Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Написание текста по итогам пресс-конференции



- Напечатайте по памяти рабочий лид, он задаст фокусировку текста. Самый простой лид – суть события (что случилось, где, когда) и что это событие значит. Замечание: цитаты в лиде не употребляются, персоналии по фамилии называются только узнаваемые (премьер-министр РФ Путин, президент США Обама, министр образования Фурсенко, но не правозащитник Вобликов) или те, которые временно стали центром внимания (майор милиции Евсюков, устроивший бойню в супермаркете).

- По памяти напечатайте основной текст – пусть это будет хорошо структурированный поток сознания без точных цифр, фамилий, цитат (А. подал в суд на Б., хочет отсудить ….сумму. Б с иском несогласен, заявил он нашей газете и так далее). Это – скелет вашей новости. Продумайте, где будут располагаться блоки цитат и информации, которой у вас пока нет, и для сбора которой понадобятся дополнительные звонки.

Замечание: на этом этапе журналист работает со структурой - какие данные он поместит в лид, какие - в первые абзацы, какие - в окончание текста.

- Откройте конспект и дополните текст уточненными фамилиями и должностями персонажей, развернутыми цифрами статистики (например, вместо 5 млн. рублей 5 млн. 135 тыс. рублей) и точными цитатами взамен тех, что были приведены по памяти. Проверьте по отмеченным текстовыделителем местам конспекта, все ли нужные факты вы записали.

- Уточните неясно записанные слова ньюсмейкера п диктофонной записи.

Совет: удобны пометки в блокноте, обозначающие цифрой место диктофонной записи, на которой что-то нужно переслушать. Например, «25м» - 25я минута. Они делаются во время конференции, как мы писали выше, и экономят ваше время.

- Позвоните другим ньюсмейкерам согласно составленному плану. Отредактируйте полученные комментарии и поместите в текст.

Замечание: если вы берёте дополнительную информацию из Интернета, подумайте, насколько достоверен источник. По возможности пользуйтесь первоисточниками, т.е. результаты опросов берите с сайтов проводивших их социологических служб (например, ВЦИОМ, Левада-центр), заявления политиков – с сайтов их политических партий, информацию от государственных ведомств – с сайтов этих органов власти. Также относительно надежными являются сайты информационных агентств. А вот к перепечаткам новостей на так называемых «новостных помойках» (сайтах, агрегирующих контент с других сайтов) и к записям в блогах и на форумах следует относиться крайне осторожно. Если подтверждения опубликованной там информации в других источниках найти не удается, ее лучше не использовать.

- Перепишите лид – итоговый вместо первого, рабочего.

- Перестройте стилистику фраз и синтаксис предложений так, чтобы это было читабельно.

- Проверьте текст на опечатки и орфографические ошибки.

- У штатного журналиста на написание текста в 60-70 строк по итогам пресс-конференции уходит примерно полтора-два часа. Приемлемый диапазон для стажёра – от двух до трёх часов. Профессионалы высокого класса справляются с этой работой за 40-50 минут.

 

Глава 3. Репортаж

- Сущность жанра

- Репортажная тема

- Предварительный сбор информации

- Наблюдение за происходящим

- Красная нить

- Язык репортажа

- Планы в репортаже

- Композиция репортажа

- Драматургия репортажа

- Заголовок и лид репортажа

- «Я» в репортаже

- Репортаж о псевдособытии

 

Сущность жанра

Репортаж – это рассказ очевидца, дающий возможность увидеть и пережить событие или почувствовать себя погруженным в какую-то среду. Репортаж не просто информирует, что что-то где-то происходило, а словно запускает в сознании читателя кино. «Прикрепить свою голову рядом с головой журналиста», - так описывает восприятие репортажа автор немецкого учебника по журналистике Клаудиа Маст. (Claudia Mast)( Mast C. ABC des Journalismus. – Konstanz: UVK, 2008.)

Подготовка репортажа обязательно включает в себя посещение места действия. Без этого журналист написать репортаж не сможет: либо он столкнется с нехваткой подробностей, которые позволяют увидеть и пережить происходящее, либо будет вынужден эти подробности придумывать, и тогда написанное перестанет быть журналистикой и превратится в художественную литературу.

Возник репортаж задолго до появления журналистики в ее современном понимании. К первым репортажам можно отнести путевые заметки. Вот фрагмент рассказа древнегреческого историка Геродота о путешествии египтян на религиозный праздник в город Бубастис. Текст был написан в пятом веке до нашей эры:

 

Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают подолы своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе.

(Геродот. История. – М.: Олма-Пресс, 2004 – С. 86.)

 

Следует различать репортаж как самостоятельный жанр, в центре которого – показ события или среды, и репортаж как метод сбора и подачи информации, используемый в других жанрах (например, трендовая статья или портрет) ради живости и наглядности. В обоих случаях журналист выезжает на место события и затем описывает происходящее, давая возможность читателю это увидеть и пережить. Но в первом случае происходящее показывают ради него самого, во втором – как пример тренда или проявление какой-то характерной черты персонажа.

Репортаж бывает событийным и тематическим. В первом случае журналист присутствует на месте события и затем рассказывает, как оно происходило. Событийные репортажи в большинстве случаев пишут с анонсированных мероприятий (митинги, концерты, соревнования и т.д.) и с происшествий (пожары, наводнения, штурм захваченного террористами здания и т.д.). Помимо классического событийного репортажа (журналист побывал, посмотрел и описал, что увидел) можно выделить такие его разновидности:

 

Таблица 7. Разновидности событийного репортажа

 

Разновидность событийного репортажа Описание Пример
Событийный репортаж с необычной точкой для наблюдения Событие показывается с неожиданной, недоступной читателю стороны Происходящее в новогодний праздник описывается из отделения полиции, куда привозят пьяных и дебоширов
Репортаж «после события» Журналист приезжает на место происшествия после завершения его активной фазы (взрыв, авария), обходит его, опрашивает свидетелей и затем рассказывает, что он увидел и услышал Журналист приехал на место теракта спустя час или два или день или два (пока узнал и пока доехал), осмотрел место взрыва, поговорил со спасателями и полицейскими и поискал возможных свидетелей, обходя окрестные дома и магазины.
Репортаж-новость Сбор информации происходит, как при классическом событийном репортаже, но текст в большей мере информирует о том, что случилось, а не о том, как оно происходило Подходит для нединамичных событий, например, совещаний
Комментарийный репортаж Показ происходящего в тексте чередуется с оценками журналиста Например, выступление чиновника, в котором тот перечисляет свои успехи, журналист сопровождает перечислением провалов докладчика. Подобный подход оправдан в том случае, если журналист разбирается в происходящем, и аудитория доверяет его оценкам
Репортаж о псевдособытии Псевдособытие - это церемония, где поведение участников предсказуемо, так как определено правилами и сценарием. Журналист же воспринимает происходящее как спектакль, а себя – как театрального критика, который оценивает, насколько хорошо выступают актеры Типичное псевдособытие – вручение каких-либо наград или премий. Псевдособытиями могут быть и политические мероприятия, например, съезд правящей партии, участники которого слушают ритуальные выступления лидеров и затем одобряют все, что те предлагают

 

 

В тематическом репортаже журналист исследует определенную среду или явление и затем погружает читателя в эту обстановку (разумеется, в сокращении, и не обязательно в том же порядке), показывая увиденное. Разновидности тематического репортажа таковы:

 

Таблица 8. Разновидности тематического репортажа

 

Разновидность тематического репортажа Описание Пример
Ознакомление с темой Журналист посещает какое-то труднодоступное для читателя место, обходит его и описывает, что он увидел Репортаж из лагеря беженцев, из пострадавшего от землетрясения города или из психиатрической клиники
Специальный репортаж Журналист проводит расследование и затем подает его результаты в репортажной форме из-за ее наглядности Репортаж о деятельности секты, которую заманивают желающих «вернуться к природе» и тем самым обрести здоровье и смысл жизни. Журналист показывает жизнь горожан, переселившихся в деревню, попутно доказывая, что это не более чем очередная утопия и способ обогащения для лидеров секты
Репортаж-путешествие Здесь в центре внимания – поездка журналиста, как правило, необычная Репортаж об автопробеге по тундре
Репортаж-эксперимент Журналист пытается что-то организовать и описывает, как это происходило, и что получилось Примеры экспериментов – попытка открыть свое дело или проехать по одному и тому же городскому маршруту на разных видах транспорта (автомобиль, автобус, велосипед)
Журналист меняет профессию Здесь в центре репортажа – описание того, как журналист работал в какой-то сфере, и как эта сфера выглядит изнутри Обычно журналисты пробуют себя в профессиях, не требующих высокой квалификации: продавец, официант, таксист
По следам трагедии В центре внимания журналиста – среда того места, где произошла трагедия (преступление, авария). Журналист исследует, насколько трагедия была закономерной. Не следует путать эту разновидность тематического репортажа с событийным репортажем «после события». Там в центре внимания – непосредственные последствия события, здесь – контекст, который породил случившееся. После убийства 12 человек в ноябре 2010 года в станице Кущевская Краснодарского края сразу несколько изданий опубликовали репортажи о жизни в этой станице
Трендовый репортаж Журналист в репортажном ключе описывает новое явление Если в качестве тренда взять самоорганизацию жильцов многоквартирных домов, то репортаж будет представлять собой показ того, как разные люди в разных ситуациях решают схожие проблемы

 

 

В современных СМИ репортаж является одним из популярнейших жанров, возможно, вторым по популярности после новости. Существуют даже издания, специализирующиеся на репортажах, например, журнал «Русский репортер». Выбор между репортажем и другими жанрами часто делается из экономических соображений: репортаж требует больше времени на подготовку, так как связан с поездкой, а при дальних командировках редакции придется оплачивать еще и гостиницу и суточные.

Однако эти повышенные расходы окупаются читательским вниманием, так как репортажи прочитывают, тогда как новости в большинстве случаев только просматривают.

 

Репортажная тема

Для событийного репортажа тему выбирают по таким же критериям, что и для новости (см. Главу 2). Напомню эти критерии:

- значение события (всех или многих касается);

- масштаб события (число участников или сумма денег);

- участие в событии знаменитостей»;

- «человеческий» фактор;

- близость события (изменяет влияние остальных критериев).

Главное условие – журналист должен присутствовать на месте события, когда оно происходит, или пока сохранились последствия либо доступны очевидцы случившегося.

При выборе темы для тематического репортажа исходят из того, что читателям интересно погрузиться в ту среду, которая отличается от их повседневности. Автор немецкого учебника по написанию репортажей Михаель Халлер (Michael Haller) утверждает, что хорошая репортажная тема должна содержать преодоление дистанции или барьеров, а еще лучше – одновременно и того, и другого (Haller M. Die Reportage. EinHandbuch fur Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 1997. S. 33.).

Дистанция бывает географической, когда журналист едет куда-то далеко, и социальной, когда журналист погружается в какую-то непривычную для читателей социальную группу и описывает ее жизнь изнутри. Примеры преодоления географической дистанции – репортажи с полюса холода в якутском поселке Оймякон (Романов М. Есть ли жизнь на полюсе холода // «Русский репортер», 2008, № 6.) и с архипелага Шпицберген (Соколов-Митрич Д. Архипелаг никак // «Русский репортер», 2009, № 40.). Пример преодоления социальной дистанции – описание того, как журналистка провела неделю с работниками прокуратуры (Рудницкая А. Куда смотрит прокурор? // «Русский репортер». 2010, № 41.).

Преодоление барьеров происходит, когда журналист проникает в закрытые учреждения, куда читателя не пустят. Например, в психоневрологический интернат (Светова З. Узники палаты № 6 // «Новые Известия» - 2008 – 16 окт.). Преодоление и дистанции и барьеров подразумевает поездку и в далекое, и в недоступное для читателей место на Земле. Например, в охваченную гражданской войной африканскую страну Сомали (Молодых А. Сомали. Диагноз // «Русский репортер», 2009, № 23.).

Помимо физических барьеров журналист может преодолевать моральные, то есть сделать нечто, на что читатель бы не решился из-за своих догм и предрассудков. Пример преодоления моральных барьеров – репортаж о том, как журналистка повесила на стекло своей машины объявление «Ищу мужа» и свой телефон (Скарлош С., Великовский Д., Амвросимова Т. Ищу мужа // «Русский репортер», 2010, № 41.).

Если же тема не содержит преодоления дистанции или барьеров, для ее раскрытия подойдет репортаж из серии «журналист меняет профессию». Пример – репортаж о том, как журналистка работала продавцом в супермаркете (Наздрачева Л. По ту сторону прилавка // «Русский репортер», 2009, № 45.). Другой прием – найти необычную точку для наблюдения. Например, временно «ослепнуть» и пойти в супермаркет за покупками (Бабаян Е. Игра в слепую // «Московский комсомолец» - 2008 – 9 янв.). Само по себе посещение супермаркета – обычное для читателей дело. Но как с этим справится слепой, и как будут реагировать окружающие, аудитории интересно.

Чем обыденнее тема, чем меньше дистанции и барьеров она содержит, тем труднее оформить ее как репортаж. В этом случае журналист должен найти какой-то неожиданный аспект этой темы, например, рассказать о ней «с другой стороны прилавка», из-за кулис, чтобы знакомую ситуацию показать как новую. Еще один прием – провоцировать события, чтобы их сделать центром репортажа (Haller M. Die Reportage. Ein Handbuch fur Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 1997. S. 33).

 

Таблица 9. Требования к темам для тематического репортажа

 

Характеристика Описание Пример
Преодоление географической дистанции Побывать там, где не сможет побывать читатель Поездка в Афганистан или Антарктиду
Преодоление социальной дистанции Пообщаться с представителями социального слоя, с которыми читатель в обычной жизни не соприкасается Посещение ночлежки бомжей или виллы олигарха
Преодоление институциональных барьеров Побывать в закрытом учреждении Репортаж из мест принудительного содержания – тюрьмы или психиатрической клиники
Подача темы «с другой стороны прилавка» Поработать кем-то и описать свой опыт Журналист трудится продавцом в супермаркете, официантом в кафе или таксистом
Провоцирование события Организовать что-то и описать свой опыт. Журналист пробует открыть свое дело, вывести людей на митинг, избраться депутатом.

 

 

Предварительный сбор информации

Этот раздел касается в большей мере работы над тематическим репортажем, так как, во-первых, у журналиста обычно есть время на подготовку перед выездом на место, а, во-вторых, тематический репортаж предусматривает глубокое и небанальное проникновение в ту сферу, о которой журналист пишет. От журналиста требуется не только описать увиденное, но и пояснить смысл и значение происходящего вокруг.

В журналистской среде существуют диаметрально противоположные мнения по поводу того, стоит или не стоит предварительно изучать то, что по теме репортажа было написано ранее. Считающие, что не стоит, обосновывают свою точку зрения так: журналист подвергнется воздействию стереотипов и начнет смотреть на происходящее так, как смотрели авторы прочитанных им текстов. Если же ничего не читать, можно сохранить непосредственность восприятия и увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле.

Сторонники же противоположных взглядов указывают, что незнакомый с темой журналист рискует сделать то открытие, которое будет открытием лишь для него самого. Например, обнаружит, что в Иране все женщины ходят в платках и ездят в отдельной половине автобуса. Кроме того, такого журналиста будет легко дезинформировать, ввести в заблуждение, и он потом опубликует как правду рассказы людей, которым не стоило бы верить. В результате «прибавочная стоимость» (информация, которую добыл журналист в дополнение к уже имеющейся) такого репортажа окажется близкой к нулю, и текст лишь будет дискредитировать издание в глазах образованных читателей. Кроме того, поездка без предварительного изучения среды, в которую отправляется журналист, может оказаться небезопасной. Особенно если речь идет о посещении «горячих точек» или расследовании криминальных конфликтов. Смягчить же воздействие стереотипов можно за счет большого количества источников. Вот как советует готовиться к командировкам Дмитрий Соколов-Митрич:

 

Отправляясь в командировку, не надо заранее становитьс экспертом в той теме, по которой предстоит работать. Это сделает Вас невосприимчивым к деталям (в лучшем случае) или предвзятым (в худшем). Оставьте себе пространство для удивления и неожиданных открытий. Оптимальная степень первичного погружения должна быть такой, чтобы не испытывать на месте чувство дезориентации. Не более того. Если переборщить, то репортаж получиться сухим. Если, наоборот, на этой стадии недоработать, Вас на месте могут легко ввести в заблуждение. Короче, не надо бояться быть дураком. Главное - чтобы не полным.

(Д. Соколов-Митрич Мастер-класс, соображение двенадцатое. http: //smitrich.livejournal.com/679473.html)

 

Итогом предварительного ознакомления с темой должно стать понимание, кто, что и зачем делает. У журналиста появится система координат, в которую он сможет поместить своих будущих собеседников. Эта система координат – отправная точка. Ее можно считать взглядом обывателя на тему репортажа. И задача журналиста – изменить этот взгляд, уточнив одно и опровергнув другое. Но вначале нужно во всем разобраться самому.

 

Наблюдение за происходящим

Этот раздел описывает поведение журналиста на месте события или в среде, которую он изучает. Цель журналиста – собрать достаточное количество материала для репортажа. Если наблюдение проведено плохо, репортаж не получится, так как журналист ничего описать не сможет.

Прежде всего журналисту нужно определиться с точкой для наблюдения. При событийном репортаже она должна быть максимально необычной. Вот как решил эту задачу Олег Кашин, которому требовалось написать репортаж о митинге националистов.

При этом журналист знал, что текст выйдет спустя несколько дней после митинга, и поэтому материал необходимо было сделать таким, чтобы он был интересен и тем читателям, которые про митинг уже знают:

 

Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и тоже на несколько сантиметров отстоят от туловища — чтобы не задавило толпой. Рядом такие же, как я, простые русские парни крупного телосложения. Так же, как я, они озираются по сторонам, не забывая, однако, постоянно смотреть на того человека, ради которого мы здесь. Он в середине нашего кольца. Александр Белов, лидер ДПНИ. «Где переход? » — тихо спрашивает он. «Направо», — так же тихо отвечаю я. «На переход», — командует он, и я хрипло ору — «На переход! »

Переходим на «Комсомольскую» радиальную, садимся в вагон, едем на «Парк культуры», поднимаемся по эскалатору. «Обеспечивай слева», — бросает мне бритый толстяк в черной куртке. Я обеспечиваю слева.

Впереди омоновский кордон, нас почему-то не пускают, Белов говорит: «Пропустите, с нами депутаты», и я повторяю: «Вы что, не слышали? Депутаты с нами! » Папаха Курьяновича действительно маячит где-то сзади. Мы прорываем кордон.

Вначале я увидел папаху, потом — значок «Линия Сталина» на черной куртке и только потом понял, что этот карнавальный костюм надет на депутате Госдумы Николае Курьяновиче, исключенном накануне из ЛДПР. Курьянович осмотрелся по сторонам и пошел к поезду метро. Я поехал с ним.

Оказалось, мы ехали не на «Парк культуры», а всего лишь на «Белорусскую» — встречать Дмитрия Рогозина, который там живет. Заметно поседевший Рогозин долго хохотал по поводу того, что вот и ему наконец пришлось спуститься в метро. В вагоне (ехали опять на «Комсомольскую») он продолжал балагурить, что-то вроде «и как они здесь каждый день ездят». На «Проспекте Мира» кому-то показалось, что это и есть «Комсомольская», начали выходить из вагона, кто-то заметил ошибку, Рогозин снова стал смеяться и подмигивать висящей на поручне девушке-фотографу. У нее, кажется, эксклюзив — подмигивающий Рогозин.

Оказавшись на поверхности земли, Белов раскинул руки и (явно готовился) воскликнул:

— Вот оно, русское небо! И неужели эти м**аки, эти Асламбеки Дудаевы, могут помешать нам его видеть?

«Асламбеком Дудаевым» Белов (которого оппоненты часто называют «Поткиным») называет Владислава Суркова из Кремля. Сурков будет главным героем всех речей Белова в этот день. Когда мы пойдем назад, уже после митинга, я спрошу его:

— А почему только Сурков? Почему вы, например, не ругаете Лужкова?

Белов ответит:

— Потому что только Сурков нам мешает. Он один!

— То есть остальные помогают? А кто именно? – интересуюсь, предвкушая сенсационный ответ. Белов реагирует мгновенно, замыкается:

— Никто не помогает. Все п***расы.

— В плохом смысле п***расы! — добавляет кто-то из моих «коллег»-охранников.

Но это будет потом. А пока мы идем на «Русский марш» в сквер Девичьего поля.

В сквере дедушка с мегафоном перед началом митинга долго рассказывал о том, что «картавость не свойственна славянам и казакам» и что «у Путина на лице пять признаков еврея». Ощущение было такое, что этот дедушка сюда специально и пришел для того, чтобы репортерам было кого снять в роли агрессивного антисемита.

А вот торговца «Протоколами сионских мудрецов», разложившего свой товар на ступеньках сквера, прогнали сразу. Плакаты с любым намеком на антисемитизм отбирали при входе на площадь — отбирали сами, не дожидаясь милиции и камер.

…Назавтра в интернет-издании «Стрингер» напишут, что «кремлевский спецпропагандист Олег Кашин» подозрительно не отходил ни на шаг от Белова из ДПНИ на протяжении всего «Русского марша». «Стрингер» будет гадать, что это за зловещий тайный замысел Кремля. Будет гадать и не догадается.

Я просто обеспечивал слева.

(Кашин О. Я обеспечивал слева // «Реакция» - 2006 г. - № 39.)

 

Если журналисту дано задание написать репортаж с празднования дня города, глупо идти на центральную площадь, слушать концерт и разглядывать гуляющих. Хорошей точкой для наблюдения будет, к примеру, штаб по организации праздника. Особенно когда там возникают нештатные ситуации, такие как обрыв силового кабеля или опоздание «звезды» либо приезд на свое выступление в стельку пьяным. Еще один вариант: провести день города с нарядом милиции или бригадой «Скорой помощи», для которых подобные праздники обычно означают работу с повышенной нагрузкой: многие граждане напиваются, от чего одни начинают хулиганить, другие получают травмы, у третьих обостряются хронические заболевания.

При тематическом репортаже планировать наблюдение сложнее: каждое решение будет индивидуальным применительно к конкретной ситуации. Общие же рекомендации таковы:

1) взглянуть на происходящее с позиций максимально большего количества участников;

2) сочетать наблюдение из зала и из-за кулис, стремясь увидеть и открытую, и скрытую стороны происходящего;

3) использовать субъектно-объектный метод, рассматривая происходящее как глазами инициаторов действия, так и тех, на кого это действие направлено. Например, при подготовке репортажа из психиатрической клиники нужно поставить себя и на место врачей, и на место пациентов и их родственников.

Что же касается оптимальной продолжительности наблюдения, то здесь можно прислушаться к рекомендации Дмитрия Соколова-Митрича: «Есть три стадии работы репортера на местности. Первая - когда пока ничего не ясно. Вторая - когда все уже ясно. Третья - когда уже ничего не ясно. Именно с наступлением этого третьего состояния и надо уезжать. Не раньше». (Соколов-Митрич Д. Мастер-Класс. Соображение двадцать девятое http: //smitrich.livejournal.com/851920.html)

Результатом наблюдения должен стать набор элементов трех видов, которые затем послужат «кирпичиками» репортажа

- сцены,

- детали,

- цитаты.

Сцены – это ситуации, в которых персонажи совершают какие-то действия. Если действия происходят сами по себе, их достаточно фиксировать. Если нет, журналист побуждает людей что-то совершить, например, переносит беседу в то место, с которым у человека связаны какие-то эмоции. Вот фрагмент репортажа из станицы Кущевская Краснодарского края, где в ноябре 2010 года было совершено жестокое убийство 12 человек:

Баба Рая смотрит на свежую могилу, но ее не видит. У нее в глазах - закопченное тело девятимесячной правнучки, которое она увидела в морге, и еще нож, которым Елене было нанесено десять ударов. Этот нож уже месяц режет бабу Раю каждую минуту, не дает ей ни спать, ни есть, ни жить.

- Леночка, ты ведь была такая добрая, беззащитная! - баба Рая кричит на могилу, как будто та еще может выпустить похороненных. - Мы и замуж тебя за Джалиля отдали, потому что без сильного мужчины ты пропадешь. Ох, если б мы знали, что так будет! Господи, неужели у этих нелюдей в глазах наши детки теперь не стоят, не плачут!

Лена и Амира похоронены рядом с Сервером Аметовым и его женой Галиной на мусульманском кладбище - имам уговори родственников похоронить всю семью вместе, сказал: «На небесах разберутся, кому куда». Женщин сюда пускают только раз в году, но для Костюков сделали исключение.

В километре отсюда еще одно кладбище - православное. Сразу за воротами роскошная черная могила одного из лидеров кущевской банды - Николая Цапка по кличке Сумасшедший, которую он заработал за свою чрезмерную жестокость и липовую справку из психдиспансера. Баба Рая поднимает невидимый молот и с остервенением крушит ухоженное надгробие. В Кущевке все говорят, что этому памятнику долго не стоять, но разбить его пока никто не решился и вряд ли осмелится.

(Соколов-Митрич Д. Закон Цапка // " Русский репортер" - 2010 г. - № 47.)

 

Подача материала через сцены гораздо эффектнее, чем пересказ информации, полученной в беседе с персонажем. Показ дает «картинку», «кино» в сознании читателя, простое же информирование этого преимущества лишено. Если журналисту ничего яркого наблюдать не удалось, и о событиях он узнавал со слов других, можно описать беседы с этими людьми. Тогда желательно провоцировать людей на максимально эмоциональный рассказ. Еще лучше – посетить вместе с этими людьми какое-то место, связанное с темой. Например, место трагедии, по следам которой журналист готовит репортаж. Или то место, где находился наш собеседник, когда о трагедии узнал.

Деталь – это предмет, действие или особенность персонажа, которые раскрывают какую-то характеристику человека или ситуации. Вот как описывает работу репортера с деталями американский медиаконсультант Рой Питер Кларк (Roy Peter Clark):

 

Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Когда мы говорим «я вижу», мы чаще всего имеем в виду «Я осознаю». Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи: Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери – так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил – это результат его любопытства, а не его воображения.

(Clark R.P. Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. – London, Little, Brown and Co, 2006 – P. 32)

 

Деталь должна быть говорящей. Если журналист хоче сообщить, что семья – бедная, пусть находит детали, подчеркивающие эту бедность. Например, что в доме только одни теплые сапоги, и зимой дети в школу ходят по очереди. Вот как описывает работу с деталями специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ» Андрей Колесников:

«Самое трудное – заметить деталь, которая скажет все. На днях я вернулся с саммита «восьмерки» в Хоккайдо. Там на двусторонней встрече Медведева и Брауна было огромное количество журналистов. И никто не заметил одну деталь. После встречи на столе, за которым они сидели, остались две чашки. Одна – пустая, а другая – полная, к которой человек не притронулся. Не притронулся Гордон Браун, премьер-министр Великобритании. А до конца выпил свою чашку товарищ Медведев. Если вспомнить, что они говорили, как обещал Гордон Браун, о деле Литвиненко, которого отравили, по одной из версий, подав ему чай, то можно сделать смелый вывод о том, почему же Гордон Браун не стал пить из чашки, которую принес ему русский официант. Репортеру даже не надо делать вывод. Толковый читатель сам все поймет.

(Из интервью, взятого студенткой МГУ Печати Дианой Евдокимовой у Андрея Колесникова при подготовке курсовой работы.)

 

Таково же требование к цитатам – словам, которые персонажи говорят друг другу или журналисту. Слова должны не просто передавать информацию, а выражать нечто большее: быть характерными именно для этих людей или сразу же погружать в ситуацию.

Вот цитаты из репортажа Юлии Юзик о хосписе – клинике, где доживают последние дни люди, больные раком:

 

- Сергей Сергеич, укольчик сделаем? - осторожно будят высохшего старика.

Тот тянет руку из-под одеяла.

- Вы когда-нибудь слышали, как воет пароходная сирена Забудете мне укол сделать, услышите.

- Дедуля - молодец, бодрячком держится, хотя в последнее время сдавать начал, - тихо говорит медсестра, когда мы выходим из палаты. - Врачи районной больницы виноваты: чтобы он их не доставал, на наркотики посадили, дозы огромные кололи. Теперь мы потихоньку снижаем, а зависимость уже ого-го.

В 4 утра зазвенел звоночек: кто-то зовет на помощь. Я медбратом Сашей шаркаю в палату.

- У этого мужчины рак кости, но он об этом не знает, - говорит Саша. - У него уже четвертая стадия была, а он на работу ходил, боль в спине глушил баралгином. В семье семь человек, и все в одной комнате. Он на полу спал, представляешь? А в одно утро проснулся и встать уже не смог.

Его обследовали и к нам привезли.

Мы подходим к палате и замолкаем. Мужчина читает книгу.

- Братец, уже семь утра-то есть? Болит, зараза, спасу нет! Может, уколешь меня?

- Сейчас, шприцы подготовлю, - тактично отвечает Саша. Наркотики положено делать в

5.00. Еще целый час.

- Он все на работу хочет побыстрее. Выздоровею, говорит, - сразу на завод. Но это, боюсь, у него уже не получится.

(Юзик Ю. Когда сгорающий от рака человек просит убить его - он молит о помощи. // «Комсомольская правда» - 2002 – 9 дек.)

 

Цитаты людей лучше записывать сразу – в момент беседы или непосредственно после. Смысл сказанного запомнить легко, конкретные слова и фразы – гораздо сложнее. Но именно они наиболее ценны. То, как персонаж формулирует мысль или называет что- то каким-то определенным словом. Сам журналист так не скажет.

Не всегда люди говорят сами все те слова, которые потом в репортаже охарактеризуют происходящее. В таких случаях собеседников надо к этому подтолкнуть, задавая вопросы, которые побудили бы их высказаться. При этом журналисту не стоит ограничивать себя в тематике вопросов. Вот как объясняет это Алеся Лонская:

Существует понятие «мнимая этика»: это когда журналист не задаёт вопросы, которые следовало бы задать, потому что считает их неэтичными. Обычно эти вопросы касаются здоровья, интимной жизни, денег, чего-то драматического в жизни персонажа. Спрашивать можно и нужно обо всём! Нет не этичных вопросов, есть порядок их задавания. Не задавайте их первыми и в первые часы знакомства. Вы должны стать «своим» для персонажа. Иногда для этого нет времени, тогда вы можете извиниться за вопрос, всем своим видом показывать, что понимаете его «деликатность», но должны его задать. В противном случае вы ВОРУЕТЕ У ЧИТАТЕЛЯ ЭМОЦИИ. Ведь ответы о деликатных сторонах жизни вызывают самые большие впечатления у читателей. Вы думаете, речь идёт о вопросах типа «занимаетесь ли вы оральным сексом? » Отнюдь. Иногда журналисты стесняются задать гораздо менее личные вопросы. Например, боятся попросить родственника только что умершего человека рассказать о нём, хотя в большинстве случаев люди хотят выговориться. < …>

Моя коллега писала репортаж про открытие в Москве «Живой библиотеки», где книгами служат живые люди: геи, полицейские, ВИЧ-инфицированные, бомжи, цыгане и так далее. Книгу можно спрашивать, о чём угодно. Один из самых интересных персонажей – ВИЧ-инфицированный. И коллега пишет в репортаже: «ВИЧ-инфицированному задают личные и болезненные вопросы, которые мне не хочется цитировать».

А вам хотелось бы знать, какие вопросы задают ВИЧ-инфицированным? Мне – да. Потому что я с этой темой не знакома. Но корреспондентка украла у меня эмоции, и её репортаж потерял здесь душевную сцену.

(Лонская А. Из лекции по курсу «Репортаж», подготовленной для Института современной журналистики.)

 

Диктофоном при подготовке репортажа нужно пользоваться осторожно. Если вы общаетесь с обычными людьми, а не опытными ньюсмейкерами, диктофон будет сковывать ваших собеседников. Кроме того, нужно отмечать, на каком отрезке записи было сказано то, что может пойти в текст. Позже у вас может не быть времени прослушать всю запись. Еще один вариант работы с диктофоном: после общения с персонажем отойдите в сторону и сами надиктуйте наиболее яркие его фразы, которые вы запомнили.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь