Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема журналистского материала



Как это ни парадоксально, даже большинство практикующих журналистов не могут грамотно объяснить, что такое тема журналистского материала. Вот вы, уважаемый читатель, сможете? Остановитесь, проговорите про себя, и только затем читайте дальше.

Итак, самая распространенная ошибка – определять тему как «О чем статья». Например, о Москве, о пробках в Москве или о коррупции городских чиновников. Вас устроит такая формулировка темы? Если вы не видите здесь ошибки, попробуйте заявить такие темы редактору и потом напишите мне, что он вам скажет.

Иногда тему формулируют в виде утверждения. Например, «Москва – самый большой город Европы», «Каждый вечер на московских улицах возникают автомобильные пробки» или «Среди московских чиновников есть такие, которые берут взятки». Чем плохи эти формулировки? Во-первых, здесь не содержится ничего нового. Все и так об этом знают. Во-вторых, во всех этих утверждениях отсутствуют упоминания о проблемах.

Журналистика - сродни нервной системе. Ваше тело состоит из множества органов, костей и суставов. Вы их чувствуете? Нет. Но когда что-то заболевает, вы начинаете чувствовать именно то, что заболело. Один зуб из тридцати с лишним. Так и журналистика фокусирует свое внимание на том, где что-то идет не так.

Давайте переформулируем темы: «Из-за перенаселенности москвичам не хватает воздуха», «Измотанные пробками водители стали бросать автомобили и добираться домой пешком», «Из-за воровства в системе госзакупок в столичных детских садах возникла нехватка еды». Что здесь общего? Каждая из этих формулировок – это ранее неизвестная читателям проблемная ситуация. Причем касающаяся многих людей или могущая заинтересовать многих, то есть общественно-значимая. Отсюда вывод:

Тема журналистского материала – это общественно-значимая проблемная ситуация

Запомните, пожалуйста, это определение. Оно пригодится вам, когда будете заявлять тему редактору.

Обратите внимание, как уточнялась формулировка темы в описанном ниже случае.

 

Однажды внештатный автор предложил нам написать текст про один кораблестроительный завод. Завод запустил программу по «омоложению кадров», и формально эта тема подходила в одну из рубрик, посвященную HR. Компания была хорошая (крупная, значимая), но сама история – абсолютно тухлая. Толпу пенсионеров готовились выпинать на пенсию, а сам завод затеял какие-то курсы профориентации на профильных кафедрах подшефных вузов.

– Эх, черт, – сказали мы автору. — Вот если бы увольнение этих стариков было бы для завода критичным… что без них завод оказался бы в кризисной ситуации… скажем, их было бы чуть ли не половина от общей численности персонала… А потеря половина персонала, это какая-никакая, а проблема.

Через час автор перезвонил нам и сообщил, что количество сотрудников, находящихся в пятилетнем интервале до пенсионного возраста, составляет чуть ли не 60%.

– Круто, – сказали мы. Трагизм ситуации был налицо. – Слушай, – сказали мы тогда автору. – Пенсионеры пенсионерами, но нельзя ли нарыть какую-нибудь адскую проблему, которая случится, если завод лишится этих бесценных кадров. Например, не строится ли у них какой-нибудь китайский или индийский эсминец, стоимостью в миллиард долларов?

– Есть эсминец, – сказал обескураженный автор, перезвонив нам еще через час. Строить его пока не собирались, но заказ был. Стоимость контракта исчислялась сотнями миллионов.

– Отлично, – сказали мы. – Теперь надо убедиться, что лишившись этого заказа, у завода начнутся большие проблемы…

– Конечно, начнутся, — ответил уже подкованный автор. — Они же под законом о банкротстве ходят…

(Бочарский К. «Деревня спасена от ужасного шторма»)

 

Тематические фильтры (почему одна информация попадает в СМИ, а другая – нет) и методы поиска тем рассмотрены в последующих главах. А теперь поговорим о жанрах: что это такое, зачем они нужны, и почему в книге представлены именно эти жанры.

 

Жанры современной прессы

Жанр – это устойчивая форма произведения. Наличие жанров позволяет журналисту пользоваться готовыми шаблонами и матрицами для подачи информации, а не изобретать для каждого материала новую форму. Читателю же жанры помогают понять, какого рода информация будет в материале. Например, если это новость, то самое важное сообщат в начале, а затем текст можно не читать. Если это репортаж, то журналист побывал на месте события и расскажет, что он увидел и пережил, дав возможность читателю также это увидеть и пережить. Если это интервью, то текст будет состоять из вопросов журналиста и ответов собеседника.

 

! Смешение жанров или отход от классических форм допустимы, но это всегда риск, на который могут идти журналисты высокой квалификации, способные «играть с формой». Гораздо чаще бывает, когда жанры смешиваются по незнанию, и текст представляет собой либо пересказ того, как журналист собирал информацию, либо авторскую интерпретацию происходящего, когда догадки журналиста неотделимы от фактов. Такие тексты воспринимать очень трудно: информация выглядит недоосмысленной, а выводы журналиста – необоснованными.

 

И в российской, и в западной журналистике существуют различные классификации жанров. Например, в справочнике для журналистов информагентства Reuters помимо различного типа новостей перечислены 29 «других типовых форм текста», среди которых хронология, колонка, обзор, опрос и «свидетельство очевидца». (Reuters Handbook of Journalism.) Российский исследователь А.А. Тертычный описывает 42 жанра, среди которых анкета, прогноз, версия, исповедь, игра, легенда, эпиграф и эпитафия. (Тертычный А.А. Жанры периодической печати – М.: Аспект-пресс, 2004.)

На мой взгляд, наиболее практичной является классификация, предложенная директором исследовательских и информационных проектов Всемирной газетной ассоциации (WAN) Татьяной Репковой. Эта классификация представляет происходящее как решение людьми проблем, в процессе чего происходят события. А дальше можно фокусироваться либо на событиях (это будут новостные жанры), либо на проблемах (аналитические жанры или в трактовке Репковой «рациональная публицистика»), либо на людях (эмоциональные жанры или «эмоциональная публицистика»). (Репкова Т. Новое время: как создать профессиональную газету в демократическом обществе. – М.: IREX ПроМедиа, 2004.)

 

Таблица 1. Разновидности жанров

 

Фокусировка Люди Решают проблемы Происходят события
Разновидность жанров Эмоциональные жанры или «эмоциональная публицистика» Аналитические жанры или «рациональная публицистика» Новостные жанры

 

К новостным жанрам Репкова относит различные типы новостных заметок (короткая, расширенная, мягкая), а также событийное интервью. К жанрам «рациональной публицистики» – аналитическую статью, трендовую статью, комментарий и экспертное интервью. К жанрам «эмоциональной публицистики» – репортаж, портрет, очерк и личностное интервью. Итого получается 12 жанров.

 

Таблица 2. Жанры по группам в соответствии с классификацией Т. Репковой

 

Новостные жанры

Аналитические жанры

Эмоциональные жанры

Короткая новость Информирование о событии через ответы на основные вопросы (Кто? Что? Где? Когда? и др.) и в порядке убывания важности информации Аналитическая статья Выдвижение тезиса и его последующее доказывание или уточнение с опорой на факты и экспертные оценки Репортаж Рассказ журналиста, позволяющий читателю увидеть и пережить происходящее
Расширенная новость Дополнение короткой новости позициями сторон, оценками экспертов и др. Трендовая статья Описания тренда – изменений в какой-то сфере жизни Портрет Показ человека в жизненных ситуациях для раскрытия его личности
Мягкая новость Короткая новость, сопровождающаяся рассказом о событии по хронологии Комментарий Высказывание журналистом своего мнения с опорой на собственное восприятие действительности Очерк Показ судьбы человека, иллюстрирующей общественно-значимую проблему.
Событийное интервью Интервью с участником или очевидцем события, посвященное этому событию Экспертное интервью Интервью со специалистом в какой-то сфере деятельности, посвященное происходящему в этой сфере Личностное интервью Интервью, посвященное биографии респондента, важным и интересным случаям из его жизни

 

 

Однако у многих из этих жанров достаточно общего, чтобы объединить их. Например, различные типы новостных заметок удобнее представлять как подвиды одного жанра «Новость», а интервью считать одним жанром с различными ролями собеседника и получаемой в связи с этим информацией6. Портрет и очерк близки к друг другу и отличаются лишь фокусировкой (в одном случае – на человеке, в другом – на проблему, которую судьба этого человека иллюстрирует). Аналитическая же статья в чистом виде в современной прессе используется крайне редко. Это, скорее, жанр научных публикаций, а журналисты ограничиваются комментарием, где требования к обоснованию своего тезиса гораздо мягче.

Поэтому для практических целей можно ограничиться шестью жанрами, которые и представлены в данной книге. Это новость, репортаж, интервью, трендовая статья, к омментарий и портрет. Данные шесть жанров охватывают подавляющее большинство текстов, публикуемых в общественно-политических изданиях, и при владении этими жанрами журналист может выполнить практически любую задачу.

 

Таблица 3. Жанры, представленные в данной книге

 

Название жанра Краткое описание
Новость Информирование о событии, начиная от наиболее важного и заканчивая наименее важным (принцип «перевернутой пирамиды»)
Репортаж Рассказ журналиста, позволяющий читателю увидеть и пережить происходящее
Интервью Подача текста в виде вопросов журналиста и ответов собеседника
Трендовая статья Описание тренда – изменений в какой-то сфере жизни, которые журналист первый заметил
Комментарий Высказывание журналистом своего мнения с опорой на собственное восприятие действительности, разъяснение и оценка происходящего
Портрет Показ человека в типичных жизненных ситуациях для раскрытия его как личности

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь