Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История развития и современное состояние художественной гимнастики



План

 

Введение

1. История развития и современное состояние художественной гимнастики

2. Содержание и средства художественной гимнастики

3. Цели и задачи в подготовке учащихся

3.1 Содержание работы по этапам подготовки

3.2 Возрастные особенности обучения

4. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии

4.1 Характеристика средств, применяемых на уроках хореографии

4.2 Этапы хореографической подготовки в гимнастике

4.3 Физическая подготовка в хореографии

4.4 Классификация уроков хореографии

4.5 Структура, принципы построения урока хореографии

4.6 Подготовка и проведение урока хореографии

4.7 Мастерство хореографа

5. Примерные уроки на этапе начальной подготовки

5.1 Примерные уроки на начальной, специализированной подготовке (9 – 12 лет)

5.2 Урок на основе народно – сценических танцев

5.3 Примерные этюды

6. Музыкально-ритмическое воспитание

6.1 Значение музыки в художественной гимнастике

6.2 Примерные игры, развивающие музыкальность

7. Психологическая подготовка гимнасток

Заключение

Литература

 


Введение

 

Чемпионат России по художественной гимнастике. Звучит музыка… Чуть тревожная и в то же время легкая, ритмичная. Это – посадобль, народная испанская мелодия. В центре зала – девушка. Стройная, изящная. Оригинальный спортивный костюм отлично подчеркивает линии стана. В руках – лента. Красная, сверкающая и как живая. Она то нежно обвивается вокруг тела девушки, то быстрой спиралью взмывается ввысь, то необычайной змейкой убегает из рук. Девушка вдохновенно «рисует» в воздухе красные молнии, подчиняя их ритму музыки, отмечая каждый её нюанс. И вот происходит странное. Мы уже видим не девушку - гимнастку, а … тореадора, и не того, кто вышел на смертный бой с быком, а романтичного, смелого, задумавшего игру с животным. Вот девушка – тореадор взмахивает лентой чуть в сторону, а мы видим мулету. Красную, сверкающую, на которую воображаемый бык бросается сломя голову! Но … тореадор делает изящный шаг в сторону, затем другой, и бык проскакивает мимо, лишь едва, задев мулету. Зрители разражаются аплодисментами. Их покоряет ловкость. Однако борьба на арене продолжается. Повороты и прыжки становятся более частыми, напряженными. Игра принимает драматический характер, и вот заключительное движение: тореадор решительным жестом пресекает атаку быка. Музыка смолкает, но зрители всё ещё переживают перипетии этой игры…

Долго и настойчиво они аплодируют, будто вызывают гимнастку ещё раз, хотя отлично знают: Законы состязаний строги, и эту гимнастку они смогут увидеть в роле тореадора лишь на показательных выступлениях. А в это время на площадке уже другая девушка. Снова льётся мелодия. Мягкая, лиричная. В полном соответствии с музыкой движется гимнастка – «художница», но в её руках уже не лента, а необычайно яркий и послушный мяч. Как бы она ни повернулась, какое бы движение ни сделала – он всегда с ней: то катится по стану гимнастки, то скользит по её рукам, голове, груди. А вот подброшенный, летит высоко вверх. Однако пока он возвращается, девушка успевает проделать несколько акробатических движений и ловко его ловит. И снова начинается игра, напоминающая жонглирование. Вот, «художница» выполняет кувырок, другой, а мяч и тут с ней. Он снова скользит по её рукам, пробегает по стану, ногам, голове и всё это – в единстве с музыкой. Затем выходит девушка со скакалкой, её заменяет девушка с обручем. И каждый раз мы видим оригинальные упражнения. Каждый раз слышим знакомую музыку, но почему-то сейчас звучащую по – новому. Музыка как бы становится осязаемой. И думается: если давно признано, что балет способен выразить музыкальное произведение своими средствами, если получила право на жизнь цветомузыка, то почему бы и не признать эту, необычную «видеомузыку»? Да, музыку, которая становится такой благодаря искусству движений. Можем мы сказать, что заставляло нас так бурно аплодировать? Так волноваться за каждую гимнастку, даже и сопереживать с ней? Едва ли… Пожалуй и следует разобраться в этом, обратясь к истории художественной гимнастики, коснувшись её всех аспектов.


Содержание и средства художественной гимнастики

Что представляет собой художественная гимнастика. Этот вид спорта многогранен. Однако, имея в виду, что художественная гимнастика по своей сути спорт весьма выразительный, речь пойдет о средствах, которыми эта выразительность достигается. Начнем с аксиомы: гимнастке, прежде чем выполнить какое-нибудь упражнение выразительно, нужно подготовиться физически, исполнять упражнение технически так, чтобы, как говориться, комар носа не подточил. Это как в жизни: человек, прежде чем научиться ходить, ползает, затем учится хорошо ходить, а потом уж задумывается о том, чтобы ходить красиво, элегантно. Следовательно, много говорить о важности физической подготовки «художниц» нет смысла. Можно лишь подчеркнуть, что в наши дни, когда уровень мастерства в спорте вырос необычайно, никакой талант не поможет обладателю занять высшую ступень пьедестала почета, тем более международных турниров, если спортсмен не будет отдавать своему любимому виду спорта всего себя, трудясь до седьмого пота. В полной мере это относится и к художественной гимнастике. И может быть, более чем к какому – либо другому виду спорта, ибо тут, кроме физического совершенства, кроме технического мастерства, необходимо воспитывать и выразительность.

Как трудятся над этим «художницы», поскольку часов они проводят в спортивном зале, как скрупулезно отрабатывают каждое движение, каждый жест, как настойчиво всё это «увязывают» с музыкой, можно только догадываться. Ведь на состязаниях, когда видишь, с какой легкостью и непринужденностью спортсменки исполняют сложнейшие элементы, этого труда не видно. Мы лишь, глядя на них, нередко восхищенно произносим: «Это предельно грациозно! », тем самым, может быть невольно выражая самую сокровенную суть понятия выразительности движений. И, разумеется, это верно. Ведь выразительность движений – это не только их пластичность, музыкальность, вернее, слитность с музыкой, их законченность, но ещё и грациозность! Правда, слово «грациозность» далеко не всеми объясняется одинаково. Например, народный артист СССР, солист балета Большого театра Марис Лиепа считает, что грациозность – это способность человека выполнять любые движения легко и непринужденно.

Игорь Моисеев, руководитель ансамбля танцев народов СССР, утверждает, что грациозность – это гармоничное сочетание элементов движения – их пластичности, координации, экономичности. Особенно – экономичности.

Элина Быстрицкая, народная артистка РСФСР, полагает, что грациозность – это слитность движений в музыкальном ритме, законченность и точность каждого движения, чистота линий. К слову, не каждый из специалистов танца, артистов театра, цирка, художников и музыкантов может объяснить, например, чем отличается грациозность Майи Плисецкой от такого же качества Екатерины Максимовой или Надежды Павловой, гимнасток спортивных Ольги Корбут и Людмилы Турищевой, гимнасток – «художниц» Галины Шугуровой и Ирины Дерюгиной. Но, тем не менее, грациозность существует у каждой из них. И всего эффективнее она проявляется в движении простейших, в гимнастических элементах небольшой трудности. Разумеется, и сложные упражнения гимнастики и акробатики, доведенные до своего, так сказать, апогея, выразительны, грациозны, но, тем не менее, обыкновенные, простые движения тут, доходчивее. Вспоминаются народные приметы: «Идет – как лебедь плывет», «Идет как пава», «Парит в воздухе как птица» - о удачно выполненном прыжке.

Кстати, о прыжках в художественной гимнастике… Прыжки высокие и далекие, со сменой ног, «оленем», «кольцом» чрезвычайно эмоциональны. Ну, а когда они удачно сочетаются с музыкой, подчеркивают какие – то её наиболее яркие нюансы, то и вовсе становятся яркими средствами выразительности сути упражнений, сути музыкального произведения.

Не менее выразительны бег и повороты, исполняемые в определенном музыкальном ритме. Шаги вальса и полонеза, мазурки и «казачка», танцев русских и украинских, молдавских и грузинских – это ведь живые картины искусства народного, грациозности девичьей. Элементы танца народного, классического находятся на службе художественной гимнастики, хотя в ином аспекте, чем скажем, лет двадцать назад. В те времена они занимали, так сказать, доминирующее положение. А вот в последние лет двадцать танцевальным элементам в произвольных упражнениях «художниц» остается все меньше места. Дело в том, что художественная гимнастика всё больше насыщается элементами акробатики, спортивной гимнастики, чуть ли не цирковыми трюками, жонглированием мячами, булавами, обручем, скакалкой, лентой…

Да, именно так. Но элементам танца остается не менее почетная роль: быть средствами выразительности. Роль танцев особенно хорошо видна, когда смотришь на руки «художниц».

Они столь выразительны! Да, любовь и труд, горесть и радость, настрой души – всё может быть выражено с помощью рук. Особенно заметно их значение в художественной гимнастике, когда в произвольных упражнениях необходимо добиться предельной выразительности чувств, в тончайших нюансах движений отразить дух музыки.

Музыки, куда более сложной, разнообразной по ритму и содержанию, чем когда – либо раньше применявшейся «художницами».

«Игра» с предметами стала, чуть ли не основой художественной гимнастики. И присуща она только данному виду спорта. Правда, такие игры можно увидеть и в цирке. Но там зрителя восхищают лишь ловкость артиста, а в художественной гимнастике такая «игра» еще и волнует. И понятно почему: «игры» с предметами позволяют сделать упражнения эмоциональными, чрезвычайно полно выразить и свои чувства, и мысль музыкального произведения. «Игра» с предметами способна вызвать у зрителей самые различные чувства, тончайшие их оттенки. Разумеется, в этом – великая ценность такой «игры», однако что – же представляют собой эти «такие волшебные» предметы? Как они, неодушевленные, способны вызвать у зрителей самые душевные чувства, когда оказываются в руках у девушек – гимнасток?

Мяч … В художественной гимнастике он и в самом деле оказался «Волшебным». Девушки «играют» им, создают необычные, совершенно своеобразные упражнения. Движениями с мячом они ухитряются выразить не только грациозность, ловкость и пластичность, но и передать те чувства, что заложены в музыкальном произведении, что владеют или в момент исполнения упражнений. Прыжки с мячом, пируэты, предельно пластичные движения, акробатические прыжки, кувырки …

Скакалка … Казалось бы, что могут делать гимнастки с этой детской игрушкой? Оказывается, очень многое. Конечно, через скакалку, как в детстве, прыгают, с ней бегают, «играют», но как! Необыкновенно легко, стремительно! И каких только прыжков нет в упражнениях девушек со скакалкой! Это прыжки обычные и с поворотами, это прыжки шпагатом и «кольцом», это прыжки в танце и акробатические. Разумеется, упражнения со скакалкой требуют и соответствующей ритмичной, бравурной музыки. В результате обратная связь: все эти танцы прямо – таки ожили в новом качестве. Они стали оригинальными, необыкновенно зажигательными. Конечно, упражнения требуют от гимнасток огромной выносливости, ловкости, скрупулезной шлифовки каждого движения в сочетании с музыкой. Но результат стоит того.

Обруч … Говорят, что самым гениальным человеком был тот, кто изобрел колесо. Может быть, и так. Но когда речь заходит об обруче в художественной гимнастике, кажется, что для развития спорта он сделал не меньше, чем колесо для развития человечества. Через обруч прыгают как через скакалку, пролетают в него шпагатом или «кольцом», катают его как мяч и жонглируют им. Кроме того, его вращают вокруг тела, на руке, ноге, он позволяет ярко, порой чрезвычайно эмоционально, отметить кульминационные моменты музыки, душевное состояние.

Змейки, спирали, восьмерки, вертикальные, горизонтальные круги; разноцветная, сверкающая молниями лента в руках гимнастки – пожалуй, самый любимый момент «художниц». Сотни, тысячи оригинальных поз, положений, движений. Упражнения с лентой очень сложны по координации. Ведь лента, являясь как бы продолжением кисти гимнастки, обязана в точности повторить её движения, усиливая и преображая в своеобразные волны, и всё это – в сочетании с музыкой, в стремлении отразить наиболее тонкие её оттенки. «Забавляясь» с лентой, «художница» рисует не только ритмический узор упражнений, не только следует темпу музыки, но и раскрывает её суть.

 


3. Цели и задачи для подготовки учащихся

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся.

Задачи спортивной подготовки по художественной гимнастике:

Всесторонне гармоническое развитие занимающихся.

Соразмерное развитие физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, прыгучести, функции равновесия, выносливости).

Формирование специальных занятий, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.

Воспитание морально – волевых и нравственно – этических качеств.

Развитие эстетических качеств (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма).

В содержании спортивной подготовки выделяют следующие виды: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную.

Физическая подготовка направлена на повышение общей работоспособности; на развитие специальных физических качеств; на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета); на «выведение» гимнасток на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

В технической подготовке целесообразно выделять: беспредметную – обучение технике упражнений без предмета; предметную – обучение технике с предметом; хореографическую – обучение элементам классического, историко-бытового, народного и современного танцев; музыкально – двигательную – обучение элементам музыкальной грамоты, развитие музыкальности и выразительности; композиционную – составление соревновательных программ.

В психологическую подготовку входят:

- базовая – психическое развитие, образование и обучение;

- тренировочная – формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам;

- соревновательная – формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

Тактическая подготовка может быть:

- индивидуальной - составление и индивидуальной соревновательной программы, определение ударных видов, распределение сил, тактика поведения;

- командной – формирование команды, определение командных и личных задач, очередность выступления гимнасток;

- групповой – подбор и расстановка гимнасток, составление программы, взаимодействие гимнасток, тактика поведения.

Теоретическая подготовка - формирование у гимнасток специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.

Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.

Успешное решение учебно-тренировочный задач возможно при соблюдении принципов: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования; спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок; методические: опережения – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, ранее освоение сложных элементов, создание перспективных программ; многоборности - формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми предметами; соразмерности – оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств; сопряженности - поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку; моделирования – широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

 

3.1 Содержание работы по этапам подготовки

 

Первый этап – предварительная подготовка (5 – 7 лет)

1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся.

2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений («школы»).

3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.

4. Специально – двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся объект и антиципации.

5. Начальная техническая подготовка по видам многоборья – освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов.

6. Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев.

7. Начальная музыкально – двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку.

8. Привитие интереса и потребности к регулярным занятиям, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

9. Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.

10. Второй этап – начальная специализация (8 – 10 лет)

11. Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся.

12. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений («школы»).

13. Углубленная и соразмерная специальная подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).

14. Совершенствование специально – двигательной подготовки (координации, реакции на движущийся объект, антиципации).

15. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.

16. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной производительности (характер, метр, ритм, темп, тихо – громко, слитно – отрывисто, форма и фразировка) и согласовать свои движения с музыкой.

17. Базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение.

18. Начальная теоретическая и тактическая подготовка.

19. Регулярное участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.

Народно – сценический танец

Народные танцы складывались на основе национальных особенностей быта, труда, религиозных соображений и семейных праздников. Лексика народно – сценического (характерного) танца в значительной мере обогатилась элементами классического, что привело к техническому усложнению первого.

В системе хореографической подготовки в гимнастике используются народные танцы, которые помогают раскрыть индивидуальность спортсменки, развить свободу движений, непосредственность, легкость. Это в первую очередь танцы: русские, украинские, белорусские, молдавские, польские, венгерские и др. Следует учитывать, что в художественной гимнастике композиции часто составляются под испанские и латиноамериканские мелодии. Поэтому в занятия необходимо включать элементы танцев мира: испанские, венгерские, итальянские. (Не рекомендуется при этом изучать движения, требующей специальной обуви, дроби, перестукивания).

Тренер – хореограф должен хорошо разбираться в особенностях народных танцев, не допускать смещения стилей, которые приводят к утрате национального колорита.

В народно – сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом, с добавлением прямых и свободных позиций. Помимо классических позиций рук (I, II, III), в народно – сценическом танце применяют главным образом следующие позиции: IV, V, VI, VII.

При выполнении большинства упражнений на опоре, одна рука лежит на опоре, другая находится в IV позиции. Движения народно – сценического танца сначала выполняются у опоры, затем на середине в виде отдельных элементов и соединений и, наконец, этюдов. В этюдах основное внимание уделяется выразительности исполнения, умению правильно передать национальный характер танца.

Одна из форм хореографии – бальный танец, включающий как современные, так и историко-бытовые танцы прошлых веков. Бальные танцы представляют собой художественно – ценную переработку народного танцевального материала.

В гимнастике бальные танцы применяются для развития танцевальности гимнасток, воспитания культуры движений. Это танцы XIX века – вальс, полька, мазурка, полонез, а также ХХ века – танго, фокстрот, самба, ча-ча-ча и др.

В бальных танцах используются главным образом свободные (полувыворотные) позиции, а также прямые (невыворотные). Реже встречаются закрытые (завернутые) позиции.

Движения свободной пластики

Ходьба, бег. Применение ходьбы и бега в занятиях способствует развитию силы мышц ног, воспитанию правильной осанки, повышает плотность урока. Наиболее часто применяются следующие виды ходьбы: ходьба на полупальцах, на пятках, в полуприседе, в приседе, острым шагом, пружинным шагом, выпадами. В отличие от ходьбы бег имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующее терминологическое определение. Например, острый бег, пружинный, высокий. Среди разновидностей бега часто применяется бег на носках в различных направлениях, с поворотами, со сменой ног впереди, сгибая ноги назад и др.

Движения рук и ног при выполнении ходьбы и бега могут быть различными. Характер шага или бега следует подчинять характеру музыки. Движения с расслаблением применяются для устранения излишней координационной и тонической напряженности, воспитания свободных, незакрепощенных движений, а также для снятия нервного напряжения и стимуляции процессов восстановления. В зависимости от групп мышц, охваченных расслаблением, различают: общее расслабление (расслабление всего тела или более двух трети его) и местное (расслаблены отдельные группы мышц). Обучение движениям на расслабление проходит в несколько этапов. На первом этапе овладевают расслаблением после напряжения требуемых мышц до отказа. На втором – расслаблением отдельных частей тела, «падением, потряхиванием», «размахиванием». На третьем – умением расслаблять отдельные группы мышц.

Волны и взмахи. Волны делятся на: работу руками, туловищем и на целостные бывают: обратными, боковыми, вперед. Наибольшая трудность возникает при выполнении целостных волн: прямых, обратных, боковых. В исполнении целостных волн принимают участия все звенья тела. При этом движения туловища, рук, кистей подчиняются «волновой» координации, т.е. последовательному сгибанию и разгибанию в суставах. Для прямой целостной волны характерна «закрытая» вначале волны голова и округлая спина. Движение выполняется последовательным разгибанием коленного сустава вперед, после чего в движение включается таз, поясница, грудной отдел туловища, плечи, наконец, голова. Обратная волна начинается движением верхних звеньев тела: наклон назад, затем включаются нижние отделы кинематической цепи; после чего прогнутое положение туловища сменяется закрытым (округлым). Для боковой волны характерны пружинные движения ногами, небольшой наклон туловища в сторону и круговое движение тазом во фронтальной плоскости. Боковая волна может выполняться в стойке на двух ногах, в стойке на одной с передачей тяжести тела с одной на другую ногу. Более сложными движениями являются взмахи. Взмах включает в себя две основные фазы действий. Первая фаза – ускоренное движение свободных звеньев; вторая фаза – движение маховых звеньев по инерции. Взмах могут выполняться руками, туловищем, всем телом (целостный взмах) вперёд, в сторону.

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения, применяемые в уроках, имеют некоторые особенности. Так, махи руками выполняются мягко, плавно, наклоны сочетаются с отстающими движениями туловища, головы и рук; резкие махи ногами часто выполняется пружинным движением. Многие упражнения могут иметь как динамический, так и статистический характер и выполняются в различных положениях: на животе, на спине, в седах акробатические элементы.

В художественной гимнастике элементы акробатики (медленные перевороты вперед, назад, боком и др.) включены в программу младших разрядов, а также применяются на уроках высшего спортивного мастерства на разминках. Кроме того, в композициях «художниц» часто встречаются полуакробатические элементы в сочетании в равновесиями, волнами, прыжками. Таким образом, хореограф, работающий с гимнастами, должен быть компетентен в технике акробатических элементов.

Ритмика. Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения хореографических упражнений, однако с целью более успешного, осознанного освоения музыкальных ритмов в занятиях хореографией применяются специальные упражнения, музыкальные игры. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и создания которого являются метр и темп.

Метр – строение музыкального такта.

Темп – Степень скорости исполнения.

Ритмические упражнения - воспитывают чувства ритма, ощущение сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения.

Можно выделить несколько групп ритмических упражнений, применяемых в гимнастике:

ü дирижирование;

ü хлопки на каждую четверть, на первую четверть такта, на каждую долю такта, с паузой и т.п.;

ü разновидности шагов и бега различном темпе;

ü разновидности шагов и бега с хлопками в различном ритме и темпе;

ü музыкальные игры. Вначале занимающиеся должны освоить простейшие музыкальные ритмы – 2/4; 4/4, затем более сложные 3/4; 6/8.

Пантомима

Пантомима – это не только одна из составных частей балета, драмы, оперы, но и самостоятельный вид искусства, причем очень древнего. Материалом пантомимы является жест и позы. Г. Добровольская, говоря о различии танца и пантомимы, отмечает: «В отличие от пантомимы, состоящей из определенной последовательности жестов, в танце жест не играет решающей роли, ибо танец не имитирует конкретное поведение человека, а отражает его внутреннюю жизнь, используя минимум жизненных движений. Отсюда и появление новых терминов: «танцевальная пантомима», «балетная пантомима». В художественной гимнастике мы также встречаемся с пантомимическими движениями, что способствует более образному решений композиций. Поэтому в урок хореографии полезно включать различные упражнения, а также этюды, направленные на воспитание точности, правдивости пантомимических движений. Например, таких этюдов как: «пушинка», «схватить - бросить», «зеркало», «пружинки», «да - нет» и т.п.

 


4.2 Этапы хореографической подготовки в гимнастике

 

В хореографической подготовке гимнасток можно выделить несколько наиболее характерных этапов по освоению элементов по хореографической «школы» базовая хореографическая подготовка, «профилирующий этап», этап по освоению разновидностей «профилирующих» элементов, «этюдный» этап.

К элементам хореографической «школы», т.е. простейших навыков, с которых начинается хореографическая подготовка, относятся:

§ Элементы классического танца у опоры, затем на середине в усложненном варианте (отдельные движения выполняются самостоятельно, без соединения в комбинации, темп от медленного до среднего);

§ Элементы народного танца: простейшие движения народно сценического тренажа у опоры, на середине, постановка осанки, движения руками в характере русских, украинских, молдавских, белорусских, башкирских танцев, основные шаги танцев;

§ Элементы историко–бытовых танцев: освоение подготовительных движений (приставных, переменных шагов), шаги польки, вальса, галопа, полонеза, падекатр и т.п.;

§ Разновидности ходьбы и бега.

§ Волны, полуволны, пружинные движения руками

§ Равновесие на двух ногах, на полупальцах

§ Владение навыком простейших прыжков на одой ноге, на двух ногах, на месте с продвижением вперед, назад, в сторону.

§ Ритмико-пластические навыки: воспитание чувства ритма, темпа, музыкальной динамики на простейших движениях (ходьбы, бега подскоках), в музыкальных играх.

§ К базовой хореографической подготовке относятся:

§ Подготовительные движения классического танца (плие, батманы, рон де жамбы, девлоппэ и их разновидности)

§ - Народно-сценический экзерсис у опоры, танцевальные соединения на середине.

§ Историко-бытовой и современный танцы (соединения из простых шагов на 16-32 такта)

§ -современный танец (освоение подготовительных упражнений)

§ Владение техническим правильным навыком равновесия в основных положениях на полупальцах и на одной ноге.

§ Владение техникой отталкивания и приземления

§ Владение техникой приземления после прыжка перекатом пальцев на всю ступню («мягкое приземление»)

§ Владение техникой расслабления последовательными движениями рук и тела.

§ Владение техникой поворота на двух ногах.

Следующий этап хореографической подготовки – профилирующий. Основным содержанием данного этапа становится освоение профилирующих элементов, т.е. ключевых движений, ведущих к освоению целого семейства родственных по структуре движений.

Например, прыжок шагом находится в центре семейства структурно-родственных упражнений: прыжка шагом кольцом, прыжка шагом сгибая-разгибая ногу, прыжка шагом с поворотом на 90°, 180º, прыжка шагом в аттитюде и др. Он является наиболее простым по сравнении с другими прыжками в техническом отношении. В то же время техническая основа, приобретенная при его освоении, достаточна для изучения упражнений данного типа.

На этапе разносторонней технической подготовки осваиваются разновидности профилирующих элементов, умения выполнять их в различных сочетаниях.

Для заключительного этапа характерна этюдная работа. Выбор музыкальных жанров для композиций групповых упражнений определяет характер этюдной работы.

Можно выделить несколько типичных для гимнастики видов этюдной работы:

§ Эмоциональный (героический, лирический, романтический, гротексный)

§ Характерно-образный (русский, испанский, цыганский, восточный)

§ Современный

Следует отметить, что на всех этапах элементы школы движения базовой хореографической подготовки (в виде экзерсиса у опоры на середине) приобретают вспомогательную функцию. С помощью хореографии решается одна из основных и наиболее сложных задач становления мастерства в гимнастике – это проблема воспитания выразительности движений.

Особенно высокие требования к ней предъявляются в художественной гимнастике, где спортсменки стремятся к образному решению композиций, которое невозможно без знания устойчивых выразительных средств хореографической классики.

По мнению известного искусствоведа В.Ванслова «Основную массу художественных средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные». Э.Вербова считает следующее:

«Способность к эмоциональному переживанию – это еще не выразительность, так как само проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму.

Поэтому, если форма не выработана, эмоции остаются без воплощения. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в «мелочах» - хорошей осанке, красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, ног, руг, в точных устойчивых равновесиях; в умении слитно и мягко выполнять движения, парить в прыжке, четко прочерчивать его контур в воздухе, с правильным положением ног.

Следовательно, выразительность – это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания.»

Таким образом, в той или иной форме авторы единодушны во мнении по поводу выразительности движений, как способности в действиях передать определённое эмоциональное состояние.

Техника и выразительность тесно связаны. Техника (биомеханически правильное, рациональное исполнение) является той необходимой базой, на которой строится выразительность. Несовершенная техника не позволяет гимнастке двигаться уверенно, раскрепощено, все внимание сосредоточить на образном решении отдельных элементов, соединений, комбинаций в целом, вводить «декоративные элементы». Доведение двигательного навыка до определённой стадии автоматизма является необходимым условием выразительности.

В связи с этим целесообразно говорить о «двигательном навыке», когда речь идет о техническом совершенстве движений, и о «выразительном двигательном навыке», т.е. способности придать движению определенную смысловую, эмоциональную окраску.

Другой вопрос, какие эмоции выражают гимнастки: непосредственно возникающие или опосредованные. Сами по себе выразительные движения – это «своеобразный способ передачи информации, способ общения, и, выполняя свой невербальный выход в речевое общение, они выступают как необходимый атрибут устной речи, служат его «настроечным механизмом», который придает разговору необходимую для данного акта общения модальность» (В.В. Мироненко)

Выразительные движения могут иметь и самостоятельное, независимое от слов значение. Здесь речь идет о непосредственно возникающих эмоциях.

Иное дело выразительные движения в гимнастике, здесь они близки к сценическим (отличным от жизненных) чувствам, хотя в то же время «игра» вызывает у актера соответствующую эмоцию и может усилить прием (игру).

Высказанная П.М. Якобсоном мысль о работе актера над ролью может успешно проиллюстрировать и работу гимнастки над композицией:

«Конечно, сценические чувства актера возникли в порядке его индивидуальной работы над ролью, когда он находил соответствующие положение, задачи, а также приемы художественного решения этих задач. Но при этом в его значении наличествовало, как постоянный фон, начало зрителя - то ради чего он создает сценический образ, находит убедительный рисунок и воспитывает искренность и правдивость выражения, и эти чувства, возникшие в связи с работой, потенциально были подготовлены к тому, чтобы через соответствующее актерское выражение перекинуться в зрительный зал, зародить в зрителях какие-то эмоции, соответствующие и адекватные замыслу актера.»

В данном случае говориться об эмоционально выразительных движениях, отличающихся от иллюстративно выразительных тем, что последние уточняют лишь понятия формы, высоты, размера и т.п.

Выделяют еще выразительные движения, характерные для народных танцев, ритуальных и церемониальных жестов. Причем в некоторых народных танцах отдельные жесты имеют важное информационное значение, как, например, в индийских.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь