Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Петр I Великий - первый российский император



 

А между тем Евдокия Федоровна менее чем через год после свадьбы родила царю сына, названного в честь деда Алексеем, а в 1691 и в 1692 годах еще двух мальчиков - Александра и Павла, умерших в младенчестве, не проживших и года. Евдокия была нежной и любящей матерью, но более всего она была страдалицей, и из-за того, что муж бросил ее, и из-за того, что их первенец и наследник престола был так же не мил Петру, как и она сама.

Петр Алексеевич, находясь в Москве, почти никогда не бывал с нею, но все ночи проводил в Немецкой слободе: либо в роскошном дворце Лефорта, построенного для своего любимца Петром, либо в собственном доме Анны Монс, построенном на его деньги.

Путешествуя со своими спутниками по европейским странам - Курляндии, Пруссии, Бранденбургу, Голландии, Англии, Австрии, - Петр, изучая западную культуру и науку, исподволь готовил и перемены в личной жизни. Он поручил дяде Льву Кирилловичу Нарышкину и боярину Тихону Никитичу Стрешневу во время его отсутствия склонить Евдокию Федоровну к добровольному принятию монашества. Вторую часть своего плана Петр утаил: после пострижения Евдокии и заточения ее в монастырь он хотел жениться на Анне Монс. Однако Нарышкин и Стрешнев в этом деле не преуспели.

Ее силой постригли под именем Елена и, не обращая внимания на крики и слезы, заперли в тесную келью Покровского девичьего монастыря. Ей не дали ни копейки на содержание, и она была вынуждена просить деньги у своих опальных и обнищавших родственников. Со временем дела Евдокии немного наладились - родственники сумели установить с ней связь через ее духовника и местного архимандрита Досифея и стали регулярно пересылать ей деньги и вещи. Окружавшие несчастную царицу монахини прониклись к ней искренним сочувствием. Особенно тяжело переживала опальная царица разлуку с любимым сыном.

Когда Пётр заточил ненавистную жену в монастырь, он с головой окунулся в разгул. Своим пьяным развлечениям Петр придал некое устроение, собственноручно написав устав своеобразного шутовского ордена и назвав его " Сумасброднейшим, Всешутейшим и Всепьянейшим Собором".

Коллегию пьянства или “сумасброднейший, всешетейший собор” возглавлял князь-папа или “всешумнейший и всешутейший патриарх московский, кокуйский и всея Яузы”. Князь-папа имел огромный штат, состоящий из 12 кардиналов, отъявленных пьяниц и обжор, епископов, архимадритов и других духовных чинов. Петр сам написал устав для данной коллегии, в котором до мельчайших подробностей были определены чины избрания и разные степени пьяной иерархии и всякий раз составлял программу очередного собрания, вдаваясь в мельчайшие детали его проведения. “Первейшей заповедью ордена было напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвыми.“ У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия “Служения Бахусу и честного обхождения с крепкими напитками. “ Следует отметить, что в названиях должностей, иерархии и заповедях собора четко прослеживается связь с католичеством и европейской символикой.

Какую же цель преследовал Петр, создавая этот полуофициальный орган?

Иностранцы, жившие в то время в России, да и многие соотечественники Петра, считали, что преобразователь своим пьянством и шумным весельем пытается ввести в заблуждение своих врагов относительно истинных политических целей. В.О.Ключевский склонен был видеть здесь больше настроения, чем тенденции. Петр осмеивает ненавистную ему старину, прибегая к оружию смеха. “Всешутейший собор” – это не просто штрих в картине подавления церкви самодержавным государством, а он был необходим Петру для утверждения нового взгляда на общение, развлечения, веселье и культуру русского дворянства в целом. Собор был необходим Петру для противопоставления старинной праздности “новой” праздности, которой “присваивалось качество культурной ценности”.

В своем “шумстве” Петр доходил до крайних пределов, постоянно смешивая серьезное и шутовское. Всешутейшие графы и патриархи совмещали и перемешивали свои шутовские должности и атрибуты с ответственными государственными постами и должностями. Церковный ритуал уже не противопоставляется пародийному, как это было в допетровской Руси, а смешивается с ним, разрушается граница между двумя мирами.

Заточение законной супруги в монастырь развязало руки Петру, и он стал серьезно помышлять о женитьбе на Анне Монс. Осенью того же года Петр уехал на кораблестроительные верфи под Воронеж, а за себя в Москве оставил " любезного друга Франца". По возвращению Петра начались пиры и праздники. Они проходили в новом дворце Лефорта, построенном во время путешествия царя по Европе и по его распоряжению. Это был необычно роскошный и огромный дворец. Главная часть дворца, с центральным залом высотой более двадцати метров, была обращена в сад. Множество других залов напоминали музей искусств: в них были собраны китайские вазы и коллекции фарфора, батальная живопись и модели кораблей, образцы оружия и доспехов... Двадцатого февраля 1699 года необычно торжественно было отпраздновано новоселье, а еще через десять дней Лефорт заболел горячкой, а точнее, общим заражением крови и 2 марта умер.

Петр сильно горевал, смерть лишила его преданнейшего и любимейшего соратника и друга. Но она же и положила конец двусмысленным отношениям с Анной Монс, которая теперь, кажется, стала полностью принадлежать Петру. Со смертью Лефорта на дворцовом небосклоне круто поднялось в зените новое светило - Александр Данилович Меншиков.

Если бы не начавшаяся вскоре война со Швецией, то, может быть, Анна Ивановна и стала бы русской царицей, как немного позже случилось это с другой возлюбленной Петра – пленной латышкой Мартой Скавронской, вошедшей в историю под именем Екатерины I.

Вопрос о происхождении Екатерины невыяснен и многие данные противоречивы. В 1703 году Меншиков с гордостью показывал свою новую служанку-наложницу приходившим к нему в дом друзьям и собутыльникам, но усиленно скрывал ее от Петра, так как понимал, что попадись Марта на глаза царю, он тотчас лишится своей услады.

Но однажды Меншиков во время попойки с царем проболтался о прелестной любовнице. Петр велел немедленно показать ему девушку. Тут-то и увидел Петр свою суженую - шестнадцатилетнюю, пухленькую, с необычно живыми черными глазами и совершенно необъятным бюстом. Девушка мыла окна и, не замечая царя, легко перескакивала с подоконника на подоконник.

Царь увез Марту с собой, спрятав ее от всех в маленьком домике на окраине столицы. Только наиболее близкие ему люди знали, кем на самом деле является для государя эта юная служанка, официально значившаяся женой придворного конюха. Скоро Марта была введена Петром и Меньшиковым в круг близких подруг и родственниц царя и фаворита. Новый роман Петра не походил ни на один из предыдущих: от шестнадцатилетней литовской крестьянки тридцатидвухлетний царь потерял голову. он не считал ее простой наперсницей, но видел в ней будущую жену, тем более что она скоро забеременела и родила близнецов - Петра и Павла, умерших в младенчестве. И потому уже в 1705 году Петр предложил своей будущей жене принять православие.

Крестным отцом Марты, получившей новое имя - Екатерина, стал сын Петра - пятнадцатилетний царевич Алексей, а крестной матерью - сводная сестра царя Екатерина Алексеевна - сорокасемилетняя дочь Алексея Михайловича и Марии Милославской. Отчество " Алексеевна" Екатерина получила от своего крестного отца - пасынка Алексея. Теперь все, кто пренебрегал ею, резко изменили к ней отношение, ибо перед ними была крестная дочь царевича и царевны, и, наверное, будущая государыня.

 

Екатерина Алексеевна  (Скавронская), Марта. вторая жена Петра I.

 

Даже Меншиков сменил тон и, оставаясь ближайшим другом Екатерины, стал вместе с тем и почтительным подданным.

А между тем новообращенная Екатерина и ее прежние товарки продолжали жить одной компанией сначала при дворе любимой сестры Петра - Натальи Алексеевны, а потом во дворце Меншикова. В 1707 году у нее родилась первая дочь - Екатерина, скончавшаяся через год, а затем еще две девочки: 27 января 1708 года - Анна, а 18 ноября 1709 года - Елизавета. В этом браке родилось 8 детей, но кроме Анны и Елизаветы, все они умерли в младенчестве.

Двадцать пятого февраля 1711 года в Успенском соборе был зачитан Манифест об объявлении войны Османской империи. В этот же день, перед тем как отправиться в поход против турок, Петр обвенчался с Екатериной. Правда, венчание было тайным, но оно - было. Впервые Екатерина пустилась навстречу опасностям, а может быть, и смерти не как любовница Петра, а как законная жена. Необычайно сильная привязанность Петра к Екатерине объясняется не только силой чувств, которые он долгие годы испытывал к ней. Прусский резидент в Петербурге граф Г.Ф.Бассевич писал в своих " Записках": " Она имела власть над его чувствами, власть, которая производила почти чудеса. У него бывали иногда припадки меланхолии, когда им овладевала мрачная мысль, что хотят посягнуть на его особу. Самые приближенные к нему люди должны были трепетать его гнева. Появление их узнавали по судорожным движениям рта. Императрицу немедленно извещали о том. Она начинала говорить с ним, и звук ее голоса тотчас успокаивал его, потом она сажала его и брала, лаская, за голову, которую слегка почесывала. И он засыпал в несколько минут. Чтобы не нарушать его сна, она держала его голову на своей груди, сидя неподвижно в продолжение двух или трех часов. После того он просыпался совершенно свежим и бодрым. Между тем прежде, нежели она нашла такой способ успокаивать его, припадки эти были ужасом для его приближенных, причинили, говорят, несколько несчастий и всегда сопровождались страшной головной болью, которая продолжалась целые дни. Известно, что Екатерина Алексеевна обязана всем не воспитанию, а душевным своим качествам. Поняв, что для нее достаточно исполнять важное свое назначение, она отвергла всякое другое образование, кроме основанного на опыте и размышлении".

Двенадцатого июня Петр и Екатерина прибыли в лагерь русских войск на Днестре, но множество русских полков было еще в пути. Их марш к Днестру оказался очень трудным: стояла сильная жара, высушившая не только ручьи и озера, но и колодцы. Провианта не хватало, ибо край подвергся разорению турками и союзными им татарами.

Наконец дивизии Шереметева, Вейде и Репнина - общей численностью около сорока тысяч человек - соединились на берегу Прута и построили укрепленный лагерь. Скоро вокруг него сосредоточились неприятельские силы, в три раза превосходящие русские и союзные им молдавские войска. После двух турецких штурмов, с трудом отбитых русскими, оставшись без продовольствия и не имея доступа к воде, Петр решил капитулировать. Он приказал Екатерине покинуть ночью лагерь и скакать в Польшу. Но она наотрез отказалась, а вместо бегства принесла Петру все свои драгоценности, стоившие десятки тысяч золотых рублей.

С этими драгоценностями в турецкий лагерь отправился вице-канцлер Петр Павлович Шафиров, сопровождавший царя в походе, и подкупил ими великого визиря, согласившегося выпустить окруженную армию из лагеря.

Через три года после Прутского похода, в 1714 году, в память об этом поступке своей жены Петр учредил орден Святой великомученицы Екатерины, которым награждались только женщины. Девизом ордена были слова: " За Любовь и Отечество", а пояснительная надпись гласила: " Трудами сравнивается с супругом".

Влиянию Екатерины некоторые исследователи склонны приписывать решительный поворот в отношениях Петра к царевичу Алексею.

Поворот этот состоял в том, что Петр после смерти жены Алексея (1715) передал сыну обширное письмо, в котором указывал на его неспособность к делам и требовал или исправиться, или отказаться от надежды наследовать престол.

В 1718 Алексея заставили отречься от права на престол. В том же году его судили, обвинив в заговоре против государя, признали виновным и умертвили в Петропавловской крепости.

В 1722 Петр издал закон о престолонаследии - " Устав о наследии престола", по которому царствующий государь мог отдавать после себя престол кому угодно из родственников, игнорируя права по рождению.

Устав был издан 5 февраля 1722 года, и лишь 15 ноября 1723 года появился манифест о предстоящей коронации императорской короной Екатерины. Хотя в нем не говорилось, что именно Екатерина становится наследницей престола, было ясно, что Петр тем самым делает важный шаг на пути к реализации " Устава о наследии престола".

Поэтому, когда в мае 1724 года в главном храме России -Успенском соборе Московского Кремля - состоялась коронация Екатерины, французский посол Кампредон особо отметил следующее: " Над царицей совершен был, против обыкновения, обряд помазания так, что этим она признана правительницей и государыней после смерти императора, своего супруга". Императорскую корону на голову Екатерины возложил сам Петр.

Во время коронационных торжеств Екатерины Петр простудился и болел с перерывами до глубокой осени. И все же он вел прежний образ жизни - много пил, ел все, что ему хотелось, и почти не слушал докторов. Казалось, что он сознательно ищет смерти. 21 ноября Петр первым в столице, рискуя, переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне.

Двадцатого декабря Петр участвовал в грандиозной попойке, устроенной по случаю избрания нового князь-папы " Всепьянейшего Собора", потом, в январе 1725 года, бурно отгулял на свадьбе своего денщика Василия Поспелова и на двух ассамблеях - у графа Толстого и вице-адмирала Корнелия Крюйса. Особенно же поразил всех больной император, когда 6 января, в мороз, прошел во главе Преображенского полка маршем по берегу церковной службы, пока святили Иордань. Все это привело к тому, что Петр слег, сильно простудившись, и с 17 января стал испытывать страшные мучения. Простуда усугублялась недугами.

В краткие минуты облегчения Петр готовился к смерти и за последнюю неделю трижды причащался. Он велел выпустить из тюрем всех должников и покрыть их долги из его сумм, амнистировал всех заключенных, кроме убийц и государственных преступников, и просил служить молебны о нем во всех церквах, в том числе иноверческих.

Екатерина находилась у его постели, не покидая умирающего ни на минуту. Петр I умер 28 января 1725 года в начале шестого утра, не оставив завещания.

Екатерина сама закрыла ему рот и глаза и вышла из маленькой комнатки-кабинета, или конторки, как ее называли, в соседний зал, где ее ждали, чтобы провозгласить преемницей Петра. 2 февраля его труп забальзамировали, а 8 марта погребли в Петропавловском соборе в Петербурге.


Заключение

 

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков.

В результате петровских реформ " социальное положение " благородного" сословия изменялось в одну сторону, - в сторону Запада, - в то самое время, когда социальное положение " подлых людей" т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону прямо противоположную, - в сторону Востока.

Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Взглядов на Петра, его эпоху - великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка. Вообще, споры о Петре Великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе. Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, церковью и светским миром. Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.

Петровские реформы, последовательно ориентированные на вестернизацию России, ее включение в мировое сообщество, приобщение к западноевропейской цивилизации, на деле были весьма противоречивым и неоднозначным процессом. Это и не могло быть иначе в условиях социокультурного и религиозно-духовного раскола страны, с одной стороны, глубоко укорененной в архаике патриархальности и средневековья; с другой, - решительно шагнувшей в Новое время. Посланные на обучение за границу молодые дворяне - " птенцы гнезда Петрова" (прообраз будущей российской интеллигенции) - составляли чрезвычайно тонкий слой европейски образованных реформаторов, во многом оторванных от образа жизни не только большинства русского населения, но и отчужденных от жизни своего класса.

Несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.


Литература

 

1. БалязинВ.Н. Сокровенные истории дома Романовых. М. СП «Икпа», 1992

2. Валишевский К. Пётр Великий. Воспитание. Личность. М. СП «Икпа», 1990

3. Забелин И. Е Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск, Наука, 1992

4. Ключевский В. О. Статьи. Собрание сочинений. т. 8. М. Мысль. 1990

5. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М. Правда, 1990

6. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М. Правда.

7. А.Петракова. Русские ювелирные украшения XVIII века . " Русскiй Антикварiатъ" №3-4, 1 апреля2003 г

8. Толстой А. Н. Пётр Первый. Барнаул. Алтайское кн. изд-во, 1987


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь