Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память: 1 (14) июля и Собор Новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Алексий родился 5 / 18 октября 1883 года в городе Буй Костромской губернии в семье секретаря городского управления Александра Николаевича Дроздова. Алексей окончил Галичское духовное училище и три курса Костромской духовной семинарии и поступил на должность учителя церковно-приходской школы в селе Судай Чухломского уезда. 22 октября / 4 ноября 1904 года в Ипатьевском монастыре[370] он был рукоположен во диакона к Никольской церкви села Никольское-Горицких Нерехтского уезда[371]; за литургией епископ Костромской Виссарион (Нечаев), рукополагавший его, сказал слово, проникнутое большой тревогой за победу в шедшей в то время войне и вообще за будущее России, обратив внимание слушателей на причины возможных бедствий. «В среде так называемых образованных людей, – сказал он, – господствует неверие, неуважение к Церкви, ее заповедям, священноначалию. Не только на словах, но и в печати безнаказанно допускается отрицание различия между добром и злом, грехом и негрехом. <...> Что, например, гнуснее плотских грехов, оскверняющих тело и душу? Но нашлись лжеучители, которые прославляют плотоугодие как святое дело и плоть, орудие плотских грехов, называют святой плотью, всячески унижают воздержание от распутства и глумятся над законным браком. Приходится слышать и читать, как дерзко осмеивается любовь к Отечеству, преданность правительству, уважение к судебным учреждениям, преподавание Закона Божия в училищах, подвергаются поруганию основы жизни церковной, семейной, общественной. Для проповедников всех подобных лжемудрований нет ничего священного. <...> Нельзя не признать виновным и то общество, среди которого терпимы эти учения, ибо чем объяснить успех и широкое распространение их в обществе? Ничем иным, как сочувствием к ним общества и отсутствием противодействия им или крайне слабым противодействием с его стороны. Милосердый Господь долго терпел это зло. К прискорбию, оно дошло до такой степени, что терпеть его долее оказалось невозможным. И вот Господь попускает на нас беды и напасти...» 9 / 22 ноября 1906 года диакон Алексий был переведен в Богоявленский храм села Красного Костромского уезда, 15 / 28 февраля 1910 года – в Троицкий храм завода Лысьва Пермской губернии, 12 / 25 июля 1914 года – в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Четвертиновка Гайсинского уезда Подольской губернии [372], 8 / 21 октября 1916 года – в Михайловский собор в город Ольгополь [373], настоятелем которого был в то время священник Поликарп Гулевич ( Священномученик Порфирий (в миру Поликарп Васильевич Гулевич), епископ Симферопольский; память 19 ноября / 2 декабря.). С 1917 года диакон Алексий служил в храмах городов Рузы и Серпухова Московской губернии, а с 1922 года на родине – в городе Буй, в Костромской губернии. С 1928 года отец Алексий стал служить в Спасском храме в селе Ивантеевка Московской губернии[374], с 1930 года – в церкви Благовещения на Бережках в Москве, с 1933-го – в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуеве Московской области, где настоятелем был протоиерей Василий Никольский[375] арестованный в ноябре 1937 года, а вторым священником Николай Поспелов [376]. За ревностное служение диакон Алексий в 1929 году был награжден двойным орарем, в 1930-м – возведен в сан протодиакона. 9 августа 1937 года благочинный после службы с отцом протодиаконом написал ему благодарственное письмо. «Благоговейнейший отец протодиакон Алексей Александрович! – писал он. – Оканчивая свое служение в Вашем святом храме, полагаю своим приятным долгом выразить Вам искреннюю благодарность за Ваше прекрасное и благоговейное священнослужение, за усердное исполнение Вами всех своих обязанностей, за прекрасную служебную дисциплину, за доброе отношение к прочим членам причта и к моему недостоинству. Все это будет для меня самым отрадным воспоминанием. Призывая на Вас благословение Божие и молитвенно желая Вам при помощи Господней еще много лет послужить Церкви Христовой, усерднеише прошу не оставить меня в Ваших святых молитвах». В это время жизнь протодиакона распределялась между служением в храме и уходом за тяжко больными родными. Его супруга, Надежда Афанасьевна, была хронически больна пороком сердца, в 1932 году заболела ревматизмом старшая дочь Ангелина, которой исполнилось только девятнадцать лет, через три года слегла окончательно и всю последующую жизнь уже не вставала с постели. В 1936 году заболела эпилепсией младшая дочь Надежда. И пришлось протодиакону Алексию быть для всей семьи и отцом, и нянькой. В конце лета 1937 года на Русскую Православную Церковь обрушились беспощадные гонения. 17 ноября протодиакон был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетелей следователь допросил двух прихожанок собора. Они показали, что знали протодиакона только по служению в храме, но дома у него не бывали; поскольку он вел замкнутый образ жизни, то, естественно, антисоветских проповедей они от него не слышали. Следователь, однако, записал их показания совершенно иначе: будто протодиакон Алексий вел контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию, и дал подписать протоколы допроса свидетельницам; те по малодушию подписались под лжесвидетельствами и, таким образом, оговорили протодиакона. – Следствие располагает данными о том, – заявил ему после этого следователь, – что вы, будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди жителей проводили активную агитацию. Вы это признаете? – Антисоветской агитации я никогда не проводил, – ответил протодиакон. – Следствию известно, что вы высказывали террористические взгляды по отношению к руководителям советской власти. Вы это признаете? – Нет, не признаю. – Следствию известно, что вы высказывали пораженческие взгляды, провоцируя слухи о войне. Вы это признаете? – Этого я также не признаю. Я никогда антисоветской агитации не проводил. – Признаете вы себя виновным в предъявленных вам фактах антисоветской контрреволюционной террористической агитации или нет? – Виновным себя в антисоветской агитации я не признаю. Через три дня после ареста, 21 ноября 1937 года, тройка НКВД приговорила протодиакона Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в 1-й лагпункт Сусловского отделения Сиблага в Кемеровской области, куда он прибыл 18 декабря. После того как до заключенных дошло известие о расстреле главы НКВД Ежова, многие, надеясь на торжество справедливости, стали писать прошения о пересмотре дел. 14 апреля 1939 года отправил такое прошение в НКВД и протодиакон Алексий; в нем он писал, что при единственном допросе следователь заявил, что будто бы имеются материалы, обличающие протодиакона в антисоветской агитации. Когда он попросил назвать имена людей, оклеветавших его, а также устроить с ними очные ставки, следователь ему в этом отказал. «Имея на своем иждивении больную семью, – писал протодиакон, – жену с пороком сердца, дочь без движения рук и ног, вторую дочь, страдающую припадками эпилепсии, семью, которая не способна не только работать, но и обиходить себя, я не имел времени [общаться] с людьми и вести с ними какие-либо разговоры, так как все свободное от службы время проводил в своей семье, исполняя обязанности прислуги и няньки <...>. Считая обвинение против меня ложным, с одной стороны, и, с другой стороны, считая, что суд надо мной без свидетелей и выслушивания моих оправданий, а также без следствия не есть суд правый и справедливый, прошу Комиссариат Внутренних Дел дать распоряжение о пересмотре моего дела...» 10 марта 1940 года супруга протодиакона, Надежда Афанасьевна, также направила в НКВД прошение об освобождении мужа. Сотрудники НКВД выяснили, что следователь, ведший дело протодиакона Алексия, арестован за фальсификацию нескольких дел, одна из проходивших по делу свидетельниц впоследствии была арестована по обвинению в антисоветской агитации, а другая отрицает все написанное в протоколе допроса. Вызванные следователями дополнительные свидетели показали, что протодиакон Алексий, служа в соборе, антисоветской агитации не вел, а дома они у него не бывали и ни от кого не слышали, чтобы он был антисоветски настроен, – при свалившихся на него бедах это было бы роскошью. Оказавшись в затруднительном положении, следователь стал вызывать осведомителей из духовенства, чтобы получить дополнительные сведения об отце Алексии. 3 марта 1940 года на протодиакона было заведено дополнительное, литерное, дело, куда стали складываться полученные от осведомителей характеристики. Исходя уже из них, 10 апреля 1940 года было принято новое постановление по делу протодиакона: «Принимая во внимание показания не передопрошенной свидетельницы <...>, а также справки, выданные Московским Патриархатом, в которых Дроздов характеризуется как активный церковник, и что мера наказания, вынесенная в отношении Дроздова, не соответствует тяжести содеянного им преступления, <...> руководствуясь приказом НКВД <...> от 11/Х11-1939 года <...>, избранную ему меру наказания <...> снизить до 5 лет ИТЛ». Лагерная администрация дала отрицательную характеристику на протодиакона: «Работает на общих работах. Отношение к работе плохое, злостный отказчик, поведение в быту плохое, в культмассовой работе не участвует, настроение враждебное. Учитывая плохое отношение к труду, как отказчик, как проявивший себя с плохой стороны за время пребывания в лагере – условно-досрочного освобождения не заслуживает». 15 июня 1940 года дело было рассмотрено заново, и решение о снижении срока заключения было отменено. «Принимая во внимание <...>, – гласило новое постановление, – характеристики, в которых Дроздов характеризуется как активный церковник <... > и злостный отказчик от работы и враждебно настроенный элемент <...>, руководствуясь приказом НКВД от 23/1У-1940 года, решение тройки <...> оставить в силе». Протодиакон Алексий Дроздов скончался в Сусловском отделении Сиблага 14 июля 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Его семья не знала об этом, и через год, 10 мая 1943 года, дочери протодиакона подали в НКВД прошение об освобождении отца. «Просим Вас, многоуважаемый товарищ Народный Комиссар Внутренних Дел, рассмотреть вновь дело нашего отца <...>, осужденного <...> диакона церкви <...>, – писали они. – Наше положение, товарищ Нарком, очень тяжелое, то есть положение двух сестер, инвалидок 1-й и 2-й группы. Одна двенадцатый год больна хроническим ревматизмом и уже девять годов как лежит без движения на одной спине и не в состоянии себе куска хлеба заработать ни физически, ни умственно, но еще ей необходим уход постороннего человека <...>. Другая припадочная – эпилепсия, и притом недоразвита умственно. Мы, две сестры, до февраля сего года жили на руках матери, но мать умерла 7 февраля 1943 года. Мы, беспомощные калеки, остались круглыми сиротами, на произвол судьбы, <...> без родных, которые могли бы о нас заботиться и оказывать материальную помощь, и без пенсии, и если пока не умираем, так только еще пока осталось кое-что из тряпок и рухляди после покойной матери. Но этой рухляди ненадолго хватит, а нам приходится еще кроме прожития насущного платить и за уход <...>. Нам, больным, измученным многолетним страданием от наших болезней, не так уж долго придется прожить <...>. И мы просим Вас, дорогой товарищ Нарком, не знаю Вашей фамилии, прошу мне это извинить, как человека просим, не лишенного сердца, пересмотреть дело нашего отца, старика болезненного, помиловать и вернуть к нам, и дать нам хотя немного в жизни этим утешения и радости – хотя умереть вместе. О, как мы будем Вас благодарить и благословлять (простите мне это слово), но я говорю от чистого сердца <...>. Почему-то я уверена, что наша просьба о помиловании не останется без последствий, не потерпит отказа в возвращении калекам старика отца, ни в чем преступном не замешанного <...>. Заявление дочерей протодиакона Алексия Дроздова народному комиссару внутренних дел. 1943 год Прошу Вас, дорогой товарищ Нарком, в просьбе нам не отказать и вернуть для калек их единственную поддержку – их отца». Причислен к лику Новомучеников Российских решением Священного Синода от 11 апреля 2006г. по представлению Московской епархии. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1» Тверь. 2016. С. 10–16 О дне сем. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 4Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 18Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. И снова слова апостола возносятся на высоту, немыслимую для нас. Апостол призывает паству сделать самую жизнь свою даром Богу, дабы самыми делами и мыслью подражать Богу в делах и словах, а также и мыслях своих. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эту главу, пишет: «Но как тело, спросишь ты, может служить жертвой? Глаз пусть не смотрит ни на что дурное, и он уже сделался жертвой; язык пусть не говорит ничего постыдного, и он стал приношением; рука пусть не делает ничего беззаконного, и она стала всесожжением. А вернее сказать, и этого не достаточно, но мы должны и делать добро: пусть рука творит милостыню, уста благословляют обидящих, слух постоянно упражняется в слушании слова Божия. Ведь жертва не имеет никакой нечистоты, она есть начаток всего. Принесем же Богу начаток рук, ног, уст и всего прочего; такая жертва благоугодна, как и иудейская была нечиста: « Жертвы их, – сказано, – они будут для них, как хлеб похоронный » (Ос. 9: 4). Но не такова наша жертва. В иудейской приносимое в жертву делалось мертвым, а наша делает жертвуемое живым. Когда мы умертвим члены наши, тогда и в состоянии будем жить; этот способ жертвоприношения новый, потому и род огня необыкновенный. Нет нужды в дровах и в сгораемом веществе, но огонь наш горит сам собою и не сожигает жертву, а более оживляет ее. Такой жертвы Бог требовал издревле, почему пророк и сказал: « Жертва Богу – дух сокрушенный » (Пс. 50: 19)»[377]. И там же: «Заметь же, как (апостол) с большой точностью пользуется словом. Не сказал он: сделайте тела свои жертвой, но: « представьте », и этим как бы сказал: вы не имеете уже ничего общего с ними, вы отдали их другому. Как те, которые предоставили боевых коней, не имеют уже на них права собственности, так и ты, предоставив члены свои на брань с диаволом, на это грозное ополчение, не отвлекай их для собственных своих услуг. При этом (апостол) внушает еще и то, что, готовясь принести члены свои в жертву, мы должны сделать их безукоризненными, потому что представляем их не кому‑ либо из живущих на земле людей, но Самому Царю вселенной – Богу, и не для употребления их только на брани, но чтобы восседал на них Сам Царь. Господь не отказывается восседать на наших членах, но и весьма этого желает, и чего не избрал бы царь, служащий одному с нами Господу, то избирает Владыка ангелов. Итак, если члены твои должны быть принесены и сделаться жертвой, то отсеки от них всякую скверну, потому что пока есть в них что‑ либо скверное, они не могут быть жертвой. Так, глаз, если смотрит на предметы, возбуждающие сладострастие, не может быть принесен в жертву, а равно и рука хищная и любостяжательная, ноги хромающие при движении и ходящие на зрелища, чрево раболепствующее сластолюбию и возжигающее страсти к удовольствиям, сердце питающее гнев или нечистую любовь, язык говорящий срамное». Вся жизнь христианина должна быть служением Богу. Привыкший к своеволию ум восстает против этого, но иного способа единения с Богом нет. И тут же апостол призывает не сообразоваться с веком сим, с обычаями мира сего, но руководствоваться одним лишь Словом Божиим, заповедями Господними и обновляться, искореняя в себе греховное и насаждая доброе, Божественное. Это и есть обновление человека в соответствии с Евангелием. Апостол, призывая паству (и нас через Писание это), указывает нам на высоту, кажущуюся недосягаемой, а потому внушающей ужас, особенно если сравнивать с тем, каковы мы с вами на самом деле. Но сам Господь сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен есть». Таким образом, сложность пути не будет послаблением, если я, презирая путь спасения, предпочту остаться с собственными грехами…. Господи, на тя уповах, спаси мя! 2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. 9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. 11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. 14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. 16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. 17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. 24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? 26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. 29Не две ли малые птицы продаются за ассарий[378]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. 32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36И враги человеку - домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Глава 11. 1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. Господь дает наставления ученикам своим перед тем, как послать им на проповедь по городам Иудеи, прежде чем туда бы пришел Он сам. И давая эти наставления, Господь предупреждает о том, что не все будут рады их проповеди, ибо если слово самого Христа не принимали, так как оно обличало их злые дела и уязвляло их гордость, то не примут и их проповедь. Сатана через покорных ему людей всячески противится их проповеди, потому если они послушают противящихся им и умолкнут, они сделают то, что и нужно врагу. Именно поэтому проповедующий и не покоряющийся противящимся его проповеди, творит дело Божие. Следовательно, человеку не подобает проявлять малодушие. Проявивший же малодушие тем показал, что больше покорен не Богу, но своей плоти, а потому не благонадежен для Царства Небесного. Увидев слабость такого человека, враг не успокоится, пока совершенно не погубит его.… И потому Господь призывает не бояться, ибо Бог знает нужду каждого из них и без воли, или попущения Божия с человеком ничего не произойдет, если же произошло, то следует помнить, что Бог попускает нам терпеть скорби только ради нашего спасения. Поэтому бояться следует не скорбей от людей, но низвержения в ад. А проповедник будет сталкиваться с противодействием не только со стороны толпы, но и своих родственников и знакомых. И здесь следуют странные слова. Здесь следуют слова « Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ». В другой редакции в одном из Евангелий Господь говорит даже о ненависти к родным своим. Но речь не о том, чтобы Господь повелел, обратившись к вере, рвать связи с родными, как призывают сектанты, вроде иеговистов. Более того, сам Господь неоднократно упоминает ветхозаветную заповедь о почитании родителей и даже обличает фарисеев за то, что они путем жонглирования правилами Закона позволяют себе не просто не почитать родителей, а вовсе оставлять их без попечения под предлогом, что то¸ чем бы они от них пользовались – есть дары Богу. Противоречие? Ничуть. Просто речь идет о том, чтобы Бога человек любил еще больше и если возникает выбор – оказание почтения родителям, либо верность Богу, человек, не колеблясь, избирал Бога. Часто и сегодня бывает, что родственники оказываются гонителями нашей веры, либо насмехаются над верой нашей. Но не следует их бояться, ибо и они предстанут пред Судом Божиим, ответят за все свои дела, как и мы. Более же следует бояться отпасть от Бога ради угождения родственникам. Боящийся же скорбей в этом мире, боящийся за свое благополучие и даже жизнь, удобно улавливается врагом и может пасть, тогда как не боящийся страданий ради верности Богу не останется без воздаяния от Бога. И слова о Кресте, отказывающийся нести который не достоин Христа, святитель Иоанн Златоуст толкует в смысле готовности идти ради Бога на смерть и смерть самую позорную, как воин, идя на брань, не страшится умереть, но боится предать Отечество. А речь идет об Отечестве Небесном.… Чаще, впрочем, слова эти толкуются в смысле верности Богу, готовности с терпением переносить все выпадающие на долю человека скорби, как несущие ему спасение (поскольку, согрешая, человек сам покоряется сатане, а потому, чтобы побудить его отвергнуть грех, Бог попускает духу злобы мучить его, дабы он посмотрел в пасть тому злу, которому покорился, творя грех), с усердием совершая возложенное на него служение. Проповедь Евангелия – тоже служение, а потому это толкование не сильно выбивается из контекста Евангельского повествования. Не каждому дано служение проповеди словом, но жизнь каждого человека может быть молчаливой проповедью Евангелия (но не так, чтобы намеренно показывать свое благочестие – это гибельный путь, но просто строя жизнь в соответствии с Евангелием). И потому эти слова, в какой-то мере, касаются и нас, тем более, что и наши родственники и знакомые подчас подвергают нашу веру поношениям. А потому призыв Христа не бояться гонящих и ругающихся касается и нас…. И чтения праздника святых бессребреников. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. 2Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. 3Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 4Дары различны, но Дух один и тот же; 5и служения различны, а Господь один и тот же; 6и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7Но каждому дается проявление Духа на пользу. 8Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. 12Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. 13Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. 14Тело же не из одного члена, но из многих. 15Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19А если бы все были один член, то где было бы тело? 20Но теперь членов много, а тело одно. 21Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы - тело Христово, а порознь - члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 31 Ревнуйте о дарах бо́ льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Глава 13. 1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. 2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. 3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой Пользы. 4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ ю, подобно как я познан. 13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Апостол, увещевая паству прекратить раздоры, рассуждает о братолюбии, уподобляя каждого из членов Церкви – телу, где члены тела, кажущиеся слабейшими – гораздо нужнее, а неблагообразно выглядящие – покрываются, а когда один орган тела страдает, то страдает весь человек. Этим апостол увещевает прекратить осуждать друг друга и точно также заботиться друг о друге. Дух захватывает от этой высоты, к которой апостол призывает паству, а значит и нас, ведь нам очень далеко до такого единства между христианами и даже среди прихожан одного храма немногие даже знают друг друга, не говоря уже о такой взаимной заботе. Увы, такое единство верующих было частым явлением среди христиан первых веков, а сегодня такого единения нет даже в монастырях, где, казалось бы, это единство должно возгреваться п определению. Некое подобие этого есть, разве что у так называемых единоверцев – приверженцев старых обрядов дониконовской поры. Все члены их общин хорошо знают друг друга и настолько организованы, что даже предалагают из своей среды кандидатов на получение священного сана, что для нас немыслимо. Поистине, эта высота, которую нам показывает апостол, вызывает страх, ведь ты видишь, как ты далек от этого. И тут же апостол развивает тему любви, которая выше всех и имеющий любовь – исполнил все заповеди, ибо любовь – есть сам Бог. Творящий дела любви – подражает Богу. Но если мир под любовью понимает сиюминутные пристрастия, то здесь – нечто более высокое. Это когда радость другого человека становится твоей радостью.… Притом, мы призваны к любви Богоподобной, то есть, ровной, одинаковой ко всем – и друзьям и к врагам. Притом, заметно, что апостол сразу возводит любовь от людей – к Богу, ибо сразу же начинает говорить о Будущем веке, когда Царство Небесное откроется и все, написанное в Евангелии, откроется лицом к лицу. Бог – есть любовь, а потому пребывающий в любви – в Боге пребывает… Евангелие (от Матфея): 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. 9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. 11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. 14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. 16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. 17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. 24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? 26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. 29Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. 32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36И враги человеку - домашние его. 37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Господь посылает учеников на проповедь впереди Себя и первое, что Он велит им – не делать свою проповедь способом обогащения. Здесь же Он призывает их и не брать с собой каких-либо запасов, приучая доверять Богу, заботящемуся о человеке. Каждый из нас, будучи послан куда-то, непременно взял бы с собой како-нибудь запас. Но Господь приучает их верить Богу. Такова и должна быть вера. Она должна быть подобной вере сына родителям, ибо дети не думают о том, что они будут есть или во что одеться, ибо знают, что родители все им дадут. На практике человеку необходимо трудиться. Более того, святитель Иоанн Златоуст сильно обличает понимающих призыв к доверию Богу, как призыв сидеть на печи и ждать, когда Бог все им даст. Из этих слов больше всего запоминается фраза: «если же кто хочет проводить птичье житие, ни о чем не заботясь, то пусть вспомнит, что не напрасно на полях против птиц выставляют всевозможные пугала и трещотки….». О безделии речь не идет, но о том, чтобы человек возлагал заботу о результате своего труда на Бога, а сам бы заботился о своем спасении. Увы, от нас это очень далеко. Но именно поэтому эти строки и читаются нам… И еще. В этот день мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона и святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана покинули храм Новомучеников, отправившись в Геленджик… Воскресенье 15 июля. На это воскресенье приходится довольно много праздников. Так, на первое воскресенье после 12 июля приходится переходящее празднование в честь святителя Арсения, епископа Тверского. Казус в том, что в этот же день – 15 июля совершается память перенесения его мощей, но этот праздник является, скорее, местным, так как в общецерковном календаре 15 июля имени святителя Арсения нет, а имя его упоминается лишь в первое воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла. Также на это воскресенье приходится память Собора Тверских святых. Этот праздник отмечается в первое воскресенье после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Собирание сведений о Тверских святых началось в 1897 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Владыкой Димитрием была составлена служба Всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году он освятил престол в честь Собора Всех святых, в земле Тверской просиявших, во втором ярусе кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Спустя 70 лет архиепископом Калининским и Кашинским Алексием (Коноплевым) была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед патриархом Московским и всея Руси Пименом, который в 1979 году благословил внести память Собора Тверских святых в церковный календарь. День празднования был приурочен к переходящей памяти святителя Арсения Тверского, в первую неделю после 29 июня / 12 июля. И еще в первое воскресенье после дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла выпадает память преподобных Тихона, Никона и Василия Соколовских. Сведения о Василии Соколовском сохранились в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобныя отцы Никон, Василий, Тихон, иже быша во пу́ стыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти». По описаниям нач. XIX в., с. Соколово, которое крестьяне называли Тихон-Никон, находилось на расстоянии около 20 км от Новоиерусалимского истринского в честь Воскресения Господня мужского монастыря[379]. Древние часовни преподобных Никона и Тихона Соколовских, находившиеся на разных концах села, были, по преданию, поставлены над могилами святых. Часовня преподобного Тихона находилась в четверти километра от храма Рождества Христова в деревне, а часовня преподобного Никона стояла в отдалении. Храм Рождества Христова здесь был построен между 1850 и 1860 годами. В начале XIX в. в Соколовой роще еще стояли 2 дуба, близ которых в свое время, как утверждали местные жители, подвизались святые. Время местной канонизации неизвестно. Память Василия, Тихона и Никона Соколовских была внесена под 23 марта / 5 апреля (тезоименитство прп. Никона) в Кайдаловские святцы (кон. XVII в.). По сообщению архиеп. Сергия (Спасского), в XIX в. память святых праздновалась 16 / 29 июня — в тезоименитство прп. Тихона. Соколовская церковь в честь Рождества Христова и часовни были закрыты в 30-х гг. ХХ века. В 2015 году на месте подвигов преподобных был поставлен и освящен поклонный Крест. На древней иконе в церкви села Соколове (Московская губерния, Звенигородский уезд) они изображены в схимническом одеянии; погребены они в Соколовой роще. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы