Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура и функционирование культурыСтр 1 из 6Следующая ⇒
Понятие культуры
Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. " cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение".. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, того, что дано непосредственно природой. Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке. Культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки. Куль-ра-это высшие достижения в области матер. жизни и духов. сферы, слагающейся из религии, философии, науки, всех видов искусства, этики, лит0ры, эстетики, политики и права. Куль-ра- все то, что создано человеком не является созданием природы. Функции: информацион., коммуникативная, позновательная, нравственно-этическая, регулятивная, правовая, сигнефикативная. Принципы: историч., системный, структурно-функцион., симантический. Методы: диалектико-материалистич., цивилизационный(куль-ра развивается по цивилиз), идеалистич., сравнительно-историч., хронологический, семантический. Культурология-наука, изучающая историю и теорию культуры.Как наука оформилась во 2 пол. 20 в. Особое развитие получила в послед. 20-30 лет. Культ-гия: истор. кул-ры, теория кул-ры, философия кул-ры, культурн. антропологию, культ. социологию.К допол. названым исполь-ся методы: логическо-структурал. (по слову), структуральский-функцион.(стр-ра кул-ры рас- смат. по функциям). Культуролог. связана с философией, историей, религией и др. науками.Методы типологизации: 1. Формационный, 2. Цивилизационный (Данелевский: Египетская, Двуречье, Индийская, Китайская, древнегреч., древнеримская, новосимитская, германо-романск, славянская, иранская, европ.,; погибшие: перуанская (инков), мексиканская (атстеков). 3. Идеалистический – типы цивилизаций по религии (индо-буддийский тип куль-ры, конфуцианско-даосистский, христианская, ислам или мусульманство); 4. Смешаная(блочная)-первобытно-общинная кул-ра, куль-ра древних цивилизаций востока(Египет, Двуречье, Китай); античная цивилиз; средневековая кул-ра основанная на религии; кул-ра европейская нового времени(буржуазная), современная (кул-ра новейшего времени)- мега кул-ра, сверх кул-ра.
Субъекты культуры и социальный механизм духовного производства
Субъект культуры (на научном языке) - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира " второй природы". Таким образом, человек и культура - это коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга субъекты. Человек может стать субъектом культуры лишь тогда. Когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурно-созидающим субъектом является человечество, общество. Мировая культура - это результат совокупной деятельности родового субъекта - человечества. Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества необходимо вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и следующие цепочки групп малая (контактная) группа (семья круг друзей, учебная группа), организации и объединения, социальные институты слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом. Например, к малым социальным группам относятся добровольные профессиональные ассоциации, круг поклонников, культурные срезы (интеллигенция осуществляет духовную поддержку культуре в целом или ее отдельным видам и направлениям), семьи. К большим же социальным группам относятся этносы (племена, народности нации - устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка), профессиональные группы (создатели, исследователи, хранители и исполнители художественных произведений), непрофессиональные группы (зрители, читатели, поклонники - также приобщены к культуре), аудитории (читательская зрительская). Только в обществе человек получает все, что необходимо для его развития. Культура - это продукт деятельности человека. Она не существует вне человеческих общностей, но всегда доступна этим общностям. Процесс формирования личности ребенка и его приспособление к жизни в обществе называется социализацией. Социализация - это процесс выработки человеком социальных норм и правил общества, чтобы стать активным, полноценным членом общества, сформировавшейся личностью. В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта. Одним из важнейших способов, влияющих на формирование личности, является установившаяся в культуре система ценностей. Опираясь на систему ценностей, человек ведет себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, опираясь на принятые " образцы" действий, " образцы" поведения, установленные в рамках культуры.
Культурология как наука
(лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λ ό γ ο ς — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологи: осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке. В сферу культуры входят: Наука, религия, искусство, система права, сфера образования Методы исследования культурологии – сравнительный, системный. Гендор – набор или совокупность психологических, небиологических, культурных обществ (качеств), которые сочетаются в данном обществе. Культурные символы – это условно – вещественный опознавательный знак, существующий для членов определенного общества или социальной группы. Культурный код – совокупность символов, знаков и смыслов, заключенных в любом предмете культурной деятельности человека. Культурогенез – это комплекс теорем, объясняющий возникновение человека и его культуры. Теории возникновения: 1.Эволюционизм (Ч. Дарвин) 2.Креационизм (учение о сотворении мира Богом). 3.Орудийно-трудовая (Энгельс). 4.Игровая теория Хейзинга (источник культуры – в природной способности человека в игре). 1. Окружающая среда, социальные институты бытовой уклад преображаются современной цивилизацией. Культура выступает источником общественных нововведений. Появляется стремление выявить потенциал культуры, возможности ее активации. 2. Актуальными остаются вопросы о соотношении понятий культура и общество, культура и история, о воздействии культуры на общественную динамику. Культурные цели современности меняются настолько быстро, что это ставит человека в трудное положение. Особую значимость в связи с этим приобретает изучение наиболее существенных особенностей культуры прошлых веков для избежания примитивизации современной культуры. Основные составные компоненты культурологии – философия культуры и история культуры. Вместе они составляют основу культурологии. Исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению. Философия культуры– раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры. История культуры – раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных культурно-исторических этапов. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права..
Наука как элемент культуры
Наука – это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда. Важнейшие отличительные черты научного знания следующие: Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт. Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде. Воспроизводимость проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его. Логическая строгость, точность и однозначность. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система. Периодизация развития науки 1. I век до н.э. – XVI век н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе. 2. XVI – XVII – эпоха научной революции. Формирования основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. 3.XVIII – XIX века – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса. 4. XX век – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений. Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила! » - утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются: - превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование); - решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации); - предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения. Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции: - трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.); - формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе; - социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики); - социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания). Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов: - учащихся; - преподавателей; - организаторов и руководителей образования. В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.
Типология культуры
Типология (от греческого typos — «отпечаток», «форма», «образец») — способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
Эпоха первобытной культуры
основные этапы и черты развития. Первобытная эпоха — это наибольший период в истории человечества — от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру — что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV—начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру. В течение первобытной эпохи происходили такие процессы: антропогенез — биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида «человека разумного» (Homo Sapiens), а также основных человеческихрас; формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка; расселение человечества по всем континентам; переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство); социогенез — формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации; появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем. Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения. Первобытную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит — 2 млн. лет тому назад — предел III тысячелетия до н.э.; эпоху бронзы — II тысячелетие до н.э.; ранний железный век — I тысячелетие до н.э. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до - и бесписьменная культура. Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство.
Культура Древнего Рима
Рим начал позднее раз-ся чем др. Грец. На рим. цивилиз. оказали влияние греки. В своей истории др. Рим-я к-ра прошла след. этапы: 1. к-ра этруссков (8-5в.) 2. республиканский (5-1) 3. период империи (1 в. до н.э.-5 в. н.э.). Религия –антропоморфизм. Юпитер(вместо Зевса) и Юннона, Меркурий, Янус -2ликий бог. Много духов. Распространено гадание (аракул) –по внутрен. животных. Философ. заимствовали у греков. В 3 в. до н.э. Ливий Андроник перевел на рим. язык «Одисею».Поэт Лукреций- философ. поэма «О природе вещей». Вершина поэзии во 2 в. до н.э. – 2 в. н.э. Раз-ся проза (Цицерон, Цезарь). Астрономия (сис-ма Птолемея). Геоцентрич.-в центре Земля. Составили карту неба на 100 звезд. Хор. развив. арх-ра: 5этаж. дома, используют цемент и бетон для кладки. Ввели прав. планировку домов (улицы парал. и перпендик.). Площади на пересеч. улиц. Ставили скуль-ры. Здание сената, муниципал-в, крытых рынков, домов, библиотеки, бани, здания цирков. В Риме родилась коррида, бои гладиаторов с дикими животн. Хор. развито право. Легло в основу соврем. права. Колизей. Появился юлианский солнечный календарь.В Римской империи в1в возникла 2ая по счету религия- христианство.Язык римлян-латынь, явилась родоначальником многих языков мира.
Средневековый Восток
С первых веков нашей эры начинается эпоха Средневековья в китайской культуре. В китайском обществе, как и в древности, по-прежнему был высок статус научных знаний. К важнейшим открытиям относятся изобретения пороха и компаса. Средневековый Китай – родина книгопечатания. В У111 в. в стране был изобретен ксилографический способ книгопечатания, а в Х1 в. – печать с помощью разборного шрифта. В эпоху Средневековья китайцы особое внимание уделяли синкретизму науки, религии и искусства. Так, в У111 в. была введена система государственных экзаменов, требующих от претендентов на должность чиновника знания не только конфуцианского канона, но и классической литературы, поэзии, искусства и каллиграфии. Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Жанр беллетристики возник в 111-У1 вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном». Этот жанр был ведущим в эпоху Тан, да и в дальнейшем пользовался большой популярностью. В эпоху Сун в Китае возникает повесть. Для эпохи Юань характерен расцвет драматургии. Время господства династии Мин было благотворно для расцвета повествовательной прозы в форме эпопеи и романа. Пейзаж в китайском искусстве, зародившись в первых веках нашей эры, приобрел совершенно самостоятельное значение и стал главным выразителем идейных, эмоциональных и этических взглядов средневекового Китая. Этот жанр живописи оказал колоссальное воздействие на развитие изобразительного искусства Востока – Центральной Азии, Ирана, Японии и Кореи.Храм Кайласанатха (Владыка Кайласа, У111 в.) в Элуре (Эллоре) – лебединая песнь скального зодчества восточной Индии и архитектурный шедевр мирового значения. Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Элуре небывалого совершенства. Храм Кайласанатха поражает огромным количеством скульптур и архитектурных деталей. Он как бы тонет в пространстве, пластика его объемов и контуров растворяется в воздухе. Храм живет и дышит множеством образов людей, гениев сфер, высших божеств и животных, вмещая в себе, как Кайласа – священная гора Гималаев, весь мир. Для скульптурного искусства Индии традиционно обилие суровых и гневных каменных божеств, взирающих на зрителей из таинственного полумрака. Обычно их изображали в битве со злом или в готовности к подвигам. Гигантские тела индийских божеств, выполненные в смелых ракурсах и резких поворотах, поражают взор как бы бьющей через край жизненной силой. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ.
Арабо-исламская культура
Огромное влияние на к-ру ар. Востока оказало появление в этом районе появление ислама в7в. Вместе с исламом здесь распространился арабский язык, ставший языком науки и лит-ры.Было развито образование. Существовали начальные, средние, высшие школы. Каждый мусульманин, собиравшийся занять какую-либо должность, должен был получить соотв. Образование. Каждый знатный чел. окружал себя поэтами, учеными, знатоками Корана. Араб.наука многое взяла у древ.и античных ученых, но и сама успешно развивалась. В Багдаде и др.крупных городах существ. дома мудрости. В лит-ре развиты мифы, поэмы, сказки. Была развита архитектура. Строились замеч. дворцы, гробницы, крепости, мусульманские храмы-мечети. Постройки богато украшались резьбой по камню, мозаикой на стенах и на полуАрабы в 7 в. имели свою пись-ть, имеют красивый звучный язык (много глас.), хорошо развита поэзия. В 8-9 в. собраны стихи «Хамаса»- сборник стихов. На всей тер-рии ислам. В 10 в. в Багдаде -1 Медросе –высш. учеб. заведение в исламе. Заимствовали у Египта сис-му обучения. «Дом науки» -свет. науч. заведение. Лит-ра: 10ки жанров (стихи, песни бедуинов-кочевников, любов. поэмы). Поэт Амархаям (перс) создал жанр «Рубаи» -носит философ. и нравств. хар-р. Амархаям сис-зировал алгебру, написал учебник, урав-я 3 степени. Абуль-вофа вводит понятие tg, ctg, создали свою тригонометрию. Хор. раз-ся оптика. Химия (пр-во щелочей, кислот, красок). Хор. раз-ся история: Макризи написал ист. Коптов; написана истор. араб. Халифата, Сирии. В исламе свой тип храма (мечеть). Высок. башня стоит отдельно от храма, рядом. 1ые мечети под открт. небом. Земля в мечете устелена камен. плитами (мечеть в Куфе). Мечеть Кааба в Мекке (самая свящ. мечеть). В форме куба. В стене Каабы хран-ся чер. камень –метеорит. Мусульм. храм в Александрии, в Сирии. Тадж-Махал в Индии. Искусство мусульман: запрет изображать чел. или животное (только орнамент можно изобр-ть). Орнамент бывает 3х видов: геометр., растительный, арабистика (буквы вплетены в орнамент). Хор. развивалось ювелир. искусство.
Истоки русской культуры
Восточнославянское язычество. " язычество". Он - литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова " языци", т. е. " народы", " иноземцы". русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы " отгораживались" от народов, еще не крещенныхДо нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Автор " Хождения Богородицы по мукам" - произведения XII-XIII вв.- пишет, что " они все бога прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и чади". Знаменитый русский церковный деятель XII в. Кирилл Туровский в одной из своих проповедей яростно восклицал: Вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом. Фетишем могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют голод, и т. д. Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление сверхъестественных сил. С усложнением мышления человек, задаваясь вопросом об источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в объекте какая-то неведомая ему сила -своеобразный двойник данного объекта. Зримый образ этого " двойника" еще не сложился в сознании людей, и он выступал безликим и бесформенным, не оторванным от предмета. Это уже новая форма развития первобытных верований - анимизм. У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей - очень древний. Вполне возможно, что у древних славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве. Во всяком случае, у древних римлян существовал культ первобытного кремневого орудия - " ударника" (отсюда и бог Юпитер носил еще имя Феретрий - ударник). " Культ камней, оказался у славян весьма живучим. " Слово. Иоанна Златоуста" (по русскому списку XIV в., но написанное гораздо раньше) при перечислении мест, куда русские " приходаше молятсь" и " жертву, приносящу", называет " камення". Среди белорусов до недавнего времени существовало поверье, что в седую старину камни говорили, чувствовали, росли и размножались, как люди.Объектом поклонения восточных славян были также деревья, рощи, лес. О почитании деревьев упоминается в " Житии Константина Муромского", о молитве " в дрова" сообщает и " Слово Иоанна Златоуста". В северных районах Руси существовал культ березы. По предзнню на месте города Белозерска раньше росли березы, которым приносились жертвы. Культ березы сохранялся и позже. В 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной, что " собиратся жены и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши и яичницы и поклоняс березамъ оучнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся".! В Приднепровье был распространен культ дуба. Византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении " Об управлении государством" (948-952), основываясь на личных впечатлениях, писал о россах - русских, что они в походе " у весьма великого дуба приносили в жертву живых птиц". Два мощных " священных" дуба были обнаружены уже в нашем веке на перекрестке двух торговых путей средневековья " из варяг в греки" и из Киева в Чернигов. Их подняли со дна Тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Появление тотемизма прежде- всего связано с организацией рода как общественной ячейки существования людей в первобытном обществе. Человек в рамках рода осознает общность происхождения всех его членов Другим социальным фактором возникновения культа предков послужило выделение в роде возрастной группы старейших. Их почитаемость в земной жизни сказывалась на отношении к ним родичей после смерти. След этой формы культа сохранился в известном образе Чура, или Щура. По мнению видного советского этнографа С. А. Токарева, это был почитаемый предок-родоначальник. Сохранившиеся сейчас в детских играх восклицания: " Чур меня! ", " Чур, это мое! " - означали в древности заклинания, призывания Чура па помощь. Что Чур-Щур был именно предок, видно из слова " пращур", прапредок. На культ предков указывает и сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года. Археологи фиксируют проявления культа предков в курганных и простых захоронениях.Язычество восходит на новую ступень. Это-стадия полидемоннзма. Демоны - ранее двойники реальных вещей и явлений объективного мира, а также людей, но покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ. Теперь и лес, и вода-матушка, я даже жилище - земное и неземное, где находятся души мертвых, становятся обитаемыми, в них поселяются демоны. Именно демонов, населяющих то или иное природное пространство, имеют в виду средневековые авторы, когда пишут, что славяне поклоняются водным и лесным стихиям.у восточных славян на протяжении многих веков складывался своеобразный пантеон демонов, или низших божеств. С течением времени на их первоначальные функции наслаивались новые. Поэтому в ряде случаев до нас дошли их полифункциональные образы. Пример тому, как отмечалось выше, - русалки. Между демонами существовали отношения, отражающие родственные и бытовые связи людей. У славянских демонов существовала определенная иерархия: среди них были начальники и подчиненные, старшие и младшие. Домовой имеет семью: жену (домаха, домовиха), детей. Леший также может иметь парный персонаж - лесную хозяйку (лешачиху, лешавицу). у восточных славян сложилась достаточно развитая система так называемой низшей мифологии, или демонологии. Стадию " демонизма" прошло язычество и других народов. Наиболее известны представители " низшей мифологии" древних греков и римлян. Античным богам-олимпийцам во главе с Зевсом предшествовали, а в дальнейшем сопровождали в их земной жизни демоны - полубоги различного " ранга": нимфы, наяды, сатиры, герои и т. д.поступательное движение язычества, появление его новых форм и разновидностей в то же время не мешали сохранению старых верований. К концу I тыс. н. э. у восточных славян имело место удивительное сосуществование всех слоев языческих верований. Впрочем, очевидно, только нам это смешение представляется неким хаосом, для наших же предков все было естественно и гармонично. В целом же к этому времени восточное славянство стояло уже у порога политеистических воззрений.
Русское искусство Х I Х в.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы