Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2. Выразительные средства музыки, их роль в возникновении музыкальных ассоциаций
Основой музыки является музыкальный звук. Свойства музыкального звука: высота определённая, длительность, громкость, тембр. Музыку мы воспринимаем через ассоциации. Выразительные средства музыки: мелодия, гармония, фактура, ритм, динамика, тембр. Мелодия. Организует звуки по высоте в их последовательности. Одно из важнейших (наряду с ритмом) выразительных средств. Слово «мелодия» может выступать как синоним слова «музыка». (Пушкин А. С. «Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, / Но и любовь – мелодия»). Мелодию называют также музыкальной мыслью. Выразительность мелодии основывается на том, что ее аналогом вне музыкальных явлений является речь. Мелодия в музыке выполняет такую же роль, как речь в нашей повседневной жизни. Общее между мелодией и речью – интонация. В речи интонация несет, в основном, эмоциональную окраску, в музыке – и смысловую, и эмоциональную. Гармония. Организует звуки по высоте (вертикали) в одновременности. Гармония организовывает звуки в созвучия. Созвучия делятся на консонансы (приятное звучание) и диссонансы (резкое звучание). Созвучия могут звучать устойчиво и неустойчиво. Эти качества являются колоссальным выразительным средством. Передают рост напряжения, спад напряжения, создают ощущение развития. Фактура. Это музыкальная ткань, организующая звуки и по горизонтали, и по вертикали. Типы фактур: монодия (мелодия без сопровождения), многоголосие (полифония – это одновременное звучание равноправных мелодий; гетерофония или подголосочный склад – это сочетание мелодии с ее же вариантами в других голосах), мелодия с аккомпанементом (гомофонная фактура), аккордовая и аккордовая фигурация. Ритм – это организация звуков во времени. Звуки имеют разную длительность. Звуки имеют акцентность (акцентные и безакцентные). Функции ритма: а) ритм упорядочивает музыкальное время, делит его на соразмерные участки от акцента до акцента. Участок от акцента до акцента – такт. Это метрическая функция ритма (называется «метр»); б) ритм передает движение вперед, создает ощущение жизни, неповторимости, потому что на метрическую сетку накладываются звуки разной длительности. Через ритм музыка связана с другими видами искусств (поэзия, танец). Ассоциативное поле ритма очень широко. Может ассоциироваться с биением сердца, ритмом шага. Напоминает об отсчете времени. Через ритм музыка связана с другими видами искусства, прежде всего, с поэзией и танцем. Динамика – организация звуков по громкости. Форте - громко, пиано – тихо. Крещендо – уменьшение динамики, напряжения и диминуэндо - увеличение. Тембр – окраска звука. Для описания тембра чаще всего используются зрительные или осязательные, иногда вкусовые ассоциации. Тембровая драматургия – выстраивание тембров в определённом порядке. Принципы тембровой драматургии, с помощью которых осуществляется динамическое нарастание (на примере «Болеро» Равеля): а) повышение относительной высоты звука при сохранении ее абсолютной высоты; б) усиление выразительности тембра; в) увеличение кол-ва инструментов; г) усиление громкости. Тема 3. Музыкант-исполнитель. Певческие голоса. Музыкальные инструменты Основные певческие голоса: женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто), мужские (тенор, баритон, бас). Партии (голоса) в хоре: женские (сопрано, альт), мужские (тенор, бас). Состав симфонического оркестра: 4 основные группы (порядок по высоте сверху вниз): 1) струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас), 2) деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот), 3) медные духовые (труба, валторна, тромбон, туба), 4) ударные (литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, треугольник). Тема 4. Музыкальные жанры Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей. В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества [1] . Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры. По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш). Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки представлено в Таблице 2. Таблица 2
По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита). По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т.к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания. Суммировав несколько критериев, можно дать следующие определения основным музыкальным жанрам: Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, народной и профессиональной (авторской). Сольное или хоровое музыкально-поэтическое произведение. Может быть предназначено для исполнения в быту, для камерного или концертного исполнения. Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Лирическая миниатюра. Кантата – концертный вокально-инструментальный жанр, произведение для хора, одного или нескольких певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры. Оратория – крупное вокально-инструментальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры. От кантаты отличается бó льшими размерами, от оперы – предназначенностью для концертного исполнения. Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Включает в себя арии (сольные формы с распевной мелодикой), речитативы (сольные формы с мелодикой, приближающейся к естественной речи), ансамбли, хоры. Открывается увертюрой (оркестровым вступлением), может содержать и другие инструментальные эпизоды (вступления к отдельным действиям, танцы) Инструментальная пьеса – обобщающее название камерных, преимущественно сольных инструментальных миниатюр. Имеет десятки жанровых разновидностей и авторских обозначений (ноктюрн, экспромт, музыкальный момент, «песня без слов», «листок из альбома» и т. п.) Соната – один из основных жанров камерной инструментальной музыки, произведение для солиста или небольшого ансамбля. Трехчастный (реже четырехчастный) цикл с быстрыми крайними частями. Симфония – один из основных жанров концертной инструментальной музыки, произведение для симфонического оркестра. Цикл, как правило, из 4-х частей. Концерт – произведение для одного, реже нескольких солирующих инструментов с симфоническим оркестром. Цикл из 3-х частей, контрастных по темпу (быстро, медленно, быстро). Встречаются также концерты для одного инструмента (без оркестра), для оркестра (без выделения солистов), для голоса с оркестром, для хора a capella (без инструментального сопровождения). Сюита – жанр инструментальной музыки, камерной и концертной. Произведение для инструмента-соло, ансамбля, оркестра. Цикл, состоящий из произвольного количества частей, обычно контрастных по темпу, ритму, характеру. Симфоническая поэма – концертный жанр, крупное одночастное программное произведение для симфонического оркестра. Струнный квартет – камерный инструментальный жанр, произведение для двух скрипок, альта и виолончели (цикл из 4-х частей). Любая тема предполагает несколько уровней погружения в зависимости от возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории. Однако изучение теории не должно подменять главную форму погружения – слушание музыки. Выбор произведений для прослушивания осуществляется в соответствии с Перечнем, в котором отражено разделение рекомендуемых произведений по возрастным группам и по темам. Музыкальные произведения обязательно сопоставляются с произведениями литературы, изобразительного искусства, кино, относящимися к тому же тематическому блоку. Занятия по направлению «Музыка» в рамках тематического блока предпочтительно проводить после погружения в тему на занятиях по литературе, изобразительному искусству, кино. Возможны варианты совмещений двух-трех направлений в одном занятии. Попутно обсуждаются вопросы: какими средствами тот или иной образ может быть раскрыта в музыке, особенно в музыке без слов? Что именно музыка привносит в воплощение образов героя/антигероя (богатыря, сказочного злодея, защитника Отечества, врага, романтической личности, Прекрасной дамы и т.д.), образов окружающего мира? При обсуждении могут быть использованы знания о выразительных средствах музыки, музыкальных жанрах, музыкальных стилях, полученные на уроках музыки в рамках школьной программы. Варианты творческих заданий 1. Подбор иллюстраций к прослушанным произведениям. 2. Определение, какой из двух-трех прослушанных отрывков соответствует обсуждаемому герою/образу (эпическому, лирическому, фантастическому и т.п.) 3. Подбор музыки к картинам, фотографиям по теме занятия. 4. Подбор музыки к стихотворению или литературному отрывку по теме занятия. 5. Подбор музыки для характеристики персонажа. 6. Рассказ о самостоятельно прослушанном произведении 7. Создание слайд-шоу с музыкальным оформлением на заданную тему 8. Создание музыкально-литературной композиции на свободную тему 9. Музыкальное оформление видеофильма, снятого самостоятельно, переозвучивание сцены из профессионального документального, анимационного, игрового фильма 3. Цифровая культура. Перечни по направлению «Музыка» содержат наиболее известные произведения отечественного и мирового музыкального искусства, доступ к которым открыт на портале «Культура. РФ» и classic-online.ru. Рекомендуемый список следует расширить, включив музыкальные произведения местного и регионального значения. Рекомендации эксперту-куратору Промежуточный контроль за результатами «Культпохода» осуществляется через Культурный дневник (учитываются количественные показатели), за результатами посещения «Культурного клуба» – через выполнение творческих заданий (учитываются количественные и качественные показатели). Итоговый контроль по направлению «Музыка» осуществляется в конце учебного года в форме слухового теста, что подразумевает узнавание на слух пройденных музыкальных произведений. Слуховой тест представляет собой прослушивание 5-7 фрагментов музыкальных композиций, каждая из которых может быть 1) отдельной музыкальной миниатюрой: песней, романсом, инструментальной пьесой; 2) частью многочастного музыкального произведения: сонаты, симфонии, инструментального концерта, кантаты, оратории и т.п.; 3) фрагментом музыкально-сценического произведения: арией, ансамблем, хором из оперы, сценой из балета и т.п. В ходе непродолжительного прослушивания (30-60 сек.) учащийся определяет автора произведения и его название (минимум). Более высокий уровень освоения подразумевает определение жанра, принадлежности к той или иной эпохе и национальной культуре, описание характера музыкального образа, его соотнесение со сходными образами в других видах искусства. Желательно применять игровые формы контроля, соответствующие возрастным группам. (Например, участник рум-квеста/компьютерной игры не может пройти дальше, пока не выберет из нескольких музыкальных композиций верную). Литература Цель и задачи Цельосвоения культурных нормативовпо направлению «Литература» - привитие любви к чтению, выработка хорошего литературного вкуса на примере лучших образцов классической и современной литературы, определение взаимосвязи литературы с другими видами искусств. Задачи: - познакомить учащихся с высшими достижениями творчества отечественных и зарубежных авторов, начиная с античности до нашего времени; - сформировать представления об основных литературных жанрах и стилях; - показать, что процесс создания литературных произведений неразрывно связан с историей развития общества. - дать понятие художественного образа - развить восприимчивость к интеллектуальным ценностям, художественный вкус Особенностью освоения культурных нормативовпо направлению «Литература» является возможность опереться на знания, получаемые учащимся на уроках в общеобразовательной школе. Активизация знаний, приобретенных на школьных уроках, во внеурочной деятельности позволит сформировать устойчивые компетенции в области литературной и общей культуры. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы