Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Презентационная журналистика



Эта и последующая разновидности журналистики (потребительская журналистика) занимают промежуточное положение между журналистикой и другими сферами деятельности. Презентационная журналистика находится на стыке журналистики и «Паблик рилейшнз» и присутствует, как правило, в ведомственной и корпоративной прессе. Особенность презентационной журналистики – тенденциозный отбор фактов и замалчивание негативной (по отношению к владельцу СМИ) информации. Формально данная медиапродукция называется журналистикой, в действительности речь идет не об информировании аудитории, а о навязывании положительного либо отрицательного отношения к объекту освещения.

В содержательном плане презентационная журналистика часто сходна с распространенным в советское время «социалистическим реализмом»: описанием реальности не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть. Происходящее изображается таким, каким его видит заказчик публикации (как правило, начальство). Журналисты же – обслуживающий персонал, чья работа – упаковать взгляды и установки заказчика в доступную аудитории форму. Для сотрудников подобных СМИ характерен цинизм: журналисты пишут то, во что сами не верят, и используют одни слова для рассказа о событии аудитории и другие – для обсуждения этого же события между собой.

В России презентационная журналистика представлена очень широко. Яркий пример - освещение центральными телеканалами деятельности первых лиц государства. Корреспонденты стремятся показать положительные стороны выступлений президента и премьер-министра вместо того, чтобы критически рассматривать их деятельность и анализировать, насколько своевременны и эффективны предпринимаемые меры. Схожая ситуация часто наблюдается и на более низком уровне при освещении в государственных СМИ деятельности губернаторов, мэров и глав районных администраций.

 

Потребительская журналистика

Под этой разновидностью журналистики имеются в виду публикуемые в СМИ полезные советы, кулинарные рецепты и консультации специалистов. Существует мнение, что потребительская журналистика журналистикой не является: это лишь предоставление в СМИ площадки для публикации нежурналистской информации. Тем более, что данная информация в большинстве случаев не относится к журналистике как к актуальному информированию о событиях текущей действительности.

Потребительская журналистика особенно распространена в нишевых изданиях (предназначенных для узкого сегмента целевой аудитории). Некоторые издания даже специализируются на ней, например, газета «ЗОЖ», журнал «Лиза. Добрые советы».

Однако в настоящее время потребительская журналистика сжимается под влиянием Интернета, так как необходимую информацию проще и быстрее найти там. СМИ, в свою очередь, прилагают усилия, чтобы актуализировать материалы потребительских рубрик: советы и консультации все чаще связывают с текущими событиями и трендами. Часто под видом потребительской журналистики СМИ публикуют рекламу, предлагая решить проблему строго определенным выгодным рекламодателю способом.

 

Тотальная журналистика

Это разновидность журналистики, суть которой – игнорировать общепринятые критерии отбора новостей и освещать те события, которые обычно не попадают в СМИ. Примеры тотальной журналистики – проекты журнала «Русский репортер», освещающие сутки из жизни одного из российских городов. Вот фрагмент из текста «Новосибирск 24».

 

6.30

Аспиранты Института вычислительных технологий едут встречать своего лучшего друга из Красноярска. Виктор Комаров, аспирант ИВТ, со своим знакомым Дмитрием Кожем едут встречать своего лучшего друга на вокзал. Друг по кличке Синий (в жизни — Антон) приезжает в Новосибирск специально, чтобы встретиться со своими старыми друзьями.

6.46

Утро на вокзале. В это время на вокзале кроме касс открыт только медпункт. Он работает круглосуточно и для всех. Врачи на вокзале принимают даже без документов.

7.30

Привокзальная площадь. Дворник Александр уже на ногах и выполняет свою основную работу, не обращая особого внимания на прохожих и невыносимый холод. Герой.

7.45

Зал ожидания вокзала. Люди спят строго в одном направлении — 10 человек встречают утро, положив голову на сумки вместо подушек.

8.04

Жители Академгородка выбрасывают мусор по расписанию. Утро Светланы Петровны Кузнецовой началось с выхода к мусорной машине. Приходит она строго по расписанию: контейнеров во дворе нет. Хорошо это или плохо, жители сойтись во мнении не могут. С одной стороны, отсутствие контейнеров избавляет от сопутствующих запахов, насекомых и прочих неприятностей. Но с другой — отнюдь не всем удобно выбрасывать мусор в это время. «Разве это рано! — улыбается Дмитрий Виноградов, водитель мусорной машины. — У меня первая точка в 6.30. А до этого я еще должен пройти медкомиссию и заправиться».

(http: //rusrep.ru/article/2011/11/15/nsk24/)

 

Тотальная журналистика пока что является экспериментальной. Нет ни одного издания, которое бы работало, главным образом, в ней. Пока эта разновидность журналистики оправдана только в небольших количествах как десерт к основному информационному блюду.

 

 

Заключение

 

Итак, книга прочитана. Теперь я рекомендую начать работу с теми жанрами или приемами, которые показались вам наиболее полезными или необходимыми. Между пониманием и умением применить – огромная дистанция. Не меньшая дистанция между умением применить навык на учебном занятии и в реальной работе, в ситуации стресса, усталости и нехватки времени.

Несколько советов по поводу того, как развиваться дальше. Во-первых, экспериментируйте и с жанрами, и с приемами работы. Не рассматривайте изложенное мной как догму. Это всего лишь мой сегодняшний уровень понимания того, как должен работать журналист. И если вы продвинетесь дальше, я с удовольствием поучусь у вас.

Во-вторых, изучайте окружающий мир. Займитесь любой наукой, от психологии до автомобилестроения. Может даже защитить по этому предмету диссертацию или написать книгу. Даже если вы не станете в этой сфере журналистом-экспертом, занятия наукой разовьют ваш мозг, увеличат скорость мышления и память, а в журналистике это очень полезно. Равно как и более адекватное понимание того, о чем вы пишете.

В-третьих, начните преподавать. Можете пойти на журфак, можете выращивать учеников в своей редакции. Преподавайте не ради того, чтобы научить кого-то, а ради того, чтобы разобраться самому. С одного раза изучить что-то обычно не удается. А вот когда раз десять расскажешь и покажешь, тогда начинаешь понимать. У меня тоже так было. Я уже знал про приемы работы, рассказывал про них студентам, но в какой-то момент спохватился, что сам это не использую. Стал использовать, и оказалось, что действует!

А еще я стал получать больше удовольствия от работы. Я увидел свое место в эволюции журналистики как сферы деятельности, увидел свои возможности, увидел несделанное и неоткрытое и захотел двигаться туда. Я перестал бояться начальства, потому что у меня появился Путь, и мне стало все равно, с каким начальством я пойду по этому Пути, с нынешним или с другим. Я оказался настолько погружен в работу, в движение по своему Пути, что мне стало некогда думать о деньгах. И когда коллеги переживали по поводу очередной задержки зарплаты, я ловил себя на мысли, что еще не потратил предыдущую, потому что когда работаешь, тратишь мало. Вот и эту книгу я писал в выходные, в каникулы и в отпуска. В дни, когда люди обычно ездят на дачу или на курорты. А у меня дачи нет, и я по этому поводу нисколько не расстраиваюсь.

Когда я перестал думать о деньгах, их вдруг появилось больше. Причем не только от моего начальства, но и от чужого, причем предложений становилось столько, что я начал выбирать наиболее интересные из них и отказывать остальным. И желающих научиться у меня стало столько, что я уже не мог обучить всех желающих.

Я надеюсь, что эта книга даст вам то же самое - рост профессионализма и сопутствующие ему рост доходов и повышение общей удовлетворенности жизнью. И вы начнете получать кайф от работы. У меня так бывало, когда придумываешь чего-то и от восторга едва не падаешь со стула. «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! », - вот как описал это ощущение великий русский поэт. Желаю и вам того же.

А еще желаю вам написать собственный учебник по журналистике, который был бы лучше, чем этот.

 

Библиография

 

Книги на русском языке

Амзин А. Новостная интернет-журналистика – М.: Аспект-пресс, 2011.

Берн Э. Игры, в которые играют люди – М.: Эксмо, 2011.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. – Екатеринбург, Литур, 1999.

Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова – М.: Альпина Паблишерз, 2011.

Васильева Л.А. Делаем новости. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Вулф Т. Новая журналистика – СПб.: Амфора, 2008.

Григорян М. Пособие по журналистике. – М.: Права человека, 2008

Дмитриев Л.А. Законы творчества. - М.: ИПК, 2006.

Колесниченко А.В. Практическая журналистика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Константинов А.Д. Журналистское расследование: история метода и современная практика. – М.: Олма-Пресс, 2003.

Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

Леонгард К. Акцентуированные личности – Ростов н/Д, Феникс, 2000.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым - Р-н-Д, Феникс, 2011 г.

Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? – Р-н-Д.: Феникс, 2008.

Майорова И. Про людей и звездей. - М.: Росмэн-Пресс, 2006.

МакКоннелл Б., Хуба Д. Эпидемия контента – М.: Вершина, 2008.

Митта А. Кино между раем и адом. – М,: Подкова, 1999.

Панюшкин В. 12 несогласных. – М.: Захаров, 2009.

Панюшкин В. Михаил Ходорковский. Узник тишины: история про то, как человеку

в России стать свободным, и что ему за это будет. – М.: ИД «Секрет Фирмы», 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект пресс, 2009.

Репкова Т. Новое время: как создать профессиональную газету в демократическом обществе. – М.: IREX ПроМедиа, 2004.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-пресс, 2004.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом - М.: Ладомир, 2004

Финк К. Стратегический газетный менеджмент – Самара: Корпорация «Федоров», 2004.

Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией / Пер. со швед. В. Менжун. – М.: МедиаМир, 2008.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

 

Публикации в периодических изданиях на русском языке

О сливе информации в СМИ // «Коммерсант». – 2007. – 5 июля

Олег Добродеев: «Профессия такая, полувоенная…» // «Искусство кино». – 1998. - № 5

Правила игры диктует редактор отдела финансов Елизавета Голикова // «Коммерсант». – 2011. – 18 авг.

Стечкин И.В. Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернете // Вестник МГУ, серия «Журналистика», №5. - М.: МГУ, 2007.

Яна Дубейковская: «Журналистика – это власть без ответственности» // «Журналистика и медиарынок». – 2006. - № 5.

 

Материалы из Интернета на русском языке

On-line конференция Арама Габрелянова

http: //mediacratia.ru/owa/mc/mcconf.confpageonline? inid =17998

Андрей Васильев: «Наше существование Кремлю выгодно». http: //www.regnum.ru/news/416543.html

Борхес Х.Л. Четыре цикла. http: //lib.ru/BORHES/tigry.txt

Бочарский К. Деревня спасена от ужасного шторма. http: //mediapedia.ru/2008/01/18/%C2%ABderevnya-spasena-ot-uzhasnogo-shtorma%C2%BB-s/

Бочарский К. Минное поле профессионализма. http: //mediapedia.ru/2008/01/24/minnoe-pole-professionalizma/

Виноградов Д. Репортаж из букв. http: //to-report.livejournal.com/1693.html

Иванов И. Вон из профессии! http: //mediapedia.ru/2011/07/26/von-iz-professii/

Как писать новости для интернета http: //newreporter.org/2012/05/21/kak-pisatnovostnyezagolovki-dlya-interneta/

Колесниченко А. Агрессивный журнализм. http: //mediapedia.ru/2008/06/16/agressivnyj-zhurnalizm/

Кузьминский О. Дэдлайны и абзацы. http: //samlib.ru/k/kuzxminskij_o_w/kommersrom.shtml

Лонская А. Лохосфера. http: //mediapedia.ru/2010/08/11/loxosfera/

Лонская А. С чего начинается необъективность http: //mediapedia.ru/2011/08/07/schego-nachinaetsya-neobektivnost/

Печерная А. Главред украинского Forbes Владимир Федорин рассказал, как делать интервью. http: //mmr.ua/news/newsid/26369/

Соколов-Митрич Д. Мастер-классы http: //smitrich.livejournal.com/tag/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

Страшная трагедия в Калининграде http: //www.vz.ru/columns/2007/4/3/75296.html

Ходорыч А. Семь правил для спецкорреспондентов http: //mediapedia.ru/2009/06/25/sem-pravil-dlya-korrespondentov/

Юшкевич С. Российский журналист в конце 1990-х. Case study Санкт-Петербургских медиа 01.02.2003 // http: //www.gdf.ru/arh/file021.shtml

 

Материалы из Интернета на иностранных языках

Choose the number of elements with a purpose in mind. One, two, three, or four: Each sends a secret message to the reader. http: //www.poynter.org/how-tos/newsgathering-storytelling/writing-tools/76067/fifty-writing-tools-quick-list/

Clark R.P. Creating the Serial Narrative: A Starter Kit. http: //www.poynter.org/content/content_view.asp? id=117323

Clark R.P. Pimp My Writing: When Journalists Use Archetypes http: //www.poynter.org/column.asp? id=78& aid=124214

Clark R.P. The “Breakfast Serial” http: //www.poynterextra.org/extra/3littlewords/3lw_intro.htm

Clark R.P. Three Little Words. http: //www.poynterextra.org/extra/3littlewords/3lw_chap1.htm

Jerz D.G. Brief Analysis of a News Feature http: //jerz.setonhill.edu/writing/journalism/feature.html

Loosening Lips: The Art of the Interview. http: //www.pbs.org/wnet/expose/2008/12/loosening-lips-the-art-of-the.html

Nazario S. The boy left behind. http: //www.enotalone.com/article/5405.html

Reuters Handbook of Journalism http: //mediapedia.ru/wpcontent/uploads/2008/09/handbookofjournalism.pdf

Scanlan Ch. Jacqui Banaszynski’s Six Paths to Story // http: //www.poynter.org/column.asp? id=52& aid=11738

Scanlan Ch. The Nut Graf, Part I http: //www.poynter.org/how-tos/newsgatheringstorytelling/chip-on-your-shoulder/11371/the-nut-graf-part-i/

Scanlan Ch. Too young to diet. http: //www.poynter.org/how-tos/newsgathering-storytelling/chip-on-your-shoulder/11380/too-young-to-diet/

Woods K.M. Seven Steps to a Strong Opinion // http: //www.poynter.org/content/content_view.asp? id=19739& sid=2

X-Ray Reading Helps Interpret Author’s Intentions http: //www.poynter.org/howtos/newsgathering-storytelling/writing-tools/100750/x-ray-reading-helps-interpret-authorsintentions/

 

Книги на иностранных языках

Clark R.P. Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. – London, Little, Brown and Co, 2006.

Fey U., Schluter H.-J. Reportagen schreiben. Von der Idee bis zum fertigen Text. Berlin: ZV, 2003.

Haller M. Das Interview. Ein Handbuch fur Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 2001.

Haller M. Die Reportage. Ein Handbuch fur Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 1997.

Mast C. ABC des Journalismus. Konstanz: UVK, 2005.

Mencher M. News Reporting and Writing. Dubuque: WCB, 1994.

Patterson B.R. Write to be read. A practical guide to feature writing. Ames: The Iowa State University Press, 1986.

Thiele Ch. Interviews fuehren. Konstanz: UVK, 2009.

Weischenberg S. Nachrichten-Journalismus. Opladen, 2001

 

Редакционные документы и стандарты

Догма газеты «Ведомости»

Информационный стандарт группы «Интерфакс»

Книга редакции журнала «Эксперт»

Памятка стажера газеты «Новые Известия»

Принципы создания текстов для газеты «Деловой Петербург»

Редакционное руководство интернет-издания gzt.ru

Редакционное руководство для журналистов информагентства ИТАР-ТАСС

Требования к материалам для газеты «Коммерсант»

 

 

Об авторе

 

Александр Колесниченко – редактор отдела «Общество» газеты «Новые Известия». Выпускник факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук. В журналистике – с 1996 года, публиковался более чем в 15 российских и зарубежных изданиях. Постоянный автор журнала «Журналистика и Медиарынок». Преподавал на факультете журналистики МГУ, в Московском государственном университете печати и в Институте современной журналистики, проводил семинары для региональных журналистов с Фондом развития информационной политики. Автор книг «Практическая журналистика» и «Зарубежные исследования аудитории прессы».

Блог автора – kolesni4enko.livejournal.com, электронный адрес – [email protected]

 

Эта книга поможет Вам овладеть навыками подготовки текстов для СМИ.

Методика основывается как на собственном журналистском и преподавательском опыте автора, так и на редакционных стандартах ведущих российских изданий. Использование приведенных в книге рекомендаций позволит увеличить скорость написании и редактирования материалов, делая свою работу стабильно качественно.

 

Вверх к началу

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь