Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Юридическая наука в системе социальных наук. Понятие общей теории права.Стр 1 из 14Следующая ⇒
Юридическая наука в системе социальных наук. Понятие общей теории права. Место правоведения в системе общественных наук определяется значением исследуемого им объекта, то есть права, его соотношением с другими социальными явлениями (политикой, экономикой и т. д.). Философия. Особенно ощутима связь юридической науки с философией, формулирующей общие закономерности природы, общества и человека. Философские научные законы важны для юриспруденции как отправные положения. Одним из проявлений данной связи служит наука философии права. Экономика. Экономические науки вооружают юриспруденцию знанием экономических законов. Здесь конкретным примером является отпочкование науки хозяйственного права. Психология и психиатрия. Для правоведения также значимы науки, изучающие закономерности поведения человека, характер этого поведения, в частности психические переживания, воздействующие на формирование права и его реализацию. В связи с этим возникла психологическая школа права, а психология вторгается в правоведение в виде прикладных дисциплин, таких как судебная психология, судебная психиатрия. Политика. Закономерности политической сферы важны для правоведения потому, что они, с одной стороны, включаются в право, как и другие регулируемые им явления, а с другой стороны, объективные законы права, его принципы диктуют политической власти соответствующую ориентацию в процессе ее осуществления. Органическая связь государства и права обусловила появление ОТП, а потребность исследования специфики политической жизни – обособленной науки политологии. Общая теория государства и права - это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений. Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.
Предмет общей теории права.
Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета. Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права . Что же изучает теория государства и права? Это: · объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни; · правовые и государственновластные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права; · функции государства и права; · сложные правовые категории, такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. д. Необходимо сказать несколько слов о соотношении теории государства и права как науки и как учебной дисциплины. Предмет у них общий - государство и право, но акценты изучения различны. Предмет можно рассмотреть с двух сторон: · стабильные, всеобщие характеристики государства и права, их типичные черты, которые остаются неизменными на протяжении многих и многих лет. Эта сторона в большей степени относится к предмету учебной дисциплины; · научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень познания права и государства, необходимость их анализа во взаимодействии с другими отраслями знания - все это со временем приводит к переосмыслению и преобразованию предмета науки. Эта сторона предмета - собственно научная, состоящая в приращении научного знания, поиске, открытиях, ошибках, дискуссиях. Место теории государства и права в системе юридических наук определяется прежде всего ее особенностями и характерными чертами: · теория государства и права - вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки; · теория государства и права - фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний; · это обобщающая наука, она "выводит за скобки", берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники; · это методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими науками. Однако значение теории государства и права нисколько не умаляет значения других юридических наук, ведь без них она попросту не существует.
Историческая школа права
Историческая школа права критикует естественное право за его неисторичность, недоказуемость научными способами. Историческая школа права базируется на изучении и рецепции римского права и пытается перенести ее закономерности на развитие права вообще. Право развивается постепенно, эволюционно, подобно языку, отражает уникальный народный дух. Основным источником права является обычай, который имеет длительное время реализации. Социологическая школа права Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля.
Для социологической юриспруденции характерно акцентирование внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. В этой связи оказалось уместным древнее различение слова живого и слова мертвого, которое, будучи привнесенным в правовую жизнь и правовое общение, позволило произвести отличие законов, которые «гласят», от законов, которые не «гласят», или, другими словами, отличать право в жизни от права в книгах. Делит социум на: базис (экономика) надстройку Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке – орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения: 1) Государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе. 2) Они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда. Развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями. Государство и право – орудия классового господства, орудие подавления. Они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и интересы господствующих классов С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают (конечная цель коммунизма – общество, где единственным социальным регулятором является мораль советского человека). Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире. Немарксистская теория. Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в историко-материалистической концепции стали формироваться два подхода. Один – марксистский. Второй подход – немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела". При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского. Главным образом, критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбы и в утверждении, – государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая цивилизация, то есть "вечно". Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", А.Б. Венгеров специально подчеркивает, "что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века". И относит к достоверным "материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Считая ошибочным "преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская "теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".
Психологическая школа права В рассматриваемой теории право определяется и исследуется как явление индивидуальной психики человека. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологических переживаний, поскольку в них он отражается. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Принципы права Принципы права – это основополагающие исходные нормативно-юридические положения, начала, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие его содержание, сущность и закрепленные в нем закономерности общественного развития. Принципы права: § Социально-правовые принципы § Специально-правовые : · Внутриотраслевые (принцип свободы завещания в гражданском праве) · Отраслевые (принцип равенства супругов в семейном праве) · Межотраслевые (принцип состязательности в гражд. процесс. и уг. процесс. праве) · Общеправовые: 1) Гуманизм - должно быть гарантировано уважение к каждой личности, ее чести, достоинству, неотъемлемым правам и свободам; 2) Демократизм - единственным источником государственной власти является народ; 3) Социальная справедливость - государство должно обеспечивать интересы всех слоев общества; 4) Равноправие, равенство всех перед законом; 5) Законность — строгая иерархия нормативных актов, верховенство закона; 6) Единство прав и обязанностей - закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями; От принципов права следует отличать правовые аксиомы – юридически значимые положения, принимаемые без доказательств: • нельзя судить дважды за одно правонарушение; • никто не может быть судьей своего дела; • в споре должны быть выслушаны обе стороны; • закон не имеет обратной силы. Закономерности права – это объективно обусловленные и объективно необходимые тенденции, выражающие сущность права в процессе его становления, развития и функционирования.
Право и мораль Мораль - это правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах. Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные требования к человеку. Не отдельный индивид оценивает свои поступки как хорошие или плохие, а общественное мнение дает моральную оценку его поведению. Общество может признать поступок нравственно хорошим, хотя он и плох, невыгоден для конкретного индивида, и наоборот, аморальным может признаваться поведение, вполне одобряемое самим индивидом. Рассмотрим отличия норм права от норм морали. Если право формируется государством в процессе целенаправленного нормотворчества, то мораль складывается стихийно, постепенно, по мере осознания и признания нравственных идеалов большинством членов общества. Норма права становится общеобязательной сразу, с момента вступления в силу соответствующего источника. Право действует в определенных временных рамках, вплоть до отмены или истечения срока действия нормативного акта. Мораль же не вводится в действие с определенной даты, она оказывает влияние постепенно, по мере ее осознания общественным сознанием. Нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни срок их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей. Мораль появилась намного раньше права. Нормы морали не обладают признаком формальной определенности. Они не закрепляются в письменной форме и содержатся в сознании людей - индивидуальном и общественном. Иногда моральные ценности выражаются через фольклор, искусство, массовую культуру. Нормам морали присущ высокий уровень обобщений (абстракции). В целом они не унифицированы, не конкретны, им не свойственна детализация. Однако даже при отсутствии такой формализации все члены общества прекрасно знают содержание моральных требовании. В то время как право отличается единообразием нормативных предписаний, мораль не однородна для различных групп, слоев населения. В любом государстве может существовать только одна правовая система, мораль же имеет множество различных уровней. В каждом сообществе - этническом, профессиональном, возрастном, религиозном, у каждого отдельного индивида - свое понимание нравственных идеалов. Разумеется, существуют господствующие представления о моральных ценностях. Но индивидуальные и групповые отклонения от них могут быть значительными. Нормы морали соблюдаются добровольно. Средствами обеспечения выступают здесь, с одной стороны, внутренние факторы - убеждения человека, совесть, чувство долга, стыда, а с другой - общественное мнение. Таким образом, нормы морали защищены не государственными, а общественными санкциями. Можно сказать, что мораль носит авторитетный характер, основывается на всеобщем добровольном признании соответствующих правил как обязательных к исполнению. Право регулирует лишь наиболее важные, общественно значимые с точки зрения государства социальные взаимодействия. Область действия морали намного шире. Нормы морали носят всепроникающий, универсальный характер. Регулирующее действие морали распространяется практически на все сферы публичной и частной жизни. Право можно рассматривать как набор минимально необходимых требований к человеку, в то время как нравственные критерии несравненно выше. Мораль и право могут в чем-то не совпадать и даже противоречить друг другу, но в целом право и мораль взаимодействуют друг с другом, дополняют, взаимопроникают и обеспечивают друг друга. Их базовые требования в основном совпадают. Право и религия Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями, и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий и Новый Заветы, Коран, сунна и др.), в решениях собраний верующих и духовенства (постановления соборов), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих), регламентируются отправления обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное и правовое содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат). В царской России ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных церковью, был составной частью правовой системы (каноническое право). После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом. В ряде случаев конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения, действовать в соответствии с ними. Религиозные организации могут иметь статус юридического лица, вправе владеть храмами, молитвенными домами, учебными заведениями, культовым имуществом. Гражданину предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные со вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, похоронами и т.д. Однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах. Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни. В Республике Беларусь некоторые христианские праздники отмечаются по календарям двух наиболее многочисленных конфессий – православной и католической. В целом современное светское государство отделено от церковной власти, религиозные источники не являются общеобязательными для исполнения и не поддерживаются государственным принуждением. Вместе с тем, существует взаимное влияние права на религию (запрет осуществлять отдельные культовые действия, запрет существования деструктивных сект, правовое оформление церковной организации) и религии на право (запрет абортов в Польше, не одобряемых католичеством, альтернативная служба, запрет наложения взыскания на культовое имущество). Религия может выступать действенным средством по устранению асоциального поведения в обществе, содействуя тем самым установлению правопорядка в государстве.
Внутренние функции гос-ва Они связаны с реализацией задач гос-ва внутри страны. К внутренним функциям современного бел. гос-ва следует отнести: Экономическая (выражается в выработке и координации гос-ом стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме) Идеологическая (выраж-ся в деят-ти гос-ва по поддержке и научной разработке определённой идеологии, в том числе религиозной, направленности образования.куль гуры,деят-ти СМИ) Социальная (призвана обеспечить соц-ю защищённость личности, норм. усл. жизни для всех членов общ-ва вне зависимости от их непосредственного участия в производстве мат. и дух. благ) Охрана конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка (выражается в деят-ти гос-ва, содержанием которой явл. Защита принципа разделения властей, создание усл. Для точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми лицами, обеспечение прав и свобод человека и гражданина) Экологическая (состоит в установлении гос-ом правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания) Культурная (составляет разносторонняя гос-ая поддержка развития культуры-прежде всего нац-ой ли г-ры, иск-ва, кино, СМИ и др. ) Внешние функции гос-ва. Они связаны с реализацией задач гос-ва на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений. К внешним функциям современного бел. гос-ва следует отнести: Обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на пр-пе поддержания достаточного у р-н я обороноспособности общ-ва, отвечающего требованиям его нац-ой безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности Взаимовыгодное сотрудничество с др. гос-ми - это разнообразная деят-ть гос-ва, напрвленная на установление и развитие эк-их, полит-х, культурных и др. отнош. для Бел. особенно важной явл-ся гос-ая поддержка иностранных инвестиций, интеграция в мировую экономику, объединение усилий с др. гос-ми по ликвидации последствий радиационного заражения, вызванного аварией на ЧАЭС Участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества. Внешняя деят-ть современных гос-тв основывается на международно-правовых нормах. При заключении международных договоров должны учитываться интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.
Правовое государство Правовым называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки: 1) Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации установлено, что это обязанность государства. 2) Верховенство закона. Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. Это принцип народовластия, т.к. в законах выражена воля населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы. В правовом государстве закон, принятый высшим законодательным органом власти при соблюдении всех конституционных процедур, обладает высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам, и не может быть отменен, изменен или приостановлен ни какими ведомственными актами. Закон должен иметь прямое действие, т.е. требовать издания дополнительных подзаконных актов, обеспечивающих его действия. Кроме того, закон в правовом государстве должен быть правовым, соответствовать праву. Правовой закон не допускает своеволия законодателя. Основной закон правового государства - Конституция. Она представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Приоритет и прямое действие конституции - неотъемлемая черта правового государства. 3) Взаимная ответственность государства и личности. Связанность государства правом. Правовое государство должно не только выработать систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед гражданином и обществом за невыполнение взятых на себя обязательств, это должно служить гарантией от любых форм произвола, вседозволенности. Издав закон, государство и его органы сами должны подчиняться ему точно также, как и граждане, таким образом устанавливается режим законности. На таких же началах строится и ответственность личности перед государством. Государственное принуждение должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. 4) Принцип разделения властей. Законодательная власть, избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной) занимается реализацией законов и исполнительно-распорядительной деятельностью. Судебная власть осуществляет правосудие, выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую, брать на себя ее функции. Каждая из ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Так для законодательной власти установлена жесткая юридическая процедура законодательно процесса, правоотлагательного вето Президента; права Конституционного Суда блокировать антиконституционные акты и др. В отношении исполнительной власти - ограничение ведомственного нормотворчества, установлены сроки президентской власти, вотум недоверия Правительству и др. Для судебной власти - презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса и др. 5) К числу иных признаков правового государства, помимо вышеперечисленных, относятся: - демократизм, реальное осуществление народовластия; - наличие развитого гражданского общества; - создание институтов политической демократии; - установление в законе и проведение на деле суверенности народа.
Юридическая наука в системе социальных наук. Понятие общей теории права. Место правоведения в системе общественных наук определяется значением исследуемого им объекта, то есть права, его соотношением с другими социальными явлениями (политикой, экономикой и т. д.). Философия. Особенно ощутима связь юридической науки с философией, формулирующей общие закономерности природы, общества и человека. Философские научные законы важны для юриспруденции как отправные положения. Одним из проявлений данной связи служит наука философии права. Экономика. Экономические науки вооружают юриспруденцию знанием экономических законов. Здесь конкретным примером является отпочкование науки хозяйственного права. Психология и психиатрия. Для правоведения также значимы науки, изучающие закономерности поведения человека, характер этого поведения, в частности психические переживания, воздействующие на формирование права и его реализацию. В связи с этим возникла психологическая школа права, а психология вторгается в правоведение в виде прикладных дисциплин, таких как судебная психология, судебная психиатрия. Политика. Закономерности политической сферы важны для правоведения потому, что они, с одной стороны, включаются в право, как и другие регулируемые им явления, а с другой стороны, объективные законы права, его принципы диктуют политической власти соответствующую ориентацию в процессе ее осуществления. Органическая связь государства и права обусловила появление ОТП, а потребность исследования специфики политической жизни – обособленной науки политологии. Общая теория государства и права - это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений. Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы