Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. РЕАЛИЗАЦИЯ БЛОКОВ ПРОЕКТА ПО СЕМИ НАПРАВЛЕНИЯМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА



Представленные в данном разделе материалы предназначены непосредственным организаторам мероприятий Проекта (работникам сферы культуры и искусства, педагогическим работникам) и являются рекомендательными, при их использовании следует учитывать уровень культурного развития школьников и их знания и навыки, полученные на школьных уроках и на занятиях в системе дополнительного образования.

Списки и Перечни, представленные в Методических рекомендациях, имеют избыточный характер, то есть включают большое количество информации, и предназначены для выбора организатором мероприятий Проекта необходимого минимума произведений искусства и учреждений культуры.

Изобразительное искусство

I. Цель и задачи

Цель: сориентировать школьников на формирование художественной визуальной культуры в процессе их приобщения к отечественному и мировому изобразительному искусству.

Задачи:

1. Развивать культурные компетенции, включающие:

- формирование основ музейной культуры, бережного отношения к музейным предметам и культурным ценностям в целом;

- формирование эстетических предпочтений, развитие эстетических интересов;

- формирование художественно-эстетического восприятия и образного мышления;

- формирование мировоззрения и развитие эмоционального интеллекта;

- расширение знаний культурно-исторических периодов, стилей, направлений, авторов и жанров лучших произведений изобразительного искусства отечественной и мировой культуры;

- развитие навыков анализа произведений изобразительного искусства, сопоставления, выявления параллельных идей и образов, воплощенных в различные периоды развития культуры (в соотношении с мировой, отечественной и региональной, местной культурой);

- развитие умений исследовать связь современных образов визуальной культуры с истоками (оригиналами), сформированными в ходе развития изобразительного искусства, соотносить их с культурно-историческим контекстом;

2. Приобщать к истории и традициям, развивая:

- понимание непрерывности и преемственности истории развития изобразительного искусства от архаики до современности;

- чувство личностной причастности и принадлежности к родной и мировой культуре.

Особенностью освоения культурных нормативовпо направлению «Изобразительное искусство» является возможность опереться на знания, получаемые учащимся на уроках в начальных и средних классах общеобразовательной школы. Активизация знаний, приобретенных на школьных уроках, во внеурочной деятельности позволит сформировать устойчивые компетенции в области общей культуры.

II. Форматы освоения комплекса теоретических и практических знаний и навыков

Методическое пособие содержит список музеев, рекомендуемых для посещения (См. Приложение 2, Раздел 1), и рекомендуемый перечень произведений искусства по направлению (См. Приложение 1, Раздел 1).

1. « К ультпоход» -обязательноепосещение музея, художественной галереи, художественной выставки с учетом регионального компонента.

Периодичность – не менее одного раза в год.

Примерная тематика

Классы

· «Мир музея» - знакомство с основными понятиями: «музей», «экспонат», «коллекция», правилами поведения в музее, способами освоения музейного пространства и произведения искусства.

· «Если видишь на картине…» - знакомство с основными жанрами изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

· «Давным-давно» - знакомство со сказочными образами и сюжетами, мифами, легендами и их героями в изобразительном искусстве.

· «Краски родной природы» - знакомство с цветом и освещением на примере смены времен года и времени суток средствами пейзажной живописи.

Классы

· «Музей и коллекционер» - знакомство школьников с процессом поступления предметов изобразительного искусства в музей; понимание роли коллекционера для мирового культурного наследия: кто эти люди, что они собирают и почему дарят свои коллекции музеям.

·  «В мастерской художника» - встреча в музее с художником (скульптором), знакомство с современным искусством, инструментами художника (скульптора), материалами создания картины (скульптуры).

· «Как лечить картины» - посещение реставрационных мастерских, где школьники познакомятся с профессией реставратора, увидят насколько сложный и трудоемкий процесс реставрации произведений искусства и поймут как важно бережно относится к культурным ценностям.

· «Детский мир» - школьники узнают самих себя, знакомясь с портретами, жанровыми сценами, изображающих мир детства, увидят отношение художника к детям в разное историческое время.

· «Что ни страница, то слон, то львица» - знакомство в музее с анималистической живописью.

· «Война и мир» - знакомство школьников в музее с батальным и историческим жанрами в изобразительном искусстве.

Классы

· «Посторонним вход разрешен! » - посещение фондохранилищ музея, знакомство с профессией хранителя музея. Школьники смогут увидеть то, что недоступно обычному посетителю, узнать об истории поступления и изучении экспонатов, о том, что каждой группе музейных предметов необходимы индивидуальные условия хранения.

· «Стиль! Стиль! Стиль! » - знакомство с модой и одеждой на картинах, изображающих различные эпохи. Школьники узнают как одевались люди разных сословий, где жили, что ели.

· «О любви» - знакомство школьников с темой любви в изобразительном искусстве: любовь к Родине, природе, родителям, ребенку, богу, любовь мужчины и женщины.

· «Ночь в музее», «Ночь искусств» - школьники старшего звена принимают участие во Всероссийских акциях.

Для всех возрастных категорий

· «День музеев» - школьники всех возрастных групп принимают участие во Всероссийской акции.

· «Виртуальный музей» - знакомство с экспозициями ведущих художественных музеев на местах посредством сети Интернет. В данном случае эксперт-куратор самостоятельно готовит экскурсию по выбранной теме.

Тематика выездных мероприятий может быть расширена в зависимости от имеющихся в регионе музеев.

2. Второй блок « Культурный клуб» предполагает три элемента: 1) лекции с показом репродукций произведений мирового и отечественного изобразительного искусства; 2) обсуждение пройденных тем / интерактивная игра-викторина; 3) совместное / самостоятельное творчество.

Примерная тематика

Класс

· «Знакомьтесь – музей! » - какие бывают музеи, знакомство с видами музеев (художественные, краеведческие, мемориальные, музыкальные, литературные, театральные, музеи-заповедники, естественно-научные, технические); знакомство с первыми музеями России; музей моего края – (знакомство с музеями региона, города, села).

· «Азбука искусства» - виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), техники живописи и графики (темпера, масло, фреска, оригинальная и печатная графика), скульптура (городская скульптура, мелкая пластика, из каких материалов создают скульптуру).

· «Сказочное искусство» - античное искусство (герои легенд и мифов, искусство Египта, Греции, Рима), сказочные художники (И. Билибин, В. Васнецов).

· «Искусство вокруг» - художники-иллюстраторы, художники промышленной графики (плакаты, открытки, реклама, деньги, марки), художники-дизайнеры (интерьер, мода, автомобили, мебель), художник декоратор, художник-мультипликатор.

Класс

·  «Чудесные образы» - что такое икона, как она создавалась, какие бывают икону, кто изображен на иконе, как «читать» иконы, иконостас (строение, иконный ряд, символика и место иконостаса в храме)?

· «Бог и человек» - история искусства Средневековья и эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафеэль, Микеланджело, Донателло)

· «Мираж Востока» - искусство Китая, Японии, Индии, Средней Азии

Класс

· «Искусственная река» - течения русского и зарубежного искусства (барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, авангард, соцреализм), основные художественные объединения.

·  «Меню современного искусства» - хепенинг, перформанс, бодиарт, инсталляция, граффити, стрит-арт.

Варианты творческих занятий

Класс

·   «Собираем картину» - школьники группами собирают пазл-репродукцию картины, выбранную экспертом-куратором. Выигрывает группа, которая соберет пазл первой.

· «Найди 10 отличий» - школьники сравнивают два изображения- репродукции картины и находят «лишние» или отсутствующие детали (индивидуальное задание).

· «Сказка – ложь» - конкурс на лучшую придуманную сказку по сюжету картины

· «МультМуз» - просмотр мультфильмов, связанных с музеем и изобразительным искусством («Опять двойка», «Происшествие в музее», «Пластилиновая ворона», «Случай с художником», «Черный квадрат»).

Класс

· «Коллаж» - составление авторской картины из деталей картин русского и зарубежного искусства.

· «История одной картины» - конкурс на лучшую вымышленную историю, связанную с сюжетом картины или ее автором.

· «Художники моего края» - встреча с местными художниками, которые могут провести мастер-класс или поделиться положительным опытом своей профессии.

· «Сходство есть! » - квест-игра, в которой участники подбирают сюжетные аналогии между картиной (скульптурой) и литературным фильмом (мультфильмом), спектаклем.

Класс

· «Я - антиквар» - школьник самостоятельно выбирает картину и определяет: что изображено (название города, конкретное место, памятники, какое событие, что делают персонажи, во что они одеты, какое историческое время изображено, как называются предметы интерьера и т.п.).

· «Ассоциации» - командная игра, в которой один из участников объясняет сюжет известной картины (скульптуры), остальные ее отгадывают. Кто отгадает, продолжает игру.

· «Угадай художника» - школьники по случайной репродукции картины (скульптуры) определяют по почерку имя художника (скульптора). Играть можно группами, парами, всем классом. Кто угадывает – продолжает игру. Рекомендуется подбирать картины, с которыми ученики были ознакомлены.

Для всех возрастных категорий

· «Все в сад» - квест-игра, посвященная парковой скульптуре

· «МузКом» - конкурс комиксов. Школьник придумывает историю о художественном музее и оформляет его в виде комикса. Форма исполнения – рисунок, компьютерная графика, фотография, другое.

· «Мой музей» - каждый класс выбирает тему коллекционирования, пополняют свою коллекцию в течение учебного года, в конце которого класс организует выставку.

·   «Селфи в музее» - конкурс фотографии. Школьник в музее делает фотографию рядом с понравившимся экспонатом, выкладывает в соцсети с хештегом #культпоходвмузей. В конце месяца подводятся итоги, выигрывает тот, кто набрал больше лайков за публикацию.

·   «Ожившие картины» - флешмоб по воспроизведению пластическими и звуковыми средствами картины или скульптурной композиции. В акции принимают участие все классы школы. Все ученики класса должны быть задействованы в мероприятии, между участниками распределяются роли.

· «Школьный музей» - создание виртуального школьного музея

3. Цифровая культура. Перечни по направлению «Изобразительное искусство» содержат наиболее известные произведения отечественного и мирового изобразительного искусства, доступ к которым открыт на портале «Культура. РФ». Рекомендуемый список следует расширить, включив произведения искусства местного и регионального значения.

С экспозициями виртуальных российских и зарубежных музеев можно познакомится на каналах YouTube.com, официальных сайтах музеев.

Рекомендации эксперту-куратору

1. Для оценки качества творческих заданий рекомендуется использовать трехступенчатую систему оценки: оценка педагогом «Культурного клуба», при положительной рекомендации педагога - привлекать на рецензию работы экспертов регионального уровня, при положительной рекомендации регионального эксперта - привлекать на рецензию работы экспертов федерального уровня.

2. Творческие задания могут выполняться не только индивидуально, но и коллективно группой школьников. Задача педагога – организовать группу и определить вклад каждого из ее участников.

3. Рекомендуется привлекать профильных специалистов (искусствоведов, художников, педагогов по изобразительному искусству) для проведения мастер-классов во время занятий культурного клуба.

4. Рекомендуется соблюдать системный подход при изложении материала, выстраивая его в хронологической последовательности в соответствии с культурными периодами.

5. Рекомендуется уделять больше внимания обсуждению пройденного материала, а также непосредственному погружению в «мир искусства», чем проверке знаний посредством тестов.

6. Рекомендуется использование социальных сетей в реализации блоков «Культпоход» и «Культурный клуб».

7. Методическая рекомендация универсальна для всех трех заявленных в проекте возрастных категорий; в зависимости от возраста корректируется время занятия и объем информации, его сложность, контроль знаний.

Музыка

I. Цель и задачи

Цельосвоения культурных нормативовпо направлению «Музыка» - развитие любви к музыке, потребности знакомиться с новыми музыкальными произведениями и углублять понимание музыкального искусства в соотнесении с другими видами искусств.

Задачи:

- познакомить учащихся с высшими достижениями творчества отечественных и зарубежных композиторов, преимущественно XVII-XX вв. (периода существования феноменов «композиторской музыки» и «музыкального произведения»);  

- сообщить в необходимом объеме факты, способствующие пониманию музыкальных произведений и получению эстетического наслаждения от их прослушивания;

- сформировать представления об основных музыкальных жанрах и стилях;

- сформировать систему ориентирующих знаний о музыкально-историческом процессе в контексте истории всей культуры, для чего, по возможности, осуществлять комплексный подход к освоению культурных нормативов по всем направлениям, сопоставлять музыкальные явления с известными учащимся явлениями из истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино.

Решение названных задач невозможно без активного слухового усвоения произведений музыкальной литературы. Только сохранение в памяти необходимого минимума музыкальных композиций, представляющих образцы разных музыкальных стилей и жанров, создает условие для возникновения художественных ассоциаций и интеллектуальных аналогий.

Особенностью освоения культурных нормативовпо направлению «Музыка» является возможность опереться на знания, получаемые учащимся на уроках в начальных и средних классах общеобразовательной школы. Активизация знаний, приобретенных на школьных уроках, во внеурочной слушательской и творческой деятельности позволит сформировать устойчивые компетенции в области музыкальной и общей культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь