Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные источники иудейского права
1. Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе и характеру источники. С общетеоретической точки зрения они традиционно определяются израильскими авторами, с одной стороны, как " точно переданные слова Бога", а с другой - как их божественно вдохновленная интерпретация (толкование)*(469). Первоначально иудейское право было устным, содержавшим, по словам исследователей, целый ряд " иррациональных установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к " небесному голосу" и др.*(470) Постепенно иудейское право приобретало письменную форму и освобождалось от свойственных ему прежде " иррациональных особенностей" *(471). Уже примерно к 100 г. н.э. " иррациональная" техника добывания судебных доказательств была замена " рациональным способом правового мышления" и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции священные писания, отражавшие мудрость человеческую, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные " небесные пророчества" *(472). В системе источников иудейского права они приобрели доминирующее положение и постепенно вышли на первый план. Высокая значимость письменных источников иудейского права - священных писаний, как свидетельствует история, проявлялась по-разному и сохранялась во все последующие времена. Даже в самые трагичные периоды истории еврейского народа, когда, как констатирует Илларион Киевский, под натиском " разбивших до основания" и " пленивших" Иерусалим римлян иудейство пало, их " закон, как вечерняя заря, угас", а сами иудеи были " рассеяны по странам, чтобы зло не пребывало вместе" *(473), значимость этих источников, с учетом сложившихся обстоятельств, никогда не уменьшалась. 2. О каких источниках иудейского права, обобщенно именуемых священными писаниями, идет речь? Имеется в виду прежде всего Библия (в переводе с греческого biblia, буквально - книги). Она представляет собой " сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н.э. - II в. н.э.", включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных отражающих в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения норм*(474). В известном словаре Вебстера поясняется, что под Библией следует разуметь: а) священную книгу христианства, состоящую из в равной мере признаваемых христианами Ветхого Завета и Нового Завета; б) священную книгу иудаизма, состоящую только из признаваемого иудеями Ветхого Завета*(475); в) " любое собрание священных писаний и книг, неразрывно связанных с постулатами той или иной религии". Например, вполне допустимо, по мнению издателей упомянутого словаря, называть Коран " мусульманской Библией" *(476). Наиболее полное представление о Библии как о священном писании и одновременно как об источнике религиозного права дается в " Толковой Библии". Со словом " Библия", говорится в этом произведении, у нас " соединяется представление об одной большой книге, заключающей в себе все священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета". Однако в сущности это не одна книга, а " целый, строго определенный Церковью сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями и принадлежащих или богодуховенным (книги канонические), или только богопросвященным мужам (книги неканонические)" *(477). Библия состоит из двух основных частей: Ветхий Завет, куда вошли священные книги, " которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предизображали", и Новый Завет, книги которого " возникали уже после пришествия в мир Спасителя" *(478). Ветхий и Новый Заветы складываются из книг, которые делятся на главы, а последние, в свою очередь, - на стихи. 3. В силу того что иудейская религия признает в качестве священных только книги Ветхого Завета, последний зачастую называет еврейской Библией. В христианской богословской литературе все ветхозаветные книги в зависимости от их характера и содержания подразделяются на три основные группы: книги " законоположительно-исторические", книги " пророческие" и книги " поэтическо-назидательные" *(479). Суть каждой из них в значительной мере отражена в их названии. Разумеется, в плане рассмотрения источников иудейского права особый интерес представляет первая группа священных книг - книги " законоположительно-исторические". В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого разделения и названия этих групп книг разные. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу чаще всего называют Пятикнижием Моисея, или Торой. В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея выступает традиционно в качестве самостоятельного источника права. Ко второй группе священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы - " Небиим". Наконец, в третью группу книг, согласно иудейской классификации, входят все остальные священные книги под общим названием " Кетубим" *(480). По свидетельству экспертов иудейского права, до II в. до н.э. Пятикнижие Моисея рассматривалось как одна книга. Позднее, " вероятно по техническим причинам" (содержание книги не умещалось на одном свитке), книгу Моисея разделили на пять книг (свитков) с общим названием " Пятикнижие" *(481). Каждая из них отличалась не только по названию, но и содержанием. Так, Книга Бытие повествует о сотворении мира из хаоса, рождении человечества и " сынов Израилевых". И хотя рассказ в Бытии начинается с момента сотворения мира и человека как такового, в конечном счете он сводится лишь к истории одного народа - израильтян, начиная с его мифического прошлого*(482). Причем речь идет не только о бытии как таковом, но и правилах (законах) проживания и общения иудеев друг с другом, складывавшихся обычаях, традициях и прочих регуляторах их повседневной жизни*(483). Сказанное подтверждается как названием, так и содержанием всех остальных книг Пятикнижия: Книга Исход об исходе иудеев из Египта; Книга Левит о выделении из иудейского общества и признании привилегированного колена левитов, в обязанности которого входили отправление ветхозаветного культа - жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, религиозные праздники, теократические подати и т.п.; Книга Числа " об исчислении" иудейского народа, левитов, первенцев, станов передвижения, содержащей, кроме того, некоторые " богодарованные" иудеям через пророка Моисея законы; и наконец, Книга Второзаконие, фактически повторяющей изложенные в прежних священных книгах законы. Второзаконие, отмечают профессиональные толкователи Библии, " не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изложенным в книгах Исход, Левит, Числа законам постановлений". Оно представляет собой " нравственно-назидательное воспроизведение в большинстве случаев тех же законов, что записаны и в означенных книгах" *(484). В юридической литературе Второзаконие зачастую рассматривается как самостоятельный источник иудейского права. Особое внимание во Второзаконии уделяется таким регуляторам религиозной и обычной, повседневной жизни иудеев, как заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом. К числу первых относятся такие, которые: а) запрещают поклонение другим богам, кроме своего Бога. " Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, - говорится в связи с этим в гл. 5 Второзакония, - да не будет у тебя других богов пред лицом Моим"; б) требуют от иудеев не творить себе кумиров и не создавать других изображений. " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в водах, ниже земли" *(485), - назидается во Второзаконии; в) запрещают произносить имя Бога своего напрасно, " ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя его напрасно"; г) обязывают святить день субботний. " Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его", " шесть дней работай и делай всякие дела твои", а " день седьмой - субботу Господу, Богу твоему" *(486). Ко второй группе относятся заповеди, гласящие: 1) " почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе"; 2) не убивай; 3) не прелюбодействуй; 4) не кради; 5) " не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и 6) " не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ни всего того, что есть у ближнего твоего" *(487). Не менее важное значение во Второзаконии, наряду с заповедями, авторами Библии и ее толкователями придается многочисленным и весьма разнообразным постановлениям и законам. " Вот заповеди, постановления и законы, - отмечается в связи с этим во Второзаконии, - которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею" *(488). С помощью " законов и постановлений" в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни людей. Причем речь шла не только о нормах материального права - регуляторах общественных отношений, выражаясь современным языком, но и о нормах процессуального права. С помощью последних устанавливался, например, порядок организации и деятельности иудейских судов, а также обязательность в случае возникновения тяжбы ее судебного рассмотрения. " Если будет тяжба между людьми, - говорится в гл. 25 Второзакония, - то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят" *(489). Своего рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний и иных необходимых для принятия судебного решения материалов и доказательств. В частности, устанавливалось, что " если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть" *(490). Подобного рода процессуальные нормы закрепляли также порядок ответственности и исполнения различных наказаний. Например, отдельно в законе предусматривалось, что " если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету" *(491). В законе особо подчеркивалось, что " отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, а дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываемым смертью за свое преступление" *(492). Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, включая, естественно, и те, которые составляют содержание Второзакония, в исследовательской литературе нередко называются " Законами Завета", или " Законами Моисея". Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию исходивших от иудейского Бога Яхве, фактически является пророк Моисей. Так традиционно считалось вплоть до XI в. н.э., пока известный еврейский философ Ибн Эзра (1092-1167) на основании своих исследований не высказал мысль, что не все книги Ветхого Завета были написаны Моисеем. Подобные сомнения в более поздний период выражали Гоббс, считавший Моисея автором лишь некоторых глав Второзакония, Б. Спиноза, называвший авторство Моисея " необоснованным и абсурдным", и некоторые другие мыслители*(493). Как бы там ни было, Законы Моисея в системе иудейского права всегда существовали и существуют и вместе с другими источниками формируют его религиозный характер и содержание. 4. Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. В различных научных изданиях и словарях он определяется неодинаково. В одних обращается внимание на то, что это собрание догматических религиозных, правовых и этических положений и текстов иудаизма, которые сложились в период с IV в. до н.э. и вплоть до V в. н.э.*(494) В других изданиях Талмуд рассматривается как " толкования и дополнения раввинов жидовских к Ветхому Завету" *(495). В третьих же работах он представляется как " собрание священных писаний, формирующих иудейское гражданское и религиозное право и подразделяющихся на две группы под названием Мишны (сами тексты) и Гемары (толкование этих текстов)" *(496). Общим для всех этих и иных представлений о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием священных древнейших писаний, относящихся к периоду с IV в. до н.э. по V в. н.э., содержит в себе тексты не только этих писаний, но и их раввинских толкований. В системе норм и догматов иудейского права последним, по мнению исследователей, придается, как правило, гораздо большее значение, чем первым*(497). Кроме того, нередко под сомнение ставится положение об одинаковой юридической и религиозно-духовной силе отдельных норм и догматов, содержащихся в Библии (Ветхом Завете) и Талмуде. В последнем постоянно проводится мысль о превосходстве творений раввинов над творением, вдохновленным Богом. При этом в качестве доказательства приводятся такие, подтверждающие правоту авторов положения-догмы, как: " Слова Талмуда более сладки, нежели слова Завета", " Грехи против Талмуда более тяжки, нежели против Библии", " Не должно иметь общения с тем, кто имеет в руках Библию, а не Талмуд" или " Сын мой, относись с большим вниманием к словам раввинов, чем к словам Завета" *(498). С древнейших времен и вплоть до наших дней было множество изданий Талмуда. Его первая часть - Мишна содержит огромное количество иудейских заповедей и традиций, имеющих отношение к праву*(499). Однако фактический приоритет в системе регулятивных средств, эффективного воздействия на общественные отношения был и остается за раввинскими толкованиями (Гемара). Они буквально наводнили по мере развития иудейского права Талмуд. Известно, пишет по этому поводу Д. Рид, что " все, что где бы то ни было могло произойти или случиться в жизни еврея, регулировалось законами Талмуда: браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета". И поскольку в повседневной жизни постоянно происходят непредвиденные события, вопрос о том, что законно и что незаконно, в каждом случае приводит к бесконечным дискуссиям, " результатом которых были... объемистые протоколы раввинских решений" - соответствующих толкований текстов заповедей*(500). Наряду с многочисленными и многотомными решениями раввинских судов*(501) эти отчасти систематизированные толкования следует рассматривать в качестве важных источников иудейского религиозного права. Такую их значимость израильские авторы объясняют следующим: хотя изначально, согласно замыслу творцов иудейского права, оно должно было охватывать и решать раз и навсегда все возникающие в жизни иудейского общества проблемы, тем не менее практика показала, что это невозможно. По мере изменения жизненных обстоятельств время от времени возникала необходимость в корректировке права как со стороны выполняющих академические функции религиозных кругов, так и применяющих это право раввинов*(502). Раввинское толкование стало объективной, жизненной потребностью боговерных иудеев. Нередко оно заменяет сам текст иудейских богословных положений, ибо даже тогда, когда раввинское толкование явно расходится с изначальным содержанием " библейских повествований и священных традиций", оно тем не менее сохраняет силу и влияние на поведение иудеев. При этом для объяснения и оправдания такого рода расхождений широко используется разработанная самими раввинами так называемая " теория (идея) чрезвычайной власти", согласно которой в чрезвычайных условиях допускается весьма широкое толкование сложившихся канонов, а сама раввинская власть осуществляется помимо обычных религиозных норм*(503). Раввинское толкование в таких случаях, именуемых чрезвычайными, получает несомненное преимущество как перед подвергшимися толкованию библейскими текстами, так и перед соответствующими религиозными нормами*(504). 5. Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право значительное влияние и в настоящее время. Это - традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений. Они влияют на жизнь иудейского общества и государства как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношений, так и опосредованно - через соответствующие нормы светского права. Последнее проявляется не только в традиционной для иудейского религиозного права сфере приложения - семейном праве, но и в общественных отношениях, регулируемых нормами других отраслей права. В качестве одного из примеров можно сослаться на несомненное воздействие древних иудейских традиций и обычаев на институт права собственности на землю в современном Израиле. Согласно Закону о земле (1969) право собственности на землю в этом государстве ограничивается не только такими свойственными законодательству других стран принципами, как непричинение вреда или недопущение разрушения имущества, принадлежащего другим собственникам (разд. 14 Закона о земле), но и весьма своеобразным принципом " благопристойности", или " приличия" (principles of decency), в процессе реализации данного права*(505). Этот принцип, с одной стороны, ограничивает право собственности на землю, а с другой - выделяет его и подчеркивает особый характер. Анализируя этот принцип, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, ограничивавших и даже запрещавших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю. " Землю не должны продавать навсегда, - назидательно говорит Бог иудеям, - ибо Моя земля", а вы являетесь " пришельцами и поселенцами у Меня" *(506). По всей земле " владения вашего дозволяйте выкуп земли". При этом в отношении каждого иудея действовали следующие правила: а) если " брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его"; б) если же " некому за него выкупить, то сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп"; в) в этом случае " пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое"; г) если же " не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно и он опять вступает во владение свое" *(507). Другие иудейские традиции и обычаи, как это видно из библейских заповедей, не позволяли произвольно распоряжаться землей как с обычной недвижимостью и товаром. Основная причина этого состояла в том, что по иудейскому преданию и древнему теократическому принципу единым и постоянным собственником земли является только сам Бог. Что же касается имеющих прямое отношение к нему " богоизбранных" иудеев, то они являлись лишь временными собственниками земли - " пришельцами и поселенцами", и уже в силу этого право свободного распоряжения землей им не предоставлялось. Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой оставался в силе лишь до очередного юбилейного года, отмечавшегося иудеями каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собственником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа. Данное правило, наряду со всеобщим правом выкупа земли и ограничением ее продажи лишь в пределах определенного срока (" известного числа лет жатв" *(508)), было направлено на предотвращение полного отчуждения земельных участков от их обедневших владельцев, обезземеливания и еще большего обеднения. Иными словами, право собственности на землю, как и различные формы распоряжения ею, преследовали не только и даже не столько коммерческие цели, выражаясь современным языком, сколько общесоциальные и общегуманитарные. Помимо всего прочего это проявлялось в том, что под всякую сделку с землей, включая ее куплю-продажу, подводилась не только коммерческая, прагматическая, но и нравственная основа. Суть ее сводилась к соблюдению, помимо коммерческих правил, нравственных норм уважения, любви и справедливости по отношению к ближнему*(509). " Если будешь продавать что ближнему твоему или будешь покупать что у ближнего твоего, - говорится по этому поводу в Книге Левит, - не обижайте друг друга". И дальше: " Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь Бог ваш" *(510). Эти и подобные им принципы, трансформировавшиеся по мере развития иудейского общества в традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только на эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Израиле современного светского права. 6. Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой необычный для других правовых систем источник, как " наследие". В израильской научной литературе этот источник именуется также " культурным наследием" в широком смысле, " религиозным наследием" или же " иудейским правовым наследием" *(511). Однако независимо от названия в понятие " наследие" *(512) как источника иудейского права в целом вкладывается один и тот же смысл - констатируется факт перехода от одного поколения к другому сложившихся в течение всего предшествующего периода жизни иудейского общества религиозных, культурных, национальных, этических, общесоциальных, бытовых и иных обыкновений - феноменов, оказывающих влияние на процесс формирования и развития иудейского права. В некоторых изданиях к этому дополняется, что в библейском смысле под " наследием" понимается также: а) " богоизбранный народ"; б) израильтяне и в) христианская церковь*(513). " Наследие" как источник иудейского религиозного права традиционно представляется в качестве естественного правового источника, порожденного самим обществом и регулирующего, а точнее, упорядочивающего многочисленные и многообразные отношения, возникающие в рамках этого общества. Что же касается его связи с современным израильским государством, то " наследие", будучи естественным источником иудейского права, по мнению исследователей, возникает до государства и существует помимо и независимо от государства*(514). В подтверждение сказанного в научной литературе Израиля нередко даются ссылки на " естественное право" евреев возвращаться на постоянное место жительства на свою историческую родину - Израиль, независимо от того, в какой стране они проживают и как долго они там находятся. Это право возникло задолго до того, как оно было закреплено в законодательстве Израиля (в Законе о возвращении 1950 г.), и имеет свои нравственные, логические и юридические корни, по мнению исследователей, именно " наследие" *(515). Еще во Второзаконии относительно иудейского народа в связи с этим говорилось: " Хотя бы ты был рассеян (от края неба) до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя" *(516). И далее: " И (оттуда) приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих" *(517). О естественном характере права на возвращение евреев на свою историческую родину, а также о том, что это право исторически заложено в самом " наследии", многократно писалось вслед за Библией и в других, самых разнообразных источниках. В 50-е годы XX в. оно широко использовалось как важнейший аргумент в пользу разработки и принятия соответствующего законодательства. Так, обосновывая необходимость Закона о возвращении евреев, тогдашний премьер-министр Израиля Д. Бэн Гурион подчеркивал, в частности, что не государство " дарует это право евреям, живущим за границей, на поселение в Израиле", а как раз наоборот, " это право само создает условия для строительства Израильского государства". Источник права на возвращение евреев, отмечал автор, следует искать " в исторических и никогда не прерывавшихся связях еврейского народа с его Родиной" *(518). Возникновение у евреев права на возвращение на свою историческую родину по времени " предшествовало возникновению государства". Существование и реализация его " лишь подтверждает тот факт, что это право принадлежит каждому еврею уже в силу того, что он еврей" *(519). Говоря о " наследии" как об источнике иудейского религиозного права, следует обратить внимание также на то, что оно в отдельных случаях может выступать одновременно и в качестве источника израильского светского права. По отношению к другим источникам израильского права, как свидетельствует теория и практика, " наследие" выполняет далеко не главную роль. Но оно в практическом плане как источник права время от времени весьма активно проявляется и к тому же в отдельных случаях даже законодательно закрепляется. Пример тому - ст. 1 закона " Основы права" (foundations of Law), принятого в 1980 г., которая гласит, что если суд в процессе рассмотрения дела не может найти ответ на возникший вопрос " в статутном или судебном праве (case law) или не может решить его путем применения аналогии, то он должен рассмотреть его и принять решение, сообразуясь с принципами свободы, справедливости, беспристрастности и мирного израильского наследия" *(520). Возможность использования " наследия" в качестве источника израильского светского права находит отражение и в некоторых других законодательных актах. 7. Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно - и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов. На ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований утверждает профессор З. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарождения, мы должны обращать внимание прежде всего именно на " литературные источники" *(521), в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, " ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли в процессе формирования норм иудейского права и институтов". Эту роль выполняли " труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей, и правоприменителей" *(522). По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права (такими, например, как доктрина " благоразумия" *(523)) она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-05; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы