Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право собственности и владения на землю в Русском государстве в XVI – XVII вв.
(вотчина и поместье) В соборном Уложении 1649 года указываются два вида землевладения: Вотчинное землевладение. Наследственное землевладение. Принадлежит физическим и юридическим лицам на основании права собственности. Однако существовали ограничения для некоторых категорий. а) Родовые вотчины. Собственность рода. Для отчуждения необходимо согласие прямых наследников (институт родового выкупа). Если вотчина продана или заложена, то боковые родственники имели право вернуть вотчину обратно в род в течение 40 лет. Право выкупа имели только те боковые родственники, которые не давали согласие на продажу. б) Пожалованные, выслуженные вотчины. За заслуги в гражданской или военной службе. Права владельца, указывались в жалованной грамоте. Содержание грамот различно. Нельзя продавать или дарить. в) Купленные вотчины. Собственность семьи (муж и жена). Распоряжение требует согласия супруга, но если купленная вотчина переходила по наследству, то она превращалась в родовую вотчину. По субъекту права собственности: 1. Государственные 2. Дворцовые 3. Частновладельческие. Традиционно привилегия дворянства. Крупными землевладельцами были монастыри, кафедры патриарха и епископов. Могли жаловаться крупному купечеству. Поместное (условное владение землей). Раздавались военным при условии службы государству. Однако СУ начинает объединять 2 формы землевладения. По мере усиления дворянства развиваются его права по владению землей. Разрешается менять поместье на поместье и поместье на вотчину. Разрешает менять поместье на вотчину с разрешения государя. Разрешается сдавать поместье в аренду родственникам при условии содержания арендодателей. Разрешается продажа поместья при условии именного указа государя. Поместье наследовались сыновьями при условии государственной службы, но жены условно получали часть поместья на прожиток во владение до смерти, замужества, ухода в монастырь.
Церковная организация и церковное право XVI – XVII вв. После принятия в 988 году христианства в качестве государственной религии на Руси формируется церковная организация. Существовало 3 модели церковно-государственных отношений в христианских государствах: 1) Для католических стран «модель папацезаризма» господство церкви над государством. 2) Для протестантских стран – «модель цезарепапизма » юридическое подчинение церкви государству. В России с реформ Петра I и до 1917 года. 3) Для православных государств модель «симфония» духовной и светской власти 6 новелла кодекса императора Юстиниана Corpus iuris civiles. Юридическое разделение властей, но их фактическое взаимодействие. Следуя византийской формуле, РПЦ была независима от княжеской власти. На практике даже русские князья начинают участвовать в церковных делах (суд, избрание митрополитов и епископов, пожалование церкви земель). Активному участию князей в церковных делах некоторое время способствовала каноническая зависимость РПЦ от Византии. Духовенство тоже участвует в делах государства. Митрополиты и епископы, настоятели монастырей присутствуют на заседаниях княжеской думы, участвуют в народных собраниях и княжеских съездах, выступают в роли дипломатов. РПЦ изначально была канонически зависима от Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, присылаемые из Византии. В тот период церковь являлась митрополией Константинопольского патриархата. При Ярославе Мудром первый русский митрополит Илларион. В 1453 году после падения Византии РПЦ фактически становится независимой от Византии. После введения Патриаршества в 1589 году РПЦ становится юридически самостоятельной в отношении Византии, но русские цари продолжают активно вмешиваться в церковную жизнь – они созывают освященные соборы, определяют кандидатуры митрополитов и патриархов, а также участвую в решении дипломатических вопросов. Соборное уложение 1649 года учреждает монастырский приказ, светское государственное учреждений, осуществлявшее суд по искам, стороной в которых являлись церковные люди. ПО СУ единственным неслужилым классом было духовенство, оно освобождено от обязанностей службы государству. Однако СУ лишает духовенство некоторых прав, которые принадлежат другим классам: 1) Запрет торговли. 2) Запрет всех способов приобретения земли, кроме пожалования земли государем. 3) Монастырский приказ – светское учреждение, которое осуществляло суд духовенства и церковных людей по светским делам (ГД И УД), контролировало состояние церковных учреждений. На основании вышесказанного можно говорить о начале секуляризации (при Екатерине II к сер. XVIII века завершена окончательно). Церковь не лишается права земельной собственности, но прекращает его развитие. В 1654 году происходит церковный раскол, связанный с реформами Патриарха Никона по укреплению церкви и изменениями в церковных догматах. Церковная организация. Высшим органом РПЦ был поместный освященный собор церковных иерархов, входивший в верхнюю палату Земского собора. А до введения патриаршества исполнительная власть осуществлялась митрополитом. Власть патриарха опиралась на подчиненных церкви людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно – представительных органах власти и управления, Церковные приказы. Митрополия (затем патриархия) разделялась на епархии, во главе которых стояли епископы или архиепископы. Они назначали старост и священников, открывали новые монастыри, назначали архимандритов и игуменов; осуществляли церковный суд. Епархия разделялась на приходы, возглавляемые священниками. Важнейшими духовными центрами становятся монастыри. Источники церковного права. Правовой статус РПЦ с момента ее создания определяется церковными уставами князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в соответствии с каноническим кодексом церкви и практикой византийских церковно-государственный отношений. Кормчая книга (византийские источники, соборные и синодальные постановления). Создатели Максим Грек, Иосиф Волоцкий. 1653 год. Правосудье митрополичье, Мерило праведное и Стоглав - сборник стоглавого собора. Уставные и жалованные грамоты – установление десятина, судебных пошлин, церковная юрисдикция. Церковный суд Суд осуществлялся епископами, наместниками и монастырскими судами во главе с игуменом. В конце XV века место духовных судей начинают занимать чиновники, наместники и дьяки. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество. Дела, рассматриваемые церковным судом, делились на духовные и светские. Духовные дела – греховные дела, которые рассматривались без светских чиновников. Суд вершился на основе Номоканона и светских правил. Светские дела - малозначительные гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом. С момента создания патриаршества центральным судом стал патриарший суд. В XVII веке Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел Гражданские дела принял на себя Приказ Большого Дворца до 1649 года, затем выделившийся из него Монастырский приказ. Апелляционной инстанцией был Боярская дума.
Формирование крепостного права в России XV - XVII века. Крепостное законодательство Прикрепление крестьян к земле началось с Судебника 1497 г. (Княжеский судебник), установившая так называемый Юрьев день – день перехода крестьян от одного помещика к другому два раза в год весной и осень в день памяти святого ГеоргияПобедоносца. Для перехода было необходимо заплатить помещику пожилое - плату за проживание на земле помещика. Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. «Указы о заповедных летах» уничтожили право законного перехода в Юрьев день (оставалось бегство). Указы «об урочных летах» установили сроки сыска беглых крестьян: сначала 5, потом 10 и затем 15 лет. Соборное уложение окончательно санкционировало крепостное право путем уничтожения урочных лет. Вводится бессрочный сыск беглых крестьян. Крестьяне их дети, рожденные в бегах должны возвращаться на прежнее место жительства, согласно записи в писцовых книгах. Можно пока говорить о поземельном прикреплении, а не о личном. Крестьяне еще субъекты, а не объекты права. Сохранение права собственности на движимое имущество, право на судебную защиту, право выступать свидетелем в суде. За оскорбление крестьянин штраф 1 рубль. Постепенно поземельная зависимость дополняется личной зависимостью. Введение подушенной подати при Петре I соединило в 1 разряд крепостных крестьян и холопов. Они стали называться дворовыми людьми. Реформа Петра I, развитие экономики путем усиления эксплуатации труда крепостных крестьян привело к тому, что крепостное право приобретает частно-правой характер, то есть крестьяне превращаются вещи, объекты права. В XVIII веке их уже можно было продавать, закладывать, менять, дарить. Помещики могли женить крестьян без их согласия. Указ 1721 года разрешит торговать крестьянами, но не разлучая их семей. Запрещалась розничная торговля. Указ Анны Иоанновны 1733 года запрещал продавать крестьян без земли. Указа 1760 года Елизаветы Петровны разрешил ссылать помещикам провинившихся крестьян в Сибирь на поселение. Правление Екатерины II стало апогеем развития крепостного права. Указ 1765 года разрешал помещикам ссылать крестьянина каторжные работы в Сибирь, до 1807 года указ действовал. Указ 1767 года запрещает крепостным жаловаться на помещиков под страхом кнута и вечной каторги. Указ 1783 года вводил крепостное право на Украине. При Павле I несколько улучшается положение крестьян, ограничение барщины 3 днями в неделю (манифест о трехдневной барщине). До этого работы велись все дни недели кроме воскресенья. На практике манифест было трудно контролировать, и он не выполнялся. При Александре I начинаются первые шаги по освобождению крестьян. Указ 1803 года «О вольных хлебопашцах», по которому разрешалось отпускать крестьян на волю с землей, но цена за землю устанавливалась самим помещиком и была очень высокой. Освободилось менее 1 % крестьян. Указы 1816 и 1818 годов освобождали без земли крестьян Прибалтики. По указу 1801 года свободные крестьяне получи право владеть населенными землями. По указу 1812 года возможность торговать, правда без записи в гильдии. При Николае I создаются секретные комитеты по освобождению крестьян. Результатом работы одного из комитетов стало положение о крестьянах 1842 года. Помещики имели право освобождать крестьян, но без земли. За пользование землей крестьяне должны были нести повинности в пользу помещика. Данной возможностью воспользовались немногие.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы