Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право, согласно социологам права, корениться не в текстах законов, а в жизни.
Исходные начала права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах. И в прошлом, и современном обществе право представляло собой порядок, существовавший в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй общественных организаций. Подобная констатация на практике приводила к мысли о том, что если гражданский кодекс не дает конкретных предписаний к разрешению какого-либо вопроса, то необходимо обращаться к правовым нормам, закрепленным в уставах организаций, которые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и факты и есть «живое» право. Социология права не признает монополии государственно-властных учреждений на создание правовых норм, она исходит из предположения, что право коренится в обществе, в общественных институтах и их нормах. Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое» право», – сложившиеся в обществе фактические отношения. В социологии права обосновывается возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Как следствие, отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения, что ведет к фактическому расширению правотворческих функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению решить то или иное дело.
Марксистская теория. Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма – труд Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Делит социум на: базис (экономика) надстройку Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке – орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения: 1) Государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе. 2) Они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда. Развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями. Государство и право – орудия классового господства, орудие подавления. Они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и интересы господствующих классов С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают (конечная цель коммунизма – общество, где единственным социальным регулятором является мораль советского человека). Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире. Немарксистская теория. Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в историко-материалистической концепции стали формироваться два подхода. Один – марксистский. Второй подход – немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела". При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского. Главным образом, критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбы и в утверждении, – государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая цивилизация, то есть "вечно". Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", А.Б. Венгеров специально подчеркивает, "что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века". И относит к достоверным "материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Считая ошибочным "преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская "теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы