Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура Византии. Формирование православия



 

Культура Византии — уникальное явление в истории европейской культуры. Она возникла в государстве, официально существовавшем с IV до середины XV вв со столицей Константинополем

Культура Византии V-XV вв. Огромное влияние на к-ру Византии оказало хрис-во, кот. с 4 в. стаов-ся офиц. гос. религией Виз. Вместе с тем на к-ру Виз. оказали больш. влияние Античная и Эллинистическая к-ры. Наиб. расцвета к-ра Виз. достигла в 6в. После этого она угасает. В 6в. в Константинопле был построен собор Св.Софии –постройка этого памятника свидетельствовала о наличии замеч. ученых, арх-ров, инженеров, матем-ов. В лит-ре испол-ют житие святых, летописание. В живописи –мозаика, фрески, витражи. Высокого уровня достигло Виз. худ. ремесло –выделка шелковых тканей, ковров, ювел. изделий, стекла. 1395 –образ-е Виз. империи. Греч. язык –госуд. Вся истор. Виз. делится: 1) 4-6 вв. –не было нападений варваров. Сохранялась свет. школа(школа 7 искусств: алгеб., танцы, геом., физика), древ. города, библиотеки. В 9 в. -1ый в Европе университет. 4-6 в. успешно раз-ся мед. (Арибазий издает 70 томов мед. энцикл). Успешно раз-ся философия (неоплатонизм). На площади установ. послед. конная статуя императора Юстиниана. Построен ипподром. 2) 7-10 вв. В 7 в. –большая часть Виз. завоевана арабами. Уничтож-е египет. нас-я. В лит-ре рождаются жанры: героич.-патриотич. песни; животн. эпос (против феодалов); народ. стих (песнопение, молитвы)- Роман Сладкопевец. Хор. раз-ся мед.: хирургия (врач Никита), акушерство.

Литер. энциклопедия «Ссуда» (30 тыс. справок). Энциклоп. по ветеринарии (1ая), по истор, Константин Б.; 3) 11-15 в. (до 1453) фармокология раз-ся. До конца 16 в. самая развитая работа по фармок-и – Мирезопс. Арх-ра: храм Котоликон в Афинах (высокий купол, на нем скуль-ра чел; по углам здания у основ. купола 4 ангела –скул-ры). В 9 в. борьба между иконопоклонниками и иконоборцами. В 843 г. – иконопокл. победили. Развивается иконопись. Создана икона Чудотворца, икона Влад. Божей Матери. В 8-9 в. храмы украшались портретами (церковь Виталия в г. Ровене). С 1453 до 196- Виз. в турец. владении.Роль религии в византийской цивилизацииОдним из характерных признаков средневековых цивилизаций является господство мировых религий. Впервые идеология в её религиозной форме становится доминирующем фактором развитияобщества.В Византии господствующей идеологией являлось христианство.

Которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей: мир земной (греховный)мир небесный (идеальный, чистый)В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно Церковь не допускала инакомыслия.

Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе ХристаИменно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в христианстве. Католическое на западе и православное на востоке. Произошел раскол церквей который называется схизма (1054 год - раскол церквей).

Поводом послужила попытка католической церкви дополнить символ верыВ Византии церковь утверждала что путь к спасению, путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог и на прямую обратится к богу через молитву соединившись с ним. Таким образом в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России и таким образом формирование русского типа человека очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжение многих столетий. Религия Византии выполняла также стабилизирующею функцию. Она являлась единой оболочкой формирования Византийской духовности и культурыТаким образом Византийская цивилизация это христианская цивилизация.

 

Средневековый Восток

 

С первых веков нашей эры начинается эпоха Средневековья в китайской культуре.

В китайском обществе, как и в древности, по-прежнему был высок статус научных знаний. К важнейшим открытиям относятся изобретения пороха и компаса.

Средневековый Китай – родина книгопечатания. В У111 в. в стране был изобретен ксилографический способ книгопечатания, а в Х1 в. – печать с помощью разборного шрифта. В эпоху Средневековья китайцы особое внимание уделяли синкретизму науки, религии и искусства. Так, в У111 в. была введена система государственных экзаменов, требующих от претендентов на должность чиновника знания не только конфуцианского канона, но и классической литературы, поэзии, искусства и каллиграфии. Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Жанр беллетристики возник в 111-У1 вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном». Этот жанр был ведущим в эпоху Тан, да и в дальнейшем пользовался большой популярностью.

В эпоху Сун в Китае возникает повесть. Для эпохи Юань характерен расцвет драматургии. Время господства династии Мин было благотворно для расцвета повествовательной прозы в форме эпопеи и романа. Пейзаж в китайском искусстве, зародившись в первых веках нашей эры, приобрел совершенно самостоятельное значение и стал главным выразителем идейных, эмоциональных и этических взглядов средневекового Китая. Этот жанр живописи оказал колоссальное воздействие на развитие изобразительного искусства Востока – Центральной Азии, Ирана, Японии и Кореи.Храм Кайласанатха (Владыка Кайласа, У111 в.) в Элуре (Эллоре) – лебединая песнь скального зодчества восточной Индии и архитектурный шедевр мирового значения. Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Элуре небывалого совершенства. Храм Кайласанатха поражает огромным количеством скульптур и архитектурных деталей. Он как бы тонет в пространстве, пластика его объемов и контуров растворяется в воздухе. Храм живет и дышит множеством образов людей, гениев сфер, высших божеств и животных, вмещая в себе, как Кайласа – священная гора Гималаев, весь мир.

Для скульптурного искусства Индии традиционно обилие суровых и гневных каменных божеств, взирающих на зрителей из таинственного полумрака. Обычно их изображали в битве со злом или в готовности к подвигам. Гигантские тела индийских божеств, выполненные в смелых ракурсах и резких поворотах, поражают взор как бы бьющей через край жизненной силой. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ.

 

Арабо-исламская культура

 

 

Огромное влияние на к-ру ар. Востока оказало появление в этом районе появление ислама в7в. Вместе с исламом здесь распространился арабский язык, ставший языком науки и лит-ры.Было развито образование. Существовали начальные, средние, высшие школы. Каждый мусульманин, собиравшийся занять какую-либо должность, должен был получить соотв. Образование. Каждый знатный чел. окружал себя поэтами, учеными, знатоками Корана. Араб.наука многое взяла у древ.и античных ученых, но и сама успешно развивалась. В Багдаде и др.крупных городах существ. дома мудрости. В лит-ре развиты мифы, поэмы, сказки. Была развита архитектура. Строились замеч. дворцы, гробницы, крепости, мусульманские храмы-мечети. Постройки богато украшались резьбой по камню, мозаикой на стенах и на полуАрабы в 7 в. имели свою пись-ть, имеют красивый звучный язык (много глас.), хорошо развита поэзия. В 8-9 в. собраны стихи «Хамаса»- сборник стихов. На всей тер-рии ислам. В 10 в. в Багдаде -1 Медросе –высш. учеб. заведение в исламе. Заимствовали у Египта сис-му обучения. «Дом науки» -свет. науч. заведение. Лит-ра: 10ки жанров (стихи, песни бедуинов-кочевников, любов. поэмы). Поэт Амархаям (перс) создал жанр «Рубаи» -носит философ. и нравств. хар-р. Амархаям сис-зировал алгебру, написал учебник, урав-я 3 степени. Абуль-вофа вводит понятие tg, ctg, создали свою тригонометрию. Хор. раз-ся оптика. Химия (пр-во щелочей, кислот, красок). Хор. раз-ся история: Макризи написал ист. Коптов; написана истор. араб. Халифата, Сирии. В исламе свой тип храма (мечеть). Высок. башня стоит отдельно от храма, рядом. 1ые мечети под открт. небом. Земля в мечете устелена камен. плитами (мечеть в Куфе). Мечеть Кааба в Мекке (самая свящ. мечеть). В форме куба. В стене Каабы хран-ся чер. камень –метеорит. Мусульм. храм в Александрии, в Сирии. Тадж-Махал в Индии. Искусство мусульман: запрет изображать чел. или животное (только орнамент можно изобр-ть). Орнамент бывает 3х видов: геометр., растительный, арабистика (буквы вплетены в орнамент). Хор. развивалось ювелир. искусство.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь