина ДАД·А -э т о · ·на ш -а :ИН ен.;с ц :1й:J О ТЬ::t::):Вisi+· . ' . . . . ставляющая -.пi т ь1к: и, _.··не .-: · и ме ю - щ и е · . . . значения сумат ра нска!{ : . г о лов а.:-.·· : Не - · мецкого младенца; Дада · это- · ж 11з нь без 'Гапочек и параллелей; которая_ против единства и за и решительно, против будущего; мы мудро сознаем что наши rv1озги станут уютными по дv1пкаJ\1И что наш антидогматизм так J )КС о,r(нобок I<aI< чиновник и что мь1 1-1е с11об од1-1ы а кричим о свободе -
Суровая необходимость без дисци плины и морали и плюнем на челове чество. ДАДА остается в европейских рамках слабости это все-таки говно но впредь мы хотим срать разными красками чтобы украсить зоосад ис кусства флагами всех консульств
Мы директора цирка и свистим среди ярмарочных ветров среди монасты- реиv проституцииV театров реально- стей Ч') в с·гв ресторанов Хо Хи Хо Хо Бум Бум • •
Мы заявляем что авто это чувство y)I<e довоJ1ь но ласкавшее нас в медли тельностях своих абстракций и тран- сатлантик и шумов и идеиv . •
Мы однако выводим вовне легковес ность ищем средиНН)' Ю сущность и довольны что можем скрыть ее; мы 47 ·не хотим пересчитывать окна чудноиV элиты потому что ,lI,AДA существует не для кого-то и мы хотим ч1'06ы все это поняли потому что это галерка Дада я вас уверяю. О·гкуда можно )'Слышать военные марши и спуститься рассе кая воздух как серафим в обп\ествен ную баню посИК<:\1'Ь i,1 усеч1> парабо11у ДАДА не дурость - и не мудрость - и не милая кокетка буржуазная ирония
Искусство было игрой бирюлькой детки подбирали сJ1ова со звоночками на кон tе по1,01\-1 выплакивали и выкри кивали С'rрофу, и надевали на нее ку• коJ1ьные ботиночки и С'rрофа станови лась rtари1.1.ей t1тоб малость зачахнуть а 1 ари1(а китом и с разинутым ртом детки l\1ЧаЛИСЬ За 1-IeIO ПOrl'OM После че1--о пришли великие Послы и вскричали историческим хором |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы