Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура, принципы построения урока хореографии



 

Структура урока хореографии остается классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки и выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе историко-бытовых и народных танцев, общеразвивающие упражнения. Также упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной.

Решение поставленных задач достигается использованием большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

Выделяют три вида основной части урока:

· Первый строится на основе классического танца;

· Второй основан на элементах народных, историко-бытовых, современных бальных танцев;

· Третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения только у опоры или только на середине зала. Возможна двухчастная форма (у опоры, затем на середине). При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастная форма, если длительность урока 45-60 мин., то применяют двухчастную форму.

В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации с использованием современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждой гимнастке.

Построение урока определяется 4 условиями:

§ Соразмерностью отдельных частей урока;

§ Подбором упражнений и последовательностью их исполнения;

§ Чередованием нагрузки и отдыха;

§ Составлением учебных комбинаций на уроке.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.

Между тем, в подготовительном периоде, первая часть урока более длительна, чем в соревновательном периоде. Если урок проводится вначале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе с предметами, не должна быть затянутой и вялой.

В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.

Последовательность упражнений в хореографическом уроке строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений включая в работу всё более крупные группы мышц.

Физиологическая кривая урока имеет волнообразный характер. Это означает, что интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными нагрузками, трудные упражнения менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми движениями. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения.

Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

Примерная последовательность упражнений в уроке:

I. Подготовительная часть

1. Разновидности ходьбы;

2. Разновидности бега;

3. Танцевальные шаги, комбинации;

4. Общеразвивающие упражнения.

II. Основная часть

а) У опоры:

1. Demi plie, grand plie с различными движениями руками в сочетании с волнами, выпадами, наклонами.

2. Различные варианты battement tendu.

3. Варианты battement tendu jete.

4. Варианты rond de jambe par terre с волнами, взмахами, наклонами, выпадами.

5. Варианты battement fondu

6. Варианты battement frappe

7. Rond de jambe en l`air

8. Developpe; releve lent в сочетании с равновесиями, наклонами, поворотами.

9. Упражнения на растягивание.

10. Grand battement jete в сочетании с поворотами, прыжками, равновесиями.

11. Прыжки.

б) На середине

1. Упражнения для рук и корпуса на основе классических port de bras

2. Упражнения для рук народных танцев, целостные волны, различные наклоны

3. Упражнения на равновесие

4. Туры lents, различные повороты

5. Сочетание равновесий, поворотов с элементами акробатики: перекаты, перевороты, шпагаты, мосты.

6. Малые прыжки: temps leve; changement de pieds; pas echappe; jete; …

7. Большие гимнастические прыжки на месте, с разбега и прыжки с элементами акробатики.

III. Заключительная часть.

1. Упражнения для рук.

2. Упражнения на растягивание умеренной интенсивности.

3. Различные танцевальные элементы и соединения.

4. Упражнение на расслабление.

Для правильного построения урока хореографии принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха.

Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала.

Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, не эффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока.

Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).

Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций, то есть различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесий, поворотов, акробатических элементов и т.п. Здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

1. Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.

2. Логическую связь движений, а именно:

· Положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего.

· Все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).

3. Оптимальную трудность комбинации. Не следует умалять или переоценивать возможности гимнастки.

4. Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые элементы с недавно освоенными элементами, не увлекаясь при этом чрезмерным и разнообразием.

В первое время занятия начинающих должны быть короче, затем их продолжительность увеличивается, за счет чего расширяется программа по инициативе преподавателя. Однако ежедневно увеличивать продолжительность занятий не рекомендуется, поскольку организму тяжело справляться с чрезмерными нагрузками, что ведёт к постепенному, неуклонному регрессу. Важно не количество, а качество занятий. Если выполнять упражнения с чувством, с толком, с расстановкой, то можно достичь оптимальных результатов.

 

Подготовка и проведение урока хореографии

Готовясь к уроку, тренер-хореограф должен, прежде всего, определить его направленность. Для этого начинающему тренеру необходимо составить подробный план-конспект урока, где всё, вплоть до возможных ошибок и путей их исправления, надо предусмотреть. С приобретением педагогического опыта можно не записывать урок, но тщательно продумывать его обязательно.

При этом не забывать следующие правила:

1. Все движения в равной мере выполняют и правой, и левой ногой (рукой) в ту и другую стороны. Исключение составляют лишь некоторые акробатические элементы.

2. Движения классического и народных танцев изучаются сначала у опоры, затем на середине зала.

3. Необходимо требовать от занимающихся четкого начала и завершения упражнений; это дисциплинирует, приучает к точности и законченности в работе.

Важным методом правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение занимающихся. Подготовительную часть рекомендуется проводить в размещении колонны по кругу.

При выполнении движений у станка нужно расставлять гимнасток так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении урока на середине зала лучше размещать гимнасток в шахматном порядке, причем через 2-3 урока следует менять линии.

При выполнении упражнений с продвижением, например прыжков с разбега, поворотов с продвижением, соединений из прыжков и акробатических элементов, рекомендуется перемещаться от задней линии к лицевой линии по три – четыре человека и возвращаться по боковым линиям на исходное положение. При выполнении больших прыжков, различных прыжковых соединений рационально перемещение по диагонали с продвижением от задней линии к передней. При этом хореограф находится на противоположной диагонали, по которой и осуществляется показ.

Для самоконтроля за движениями полезно проводить занятия перед зеркалом. Однако занятия перед зеркалом следует чередовать с занятиями без зеркала, чтобы гимнастки учились контролировать свои движения лишь с помощью мышечного чувства.

Уроки хореографии должны проводиться под музыкальное сопровождение, применяя два способа – импровизации и использовании музыкальной литературы.

Во время проведения урока преподаватель должен сочетать показ упражнения с объяснением, особенно при освоении нового движения. Показ должен быть технически грамотным и чётким, с определённой выразительной окраской. Каждому возрасту свойственна своя манера исполнения движений. Особенно важно это учитывать при работе с детьми. Показ не должен заменять собой те указания и замечания, которые тренер может сделать лаконичнее, образнее устно.

При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить всю группу и вновь, показывая и рассказывая, если это необходимо, объяснить упражнение.

Замечания по устранению ошибок могут иметь «профилактический» характер, т.е. до выполнения задания тренер предупреждает всю группу о возможных ошибках. Во время исполнения упражнения можно делать попутные замечания, обращаясь как ко всей группе, так и к отдельным гимнасткам.

В первые годы обучения полезно исправлять ошибки, применяя не только показ и рассказ, но и проводку по движению. В этом случае занимающиеся лучше начинают чувствовать линию движений и правильно распределять звенья тела в пространстве.

Замечания, так же как и объяснения, нужно делать в простой, краткой, убедительной форме. Преподавателю нужно не только найти ошибку, сделать замечание, но и добиться от учеников выполняя своих указаний, проявляя строгость, взыскательность и вместе с тем доброжелательность. Замечания и указания в грубой, резкой форме недопустимы.

Прежде, чем ученик начнёт практическое обучение хореографии, ему необходимо ознакомиться с теорией, чтобы он имел чёткие представления о фундаментальных, базовых законах, на которых зиждется структура метода и школы, при этом осваивая специфическую терминологию.

 

Мастерство хореографа

Чтобы стать хорошим учителем, недостаточно быть хорошим танцовщиком, необходимо умение общаться, способность передать ученику своё искусство.

Далеко не всякий хороший танцовщик может заниматься таким сложным и серьёзным делом, как хореография, для этого необходимо иметь некоторые врождённые, естественные способности, которые практически невозможно приобрести, поскольку, даже усердно занимаясь и прикладывая огромные усилия, не всегда удаётся развить в себе артистические способности. Артистами рождаются. Хотя точно так же никогда не сможет быть хорошим хореографом тот, кто сам не танцевал, поскольку он не может иметь полное и точное представление о той технике, которая лежит в основе этого искусства. Не освоив эту технику в совершенстве, вы никогда не будете ею владеть и уж тем более не сможете обучить ей других.

Хореограф должен иметь следующие важные качества: творческие способности и богатую фантазию, неограниченное восприятие, которое позволяет увидеть всё задуманное вместе, как единое целое: движения, позы, цвета, постоянно изменяющуюся картину, всё вместе должно смотреться гармонично.

Таким образом, чтобы быть настоящим хореографом, надо иметь и артистические способности, и творческое мышление, уметь составить композицию танца, но прежде всего надо быть хорошим танцовщиком балета, знать своё искусство в совершенстве, безупречно владеть техникой.

Настоящий хореограф имеет за плечами богатый сценический опыт, он, в свою очередь, сам когда – то танцевал и многое подчеркнул когда – то у своих учителей.

У хореографа должны быть врожденные способности к этому искусству, этот человек должен творить, а не повторять то, что уже было кем-то создано. Всегда предпочтительнее плохой оригинал в сравнении с хорошей копией. Хореограф должен быть немного музыкантом, у него должны быть врожденный музыкальный слух и чувство ритма. Кроме того, у этого человека должен быть высокий уровень общей культуры, он должен знать историю танца и музыки, сольфеджио, науку о гармонии, инструментовку, он должен иметь представление о нравах и обычаях различных народов в те или иные времена, а также о национальных костюмах.

Каждое движение, созданное хореографом, исполняется под музыку, танец должен отражать музыкальные мотивы, движения должны укладываться в определенный ритм, прослушивая музыку, мы представляем себе различные образы, танец должен их визуализировать.

 


5. Примерные уроки на этапе начальной подготовки

 

(Программа рассчитана для учащихся с 6 до 8 лет).

На середине.

1. Ходьба с носка (64 счёта).

2. Ходьба на полупальцах, руки на поясе (32 счёта).

3. Ходьба на полупальцах в присед (32 счёта).

4. Лёгкий бег («Трусцой») – 1 мин.

5. Бег на «четвертинках» с переходом на обычный бег по кругу.

6. Лицом в круг. И.п. – о.с. 1 – 2 – подняться на полупальцы, дугами внутрь руки вверх (вытянуться вверх, поднять мышцы живота, плечи не поднимать). 3 – 4 – опускаясь на всю стопу, дугами наружу руки вниз, потряхивая кистями.

7. Лицом в круг. И.п. – I свободная позиция, руки согнуты перед телом, предплечья касаются друг друга, кисти наружу, ладони повёрнуты вверх. Сгибание и разгибание кистей с сопротивлением.

8. И.п. – сед углом (ноги под 45º ) м/р – 2/4.

§ Такт 1 – 4. Разведение ног в стороны с одновременным сгибанием и разгибанием стоп.

§ Такт 5 – 8. Приведение ног с одновременным сгибанием и разгибанием ног.

§ Такт 9. 1 – 2 – опустить ноги на пол.

§ Такт 10. 3 – 4 – наклон вперёд.

§ Такт 11 – 15. Пружинить.

§ Такт 16. И.п. повторить ещё раз.

§ и.п. – упор сзади на предплечьях. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – мах правой вперёд; 2 – согнуть правую (носок у колена левой).

§ Такт 2. 3 – разгибая мах правой вперёд; 4 – согнуть правую в выворотное положение (passe), положить на пол (колено касается пола, таз не разворачивать).

§ Такт 3 – 4. Держать, на счёт «8» т. 4 – и.п.

§ Такт 5 – 8. То же с другой ноги. Повторить по 4 раза.

§ И.п. сед на ноги врозь с согнутыми ногами («лягушка»), руками взяться за стопы М/р. – 4/4.

§ Такт 1 – 4. Пружинные движения коленями в стороны.

§ Такт 5 – 8. «Качалка» вправо – влево. Повторить. У опоры:

И.п. – лицом к опоре. I Выворотная позиция. М/р. – 4/4.

§ Такт 1 – 2. 1 – 8 – 2 demi plie

§ Приседания выполнять плавно, ступни не «заваливать» на большой палец, спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты.

§ Такт 3. 1 – 2 – снять руки с опоры в I позицию, перевести в III, затем во II позицию.

§ Такт 4. 5 – 6 – руки перевести в подготовительное положение, 7 – 8 – положить на опору (при опускании рук кисти отстают от движения). Повторить по 4 раза.

§ И.п. – лицом к опоре, I прямая позиция. М/р. - 2/4.

§ Такт 1 – 4. 8 подъёмов peleve.

§ Такт 5. 1 – peleve. 2 – demi plie (но опуская пятки).

§ Такт 6. 3 – выпрямить ноги, сохраняя положение высоких полупальцев, 4 – и.п.

§ Такт 7 – 8. Повторить. Выполнить два раза.

И.п. – лицом к опоре, I прямая позиция. М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1 – круглый полуприсед. 2 – 4 – держать.

§ Такт 2. 5 – прогнуться в поясничном отделе позвоночника, голову наклонить назад, 6 – 8 держать. Повторить. На два такта оттянуться от опоры (руки выпрямить).

§ Такт 5 – 6. 1 – 8 – волна вперёд с подъёмом на полупальцы (движение начинать снизу, последовательно включая ноги, таз, поясничный и грудной отделы позвоночника).

§ Такт 7 – 8. Повторить. Заканчивать волну в сильном наклоне назад. Повторить два раза.

§ И.п. боком к опоре. I прямая позиция, правую руку вверх. М/р. – 2/4

§ Такт 1 – 2. 1 – 3 – пружинистый наклон назад, подбородок прижать к груди, 4 – и.п.

§ Такт 3 – 4. Повторить такт 1 – 2.

§ Такт 5 – 8. Восемь махов правой рукой назад (живот втянут, в пояснице не прогибаться). Повторить по два раза.

И.п. – 4/4.

§ Такт 1 – 2. Два grand plie, на последний счёт «8» правую в сторону на носок, перейти во II позицию (при выполнении приседания следует как можно дольше удерживать пятки на полу).

§ Такт 3 – 4. Два grand plie во II позиции, на счёт «8» правую в сторону на носок, приставить в I позицию (пятки не отрывать от пола, таз не отводить от пола назад). То же в левую сторону.

6. И.п. – боком к опоре. III свободная позиция, руки на пояс. М/р. – 2/4. Battement tend u simple на каждый счёт крестом. То же другой ногой. Повторить по два раза (скольжение выполнять всей ступнёй с постепенным отрывом пятки от пола).

7. И.п. – То же. М/р. – 2/4. Battement tend u jete (крестом). То же с другой ноги. Повторять по 2 раза (выполнять скользящим движением, чётко, энергично, с фиксацией крайнего положения).

8. И.п. – боком к опоре, III выворотная позиция. М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1 – 4 – Согнуть правую в положении sur le cou – de – pied (условное), скользя по передней поверхности голени до колена.

§ Такт 2. 5 – 8 – разогнуть в III позицию, правая сзади левой. То же с левой. Повторить четыре раза.

9. И.п. – боком к опоре, III свободная позиция. М/р. – 2/4. На каждый счёт grand battement jete (крестом). То же другой ногой. Повторить по 2 раза (выполнять через battement tendu до касания носком пола, легко, без напряжения).

10. И.п. – боком к опоре, I свободная позиция, руку вниз. М/р. – 3/4.

§ Такт 1. 1 – 3 – сохраняя прямое положение тела, опуститься в стойку на коленях, другой книзу руки мягким движением отвести назад.

§ Такт 2. 1 – 3 – руку обратно полуволной вперёд.

§ Такт 3. 1 – 3 – поднимаясь с волной туловищем в стойку на коленях, круг рукой книзу.

§ Такт 4. 1 – подняться в круглый полуприсед, 2 – 3 – волна вперед (на двух ногах, сохраняя положение высоких полупальцев), круг рукой книзу. Повторить 4 раза.

11. И.п. – боком к опоре, III свободная позиция. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – 2 – Battement developpe вперёд, в сторону, назад, с обеих ног, повторяя по два раза (разгибая ногу, бедро не опускать).

12. И. п. – лицом к опоре, demi plie на правой, левая в положении sur le cou – de – pied сзади, голову слегка наклонить вправо. М/р. – 3/4 (колено в сторону, бедро развернуто).

§ Такт 1. 1 – встать на полупальцы левой, правую в положении sur le cou – de – pied условное, 2 – шаг правой в сторону на носок, 3 – шагом левой перед правой demi plie на ней, правая в положении sur le cou – de – pied сзади, голову слегка повернуть налево.

§ Такт 2. То же с другой ноги. Повторить 4 раза.

Упражнения на середине.

1. Бег по кругу с перестроением на беге в колонну по 3 – 4.

2. Прыжки на двух ногах (на 32 счёта) М/р. – 2/4.

3. И.п. – III свободная позиция, руки в стороны. М/р. – 2/4.

§ Такт 1 - 4. 1 – 6 – 3 обратные волны руками; 7 – взмах руками вверх; 8 – И.п.

4. Прыжки на двух ногах, стопы разогнуты (на 32 счёта).

5. И.п. – I позиция, руки внизу. М/р. – 3/4.

§ Такт 1. 1 – 3 – подняться на полупальцы, руки через стопы вниз, потряхивая кистями. Повторить четыре раза. Повторить с другой ноги.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – вытянуть правую руку в сторону («удлинить» руку); 2 – И.п.

§ Такт 2. Повторить такт 1.

§ Такт 3 – 4. То же левой. Повторить по 4 раза.

7. И.п. – I позиция, руки внизу. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – «втянуть» правую руку; 2 – И.п.

§ Такт 2. Повторить такт 1.

§ Такт 3 – 4. То же левой. Повторить 4 раза.

8. И.п. – наклон, вперед прогнувшись, руки расслабленно вниз. Потрясти кистями (на 16 счётов).

9. И.п. – круглый полуприсед, руки вперёд, кисть разогнуть (на себя, ладони вперёд). М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – резким толчковым движением вытянуть правую вперёд; 2 – И.п.

§ Такт 2. То же левую.

§ Такт 3 – 4. Повторить ещё раз.

§ Такт 5. 1 – резким толчковым движением вытянуть обе руки; 2 – И.п.

§ Такт 6 – 8. Повторить ещё 3 раза. Повторить всю комбинацию.

10. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – 2 – напряженно согнуть правую руку.

§ Такт 2. То же левую.

§ Такт 3. Выполняя полуприсед, напряженно разогнуть руки.

§ Такт 4. 7- расслабиться, наклониться вперёд «уронить» руки; 8 – И.п. Повторить 4 раза.

11. И.п. – сед ноги вместе, носки на себя. М/р. – 2/4. Поочередно оттягивать носки ног, стараясь достать ими пола. 32 счёта.

12. И.п. – сед, носки оттянуты. М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1 – 4 - круговое движение стопами. Повторить четыре раза.

13. И.п. – стойка на коленях, руки за спину. М/р. – 2/4. «И» - согнуть правую, носок у колена (на выворотно).

§ Такт 1. 1 – шаг правой вперед скрестно перед левой; «и» - переступить на левую.

§ Такт 2. То же с левой.

§ Такт 3 – 4. 5 – 8 – 4 – шага вперед на полупальцах, высоко поднимая колени.

§ Такт 5. 1 – скачком ноги врозь; «и» - правую руку в сторону книзу (полувзмахом), левая прижата к бедру; 2 – небольшим полувзмахом левую руку в сторону книзу.

§ Такт 6. 3 – небольшим полувзмахом правую в сторону кверху; 4 – то же левой.

§ Такт 7 – 8. 5 – 7 – 3 – пружинистых подъема на полупальцы, дугами наружу руки вниз; 8 – скачком принять И.п. Повторить три раза.

14. И.п. – сед ноги вместе. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – мах правой вперёд; 2 – согнуть её, касаясь носком левого колена.

§ Такт 2. 3 – разогнуть с махом вперёд; 4 – И.п.

§ Такт 3 – 4. То же с левой. Повторить по 4 раза.

15. И.п. – лежа на спине. М/р. – 3/4.

§ Такт 1. 1 – 3 – прогибаясь в пояснице, приподнять грудь от пола.

§ Такт 2. 1 – 3 – И.п.

§ Такт 3 – 4. Повторить такт 1 – 2.

§ Такт 5. 1 – 3 – сгибая ноги и прогибаясь в пояснице, перейти в сед, согнув ноги, обхватив руками колени.

§ Такт 6. 1 – 3 – И.п.

§ Такт 7 – 8. Повторить 5 -6. Выполнить 4 раза.

16. И.п. – то же М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1- 2 – согнуть правую в положении passé; 3 – 4 – разогнуть в сторону, выворотно, стараясь не отрывать таз от пола.

§ Такт 2. 5 – 6 – согнуть в положении passé; 7 – 8 – И.п. То же другой ногой. Повторить 4 раза.

17. И.п. – то же М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1 – 2 – поднять правую вперёд; 3 – 4 – отвести в сторону (положить на пол).

§ Такт 2. 5 – 6 – поднять вперёд; 7 – 8 – и.п. То же другой ногой. Повторить по 4 раза.

18. И.п. – сед на пятках. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – со взмахом рук перейти в глубокий присед; 2 - упор присев.

§ Такт 2. 3 – опираясь на руки, перейти в упор на коленях; 4 И.п. Повторить 4 – 8 раз.

19. И.п. – сед на ноги врозь. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – 2 – пружинистый наклон к правой ноге, руки вверх.

§ Такт 2. 3 – 4 – пружинистый наклон вперёд.

§ Такт 3. 5 – 6 – пружинистый наклон к левой ноге.

§ Такт 4. 7 – сед ноги врозь, руки в стороны; 8 – пауза.

§ Такт 5 – 8. 1 – 6 – опираясь на руки, перейти в поперечный шпагат; 7 – перейти в положение лёжа на животе, руки вверх; 8 – согнуть руки, кулачки подбородок, упор на локтях.

§ Такт 9 – 12. 1 – 8 – 8 – поочередных сгибаний и разгибаний ног.

§ Такт 13 – 14. 1 – 4 – развести ноги врозь, опираясь на руки, перейти на поперечный шпагат.

§ Такт 15 – 16. 5 – 8 – сед ноги врозь. Повторить комбинацию ещё раз.

20. В построении по кругу. И.п. – III свободная позиция, правая впереди, руки в стороны. М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1 – шаг правой в сторону, левую в сторону на носок; 2 – левую скрестно за правой, demi plie по III позиции, руки в подготовительном положении; 3 – шаг правой в сторону, левую в сторону на носок, руки в I позицию; 4 – левую скрестно перед правой на носок, правую руку вперед – в сторону, кисть вниз, левую в сторону, ладонь вниз. Обе руки слегка согнуть (округлены).

§ Такт 2. То же с левой.

§ Такт 3. 1 – шаг правой вперед на полупальцы, руки в стороны; 2 – то же левой; 3 – шаг – правой вперёд; 4 – левую вперед на носок, туловище слегка повернуть налево, правую руку вперёд, левую назад.

§ Такт 4. 5 – 7 – то же, что и 1 – 3, такта 3, нос левой ноги; 8 – с поворотом налево приставить правую в III позицию впереди левой.

§ Такт 5 – 6. То же, что 1 – 2.

§ Такт 7. 1 – шаг правой на полупальцы, руки в стороны; 2 – то же с другой ноги; 3 – шаг правой; 4 – с поворотом направо левую в сторону, правую руку в сторону кверху, левую руку в сторону книзу, небольшой наклон туловища влево.

§ Такт 8. 5 – с поворотом направо шаг правой на полупальцы, руки в стороны; 6 – шаг правой вперёд на полупальцы, руки в стороны; 7 – с поворотом направо шаг левой вперёд на полупальцы; 8 – с поворотом направо кругом приставить правую к левой в III позицию, правая впереди. Повторить два – четыре раза.

В группах начальной подготовки целесообразно применять партнёрную хореографию

1. И.п. – упор, сидя сзади

§ 1 – разгибание голеностопного сустава;

§ 2 – сгибание (Осанка прямая. Ноги прямые. Поочередное или одновременное сгибание и разгибание)

2. И.п. – упор, сидя сзади.

§ 1 – 4 круговое движение голеностопным суставом наружу. 5 – 8 – круговое движение внутрь (Поочередные или одновременные круговые движения).

3. И.п. – сед с захватом за голеностопный сустав, стопы развернуты.

§ 1 – 4 – стопы согнуть; 5-8 – разогнуть (Колени не сгибать Максимально).

4. И.п. – упор, сидя сзади согнув левую.

§ 1 – взмах правой вперёд кверху; 2 – И.п.; 3 – взмах правой в сторону кверху; 4 – И.п. (Осанка прямая. Выполнять «выворотно» с максимальной амплитудой).

5. И.п. – лёжа на спине, руки в стороны.

§ 1 – взмах правой вперёд.

§ 2 – И.п.; То же самое в упоре сидя сзади. (Мышцы подтянуты. Взмах «выворотно», с максимальной амплитудой).

6. И.п. – лежа на спине, руки в стороны.

§ 1 – взмах правой в сторону; 2 – И.п. (Взмах выворотно. С максимальной амплитудой).

7. И.п. – лежа, руки вверх.

§ 1 – взмах правой назад; 2 – И.п. («Выворотно»)

8. И.п. – лежа на спине, руки в стороны.

§ 1 – правую вперед; 2 – в сторону; 3 – вперед; 4 – И.п. (С максимальной амплитудой).

9. И.п. – лежа на спине, руки в стороны

§ 1 – 4 – правую в сторону; 5 -8 – вперёд; 1-4- в сторону; 5 – 8 – И.п. (Выполнять в медленном темпе, «выворотно». Ноги прямые.)

10. И.п. – лежа на спине, руки в стороны (или в упоре сидя сзади)

§ 1 – 4 – круговое движение правой наружу; 5 – 8 – внутрь в И.п.; 5 – 8 – в сторону (Ноги прямые. Выполнять «выворотно». 1 – 4 – начинать вперёд).

11. И.п. – лежа, руки в стороны.

§ 1 – взмах правой в сторону; 2 – И.п.

12. И.п. – сед согнув левую, правую вперед кверху с захватом.

§ 1 – 8 – пружинистые движения (Осанка прямая. Выполнять с малой амплитудой)

13. И.п. – упор сидя сзади.

§ 1 – правую вперед кверху; 1 – 8 – фиксировать; 1 – 8 – И.п.; 1 – 8 держать осанку. (Поднимать медленно. Опускать медленно. Мышцы не расслаблять).

14. И.п. – лежа на спине, руки в стороны.

§ 1 – согнуть правую в сторону; 2 – правую в сторону; 3 – счет 1; 4 – И.п. (Колено «выворотно». Носок колена. Разогнуть в сторону.).

15. И.п. – сед ноги врозь голень внутрь, руками упор о бёдра.

§ 1 – 8 – пружинящие движения в тазобедренном и коленном суставах; 9 – 16 – фиксация И.п. (Осанка прямая. С максимальной амплитудой).

16. И.п. – упор сидя сзади ноги врозь, голень внутрь.

§ 1 – 4 – пружинящие движения в тазобедренном и коленном суставах; 5 – 8 – фиксация; 1 – 4 – пружинить; 5 – 8 – в И.п.

17. И.п. – широкая стойка, ноги врозь на коленях с опорой на предплечья.

§ 1 – 8 – пружинящие движения в тазобедренном суставе (Осанка прямая. Максимальная амплитуда).

18. И.п. – упор сидя сзади, ноги врозь голень внутрь.

§ 1 – 7 – пружинящие движения в тазобедренном и коленном суставах. 8 – упор сидя сзади, ноги врозь; 1 – 7 – пружинящие наклоны вперёд, руки вверх; 8 – И.п. (Пружинить с максимальной амплитудой).

19. И.п. – лежа на спине ноги врозь вперёд кверху, руки в стороны.

§ 1 – 3 – пружинящие движения ноги врозь с упором о бёдра; 4 – И.п. То же самое согнуть ноги. (Ноги прямые. Носки натянуты. Максимальная амплитуда.)

20. И.п. – лежа на спине руки в стороны.

§ 1 – правую вперед; 2 – правую в сторону; 3 – согнуть правую в сторону; 4 – И.п. (Выворотное положение ног. Коленный сустав касается пола, носок у колена).

21. И.п. – Лежа на спине, руки в стороны (то же самое в упоре сидя сзади).

§ 1 – 4 – согнуть правую в сторону; 5 -8 – в И.п. (Выполнять «выворотно» в медленном темпе, то же упражнение с паузами).

22. И.п. – Лежа на спине, руки в стороны.

§ 1 – согнуть правую в сторону; 2 – И.п.; 3 – взмах в сторону; 4 – И.п. (Колено «выворотно»)

23. И.п. – Лежа на спине.

§ 1 – взмах правой кверху; 2 – в И.п.; 3 – сед с наклоном вперёд, руки вверх; 4 – И.п.

24. И.п. – сед ноги врозь.

§ 1 – 2 – пружинящие наклоны к правой, руки вверх; 3 – 4 – пружинящие наклоны вперёд; 5 – 6 – пружинящие наклоны к левой; 7 – пружинящий наклон вперед; 8 – сед согнувшись с захватом; 1 – 2 – лечь на спину, ноги врозь вперед к верху с захватом.

§ 3 – 4 - сед согнувшись с захватом; 5 – 8 повторить последние упражнения (Голову держать прямо, спина прямая, колени и стопы натянуты).

25. И.п. – Лежа, руки вверх.

§ 1 – взмах правой назад; 2 – в И.п.; 3 – 4 – перекат направо; 5 – 8 – повторить с левой. (Мышцы туловища подтянуты. Во время переката мышцы не расслаблять).

26. И.п. – Упор сидя сзади.

§ 1 – наклон вперёд, руки вверх; 2 - и.п.; 3 – 1; 4 – И.п.; 5 – наклон вперёд с захватом за голеностопный сустав; 6 – 8 - перекат направо в И.п.(Осанка прямая. Колени не сгибать).

27. И.п. – Сед.

§ 1- 2 – лечь на спину с взмахом правой вперёд кверху; 3 – 4 – в И.п.; 5 – 6 – стойка на лопатках; 7 -8 – в И.п. (Осанка прямая. Выворотно. Выполнять с различным положением ног; ноги врозь, голень внутрь, согнув правую, в полушпагат).

Заканчивать уроки в группах начальной подготовки необходимо танцевально – игровыми тренингами, танцевальными играми и различными движениями, способствующим расслаблению под музыку.

 

5.1 Примерные уроки на начальной, специализированной подготовке (9 – 12 лет)

Урок на основе классического танца и свободной пластики

На середине:

1. И.п. – стойка на носках, руки в стороны, движение выполняется по кругу (левым боком к центру). М/р. – 3/4.

§ Такт 1 – 3. Мягкий бег влево, правая нога ставится сзади левой, туловище постепенно наклоняется влево, правая рука медленно вверх.

§ Такт 4. 1 – 3 – Полуприсед на левой, правая впереди – вправо на носке (скрестно перед левой), наклон туловища влево – вперед, руки вверх.

§ Такт 5-8. То же вправо.

§ Такт 9-12. Бег вперед на полупальцах, руки в стороны (стремительно).

§ Такт 13 – 14. Толчком левой прыжок со сменой согнутых ног с поворотом кругом, руки вверх.

§ Такт 15 – 16. Стойка на двух (на полупальцах), руки в стороны, прогнуться в грудном отделе позвоночника, голову слегка наклонить назад, держать. То же в другую сторону (правым боком к центру).

Повторить комбинацию ещё раз.

§ Такт 1 – 4. Бег вперед, постепенно поднимая руки в стороны и прогибаясь в грудном отделе позвоночника, голову наклонить назад.

§ Такт 5 – 8. Бег назад, с отстающим движением туловища и головы (через обратную волну) принять положение круглого полуприседа, руки медленно дугами книзу – вперед.

§ Такт 9 – 12. Два поворота переступанием направо на 720º на месте (в положении круглого полуприседа), руки влево, голова повернута направо.

§ Такт 13-16. То же влево. Повторить ещё 3 раза. Бег выполняется стремительно, на высоких полупальцах, движения выполняются мягко, слитно.

3. И.п. – стойка на носках, руки вниз. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – 2 – выпад правой вперед, два круга правой рукой вперед – кверху.

§ Такт 2. 3 – 4 – то же левой. Движение выполняется на 32 счета (16 тактов).

4. И.п. – то же, что в упражнении 3. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. 1 – скачком выпад правой вперед, правая рука в сторону, левая вперед; 2 – скачком приставляя левую к правой, стойка на двух (на полупальцах), руки вверх.

§ Такт 2. 3 – скачком выпад левой вперед, правая рука вперед, левая в сторону; 4 – скачком приставляя правую к левой, стойка на двух, на полупальцах, руки вверх. 16 счётов. (8 тактов).

5. И.п. - стойка на полупальцах, руки вниз. М/р. – 2/4.

§ Такт 1. Скачек на две в круглый полуприсед, руки вперед; 2 – скачком выпрямить ноги в стойку на двух, пуки в стороны. Повторить 8 раз. Обратить внимание на сохранение положения высоких полупальцев при выполнении выпадов и стоек на двух.

6. И.п. – о.с. М/р. – 2/4

§ Такт 1-8. 1 – 16 – 8 – пружинных шагов с пятки с небольшим разводом плеч в сторону, противоположную опорной ноги, руки разноименные.

§ Такт 9-16. 1 – 16 – 16 – шагов с пятки на всей стопе, с небольшим полуприседом, с круговыми движениями плеч (работа плеч одноименная).

У опоры.

1. И.п. – лицом к опоре, I прямая позиция, руку на пояс. М/р. – 4/4

§ Такт 1. 1 – круглый полуприсед на всей стопе; 2 – держать, «и» - согнуть стопу правой ноги, пятку не отрывать от пола; 3 – опустить; «и» - 4 то же левой.

§ Такт 2. Повторить такт 1 «и» - выпрямиться.

§ Такт 3 – 4. 1 – с полупальцев опуститься на всю стопу; 2 -8 – повторить ещё 7 раз.

§ Такт 5. 1 стоя на всей стопе, руки вверх, 2-3- с обратной волной глубокий присед в I прямой позиции руки дугами назад – книзу – вперед; 4 – держать.

§ Такт 6. 5 -6 – выпрямиться с волной туловищем, круг правой рукой назад; 7 -8 – встать на полупальцы, правую руку вверх; «и» - круглый полуприсед, правую руку вперед.

§ Такт 7-8. 1 – 8 волна вперед с кругом левой рукой назад. Повторить 2 раза.

2. И.п. – боком к опоре, I прямая позиция, рука внизу. М/р. – 2/4.

§ Такт 1 – 4. Восемь острых шагов на месте.

§ Такт 5. 1 – круглый полуприсед на полупальцах, левая рука вперед; 2 – выпрямляясь, стойка на двух (на стопе), левую руку вниз-назад.

§ Такт 6. 3 – полуприсед, левую руку полуволной назад – книзу, голову повернуть налево; 4 – разгибая ноги, стойка на двух (на всей стопе), руку вниз.

§ Такт 7 -8. Повторить 5-6. То же с другой ноги. Повторить по два раза.

3. И.п. – лицом к опоре. I прямая. М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1 – оттяжка вправо вдоль опоры с наклоном туловища влево; 2-3- держать; 4 – стойка на левой, правую в сторону на носок.

§ Такт 2. 5-7 – боковая волна вправо; 8 – стойка на правой, левую в сторону на носок.

§ Такт 3-4. 1 -2 – правую руку вверх, наклон влево; 3-4- пружинить; 7-8 – выпрямиться в I прямую позицию. То же в другую сторону. Два раза.

4. И.п. – лицом к опоре, I прямая позиция. М/р. – 4/4.

§ Такт 1. 1 – 2 – наклон назад; 3-4 – пружинить.

§ Такт 2. 5-8- обратная волна (движение начинать со сгибания ног, затем выпрямить туловище и закончить в круглом полуприседе).

§ Такт 3. 1 – глубокий выпад на левой, правую назад; 2 – пружинить; 3 – толчком левой поменять ноги; 4 – пружинить.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.171 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь