Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 11. Разновидности журналистики
- Журналистская деятельность: попытки классификации - Информационная журналистика - Интерпретационная журналистика - Авторская журналистика - Информационно-развлекательная журналистика - Новая журналистика - Расследовательская журналистика - Открывающая журналистика - Адвокативная журналистика - Сетевая журналистика - Гражданская журналистика - Персональная журналистика - Гонзо-журналистика - Презентационная журналистика - Потребительская журналистика - Тотальная журналистика
Журналистская деятельность: попытки классификации Едва ли нужно доказывать, что современная журналистика – слишком разнообразная сфера деятельности, чтобы при каждом упоминании слова «журналистика» иметь в виду одно и то же. Суть работы журналиста формально схожа: поиск и передача аудитории актуальной общественно-значимой информации. Но различия в способах поиска и подачи информации, а также относительно роли автора в журналистском произведении столь велики, что следует говорить о разновидностях журналистики в той мере, в какой говорят о различных направлениях, к примеру, в живописи. И как нельзя оценивать по одинаковым критериям картины импрессиониста и абстракциониста, так же нельзя применять стандарты одной разновидности журналистики для оценки журналистского произведения, выполненного по канонам другой разновидности. В редакционной практике эти различия часто не учитываются, что приводит к конфликтам между корреспондентами и редакторами. Нередко сотрудники СМИ убеждены, что та разновидность журналистики, которой они владеют, и есть журналистика в целом, а представители других разновидностей журналистики – непрофессионалы. В действительности же незнание других разновидностей журналистики сужает творческие возможности, а также препятствует адаптации при переходе в другое СМИ, работающее в ином формате. В отечественной литературе тема разновидностей журналистики практически не затронута. Исключение – книга Е.Е. Прониной «Психология журналистского творчества» (Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.), однако там за основу взяты различные способы мышления (магическое, рационалистическое, позитивистское и др.), а разновидности журналистских текстов (мифологический, убеждающий, прагматический и др.) представлены как следствия соответствующего мировосприятия. В зарубежной литературе наличие разновидностей журналистики, напротив, признано. Так, автор немецкого учебника по написанию новостей S. Weischenberg различает информационную, прецизионную, интерпретационную, расследовательскую, новую журналистику, а также «журналистику решений» (solutions journalism) (Weischenberg S. Nachrichten-Journalismus. Opladen, 2001). В каждой из этих разновидностей свои требования к полноте и объективности материала, к форме и технике подачи и к оценке успешности публикации. Предложенный S. Weischenberg перечень разновидностей журналистики можно взять за основу, дополнив его другими разновидностями журналистики, которые к настоящему времени оформились. Далее будут представлены 15 разновидностей журналистики, выявленные в современных СМИ. Список этот не окончательный, и с развитием журналистики и науки о журналистике он будет пополняться.
Информационная журналистика Эта разновидность журналистики – одна из самых популярных в современных СМИ. Еще такую журналистику называют новостной (из-за ее главного жанра – новостной заметки), западной (так как за образцы берутся зарубежные издания и зарубежные методики обучения журналистов) и англо-саксонской (потому что зародился этот тип прессы в конце 19 века в англоязычных странах – США и Великобритании). «Оптимальный способ наблюдения за миром при нехватке времени и денег» - так характеризуют информационную журналистику американцы. Действительно, на написание новости уходит меньше времени, чем на подготовку текстов других жанров (репортаж, портрет, ньюс-фиче и др.), а ознакомление с новостью и вовсе занимает считанные секунды. Читатель может прекратить чтение после одного-двух-трех предложений, но все равно он будет в курсе дела. На просмотр же всей газеты или новостного сайта достаточно 10-20 минут. В России информационная журналистика появилась в начале 90-х годов прошлого века, незадолго до распада СССР. На сайте издательского дома «Коммерсант» утверждается, что родоначальниками информационной журналистики были основатели «Коммерсанта»: «Яковлев с соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации — «принцип перевернутой пирамиды». В первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. Так появилась вводка (lead в американской терминологии). С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании «Ъ». И лишь после этой самой вводки следуют подробности. И еще: только факты, никаких оценок, никакой морали и уж тем более никакой личной «авторской и гражданской позиции». Краткость, холодноватый отстраненный тон, ирония». (http: //www.kommersant.ru/about.aspx) Из подобного подхода вытекает девиз информационной журналистики: «Мы пишем факты, мы не пишем правду». Под правдой здесь имеется в виду целостная картина события, транслируемая аудитории. В информационной журналистике критерием качества является амбивалентность в трактовке происходящего: по одним данным - украли, по другим – не воровали, один источник говорит, что все хорошо, другой – что все плохо. Право сделать вывод остается за читателем. Он – судья по отношению к персонажам новостной заметки. Впрочем, вердикт выносить не обязательно. Немецкий философ Иммануил Кант указывал, что логическая противоположность может быть и не тождественна реальной. (Кант И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме. – М.: «Мысль», 1964 – С. 85.) Информационную журналистику называют «объективной», потому что журналист имеет дело только с объективными проявлениями реальности: фактами, действиями, словами. Журналиста-информационщика сравнивают с датчиком, заброшенным в определенную среду и фиксирующим показатели: увидел это, услышал то. Еще один способ достичь объективности - предоставление слова всем конфликтующим сторонам. Если журналист не смог связаться с одной из сторон либо получил отказ, стандарты информационной журналистики предписывают упоминать это в тексте. В редакционном руководстве для журналистов газеты «Ведомости» говорится: «Обязательно давать всем заинтересованным сторонам любого события или конфликта возможность высказаться. Если, например, речь идет о том, что одна компания планирует приобрести / приобретает другую, говорить нужно с обеими сторонами. Не поговорив с каждой из сторон и не получив хотя бы No comment, ставить статью в номер нельзя. При этом журналист обязан СДЕЛАТЬ ВСЕ ОТ НЕГО ЗАВИСЯЩЕЕ, чтобы получить комментарии по сути происходящего от всех ключевых участников события, даже если сами участники не заинтересованы давать комментарии или уклоняются от общения. Формулировки " связаться не удалось" и " отказался от комментариев" – это наше поражение».
Помимо предоставления слова обеим сторонам конфликта принципы подготовки новостной заметки таковы: - подача информации от более важного к менее важному с нарушением хронологии развития событий (принцип «перевернутой пирамиды»); - публикация в тексте ответов на базовые новостные вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом? Откуда мы узнали? Что это значит? Что будет?, Кому выгодно и невыгодно? и т.д.); - указание источника к каждому элементу информации (журналист сам видел, услышал от других, прочитал в документе); - противопоставление в тексте полярных точек зрения; - отделение фактов от мнений; - связь оценок с теми, кто их высказали, с запретом журналисту самому давать оценку происходящему. Творчество как самовыражение в информационной журналистике неприемлемо. Свое мнение высказывать журналисту запрещено, а тексты пишутся по стандартизированной схеме, примерно одинаковой во всех редакциях (в связи с этим информационную журналистику называют шаблонной или трафаретной). Творчество в информационной журналистике сводится к следующему: 1. Первым узнать о событии; 2. Добыть документ, который не смогли получить конкуренты; 3. Получить цитату труднодоступного ньюсмейкера (Ньюсмейкер (от англ. Newsmaker – известная личность) - человек, представляющий интерес для журналистов, а также выступающий как источник информации.); 4. Сфокусировать текст именно на том аспекте новости, который привлечет максимум читательского внимания. Последний пункт называется «тематизация события» (превращение события в новость) и относится в большей мере к работе редактора, нежели корреспондента. Сравнить профессиональный уровень редакторов можно при сопоставлении того, как одно и то же событие осветили разные издания, какие аспекты выпячены в их материалах. Например, в одном издании новостью будет, что состоялся митинг оппозиции, в другом – что на этот митинг пришли политики, которые ранее между собой враждовали, в третьем – что митинг завершился дракой в полиции. Идеальный вариант – когда в качестве основной выбрана та грань события, которая не сразу бросается в глаза, но признается главной после прочтения. Однако информационная журналистика далеко не тождественна окружающей нас реальности. Если сравнивать «информационную журналистику с зеркалом, то это зеркало будет дырявым и кривым. S. Weischenberg отмечает, что ォ картина происходящего, передаваемая посредством информационной журналистики, оказывается огрубленной и поверхностной». Например, «сообщения с войны сводятся к количеству участвующих в сражении солдат и единиц техники, местам боев и потерям враждующих сторон». (Weischenberg S. Nachrichten-Journalismus. S. 47.) Стремясь показать отдельные объективные проявления реальности, журналист упускает из виду целое, не видит леса за деревьями. Принятые в информационной журналистике критерии отбора новостей таковы, что внимание фокусируется прежде всего на отклонениях от нормы, катастрофах и аномалиях. Если из тысячи поднявшихся в небо самолетов рухнет один, а остальные 999 благополучно приземлятся, внимание журналистов будет приковано исключительно к тому самолету, который рухнул. Аналогичная картина будет и при освещении других сфер жизни: про корабль напишут, только когда он утонет, про альпинистов – когда они сорвутся с горы или окажутся под лавиной, про чиновника – когда он проворуется или попадется на взятке. Мы сходим с ума в одиночку и группами. Новости кормят нас свежими трупами. (Из песни «Бериллий» группы «Сплин»)
Но даже те аномалии, которые представлены в СМИ, не дают представления о реальной ситуации с аномалиями в целом. В фокусе новостей обычно оказываются лишь определенные территории и определенные социальные группы, а остальное игнорируется. Например, если в один и тот же день в европейской столице произошел теракт с десятью погибшими, а в африканской стране боевики вырезали деревню с тысячью жителей, теракт в Европе привлечет многократно больше внимания со стороны мировых СМИ. Что же касается представленности в новостях различных социальных групп, то СМИ, в основном, уделяют внимание элите: политикам, общественным деятелям, крупным бизнесменам, звездам шоу-бизнеса и спорта. Даже незначительные происшествия с ними привлекают внимание журналистов. Например, новость про лопнувшее колесо у автомобиля Владимира Путина опубликовали многие российские СМИ (См., к примеру, сообщение РИА Новости от 3 июня 2010 г. «Автомобиль из кортежа Путина пробил колесо на Кутузовском проспекте» http: //www.rian.ru/incidents/20100603/242034719.html). Большинство же аварий даже с жертвами остаются без внимания журналистов. В этой связи родилась грустная поговорка: «Чтобы попасть в новости, нужно или самому убить, или чтобы тебя убили». Следует добавить, что и этого может оказаться недостаточно – надо убить или многих, или каким-то особенным способом, или самому быть убитым по-особому. Только в этом случае рядовой гражданин удостаивается упоминания в центральных СМИ.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы