Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ценность человеческого общения



 

Для человека любого возраста и любой культуры одной из наиболее значимых ценностей является ценность человеческого общения, а одним из самых тяжелых испытаний – испытание одиночеством. Человек не может полноценно развиваться и получать радость от жизни, находясь в вынужденной изоляции от других людей. Потребность в общении является самой ранней социальной потребностью, которая формируется уже в младенчестве и затем обнаруживает себя на протяжении всей жизни человека.

Отечественный психолог Л.Б. Шнейдер пишет: «Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным».[5]

Полноценное общение «обязательно несет в себе отношение к другому человеку как к высшей ценности».[6] В результате такого общения формируется сфера общего личностного пространства, возникает взаимопонимание между людьми. Таким образом, общение – это выход из замкнутого эгоистического жизненного пространства в открытую сферу общих интересов, мыслей, чувств и целей.

Прочитайте в рубрике «Для любознательных» статью «Языковая общность».

Образ и имидж

В общении человек может вести себя искренне и фальшиво. Зависит это прежде всего от личностных особенно самого человека и от того, какие цели он при этом преследует. Человек, который ведет себя неискренне, может руководствоваться либо стремлением «замаскироваться», спрятаться от реальной и, воображаемой опасности, либо, напротив, стремится добиться всеобщего при знания, стать популярным, занять выгодное социальное положение, либо просто получить какую-то материальную или нематериальную выгоду, используя возможности другого человека, с которым он вступает в общение.

В результате социального лицедейства такой человек, как актер начинает разыгрывать ту или иную роль, стремясь скрыть от других свое «истинное лицо», спрятать его под социальной маской. В русском языке такая социальная маска называется словом «личина», а на языке современных маркетологов – термином «имидж».

В русской культуре традиционно ценится искренность в общении, основанная на уважительном отношении к другому человеку. В ней пресекается, высмеивается неискренность, фальшивость в обращении с другими людьми. Людям неискренним не доверяют. С ними стараются не заключать деловых соглашений. С такими людьми «не водят» дружбы и стараются не создавать семьи. На слово такого человека нельзя надеяться, так как он может легко предать интересы других людей, которых не уважает.

Выдающийся общественный деятель К.П. Победоносцев в XIX веке писал: «Правый человек есть человек цельный – не терпящий раздвоения. Он смотрит прямо очами в очи, и в очах его видится один образ, чувство единое. Вид его спокоен и бесстрашен, и язык его не колеблется направо и налево. Слово его просто и не ищет кривых путей и лукавых способов убедить в том, в чем мысль, порождающая слово, утвердилась в правду.

Не таков человек, неутвержденный в мысли, двоедушный, льстивый. Он глядит вам в очи, но в его очах вы не его видите, но кто-то другой еще стоит сзади и выглядывает на вас – и не знаешь, кому верить – этому или тому, другому. Говорит, и хотя бы красна и горяча была речь его, на уме у него – какое она произвела на вас впечатление, согласна ли она с вашим желанием или прихотью».[7]

В толковом словаре В.И. Даля дается следующее определение: «Личина – накладная рожа, харя, маска. Ложный, притворный вид, лукавое притворство».

В отличие от слова «личина», «лик – это возвышенное значение слова «лицо».

Личность – лицо, самостоятельное, отдельное существо».[8]

Пословицы и поговорки

Как свинью в кафтан ни ряди, она свиньей и останется.

Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека – со всех сторон.

 

Отличить искреннее поведение от притворного бывает порой чрезвычайно трудно. Но «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным».

Существует интересный терминологический ряд: икона – образ – имидж. Все три слова входят в состав современного русского языка, только первое заимствовано из греческого языка и представляет собой русский эквивалент слова «образ», а третье заимствовано из английского языка. Все три понятия, несмотря на кажущееся смысловое сходство, имеют разные значения. Когда речь идет о человеке, первый термин («икона») означает изображение святых людей, второй («образ») характеризует естественный облик человека, а третий («имидж») рисует человека с показной, обманчивой стороны, которая часто скрывает истинное его состояние.

Совокупность проявлений человеческой личности вовне посредством действий и формирует его образ, по которому о человеке судят другие люди. Эти суждения во многом зависят от того, каким образом данный человек, данная конкретная личность поступает в тех или иных случаях. Человек, руководствуясь своей свободной волей, может поступать в одних и тех же ситуациях либо благообразно, либо безобразно.

В современном словаре иностранных слов дается следующее толкование слова «имидж»: « Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванные оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.»[9]

 

Мудрые мысли

Имидж это театральная маска, на которую есть спрос на политическом рынке, в шоу-бизнесе и т. п. Приобретая имидж, человек утрачивает право быть самим собой.

В.В. Груздев, доктор философских наук, профессор

 

Навязываемая в настоящее время установка на внешний успех в обществе независимо от духовной составляющей приводит к тому, что для некоторых людей стремление произвести нужное впечатление становится образом жизни. Американский психолог Дэвид Майерс отмечает, что люди, которые постоянно отслеживают свое поведение и отмечают про себя реакцию других, «меняют свой образ действий, если он не производит в обществе желаемого эффекта. Те, кто соглашается с утверждением «я стараюсь быть именно таким, каким другие ожидают видеть меня», ведут себя как социальные хамелеоны  – они подстраивают свое поведение под внешние обстоятельства. Подгоняя свое поведение под социальную ситуацию, они готовы полностью отдаваться установке, которой на самом деле не придерживаются. Чувствуя отношение других, они менее всего действуют в соответствии с собственными установками».[10]

Майерс пишет, что другие люди меньше заботятся о том, что о них думают. Они больше руководствуются внутренним чувством, поэтому более склонны говорить и действовать в соответствии со своими внутренними чувствами и верой. Большинство из нас находится где-то между полюсами вышеупомянутой шкалы.

Ориентация на создание искусственного образа человека породила на свет целую отрасль индустрии, в которой в главной роли выступает имиджмейкер. Американский психолог дает следующее определение: имиджмейкер – специалист, который занимается созданием ложного образа того или иного известного лица, обычно общественного деятеля, политика в восприятии рядовых граждан. Для этого привлекаются средства массовой информации (публикующие определенным образом подобранные цитаты, фотографии) и разрабатываются различные общественные действия – собрания, презентации и подобное, создающие информационные поводы для появления соответствующего лица на публике.

Имидж нацелен на создание у других людей нужной заказчику социально-психологической установки, определяющей их отношение к определенному объекту и соответствующее этому отношению поведение. Эти свойства имиджа позволяют заинтересованным использовать его как инструмент манипуляции сознанием.

Мудрые мысли

Ничто нечестное не может быть благодетельным.

Б. Франклин, американский государственный деятель, XVIII в.

Людьми управляют больше с помощью их пороков, нежели их добродетелей.

Наполеон I, французский полководец и государственный деятель

Манипуляция сознанием

Когда один человек желает использовать другого человека в своих эгоистический целях, воздействуя на него посредством обмана, имеет место манипуляция сознанием.

Слово «манипуляция» произошло от латинского слова «manus» – рука. «Манипуляция – это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Манипуляция нацелена на изменение направления активности другого человека и выполняется настолько искусно, что остается незамеченной им».[11]

Отличительной особенностью манипуляции является то, что к людям относятся не как к личностям, а как к объектам, своего рода вещам.

Манипуляция – это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Еще более тщательно скрывается главная цель манипуляции, чтобы даже разоблачение факта манипуляции не привело бы к выяснению истинных намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации (то есть обман, ложь, дезинформация) – обязательный ее признак.

Манипуляция, по точному выражению Г. Франке, не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, она заставляет его хотеть это сделать.

С.Г. Кара-Мурза подчеркивает, что всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь тогда, когда он выступает как соучастник. Манипуляция может состояться только в том случае, если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели и начинает действовать по новой программе. А если он усомнился, воспротивился, защитил свою духовную программу, то человек не становится жертвой. Манипуляция – это соблазн. Каждому человеку дана свобода воли. Значит, он имеет выбор устоять или пойти на поводу у своих страстей.

Первое (и, вероятно, главное) условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев люди не желают тратить ни душевных, ни умственных сил, ни времени на то, чтобы просто усомниться в сообщениях. Во многом это происходит потому, что человеку гораздо легче пассивно окунуться в поток информации, чем критически перерабатывать каждый сигнал.

Опытный человек «фильтрует» сообщения, выделяя те, которые с высокой долей вероятности содержат манипуляцию. Ему достаточно почуять подвох и просто не верить таким сообщениям.

Прочитайте в рубрике «Для любознательных» статью «Манипулятивные приемы».
Прочитайте в рубрике «Хрестоматия» статью «Разрушение морали – условие установления гегемонии манипулятора! ».

Тема для размышления

Прочитайте притчу о Черепахе и Лисе С.П. Расторгуева. Как в ней раскрывается принцип воздействия рекламы на сознание потребителя?

 «Жила-была обычная Черепаха и постоянно таскала на своей спине тяжелый панцирь. Панцирь придавливал ее к земле, и каждый шаг Черепахе давался тяжело. Поэтому жизнь ее, измеряемая количеством этих непростых шагов, также была нелегкой.

Но зато, когда из соседнего леса прибегала голодная Лиса, Черепаха прятала голову под панцирь и спокойно пережидала опасность. Лиса прыгала вокруг, пробовала панцирь на зуб, пыталась перевернуть свою жертву, короче говоря, применяла все присущие агрессору приемы, но Черепаха стояла на своем и оставалась живой.

Однажды Лиса принесла с собой большой кошелек, привела юриста и, усевшись напротив, предложила свои услуги по покупке панциря. Долго думала Черепаха, но в силу бедности фантазии вынуждена была отказаться. И опять рыжая удалилась ни с чем.

Шло время, окружающий мир изменялся. В лесу появились новые технические телекоммуникационные средства. И однажды, выйдя из дома, Черепаха увидела висящий на дереве телевизионный экран, где демонстрировались летающие черепахи без панциря. Захлебывающийся от восторга диктор-дятел комментировал их полет: «Какая легкость! Какая скорость! Какое изящество! ».

День смотрела Черепаха эти передачи, два, три...

И потом в ее маленькой голове родилась мысль о том, что она дура, раз таскает на себе подобную тяжесть – панцирь. Не лучше ли сбросить его? Жить тогда станет намного легче. Страшно? Да, немного страшно, но в последних новостях телеведущая Сова заявила, что... Лиса подалась в кришнаиты и уже стала вегетарианкой.

Мир преображается. Лес вон тоже становится совсем другим, все меньше остается в нем деревьев и самобытных зверей, а все больше становится похожих друг на друга бездомных собак и шакалов.

Почему бы не полетать? Небо – оно такое большое и такое прекрасное!

«Достаточно отказаться от панциря и мне сразу будет легче! » – думала Черепаха.

«Достаточно отказаться от панциря и ее сразу будет легче съесть! » – думала Лиса, подписывая счет на очередную рекламу летающих черепах.

И в одно прекрасное утро, когда небо как никогда казалось большим, Черепаха сделала свой первый и последний шаг к свободе от системы защиты».[12]

Заканчивает свою притчу-сказку С.П. Расторгуев такими словами: «Черепаха не знала и уже никогда не узнает, что информационная война – это целенаправленное обучение врага тому, как снимать панцирь с самого себя».[13]

Доктор психологических наук, основатель первой в России ассоциации для психологических исследований в рекламе А.Н. Лебедев-Любимов отмечает: «Судя по анализу специальной литературы, большая часть психологических воздействий в рекламной деятельности является не чем иным, как различными формами манипуляции. Ведь главная задача любого рекламиста – сделать так, чтобы потребитель воспринимал рекламное утверждение как свое личное мнение».[14]

Прочитайте в рубрике «Хрестоматия» статью «Защита детей от рекламы».
Прочитайте в рубрике «Для любознательных» статью «Своеобразие и самореклама».

Мудрые мысли

Манипуляции никогда не могут способствовать действительной дружбе и любви. Это скорее путь к одиночеству.

В.П. Шейнов, доктор социологических наук,

 академик Международной академии информационных технологий

Как не стать жертвой манипуляции?

Не стоит преувеличивать могущество даже самого искусного манипулятора. Манипулятор боится прежде всего двух вещей:

1) разоблачения;

2) собственной искренности в общении.

Манипуляция всегда основана на лжи. Где начинается искренность, там манипуляция невозможна. Манипулятора делают уязвимым постоянный контроль за собой и другими, а также страх поддаться своим чувствам или проникнуться переживаниями собеседника. Это и есть его «слабые» места.

В конечном счете манипулятор сам становится жертвой собственной неискренности в общении. Он перестает доверять другим людям, попадая в ситуацию «публичного одиночества».

Что нужно делать, если вы хотите сохранить свою личностную свободу?

В Книге Притчей есть интересный отрывок, который иносказательно раскрывает природу лжи. В ней же содержится и призыв к свободе от нее.

Тема для размышления

Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих;

дабы спасти тебя от жены другого, от чужой [от лжи. Прим. авт.], которая умягчает речи свои,

которая оставила руководителя юности своей и забыла завет зга своего.

Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;

а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

(Притч. 2. 10-22).

Согласны ли вы с тем, что «человек, говорящий ложь» и «жена другого», умягчающая речи свои, под которыми подразумевается сама ложь, ведут к заблуждению и смерти? Какое качество нужно обрести, чтобы не вступить на этот опасный путь?

В Ветхом Завете есть такие слова Бога, обращенные к человеку: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30-: 19). Выбор пути – быть или только казаться – делает каждый человек.

Прочитайте в рубрике «Справочник» значения слов, выделенных синим цветом.

Вопросы и задания

1. Что является необходимым условием установления взаимопонимания в общении?

2. Почему в русской культуре не поощряется неискренность, фальшивость в общении? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Как соотносятся по содержанию старинное русское слово «личина» и современный термин «имидж»?

4. Что такое манипуляция сознанием?

5. В каком случае человек становится жертвой манипуляции?

6. Что для человека лучше: быть или казаться?

 

Выполните тренировочные задания к данной теме.

 


Тема 2.2. Стыд и совесть

 

В процессе общения человек усваивает духовно-нравственные нормы и ценности той культуры, в которой он воспитывается, происходит становление его характера.

Полноценный процесс общения осуществляется:

а) при соблюдении участниками определенных правил, регулирующих их межличностное общение;

б) при наличии у человека чувства, контролирующего соблюдение этих определенных правил (принципов) в общении с другими личностями;

в)    при наличии у человека чувства, дающего оценку тому или иному поступку уже с точки зрения взгляда на самого себя.

Правила межличностного общения именуются духовно-нравственными законами, чувство, которое контролирует наше поведение по отношению к другим личностям, – стыдом, а чувство, которое дает оценку всем нашим поступкам, – совестью.

Пословицы и поговорки

В ком стыд, в том и совесть.

 

Человек как существо, принадлежащее и к миру видимом (телом), и к миру невидимому (душой), должен уметь хранить себя и от физической, и от духовной опасности. Как игнорирование законов физики приводит к физическим повреждениям (переломам, ушибам, ранам), так и игнорирование законов духовного мира может привести к повреждениям души

Стыд и совесть даны нам для того, чтобы мы могли правильно ориентироваться в духовном пространстве,

Что такое стыд?

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля находим следующее определение: « Стыд – срамота наготы или вообще чувство, которое возмущается при всяком нравственном нарушении непорочности, целомудрия и замыслов разврата. Это нравственное чувство свойственно только человеку, ни одно животное не показывает и следа его».[15]

На всем земном шаре из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают хороши или дурны, добры или злы, нравственно положительны или нравственно отрицательны (безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек существенно отличается от животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой. Но они не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их поступки нельзя рассматривать с точки зрения понятий о нравственности.

Итак, стыд – то чувство, которое отличает человека от животных и делает его человеком.

В древнеславянском языке есть также слово «студ», имеющее значения «холод», «мороз» и «грех», «скверна». Эти смыслы тесно переплетаются: студные дела приводят к «замерзанию души».

Бесстыдство – признак «испорченности» личности и растления души. Характерно, что глагол «тлеть» соотносится с процессом распада, разрушения, деградации. Растление – это нарушение законного порядка душевной жизни.

Тема для размышления

Прочитайте высказывание русского философа В. Соловьева. Как вы его понимаете?

«Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно, – я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек».

 

Пословицы и поговорки

Дурак стыда не знает.

 

Что такое совесть?

Совесть является органом духовно-нравственного восприятия наших поступков, слов и дел. Она есть мерило добра и зла в нас самих.

Личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Мы не можем убедить себя в том, что сыты, когда голодны, или бодры, когда устали. Также не можем убедить себя и в том, что поступили хорошо, когда совесть обличает нас в плохом поступке. Совесть это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать дурное от доброго.

Совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно творить хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные – чувством стыда, страха, душевной муки.

Совесть побуждает разум отвергать подчас самые выгодные возможности ради добрых действий, осуждать первые и одобрять последние. Не следует ли из этого, что действие совести в человеке совершается независимо от разума?

Пословицы и поговорки

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Совесть не сосед: от нее не уйдешь.

 

По мнению доктора психологических наук Т.А. Флоренской, моральные требования идут извне, а требования совести возникают изнутри. Моральные требования меняются в зависимости от обстоятельств. В голосе совести звучит нравственный закон души человека.

Любой закон в человеческом обществе основывается на чьем-то авторитете. На чьем же авторитете зиждется нравственный закон? Великий русский писатель Ф.М. Достоевский, пытаясь решить для себя этот вопрос, пришел к следующему выводу: «Если Бога нет, то все дозволено...» А значит, духовно-нравственный закон зиждется на вере в Бога. Если человек теряет веру, разрушается его духовная и нравственная жизнь, то начало, которое существенно отличает его от животных.

Ученые, исследующие нравы и обычаи племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или иных понятий о добре и зле. Многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются злом, но большей частью сходятся в своих взглядах сущности того и другого. Многие нецивилизованные дикие племена стоят так же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у племен, среди которых возводятся в степень добродетелей некоторые дела, неодобряемые с нашей точки зрения, остальные нравственные представления совпадают с общепринятыми.

Нравственный закон может быть признан врожденным, вложенным в саму природу человека. Конечно, врожденной может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые и ясные нравственные понятия и идеи. Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке через воспитание и влияние предшествовавших поколений, но наиболее полно – на основе религиозного чувства. Поэтому у грубых язычников нравственные нормы ниже, грубее, уродливее, чем у представителей традиционных мировых религий.

 

Прочитайте в рубрике «Для любознательных» статью «Совесть – нравственный закон души».
Прочитайте в рубрике «Хрестоматия» о Десяти ветхозаветных заповедях Моисея и Заповедях Блаженства.

 

Русский философ И.А. Ильин считает, что вернейшим признаком духовности человека является наличие у него чувства ответственности. С умалением чувства духовности в человеке поколебалось и чувство ответственности.

Обратите внимание: слово «ответственность» одного корня со словом «ответ». Ответственность – это ответ перед кем-то. Перед кем?

Тема для размышления

С точки зрения отечественного педагога XX в. В.А. Сухомлинского, совесть – это переживание и осознание ответственности за свое поведение перед людьми и перед самим собой.

И только? Что думаете по этому поводу вы?

 

В жизни часто бывают такие ситуации, когда требование совести и требование «человеческой среды» расходятся. Совесть говорит: «Не кради». А друзья или знакомые могут сказать, что так надо, без этого не прожить. Совесть говорит: «Не лги». Но товарищи или подруги могут начать принуждать сказать неправду в угоду групповому мнению или их интересам. Совесть говорит: «Люби свое Отечество». А в средствах массовой информации это чувство могут высмеивать, очерняя наше Отечество, и т. д.

В ситуации расхождения общественного мнения или «требования среды» с голосом совести у человека всегда есть свобода выбора. Распоряжаясь этой свободой, он, в конечном счете, выбирает между добром и злом. По учению Церкви, свобода, так же как и совесть, является еще одной стороной души, которая входит в понятие образа Божьего в человеке. И этот образ Божий в каждом человеке неистребим.

Человек, пользуясь своей свободой, может ею злоупотребить, то есть вопреки внушению совести использовать ее на дурное, а не на доброе. В этом случае человек, не послушавший своей совести, через некоторое время может начать испытывать сильные страдания от угрызений совести. Причем эти страдания могут быть более мучительными, чем те, которые испытывает человек при сильной физической боли. Некоторые люди знают об этом на основе личного опыта, а некоторые – только из рассказов других. В любом случае, всегда полезно прислушаться к голосу совести.

Прочитайте в рубрике «Для любознательных» статью «Воспоминания о муках совести».

Жизненные советы

Никогда не пренебрегай голосом совести.

Что же происходит, если свобода употребляется человеком во вред себе и другим?

Происходит духовно-нравственная дезориентация человека, духовно-нравственное опустошение, разрушение души. Вместо высших, духовных устремлений (например, стремления к совершенству) человек попадает под власть примитивных инстинктов (например, самосохранения, размножения и т. д.). Такой человек нередко думает, что свободен в своих действиях, не понимая, что в реальности находится в плену страстей. Именно они восседают на тронеи руководят его жизнью, делая из него своего раба.

Под свободой часто понимают вседозволенность. Однако вседозволенность можно сравнить с отсутствием «тормозов». Человек в этом случае свободен в движении, но не защищен от опасности, поскольку в его поведении отсутствуют защитные механизмы, оберегающие от зла.

Смысл свободы заключается в возможности совершить нравственный выбор в каждый отдельный момент временной жизни и в последний, завершающий ее момент, что определяет судьбу человека в вечности.

Мудрые мысли

Не то делает нас свободным, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих.

И.В. Гете, немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель


 

Прочитайте в рубрике «Для любознательных» статью «Стыд и совесть».
Прочитайте в рубрике «Справочник» о Т.А. Флоренской, И.А. Ильине, а также значения слов, выделенных синим цветом.

 

Вопросы и задания


1. Что такое стыд?

2. Что такое совесть?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 2184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь