Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 30 июня / 13 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



В миру Козырев Василий Львович, родился 27 января / 9 февраля 1862 года в городе Санкт-Петербурге в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце. Василий, окончив на казенный счет Александровскую гимназию, с 1877 года также стал служить при конюшнях дворцового ведомства.

Был женат, овдовел. У него был сын Николай, после Октябрьской революции эмигрировавший за границу.

В 1917 году конюшенное ведомство было передано автобазе, и до выхода на пенсию в 1924 году Василий Львович служил здесь кладовщиком, а затем переехал в город Мещовск Калужской области и поселился при Георгиевском мужском монастыре[354]; в том же году он был пострижен в монашество с именем Феоген.

В 1926 году рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена епископом Мосальским Германом (Вейнбергом), который благословил о. Феогена быть своим духовником.

Игумен Феоген (Козырев)

Отец Феоген жил сначала в Мещовске, затем в Мосальске; в 1928 году он переехал вместе с епископом Германом в Бугуруслан, куда владыка был назначен викарием, а в 1930 году с получением епископом Германом самостоятельной кафедры переехал вместе с ним в Алма-Ату. Здесь он стал служить вместе с владыкой в Никольском соборе. Жил вместе с владыкой Германом в Никольской церкви в правой боковой комнате у притвора.

Весной 1932 года о. Феоген был возведен в сан архимандрита епископом Германом; при возведении присутствовали святители-исповедники архиепископ Прокопий (Титов) и епископ Амвросий (Полянский).

В начале декабря 1932 года мать начальника местного ОГПУ, придя к монахиням, сказала: «Мой сын послал меня предупредить, что в ночь на 10 декабря всех ваших священников арестуют. Никому поначалу не велел говорить, а только из-за того, что жалко ему меня, зная, что я церковь люблю, сказал: “Пойди и скажи сестрам”»[355].

Всенощная 9 декабря 1932 года под праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» была отслужена особенно торжественно. Епископу Герману сослужили архимандрит Феоген, протоиереи Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев. После всенощной монахини, епископ Герман и архимандрит Феоген ушли в свои кельи, а священники разошлись по домам в городе. Около одиннадцати часов ночи к Никольскому собору подошли сотрудники ОГПУ. Анастасия Нагибина вспоминала:

" Уже 10 часов вечера... Слышим - в окна бьют... Человек 6 пришли тогда в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала... и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала: " Без старосты дверь не откроем". Привели старосту... Мать Евфалия открыла двери... Они сразу вошли в комнату владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту..." [356].

Красноармейцы арестовали находящихся в церкви епископа Германа, игумена Феогена, священников Александра Скальского, Стефана Пономарева, Филиппа Григорьева, инокиню Параскеву (Буханцову) и монахиню Евфросинию (Даурцеву).

Архимандрита Феогена обвинили в том, что он «входил в руководящий центр организации, содействовал в работе по нелегальной переброске за кордон представителей от организации с целью закрепления блока с белоэмигрантскими кругами...».

Из следственного дела: " Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Герман (Вейнберг)... Козырев Василий Львович, он же архимандрит, сын бывшего царедворца. Они вели контрреволюционную деятельность, осуществляли переправу за кордон нелегальным путем передачи сведений о положении СССР вообще и о гонениях за религию в частности, имели пораженческие настроения".

Отвечая на вопросы следователя, архимандрит Феоген сказал: «Живя в одной комнате с епископом Германом, мне приходилось наблюдать, что к нему заходили ссыльные священники и епископы. Обычно между ними и епископом Германом велись разговоры в плоскости ознакомления с вопросом, откуда прибыли ссыльные, на сколько осуждены, где раньше служили... Причт Никольской церкви оказывал денежную помощь ссыльным, но в каком размере, сказать не могу. У нас вообще существовала система оказывать помощь ссыльным, но велся ли учет выдаваемым суммам, я не знаю. Ко мне, как к исповеднику, часто обращались крестьяне с вопросом, можно ли идти в колхозы. Я им отвечал: “Главное не забывайте Бога, с Ним везде будет хорошо...».

Архимандрит Феоген признал, что содействовал просьбе верующих о переправке священника на приход, находившийся Китае, и встречался с теми, кто приходил оттуда.

25 июня 1933 года тройкой при ПП ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки в Западную Сибирь. Был отправлен в город Тара Омской области. Здоровье его в это время стало столь слабым, что 5 мая 1934 года он был досрочно освобожден из ссылки и вернулся в Алма-Ату, где снова стал служить в Никольском соборе. Ему шел семьдесят третий год.

В начале марта 1935 года отец Феоген вышел за штат и уехал в Петроград, надеясь здесь дожить свои последние годы, но власти отказали ему в прописке, и он был вынужден вернуться в Алма-Ату и здесь снова стал служить в Никольском соборе.

18 апреля 1935 года отец Феоген был вновь арестован. Ему предъявили те же самые, что и в предыдущий раз, обвинения в поддерживании отношений с находящимися в Китае эмигрантами, в помощи ссыльным и в антисоветской агитации.

– При каких обстоятельствах вы встретились с китайским консулом? – спросил его следователь.

– В начале апреля 1935 года меня пригласили на кладбище для отпевания умершей, прибывшей из Китая, фамилии ее я не знаю. Во время отпевания прибыл китайский консул. Прибывший из Китая спросил, желаю ли я переехать в Китай, обещая устроить проезд, ссылаясь при этом на китайского консула. Я от поездки отказался в присутствии китайского консула.

– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении и в чем именно?

– Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю, – ответил архимандрит Феоген.

В обвинительном заключении следователь написал: «Будучи осужденным, Козырев своих контрреволюционных убеждений не изменил и, находясь в городе Алма-Ата, продолжал контрреволюционную деятельность. Произведенным следствием... установлено враждебное отношение его к советской власти... Свидетель, епископ Алма-Атинский Толстопятов, показал: “...Козырев... (архимандрит Феоген) не советский человек. Очевидно, это явилось в результате того, что Козырев при царизме занимал видное положение... и не может помириться с существующим строем... Доказательством его... несоветских взглядов служит, например, то, что по возвращении из поездки в Ленинград в марте 1935 года он всюду рассказывал о массовых арестах и высылках... производимых властями. Причем рисовал жуткую картину, создавшуюся в Ленинграде в связи “с массовыми арестами”. Эти рассказы Козырева производили неприятное впечатление на слушателей и компрометировали, таким образом, власть”».

22 июля 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило архимандрита Феогена к трем годам ссылки в Казахстан. В 1936 году его перевели в Чимкент, где поселился в доме священника о.Феодора (Федора Ильича) Аверьянова, который, по словам следствия, организовал нелегальную церковную общину, в которую входил и архимандрит Феоген.

1 ноября 1936 года о. Феоген снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, в участии в создании нелегальной общины и рассказах об исцелениях от имеющихся у него частиц святых мощей.

– Следствию известно, что цель вашего приезда в Чимкент заключалась в том, что вы решили принять участие в организации нелегальной общины... Признаете ли это? – спросил его следователь.

– Участия в организации нелегальной общины... я не принимал.

– Следствие зачитывает вам показания... из которых видно, что вы принимали участие в организации нелегальной общины. Следствие требует правдивых показаний.

– Мое участие в организации нелегальной общины заключалось разве лишь в том, что я посещал молитвенный дом и тем самым привлек туда верующих, так как среди верующих я пользовался авторитетом; что же касается другого участия в деле организации общины, то, повторяю, что я не был организатором ее.

– Следствию известно, что среди верующих вы распространяли провокационные слухи о наличии у вас святых мощей. Дайте следствию показания об этом.

– Действительно, я имел небольшой серебряный крест, в который была заделана частица святых мощей святой Анны Кашинской; крест этот дала мне одна игумения в 1929 году в Бугуруслане. Крест этот я постоянно носил с собой, и некоторые из верующих прикладывались к нему, и я говорил, что в нем святые мощи.

– Следствию известно, что за благословение святыми мощами вы собирали деньги с верующих, посещавших нелегальный молитвенный дом.

– Посещая молитвенный дом, я получал от верующих деньги как материальную помощь, но за благословение мощами денег я не получал.

В следственном деле говорилось, что " Козырев В.Л. отбывал ссылку в с.Ленинском Каратасского района. В сентябре месяце из ссылки сбежал. Проживая в Чимкенте, активно проводил религиозную пропаганду среди населения, прибегая к агитации об исцелении имеющимися у него мощами, к которым публично привлекал население". На следствии о. Феоген отрицал факт побега из ссылки, объясняя свой отъезд из с.Ленинского в Чимкент для лечения по разрешению органов НКВД.

Виновным признал себя частично, не признал обвинения в антисоветской деятельности.

21 мая 1937 года тройка НКВД приговорила архимандрита Феогена «за участие в контрреволюционной группе церковников» к пяти годам ссылки в Северную область[357]. Он был сослан в город Сыктывкар Коми области, куда прибыл в июле 1937 года.

29 апреля 1938 года был арестован вместе с группой ссыльного духовенства и мирян и заключен в тюрьму в Сыктывкаре.

Допросы архимандрита Феогена продолжались с 29 июня по 11 сентября 1938 года.

– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил его следователь.

– Виновным себя не признаю.

– Вы проводили контрреволюционную деятельность. Дайте показания по существу! – требовал от него следователь.

– Контрреволюционной деятельности я не проводил.

– Следствием установлено это. Почему вы это отрицаете?

– Отрицаю потому, что контрреволюционную работу я не проводил.

– Вы клеветали на советскую власть, заявляя, что сейчас идет гонение со стороны советской власти на религию.

Признаете это?

– Нет, этого с моей стороны не было.

– Ваша контрреволюционная деятельность следствием вполне установлена. Почему вы отрицаете?

– Этого не было, поэтому и отрицаю.

– Следствием установлено, что вы имели связь с епископом Знамировским. Последний вам оказывал материальную помощь. Почему отрицаете это?

– С епископом Знамировским я лично знаком не был. На квартире его я не бывал, и он тоже у меня не бывал. Деньги в сумме пяти рублей от Знамировского получил через незнакомую мне женщину.

– Вы имели разговор со Знамировским на регистрации?

– Не имел.

– Следствием установлено, что, встречаясь на регистрации, Знамировский, опасаясь много говорить, сказал вам, что вы еще ему понадобитесь. Признаете это?

– Не признаю. Такого разговора со Знамировским не имел.

– Вы даете противоречащие показания. Вы подтверждаете, что от Знамировского получили материальную помощь, и в то же время утверждаете, что с ним не были знакомы и связи никакой не имели. Дайте правдивые ответы.

– Мои показания правдивы. Когда Знамировский посылал мне деньги, то в записке писал, что он больной и просил помолиться за него. Лично разговоров с ним не имел.

– Если вы не были знакомы со Знамировским, то откуда он мог вас знать и оказывать материальную помощь?

– Меня, как духовника духовенства, знают многие. Возможно, Знамировский обо мне слышал от кого-нибудь.

– Вы вели агитацию против обновленцев, называя их еретиками и раскольниками и что они действуют заодно с советской властью и всячески притесняют тихоновцев. Признаете это?

– Не отрицаю, что обновленцев я действительно называл еретиками, потому что они нарушают церковный устав, допускают брак епископов и двоеженство священников.

– В конце марта 1938 года вы распространяли контрреволюционные слухи, что в Алма-Ате арестовано все православное духовенство. Признаете это?

– Не признаю. Этого я никому не говорил.

– Прекратите запирательство. Следствие предупреждает вас, что все это установлено, и предлагает вам давать правдивые ответы.

– Другого ответа я дать не могу.

Был вызван в качестве свидетеля священник, который об архимандрите Феогене сказал: «Он мне прямо поставил вопрос, чтобы я поступил священником Кочпонской церкви и в своих проповедях призывал верующих не ходить в обновленческую церковь, ибо там служат еретики, которые работают заодно с советской властью... Козырев в резкой форме обвинял советскую власть, что она путем гонения на религию и духовенство хочет уничтожить религию, но это не удастся, он своих волос и креста на шее никому снимать не разрешит...»

10 сентября 1938 года следствие было закончено и материалы дела направлены на рассмотрение закрытого суда.

На суде, начавшемся 23 марта 1939 года, архимандрит Феоген категорично отверг все выдвинутые против него обвинения. На следующий день был он был приговорен к пяти годам лишения свободы с последующим поражением в правах на пять лет. 27 марта он отправил в Верховный суд кассационную жалобу; он писал, что не признает себя виновным, кроме того, никто в судебном заседании не подтвердил ведшихся будто бы им контрреволюционных разговоров. Он просил учесть его престарелый возраст и снизить меру наказания, как слишком суровую. Архимандриту Феогену было в это время семьдесят семь лет.

15 июля 1939 года Верховный суд отклонил кассационные жалобы осужденных, так как по мнению суда «их просьба удовлетворению не подлежит, так как мера наказания судом определена с учетом личностей осужденных».

Архимандрит Феоген (Козырев) скончался в тюрьме 12 июля 1939 года и был погребен в безвестной могиле.

28 февраля 1990 года был реабилитирован прокуратура Казахской ССР по 1936 году репрессий и 29 июня 1990 года Чимкентским областным судом - по 1937 году репрессий.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августа 2000 г.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 522-530
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...533
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?...8E*

МУЧЕНИК ИОАНН ДЕМИДОВ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь