Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания



БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания

Преамбула

Данная статья имеет конкретное назначение – помощь человеку, страдающему в результате повреждения сознания. Речь идет не только о тех повреждениях, которые можно описать с помощью языка психиатрических диагнозов. Нарушения бывают разными: навязчивые мысли, ощущение внутреннего дисбаланса, панические атаки, неадекватное восприятие действительности, депрессия, тревожность. Эти и иные феномены могут быть отнесены к условной категории нарушений, сопровождающихся страданиями (старец Фаддей Витовницкий говорил, что признаком неправильной духовной жизни является то, что человеку что-то мешает). Статья была подготовлена с учетом опыта центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. Привлечение внимания к материалам, подготовленным центром, является второй задачей данной работы. В ней акцент делается, помимо прочего, на теме преодоления тех проблем, с которыми сталкивается человек, имевший опыт погружения в эзотерические учения и практики (осознанные сновидения, йога, трансерфинг реальности, дзен и пр. и пр.).

Введение

Обращение к читателю

 

Данная статья имеет конкретное назначение – помощь человеку, страдающему в результате повреждения сознания. Речь идет не только о тех повреждениях, которые можно описать с помощью языка психиатрических диагнозов. Нарушения бывают разными: навязчивые мысли, ощущение внутреннего дисбаланса, панические атаки, неадекватное восприятие действительности, депрессия, тревожность. Эти и иные феномены могут быть отнесены к условной категории нарушений, сопровождающихся страданиями (старец Фаддей Витовницкий говорил, что признаком неправильной духовной жизни является то, что человеку что-то мешает). Тема происхождения подобных нарушений и преодоления как их самих, так и страданий, вызванных ими, обширна, многогранна, объемна, глубока. Писать – не переписать, говорить – не переговорить.

Но страдающему человеку, чтобы призвать его к размышлениям о собственной жизни, в некоторых случаях нужно дать что-то конкретное, конечное, не очень объемное. Данная работа и предполагает, хотя и отчасти, но стать для кого-то тем самым «конкретным».

Поэтому, учитывая масштаб проблематики и ограниченность объемов исследования форматом статьи, мы осветим обозначенную тему, не углубляясь во множество безусловно заслуживающих внимания подтем. С некоторыми дополнительными пояснениями и комментариями можно ознакомиться, прослушав цикл бесед «Зазеркалье» (с 40-ой беседы ставятся вопросы о навязчивых мыслях и о выходе из круга ложных состояний). В цикле «Преодолеть отчуждение: Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности», в беседах 73-76 подводятся итоги обсуждения темы депрессии и ставятся вопросы о причинах вхождения в болезненные состояния сознания. В беседах 19-20б, а также в беседах 40-42 разбираются мотивы, толкающие людей к идеям эзотерического порядка, а также последствия увлеченности этими идеями. Некоторые из такого рода идей рассматриваются с точки зрения христианства в «Восточном цикле». Беседы проходили с паломниками, посещавшими Соловецкую обитель, записи выложены на сайте Соловецкого монастыря[1].

Некоторые мысли, прозвучавшие в беседах в связи с темой преодоления болезненного состояния (в которое человек вошел вследствие эзотерического опыта, а также вследствие иных причин), пересказываются в более-менее кратком виде в ответе «Эзотерика. Бывшим эзотерикам (а также ощущающим постороннее влияние, второе «я» в сознании)»[2].

Как этот ответ, так и указанные беседы были подготовлены с учетом опыта центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. Привлечение внимания к материалам, подготовленным центром, является второй задачей данной работы (официальный сайт – http: //dpcentr.cerkov.ru/)[3]. В ней акцент, помимо прочего, делается на теме преодоления тех проблем, с которыми сталкивается человек, имевший опыт погружения в эзотерику.

 

Пересмотреть то, как думаем и как говорим

 

Многие из тех, кто приходит в Церковь, имеют за своими плечами годы участия в практиках оккультного характера. Сознание некоторых буквально перепахано различными эзотерическими учениями. И кто-то, уже начав жить в Церкви, продолжает пользоваться оккультной терминологией. Мышление, однажды загнанное в русло эзотерических концепций, продолжает двигаться в том же русле. Человек вроде бы и пришел Церковь, но знания, которые она стремится дать ему, он пытается осмыслить с позиций воспринятого оккультного опыта. Соответственно, человек не усваивает то, что говорится ему, ведь мерить он продолжает все «по своему аршину». Соответственно, и помочь такому человеку получается порой нелегко. Ведь услышанный совет он пропускает через призму эзотерических понятий, и в его восприятии смысл совета искажается. А, исказившись, совет теряет в силе[4]. То есть образ мыслей, усвоенный ранее и не пересмотренный по приходе в Церковь, мешает человеку изменить свою жизнь и получить помощь.

В помыслах, как писал преподобный Марк Подвижник, заключена причина скорбных случаев, встречающихся с людьми. Ведь слова и дела «не происходят прежде мысли». Вначале идет помысл, «а потом чрез слова и дела образуется между нами (и ближними нашими) общение»[5]. Если бы мысль не текла впереди, то «не последовало бы за нею и тело». И потому в грехе нужно винить не тело, а мысль[6]. Человек не будет предпринимать трудов ради благочестия, если не будет пребывать «добросовестно в созерцании»[7].

Но мыслит человек нередко так, как говорит. «Что на языке, то и в уме; что на уме, то и в деле»[8], – пишет писатель православного вероисповедания. Развивая эту идею он, помимо прочего, приводит слова двух профессоров: И.А. Сикорского и С.Г. Кара-Мурзы. Первый считал, что для русского народа огромным культурно-этническим шагом [вперед] стало создание «общего литературного языка как органа уже достаточно назревшей этнической психологии»[9]. По мысли второго, слова «порождают ассоциации и вызывают целые блоки мироощущения»[10].

Так что же? Мысль влияет на характер произносимого? Или произносимое влияет на характер мысли? Никакого противоречия между словами преподобного Марка Подвижника и между словами публициста и двух профессоров нет.

 Две группы высказываний примиряются в словах Спасителя. Он объясняет, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15, 19-20).

Зараженное грехом сердце источает из себя мысли. Если человек им следует и реализует их в словах и поступках, он делает себя еще более поврежденным. Вследствие того, что он, например, похулил кого-то, он начинает ненавидеть того человека еще сильнее.

Вышеупомянутый публицист замечает, что воцерковившийся человек, глубоко усвоивший евангельские и святоотеческие тексты, «начинает менять свой лексикон». Он не произнесет: «интрижка», а скажет: «блуд». На чье-то циничное высказывание в отношении веры не хихикнет: «прикольно», а строго скажет: «кощунственно». Человек называет вещи своими именами, потому что церковно-славянский язык учит его смотреть в корень.

По мере того как корневые слова укрепляют его в христианской нравственности, он начинает поступать не так как раньше, а – иначе. Например, когда ему на ум приходит мысль «завязать интрижку», он вдруг понимает, чем закончится развитие этой идеи. То есть, в зависимости от того, как человек называет явление, в его сознании появляются те или иные «ассоциации» и «блоки мироощущения». Слово «интрижка» – «лёгкое такое, почти шёлковое, какими-то духами пахнет». А за словом «блуд» стоит понимание, что история закончится «тяжелой тоской и холодной пустотой на сердце»[11].

 

Несколько слов о шизофрении

 

Слова преподобного Никона Оптинского можно сопоставить с взглядами известного психиатра Антона Кемпински (позионировавшего себя как человека неверующего) на так называемое «шизофренистическое озарение». Речь идет о явлении, при котором за какие-то мгновения личность человека становится иной. Человек по-иному начинает относиться к миру, к близким, к прежним своим взглядам. То есть, речь идет о кардинальной перестройке внутренних содержаний личности.

Антон Кемписки пишет, что в «озарении» человек «открывает правду о себе и окружающем мире». Желания человека направляются против окружения и его законов, что порождает конфликт с окружающим миром.

В момент «озарения» в человеке открывается новый способ видения, «с этой минуты все видится по-другому», «внезапно как бы все становится ясно». «Прежний человек перестает существовать, рождается новый, который видит мир уже другими глазами». Ему кажется, что он дошел «до сути вещей», все факты жизни упорядочиваются в соответствии с бредовой идеей. Все события связываются с главенствующей идеей, детали жизни человека с его точки зрения «с необычайной логичностью доказывают истинность его бредовой конструкции».

Человек чувствует себя всемогущим, умеющим читать чужие мысли, отдавать другим людям приказы на расстоянии, а также – животным и вещам. Он чувствует себя «богом, дьяволом, святым, героем, великим изобретателем и т.д.». В ином случае ему кажется, что за ним следят, что его мысли читают, что им управляют извне. Он «чувствует себя всесильным; на него возложена великая миссия, и в то же время за ним следят, его преследуют, и ему грозит гибель».

Отклонение от восприятия действительности может доходить «до полного отрыва от действительности и переноса в мир, более близкий сновидению, нежели тому, что реально происходит вокруг. В этом последнем случае трудно отыскать в переживаниях больного       какое-либо подобие действительности; все становится иным, его мир конструируется почти исключительно из галлюцинаций и бреда. Эта форма шизофрении называется онейроидной (oneiros - сон). Для нее характерно преобладание зрительных галлюцинаций, подобных сновидениям»[44].

БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания

Преамбула

Данная статья имеет конкретное назначение – помощь человеку, страдающему в результате повреждения сознания. Речь идет не только о тех повреждениях, которые можно описать с помощью языка психиатрических диагнозов. Нарушения бывают разными: навязчивые мысли, ощущение внутреннего дисбаланса, панические атаки, неадекватное восприятие действительности, депрессия, тревожность. Эти и иные феномены могут быть отнесены к условной категории нарушений, сопровождающихся страданиями (старец Фаддей Витовницкий говорил, что признаком неправильной духовной жизни является то, что человеку что-то мешает). Статья была подготовлена с учетом опыта центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. Привлечение внимания к материалам, подготовленным центром, является второй задачей данной работы. В ней акцент делается, помимо прочего, на теме преодоления тех проблем, с которыми сталкивается человек, имевший опыт погружения в эзотерические учения и практики (осознанные сновидения, йога, трансерфинг реальности, дзен и пр. и пр.).

Введение

Обращение к читателю

 

Данная статья имеет конкретное назначение – помощь человеку, страдающему в результате повреждения сознания. Речь идет не только о тех повреждениях, которые можно описать с помощью языка психиатрических диагнозов. Нарушения бывают разными: навязчивые мысли, ощущение внутреннего дисбаланса, панические атаки, неадекватное восприятие действительности, депрессия, тревожность. Эти и иные феномены могут быть отнесены к условной категории нарушений, сопровождающихся страданиями (старец Фаддей Витовницкий говорил, что признаком неправильной духовной жизни является то, что человеку что-то мешает). Тема происхождения подобных нарушений и преодоления как их самих, так и страданий, вызванных ими, обширна, многогранна, объемна, глубока. Писать – не переписать, говорить – не переговорить.

Но страдающему человеку, чтобы призвать его к размышлениям о собственной жизни, в некоторых случаях нужно дать что-то конкретное, конечное, не очень объемное. Данная работа и предполагает, хотя и отчасти, но стать для кого-то тем самым «конкретным».

Поэтому, учитывая масштаб проблематики и ограниченность объемов исследования форматом статьи, мы осветим обозначенную тему, не углубляясь во множество безусловно заслуживающих внимания подтем. С некоторыми дополнительными пояснениями и комментариями можно ознакомиться, прослушав цикл бесед «Зазеркалье» (с 40-ой беседы ставятся вопросы о навязчивых мыслях и о выходе из круга ложных состояний). В цикле «Преодолеть отчуждение: Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности», в беседах 73-76 подводятся итоги обсуждения темы депрессии и ставятся вопросы о причинах вхождения в болезненные состояния сознания. В беседах 19-20б, а также в беседах 40-42 разбираются мотивы, толкающие людей к идеям эзотерического порядка, а также последствия увлеченности этими идеями. Некоторые из такого рода идей рассматриваются с точки зрения христианства в «Восточном цикле». Беседы проходили с паломниками, посещавшими Соловецкую обитель, записи выложены на сайте Соловецкого монастыря[1].

Некоторые мысли, прозвучавшие в беседах в связи с темой преодоления болезненного состояния (в которое человек вошел вследствие эзотерического опыта, а также вследствие иных причин), пересказываются в более-менее кратком виде в ответе «Эзотерика. Бывшим эзотерикам (а также ощущающим постороннее влияние, второе «я» в сознании)»[2].

Как этот ответ, так и указанные беседы были подготовлены с учетом опыта центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. Привлечение внимания к материалам, подготовленным центром, является второй задачей данной работы (официальный сайт – http: //dpcentr.cerkov.ru/)[3]. В ней акцент, помимо прочего, делается на теме преодоления тех проблем, с которыми сталкивается человек, имевший опыт погружения в эзотерику.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь