Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Городской быт (архитектура, скульптура, живопись)



 

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII –XYIII веков.

Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. — М. Фонтана и Г. Шедель ).

Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.

28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый " Зимний дом". Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.

Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.

У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад, " лучше чем в Версале у французского короля". Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и в последствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.

Сад в Петербурге был основан осенью 1704 года и назван Летним. Петр принялся за новое дело для себя с характерной для него страстью к преобразованию. Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы разработав и усовершенствовав его создали хитроумные лабиринты.

Многие его указы показывают с каким увлечением и размахом создавался Летний сад, например указы " О высылки из Москвы огородных семян и кореньев, а также 13 молодых робят для обучения огородной науке". Петр заботился о том, чтобы его сад закладывался по всем правилам искусства. Он заказывал много специальной литературы " образцовую книгу по фонтанам" и книгу о Версальском парке, из Голландии была выписаны 2 тома " Огородник с цветами (фигурами)", куплены " 5 книг теории огородныя", " книга римских огородов". Для сада из Соликамска везли кедры и пихты, из Киева - вязы и липы. Лучшие садовники Европы и России участвовали в создании нового детища Петра I. Я. Роозен, К. Щридер, И. Сурлин, Крылов, Сляднев высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра ездили по Италии разыскивая для Сада " редкостные скульптуры". В Венеции была приобретена садовая беседка " редкой красоты". Петр не забывал заботится о своем Саде даже в тяжелые и трудные времена, которые казалось бы не способствовали мыслям о новом Петербургском парке.

В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена " Венус старинный" - Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. " Белая дьяволица" вызывала такую лютую ненависть приверженцев к " старине", что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.

В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

Одежда и украшения

 

Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII – XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений – среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

Для XVIII века, за исключением последних лет характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Русское общество познакомилось в XVIII веке и с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

В связи с коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.

Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров – Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Они долгие годы работали в России, обслуживая царский двор и знать. Знать способствовала распространению моды на все слои общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

Позье оставил свои записки о пребывании в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что «бриллиантов придворные дамы одевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами».

Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились из-за границы, или же иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

Самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по-прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.

Живописные миниатюрные портреты на эмали появлялись в России в начале XVIII века, первыми мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали.

С начала XVIII века стали широко использоваться для украшения одежды запонки с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).

Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма. [7]


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь