Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анахронизмы и противоречия



Книга Мормона не только постоянно заимствует текст Библии короля Якова, но искажает крайне многие факты и вопросы всемирной истории и истории евреев. Иаредийцы явно делали стеклянные окна в своих удивительных судах, на которых пересекли океан, а " сталь" и " компас" были известны нефийцам несмотря на то, что они к тому времени еще не были изобретены, в чем еще раз проявляется скудность познаний Иосифа Смита в истории и еврейских обычаях.

 

Лаван, один из персонажей Книги Мормона (1 Нефий 4: 9), использует стальной меч, а Нефий говорит, что он сломал свой стальной лук (мормоны ссылаются при этом на псалом 17: 35), но современные переводы Писаний свидетельствуют, что спорное слово Ветхого Завета (поскольку стали тогда не было) лучше переводить как " медный".

 

Мормоны иногда пробуют доказать, что у Нефия был компас (которого тогда тоже не было), ссылаясь на стих Деян. 28: 13, переведенный как " А там мы взяли компас...", но современные переводы, однако, опровергают их увертку, давая правильный перевод " и оттуда мы повернули..."

 

Кроме перечисленных анахронизмов, Книга Мормона содержит нe только противоречия с Библией, но и с другими откровениями того же Бога, словом Которого она якобы является. В Библии сказано, что Мессия Израиля родится в Вифлееме (Мих. 5: 2), а Евангелие от Матфея (2: 1) рассказывает об исполнении этого пророчества. Книга Мормона (Алма 7: 9-10) говорит нам:

 

"... Сын Божий нисходит на лицо земли. И вот. Он родится от Марии в Иерусалиме, в земле наших праотцов..."

 

Под Иерусалимом в Книге Мормона подразумевается город (1 Нефий 1: 4), как и под Вифлеемом, так что противоречие налицо.

 

Имеется ряд случаев, когда Бог изменяет Сам Себе, если все-таки Его считать вдохновителем Книги Мормона, " Драгоценной жемчужины", " Учения и заветов" и других сочинений Иосифа Смита.

 

Например, в Книге Мормона (3 Нефий 12: 2 и Мороний 8: 11) отпущение грехов считается следствием крещения:

 

" Блаженны те, кто... будут креститься, ибо... получат они отпущение своих грехов... Вот, крещение есть для покаяния во исполнение заповедей для отпущения грехов."

 

А в " Учении и заветах" (часть 20, стих 37) утверждается обратное:

 

" Все, кто смиряется и делами своими истинно показывает, что он получил от духа Христова для отпущения грехов, крещением будет принят в Его церковь".

 

Данное небесное откровение посеяло смуту в Церкви мормонов, и богословы мормонов подчеркнуто уклоняются от любых серьезных обсуждений данного противоречия.

 

Иосиф Смит не стал ограничивать себя одним только этим противоречием. Классическим примером его метаний стало многоженство.

 

" Бог повелел Аврааму, и Сара отдала ему в жены Агарь. Почему она так поступила? Таков был закон. И от Агари произошло много людей... Вот и вы также идите и делайте дело Авраама; подчинитесь моему закону и будете спасены" (Учение и заветы 132: 34, 32).

 

А Книга Мормона, в свою очередь, категорически заявляет:

 

" А посему Я, Господь Бог, не допущу, чтобы народ сей поступал так, как те в древние времена... Ибо ни одному человеку среди вас не иметь более одной жены; и ни одной наложницы не иметь ему; ибо Я, Господь Бог, восхваляю целомудрие женщин" (Иаков 2: 26-28).

 

Такое впечатление, что Иосиф штамповал откровения всякий раз, когда у него возникало желание. В последнем случае репутация и предпринятые Смитом действия указали, что им руководило половое влечение.

 

Неурядицу в содержании его " вдохновенных" откровений довершают различия между двумя частями " Драгоценной жемчужины" - книгой Моисея и книгой Авраама.

 

" Я есть Начало и Конец, Всемогущий Бог; Единорожденным Моим Я создал это; да, в начале я сотворил небо, и землю, на которой ты стоишь" (Моисей 2: 1).

 

Книга Авраама же подрывает монотеизм, заявляя: " И тогда сказал Господь: сойдем. И они сошли в начале, и они. Боги, образовали и облекли небо и землю" (Авраам 4: 1).

 

Автору совершенно не приходит в голову, как можно примирить эти два вроде бы равно авторитетных заявления из откровения мормонов, а сами мормоны с видимой неохотой вдаются в любые пояснения.

 

Проблемы лжепророчества мормонов касались многие великолепные исследователи, но тут следует сказать, что Смит широко заимствовал данные из разных газет и журналов. А одно из самых известных его пророчеств о Гражданской войне было сделано по материалам, опубликованным в то время в штате Нью-Йорк.

 

В " Учении и заветах" Смит провозгласил (часть 87): " По восстании Южной Каролины... Южные Штаты призовут другие народы, даже народ Великобритании... и затем война охватит все народы... И... рабы восстанут против своих владельцев... и что остатки... будут сильно раздражать язычников".

 

Хотя Гражданская война действительно разразилась вскоре после смерти Смита (1844), Англия не пошла против Соединенных Штатов. " Все народы" не вступили в войну, как пророчествовалось. Рабы не под нялись против " своих владельцев", а " остатки", под которыми подразумевались индейцы, сами были попраны язычниками, побеждены и заключены в резервации.

 

В данном случае пророк Смит явил свою крайнюю недальновидность, как и в " Учении и заветах" 124: 22, 23, 59, где он напророчествовал, что станет владельцем дома, который построил в Нову, " на веки".

 

В действительности ни Иосиф, ни семя " после него" не занимали " из поколения в поколение" дом в Нову, который был разрушен после смерти Смита, а мормоны перебрались в Юту.

 

Эти и другие примеры указывают, что Смит был не только плохим писцом, но и лжепророком, а его пророчество о восстановлении Израиля ясно говорит, что он ожидал Тысячелетнего царства еще при жизни, тогда как пророчество Иезекииля 37 начало исполняться в 1948 году, более чем через 100 лет после его смерти.

 

При анализе Книги Мормона возникает естественный вопрос. Откуда она взялась, если она была явно не от Бога? Ответ на него дали многочисленные исследователи мормонизма, среди них Е. Хоу, Помрой Такер и Уильям Линн.

 

Все они сходятся в том, что Книга Мормона, вероятно, есть переложение сочинений Соломона Спеллинга, бывшего служителя церкви, который известен своими романами на библейские темы, по содержанию схожими с Книгой Мормона. Мормоны с улыбкой возражают им, ссылаясь на один из оригиналов Спеллинга, озаглавленный " История рукописи", который был найден более века назад на Гавайях и во многом отличается от Книги Мормона.

 

Но в своей отличной работе " Книга Мормона? " (cc. 138-142) доктор Джеймс Бэйлс делает важное наблюдение, которое к тому же сходится во всех деталях с результатами моей работы за последнее десятилетие:

 

Давно уже утверждалось, что существует связь между Книгой Мормона и одним из исторических произведений Соломона Сполдинга. Святые последних дней, разумеется, ее отрицают.

 

Что будет, если святые последних дней правы, а Книга Мормона и сочинения Сполдинга действительно никак не связаны? Даже если и так, то все равно это не доказывает, что Книга Мормона имеет божественное происхождение. Можно ошибаться в авторе или авторах Книги Мормона, но тем не менее считать, что она написана не по вдохновению Бога. Можно легко доказать ее земное происхождение. И это, в конце концов, главное. Фундаментальный вопрос не в том, кто написал ее, а написана ли она под водительством Бога. Мы же знаем, что ее написали люди, и людьми этими руководил не Бог.

Похожее было с " Наукой и здоровьем", учебником церквей " христианской науки". Миссис Эдди заявила, что эту книгу она писала вдохновляемая Богом. Другие люди утверждают, что она просто переработала и дополнила рукопись Квимби, и все говорит вроде бы в их пользу. Но что, если последним не удастся отстоять свою точку зрения? Докажет ли это, что " Наука и здоровье" вдохновлена Богом? Ничуть. Это докажет, что она никак не связана с Квимби. И не докажет, что ее автором не является кто-либо другой, писавший не от Бога. Независимо от того, какой человек или люди сочиняли " Науку и здоровье", это книга человеческого, а не божественного происхождения. Точно так же и Книга Мормона - человеческая, не богодухновенная, хоть мы и не в состоянии узнать, что за человек был ее автором.

 

Никто не утверждает, что вся Книга Мормона написана Спеллингом, как и то, что он вложил в нее свое богословие, которое несет на себе отпечаток влияния Смита, Каудери и Сидни Ригдона (доказательства см. в книге Щука - Shook, The True Origin of the Book of Mormon, pp. 126). Однако есть причины утверждать, что отдельные вещи, включая многое заимствования из Писаний, были прибавлены к одной из рукописей Сполдинга, и уже этот труд стал впоследствии Книгой Мормона (см. свидетельство Джона Сполдинга, брага Соломона, и Марты Сполдинг, жены Джона). Тем подтверждается, что автором исторической части был Сполдинг (Е. D. Howe, Mormonism Unveiled, 1834, pp. 278; Shook, The True Origin of the Book of Mormon, pp. 94).

 

Мормоны же заявляют, что обнаружение одной из книг Сполдинга доказывает, что его рукописи не легли в основу Книги Мормона.

 

" Я сим заявляю. что рукопись Сполдинга была найдена в 1884 году и сейчас находится в библиотеке Оберлинского колледжа, Огайо. Исследование показало, что она не имеет никакого сходства с Книгой Мормона. К теории, будто Соломон Сполдинг был автором Книги Мормона, отныне можно относиться серьезно только как к музейному экспонату" (Уильям Мортон, цит. пр., с. 6).

 

В вышеприведенном абзаце есть три ошибки, а именно: первая, что у Сполдинга была лишь одна рукопись, вторая, что рукопись, найденную в 1884 году, кто-то считает основой Книги Мормона, и третья, что рукопись в Оберлине нисколько не похожа на Книгу Мормона.

 

(а) Сполдинг написал не одну рукопись. Об этом говорили Д. Халберт и Кларк Брэйден еще до обнаружения рукописи в Гонолулу (Чарльз Шук, цит пр., с. 77). Дочь Сполдинга тоже заявила, что ее отец, написал " не один роман" (Elder George Reynolds, The Myth of the " Manuscript Found", Utah, 1833, p. 103). Найденная же рукопись - это грубый, незавершенный набросок.

 

(б) Сочинение из Гонолулу названо " История рукописи", а не " Найденная рукопись". Оно попало в руки противникам мормонов в 1834 году, однако те не утверждали, чю это основа Книги Мормона. Считалось, что в основу Книги Мормона легло другое сочинение Сполдинга.

 

(в) Хотя " Историю рукописи" не посчитали " Найденной рукописью", переделанной в Книгу Мормона, между ней и Книгой Мормона много общего. Их сходство объясняется так, что " История рукописи", видимо, была черновиком Сполдинга, из которой oн создал " Найденную рукопись".

 

Хоу в 1834 году опубликовал точный синопсис Оберлинской рукописи и отдал оригинал свидетелям, которые нашли много сходного в нем с Книгой Мормона. Затем они же (в 1834 году) заявили, что рукопись, найденная Халбертом, та, которая сейчас в Оберлине, хоть и написана Спеллингом, но не та, в которой они нашли общее с Книгой Мормона. Далее они заявили, что сам Сполдинг предупреждал их, что он изменил исходный замысел, сделав сюжет более древним и начав повествование в стиле ветхих писаний, чтобы вся история предстала более архаичной. Это свидетельство подкреплено фактом сходства между " оберлинской рукописью" и Книгой Мормона.

 

То есть фактически оказывается, что мормоны попытались использовать рукопись явно не ту, которую скопировал позже Смит и дополнил до размеров Книги Мормона, чтобы очевидцы запутались и не нашли источник - " Найденную рукопись", с помощью которой Смит и сфабриковал текст библии Мормонов.

 

Доктор Бэйлс верно подмечает (сс. 146-147):

 

Сходства так много, что его нельзя не заметить. Внутренние свидетельства в сочетании со свидетельством очевидцев, представленным в книге Хоу и приведенным у Щука. открывают, что Сполдинг переделал " Историю рукописи". И это переделанное, известное как " Найденная рукопись", стало основой Книги Мормона но меньшей мере в исторической ее части. Точно так же были использованы богословские материалы источника.

 

Однако в повседневных беседах и публичных выступлениях нет смысла вдаваться в вопрос об авторе Книги Мормона. Главное здесь - имеет ли Книга Мормона божественное происхождение. Иные мормоны, похоже, полагают, будто если они докажут отсутствие связи между Спеллингом и Книгой Мормона, то тем самым сделают огромный шаг по пути признания ее божественности, но это не так. Следует показывать, апеллируя к материалам Библии и Книги Мормона, что последняя не божественною происхождения.

 

Не будем забывать, что даже " История рукописи" содержит 75 схожих элементов с нынешней Книгой Мормона, и уже от одного этого нельзя просто отмахнуться.

 

В завершение анализа надо сравнить текст Книги Мормона с Библией, и в результате откроется, что первая не говорит как " закон и откровение" (Ис. 8: 20), что ее надо отвергнуть как подделку, на которую наложено двойное проклятие (Гал. 1: 8-9).

 

Самому Иосифу Смиту, автору " откровения", дана прекрасная характеристика (воздаяние за содеянное) в Слове Божием почти за тридцать три века до его появления на свет. Пусть мормоны не забывают такие слова:

 

Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо.

 

И сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: " пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им":

 

То не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо через сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей.

 

Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь.

 

А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.

 

Если будет уговаривать топя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена твоя на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: " пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои".

 

Богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого:

 

То не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его;

 

Но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа.

 

Побей его камнями до смерти; ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего. Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Вт. 13: 1-10).

 

Книга Мормона бросает вызов Библии, причисляя себя к Слову Бога и Его откровению, а наказание за это не только отрезвляет, но и ужасает:

 

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей:

 

И если кто отнимает что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди. Господи Иисусе! (Отк. 22: 18-20).

 

Приведенные слова не должны пониматься как запрет на общение с мормонами. Скорее, они должны определять наши исторические и богословские позиции, чтобы мы с тактом и деликатностью показывали всю глубину различий между нами. Даже знаменитые свидетели " истинности" Книги Мормона имеют подмоченную самим Смитом репутацию - он написал против них две статьи, а его брат Хайрум одну, что говорит о сомнительности их качеств и ненадежности как свидетелей.

 

Именно Иосиф Смит пошел богословской войной на христианство, когда вложил в уста Бога слова, заклеймившие все течения как " неправильные", их веру как " мерзость", а самих христиан как " отступников, которые по виду Божий, но отвергают Его власть" (Смит - История 1: 19).

 

Отношение общества к мормонам было далеко не лояльным, история гонений на них (в основном вследствие оскорбительных речей Смита и практики многоженства) началась одновременно с их историей. Они, а не христианская церковь, посеяли смуту. Мы не оправдываем зачинщиков преследований, но ранние гонения были спровоцированы мормонами (пример - изгнание мормонов из графства Джексон, Миссури).

 

Итак, мы можем спокойно вверить " библию" мормонов суду истории, а их богословие - пребывающему ввек Слову Божию. Но это не значит, что нам не надо рассказывать правду о них. Давайте твердо помнить, что искренность веры мормонов еще не повод отказываться от критики их вероучения или его отравленного источника - Книги Мормона и " откровений" Иосифа Смита. Истину надо говорить с любовью, именно говорить!

 

Богословие мормонизма

Церковь мормонов почти с самого зарождения провозгласила, что ни одна другая церковь не имеет того, что есть у нее, а именно: священства Ааронова и Мелхиседекова.

 

Мормоны утверждают, что Иосиф Смит и Оливер Каудери получили священство Аароново из рук самого Иоанна Крестителя 15 мая 1829 года и что " священство Мелхиседеково было возложено на Иосифа Смита и Оливера Каудери Петром, Иаковом и Иоанном вскоре после принятия священства Ааронова".

 

В богословии мормонов и Мелхиседеково, и Аароново священство считаются единым священством " без начала дней и конца лет" (Учение и заветы 84: 17), и только через власть этого священства, считают они, человек говорит и действует во имя Господа ради спасения человечества. Чтобы читатели лучше поняли, о чем здесь речь, я приведу цитату из их главной книги, освещающей данный вопрос:

 

Это имеющее власть Священство предназначено помогать людям во всех сферах жизни, как земных, так и духовных. Следовательно, существуют разные степени или виды Священства, и с каждым из них связаны обязанности, соответствующие конкретным потребностям человека.

 

Пророк Иосиф как-то сказал, что Священство - это Мелхиседек. То есть Священство Мелхиседека объемлет все степени и власти в Священстве. Это ясно изложено в " Учении и заветах", часть 107, стих 5: " Все другие власти или положения в церкви есть дополнения к этому Священству".

 

Писания говорят о двух видах Священства - Мелхиседековом и Аароновом (или священстве левитов). Хотя есть два Священства, Мехиседеково Священство включает в себя Священство Аароново или левитов, оно главное, оно дает высшую власть, назначенную Священству, и ключи Царства Божия всех времен мира до восстановления окончательного благоденствия на земле; оно является тем каналом, по которому все знания, учения, путь к спасению и все важное для человека изливается с небес.

 

Священство у мормонов предполагает, что Бог назначил в их церкви президентов, апостолов, первосвященников, начальников семидесяти и старейшин, и каждому служению дается своя власть.

 

Президент церкви, говорят они, " занимает и распределяет власть административного служения в этой должности, а власть священства децентрализована; во-первых, по виду и юрисдикции соответствующего служения, во-вторых, в зависимости от качеств каждого обладателя Священства. Это значит, что Церковь в целом чутко откликается изъявлению центральной власти по общецерковным вопросам, но вертикальные связи в организации нисколько не ограничивают инициативы и свободного развития территориальных структур церковных кворумов, объединенных кворумов или отдельных членов Церкви... Священство делает администрацию Церкви " функциональным" инструментом, одновременно действенным, подотчетным, с одной стороны, и гибким, децентрализованным, с другой. Очевидно, что в богословии мормонов священство занимает крайне важное положение, вбирая в себя всех мужчин церкви старше двенадцати лет независимо от способностей, и потому развенчивание их священства тут же подрывает самые корни мормонизма. *

 

* До июня 1978 года лицам африканского происхождения отказывали в священстве на основании учения, будто те находятся под проклятием за отсутствие у них храбрости в земной жизни. По этому запрету они же не могли достичь возвышенного положения (божественности).

 

Помня, о чем мы только что прочитали, давайте исследуем Писания, которые наиболее явно опровергают заявление мормонов, предоставляя нам поистине океан информации.

 

В седьмой главе Послания к евреям Мелхиседек, который был царем Салима и священником Всевышнего Бога, упоминается в связи с Авраамом. Автор послания указывает, что священство Мелхиседека было выше священства Ааронова и служения левитов, потому что Авраам, отец сынов Левииных, платил десятину Мелхиседеку. Этим доказывается, что Мелхиседек выше Авраама. Автор Послания к евреям пишет так: " Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его" (ст. 7-10).

 

Установление факта, что священство Мелхиседеково выше Ааронова, не имело бы смысла, не продолжи автор следующим образом: " Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (ст. 11-12).

 

Сколько-нибудь тщательной экзегетический анализ седьмой главы послания открывает истину, что Иисус Христос, Который есть " священник вовек по чину Мелхиседека" (ст. 17), благодатью Своей жертвы на кресте заменил священство Аароново (ст. 12) на Свое собственное священство по чину Мелхиседека.

 

Христос не принадлежал колену Левия и не имел священства Аарона. Он был из колена Иудина, но Его священство несравненно выше Аарона. Совершенно очевидно, что священство левитов не могло трансформироваться в священство Меяхиседеково, а оно исчезло, что символически проявилось, когда в момент распятия разорвалась завеса, скрывающая Святое-святых (Мф. 27: 51).

 

Далее автор послания утверждает, что Христос - наш великий Первосвященник и что Он " воссел одесную престола величия на небесах", ходатайствуя за нас перед Богом. Вдобавок к этому сказано: " Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодне с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею" (Евр. 9: 24-26).

 

Из приведенных только что слов ясно следует, что старое священство, которое позволяло священникам лишь раз в год - в день очищения - входить в определенную часть храма, перестало существовать, ибо Христос однажды принес вечную жертву за грехи всего мира (1 Ин. 2: 2).

 

Сколь значительными кажутся эти факты в сравнении с претензиями мормонов на обладание священством Аароновым, которое, по Слову Божию, " переменилось" и совершенно исполнилось Священником по чину Мелхиседека, Самим Иисусом Христом.

 

Священство нашего Господа не передается от отца к сыну, как Аароново в колене Левия, которое передавалось из-за того, что все люди умирают. Нет, автор Послания к евреям говорит нам, что Господь Иисус Христос " по подобию Мелхиседека восстал". Он - " иной священник", поставленный " не по закону заповеди плотской" (то есть преходящей по природе), но " по силе жизни непрестающей". Греческое слово akatalutou верно переведено как " непрестающий", " нерушимый", " непреходящий", характеризуя Его жизнь. Он стал священником не так, как левиты - от отца к сыну, а Его священство - по чину вечно Сущего. Его священство не прекратится, ибо Он вечен.

 

Все указанное крайне важно при опровержении притязаний мормонов на преемственность в Аароновом священстве и еще более важно в опровержении притязаний на священство Мелхиседеково, которое они якобы тоже получили.

 

В той же седьмой главе послания выразительно и доходчиво сказано, как можно очень хорошо обойтись без священства Мелхиседекова, провозглашаемого мормонами.

 

...То лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всеща спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного" (Евр. 7: 22-28).

 

Обратите внимание на стих 24, который, особенно если читать его на греческом, в пух разбивает все умствования мормонов: " Но Он пребывает вечно, поэтому Его священство неизменно". * Греческое слово aparabatos, буквально " неизменный", содержит оттенок завершенности.

 

*Заявление мормонов, будто бы Мелхиседек возложил свое священство на Авраама, когда тот заплатил ему десятину (Бытие 18), не подтверждается Писанием (Priesthood and Church Government, John A. Widtsoe, p. 109). Мормонам следует указывать на это ущербное звено в их взглядах, не имеющее библейских оснований и явно ослабляющее их способность к сопротивлению.

 

Тейер в своем " Греческо-английском лексиконе" пишет так: " Неизменное священство, а потому не передаваемое наследнику, Евр. 7: 24" (с. 54).

 

Поскольку данное слово только однажды встречается в греческом Новом Завете, нельзя никого обвинить в том, что оно якобы вырвано из контекста. Это случай, когда любое семантическое переиначивание тут же входит в противоречие с грамматикой и контекстом.

 

Автор Послания к евреям по вдохновению Духа Святого провозглашает, что священство Мелхиседеково принадлежит именно Христу не только в силу Его божественной сущности и вечности Его жизни, но и потому, что его просто нельзя передать другому. Оно - венец Ааронова священства, завершение служения левитов, оно вверено Сыну Божию и волей Его Отца не передается другому.

 

Писания не позволяют делать никакого другого вывода из откровений, и ни один богослов-экзегет или толкователь не придерживался иного взгляда. Мормонам приятно от мысли, что священство Аароново и Мелхиседеково вверено им, но они забывают, что Слово Божие, которое они вроде бы уважают, говорит прямо противоположное. И данное противоречие ни один богослов мормонов даже не пытался опровергнуть.

 

В своей интересной и познавательной брошюре " Боги, секс и " святые" " доктор Джордж Арбо делится следующим наблюдением: " Мормонов учат, что настало время жатвы и серп должен собрать урожай христианских церквей" (с. 39).

 

Затем доктор Арбо рассказывает, какую роль придают мормоны священству. Они без устали повторяют каждому встречному, кто только соглашается их выслушать: " У вас нет священства! "

 

Стоящий в вере христианин должен знать, что священства нет как раз у мормонов, а у истинной Церкви Иисуса Христа священство было всегда - то самое, о котором учит Новый Завет. Великий богослов Реформации Мартин Лютер убедительно провозглашает его как " священство всех верующих".

 

Доктор Арбо правильно замечает:

 

В лютеранской церкви есть миллионы святых - несравненно больше, чем в организации " святых последних дней", потому что в первой святым является всякий верующий.

 

Существует общее священство всех верующих. Это значит, что любой верующий может с полным правом обратиться к Богу в молитве или рассказать о своем Господе своим знакомым. Ему нет нужды ждать, пока какой-нибудь христианский священник совершит над ним обязательное таинство. Интересно, каким это образом любой священник вместо вас смог бы исполнить обязанность вашего священства - любить Бога и вашего ближнего?

 

В ранней церкви мормонов служителями считались только старейшины, а затем появились другие виды служения. По этой самой причине был " исправлен" текст " Учения и заветов" (часть 20, ст. 65-67), взятый первоначально из " Книги заповедей". Мормонизм попирает незыблемость даже собственных писаний, желая создать иллюзию незыблемости собственной иерархии зо все времена" (с. 44).

 

Истинное священство

В самом начале книги Откровения апостол Иоанн делает поразительное утверждение:

 

" Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь" (1: 4-6).

 

Как врезается в память это откровение из апостольского видения! Иисус Христос, Владыка царей земных, вечно любящий нас и избавивший нас от грехов собственной Кровью, сделал нас также " царями и священниками Богу и Отцу Своему". Вот - истинное священство.

 

Христианам не нужны храмы, секретные собрания, обряды и таинства. Их священству незнакомы иерархичность и способность сообщаться с мертвыми, о которой недвусмысленно говорит священство мормонов (см. Leaves from the Tree - катехизис для молодежи лидера мормонов Чарльза Пенроуза, с. 38). Христианское священство объемлет всех тех, кто освобожден от грехов Кровию Иисуса Христа и испытал непреходящую любовь Агнца Божия, взявшего грехи мира.

 

Этот взгляд развивается в посланиях Петра, утверждавшего:

 

" Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы" (1 Пет. 2: 9-10).

 

Слова апостола разъясняют, что задолго до появления мифического священства мормонов существовало священство всех искупленных, " царственное священство", а не Аароново или Мелхиседеково. В это священство вошли все посвященные " посланники от имени Христова", если цитировать апостола Павла, и задача их - призывать людей " примириться с Богом", " зная страх Господень" (2 Кор. 5: 20, 11).

 

Как мы уже говорили, мормоны придают священству огромное значение. Но, как мы видим, это не то священство, о котором говорится в Писаниях. Его подменили откровением " пророка" Смита, а истинное священство переменилось (Евр. 7: 12) и стало по природе " непреходящим" (7: 24). В результате получается, что у мормонов нет священства вообще, когда отрицается Божественность Иисуса Христа и Бог изначально не может включить их в священство всех верующих. Чтобы быть причисленным к " царям и священникам Богу и Отцу нашему" (Отк. 1: 4-6) и войти в " царственное священство" (1 Пет. 2: 9-10), надо сначала пережить личное возрождение в спасительном общении или встрече с Богочеловеком Писаний Иисусом Христом. Богословие мормонов с их пантеоном богов, искаженными представлениями о непорочном зачатии и с откровенным осуждением всех других церквей как " мерзости" (Иосиф Смит - История 1: 19) само себя лишает возможности считаться христианским. Христианство - это нечто большее, чем просто христианское поведение. Приверженность Евангелию - больше, чем взятые из него слова (пусть и осмысленные). Христианство - не просто система вероучения (хотя и она очень важна). Это живое, действенное общение с Богом Библии, воплотившимся в Человека из Назарета. Мормонизм с многочисленными вывертами вероучения и откровенным отрицанием учения исторического христианства развенчивает сам себя. А его священство, на которое он так упирает, на деле оказывается антитезисом к божественному откровению.

 

Остается лишь искренне надеяться, что все больше христиан будет знакомиться со свидетельством Библии об истинном священстве, которое возложено на всех нас. Успешно дать отпор учению о священстве мормонов можно, лишь тщательно усвоив принципы христианского богословия.

 

Учение мормонов о Боге

Большинство сколько-нибудь разбирающихся в христианстве людей полагают, что нельзя отвергать существование единого истинного Бога Писаний и в то же время провозглашать себя христианином. Авторы Нового Завета, следуя Самому Господу, учили, что есть лишь один Бог, а все церковные богословы с первых дней церковной истории заявляли, что христианство монотеистично в самом строгом смысле термина. Именно это так радикально отличало его и предшествующий иудаизм от языческого политеистического общества Рима и Греции. Библия особенно непреклонна в утверждении, что Бог не признает существования никаких других богов. Можно привести множество примеров, когда Бог Сам свидетельствовал о Своей неповторимости:

 

" А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня... Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю... Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня... Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли Господь? и нет иного Бога кроме Меня, - Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного" (Ис. 43: 10-11; 44: 6, 8; 45: 5, 21-22).

 

В Ветхом Завете Бога называют по-разному: Элохим, Иегова, Адонай, Эл-Гевор, а также сочетаниями имен: Иегова-Элохим, Иегова-Саваоф и т.д. Через весь Ветхий Завет проходит мысль о единстве Бога: " Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Вт. 6: 4). А иудейский монотеизм, как известно, породил впоследствии христианский монотеизм, так что один вышел из другого через преемственность откровений Бога - Святого Духа. И нет нужды перерабатывать эту точку зрения, когда и так ясно, что факты, изложенные в том виде, в каком есть, истинны. Тем не менее, занимаясь изучением представлений о Боге у мормонов, мы вскоре увидим, как неприметно с виду, но тем не менее радикально они переосмысливают термины Писаний.

 

Также с самого начала надо оговорить, что некоторые личности называются в Библии " богами", например, сатана, которого Христос назвал " князем мира сего". Следует ясно понимать, однако, что в случаях, когда богами называются личности, творения духовного мира, надо тщательно выверять особенности метафизического повествования и контекста. Например, Бог объявляет Моисею: " Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исх. 7: 1).

 

Еврейский текст в сопоставлении с Исходом 4: 16 (" Он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога" ) предполагает определенные отношения. Контекст также указывает, что Моисей через власть, полученную от Бога, стал " богом" в глазах фараона. Аарон, в свою очередь, стал пророком " бога" фараонова (то есть Моисея), так как говорил от имени Моисея. Здесь налицо метафора как следствие употребления слов и контекста. У исследователей Ветхого Завета нет разногласий в данном вопросе. Но приведенный случай не должен затмевать той истины, что Бог един, истинный и живой, что следует из предыдущих цитат.

 

Другой схожий случай связан с именем Элохим, множественное число которого часто встречается в Ветхом Завете в смысле " Бог". Иногда судей Израилевых называют " богами", но не потому, что они были Сущими по природе, а потому, что в глазах народа они были " богами" или, если буквально перевести, то " властителями" (Пс. 81, ср. Ин. 10) и выражали волю Господа воинств. В Новом Завете апостол Павел довольно прямо указывает, что в мире " есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец... и один Господь Иисус Христос" (1 Кор 8: 5-6), а Павла поддерживает Сам Господь: " Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков" (Отк. 1: 17-18). Остается лишь сделать вывод, что политеизм полностью чужд иудео-христианской богословской традиции и даже противоречит принципиальному монотеизму иудаизма и христианства.

 

Бог Ветхого Завета и Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа - одно лицо. Именно так всегда считала христианская церковь. Кроме того, Бог по природе всегда был чистым духом. Наш Господь провозгласил, что " Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".

 

Во многих других местах вдохновенного Богом Слова Дух Святой подчеркивал духовность Божией природы и ее единство. Апостол Павел напоминает, что " посредник при одном не бывает, а Бог один" (Гал. 3: 20), и псалмопевец славит постоянство Его природы: "...От века и до века Ты - Бог" (Пс. 89: 3), и Моисей, поведавший о самом начале творения, записал: "...И Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2). " Боги", о которых упоминает Писание, таким образом, никогда не были богами ни по природе, ни по власти, они - " боги" сотворенные, и даже отдаленно не похожи на истинного, живого Бога, которого автор Послания к евреям назвал " Отцом духов" (Евр. 12: 9).

 

Правда о боге мормонов

В резком противоречии с Писанием находятся " откровения" Иосифа Смита, Брайема Янга и последующих мормонских " пророков". Чтобы у читателя не было сомнений в том, что представляет собой бог у мормонов, мы приведем ряд высказываний о природе Бога, взятых из признанных у мормонов источников. Посмотрим, что имеют в виду мормоны, когда говорят о " Боге".

" В начале глава Богов созвал Богов на совет, и они собрались и составили план творения мира и людей" (Teachings of the Prophet Joseph Smith, p. 349).

" Сам Бог когда-то был таким, как мы сейчас, и является вознесенным человеком" (там же, с. 345).

" Отец имеет тело из плоти и костей, плотское, как и у человека, а также и Сын; а у Духа Святого нет тела и костей, Он - духовная личность" (Учение и заветы 130: 22).

" Боги существуют, и нам следует готовиться, как стать едиными с ними" (Brigham Young, Journal of Discourses, Vol. 7, p. 238).

" Когда-то Бог был таким, как человек сейчас: а какой Бог сейчас, таким может стать человек" (Пророк Лоренцо Сноу, цит. по Milton R. Hunter, The Gospel Through the Ages, pp. 105-106).

" Каждый из этих Богов, включая Иисуса Христа и Его Отца, обладал не только организованным духом, но прославленным бессмертным телом из плоти и костей..." (Parley Pratt, Key to Scince of Thelogy. ed. 1965, p. 44).

" И тогда Господь сказал: сойдем. И они сошли в начале, и они, то есть Боги, обустроили и образовали небеса и землю" (Авраам 4: 1).

" Помните, что Бог, наш небесный Отец, вероятно, был когда-то ребенком, и смертным, как и мы сами, и взошел шаг за шагом по ступеням развития в учении возвышения, Он шел вперед и ввысь, пока не достиг нынешнего состояния" (апостол Орсон Хайд, Journal of Discourses, Vol. 1, р. 123).

" Пророки мормонов непрестанно учили той величественной истине, что Вечный Отец Бог когда-то был смертным человеком, который прошел школу земной жизни, подобную той, которую проходим сейчас мы. Он стал Богом - возвышенным существом - благодаря исполнению тех же самых евангельских истин, следовать которым можем и мы" (Хантер, цит. пр., с. 104).

" Христос есть Бог, Отец всего сущего... Вот - Я - Иисус Христос. Я есмь Отец и Сын" (Мосия 7: 27, Ефер 3: 14, Книга Мормона).

" Когда наш отец Адам появился в Едемском саду, он был в небесном теле, и привел с собой Еву, одну из своих жен. Он помогал творить и обустраивать этот мир. Он - МИХАИЛ, Архангел, ВЕТХИЙ ДНЯМИ! о котором святые мужи писали и говорили - Он наш ОТЕЦ и наш БОГ и единственный БОГ, с Которым мы только имеем дело" (Брайем Янг в Journal of Discourses, Vol. 1, р. 50).*

 

* Здесь важно заметить, что, по его собственным словам, Брайем Янг " никогда не проповедовал и не говорил сынам человеческим ничего такого, что они не могли бы назвать Писанием" (Journal of Discourses, Vol. 13, р. 95). Он имел в виду и учение о Боге-Адаме.

 

Исторически в это учение о Боге-Адаме с трудом верили даже сами мормоны. В результате Янг заявил 8 июня 1873 года:

 

В умах святых последних дней наблюдается большое сомнение относительно одной доктрины, которую я открыл им, а Бог открыл мне, - о том, что Адам есть наш отец и наш Бог...

 

" А как же, - говорят, - Адама назвали Адамом? " Он был первым человеком на земле, ее творец и устроитель. Он с помощью своих братьев дал ей существование. Потом сказал: " Я хочу, чтобы мои дети, которые в духе, сошли и жили здесь. Я пожил на земле так, в смертном виде. Я хранил веру и получил венец и возвысился" (Desert News, June 18, 1873, р. 308).

 

Можно и дальше приводить цитаты из многих трудов и официальных изданий мормонов, но факт налицо.

 

Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых последних дней, которая расходится с церковью в Юте по вопросу о политеизме, упорно заявляет, что Иосиф Смит-младший никогда не учил и не практиковал ни многоженство, ни политеизм, но прямые цитаты из Иосифа Смита о многочисленности богов и о достижении мормонами Божественности вызывают досаду у Реорганизованной церкви. И все-таки факт остается фактом.

 

Ниже приводим цитаты газеты мормонов Times and Seasons (15 августа 1844 года, с. 613-614), где опубликована проповедь, которую Смит прочитал четырьмя месяцами ранее на похоронах старейшины Кинга Фоллетта, за два месяца до того, как его самого убили в Карфагене, Иллинойс.

 

Его проповедь слушало более 18 тысяч человек и записали четыре летописца мормонов. Важно, что раскол среди мормонов произошел лишь через три с половиной года после этого, то есть его преемники не так возражали против богословия Смита, как они делают это сейчас. Они не отрицали, что Смит читал эту проповедь и возвещал политеизм, как это делает нынешняя Реорганизованная церковь. Факты опять упрямо говорят за себя:

 

" Я хочу, чтобы вы все знали Бога, познакомились с Ним. Какого рода существом был Бог в начале?

 

Во-первых, Сам Бог, который восседает там, на небесах, подобен людям, нам с вами... Если бы вы встретились с Ним сегодня, вы увидели бы человека - личность, образ и внешность... Я хочу рассказать вам, как Бог стал Богом. Люди выдумали, будто Бог был Богом от вечности. Их разум не вмещает всего, но первый и главный принцип Евангелия - точно знать характер Бога, чтобы общаться с Ним как человек с человеком, и знать, что Сам Бог, наш Отец, жил на земле, точно как Иисус Христос... А что говорил Иисус? (Заметьте это, старейшина Ригдон! ) Иисус говорил, что как Отец имеет власть в Себе, так же и Иисус имеет власть в Себе. Делать что? Очевидно, то, что делал и Отец, именно так. Вот где вечная жизнь - знать единого истинного и мудрого Бога. Вам предстоит учиться тому, как самим быть Богами; быть царями и священниками Богу, как и делали все Боги, переходя с одной ступеньки на другую, от благодати к благодати, от возвышения к возвышению, пока не воссядете в славе, как те, кто находится на престоле у вечной власти..."

 

Итак, богословие мормонов политеистично, оно учит, что вселенную населяют разные боги, которые порождают духовных детей, облеченных в тела, на различных планетах, причем на нашей планете таким богом является Элохим (учение Брайема, что Адам и есть наш небесный Отец, ныне официально отвергнуто лидерами мормонов, но они твердо держатся мнения, что наш Бог есть вознесшийся человек в своей славе). Более того, по вдохновенным высказываниям Иосифа Смита видно, что он начал унитарием, подошел к тритеизму и закончил полноценным политеизмом, прямо противоположным откровениям Нового и Ветхого Заветов, как мы уже видели. Учение мормонов о Троице - непревзойденное искажение библейской истины, хоть они и пытаются замаскировать свою порочную доктрину полуортодоксальной терминологией. Мы уже касались этой проблемы, но о ней приходится помнить все время, чтобы не оставить терминологические выверты мормонов без ответа.

 

С виду мормоны вроде бы ортодоксальны, но при всей безукоризненности их источники явно грешат против истины. Дело в том, что мор- монизм исторически никогда не принимал христианское учение о Троице и, более того, отрицал его полностью, извращая смысл термина. Это одна из причин, по которым их так и не признало ни одно объединение христианских церквей (Национальная ассоциация евангельских христиан. Национальный совет христианских церквей, Всемирный совет церквей, Американский и Международный советы церквей и т.д.). Корнем их политеизма стала доктрина о Боге Отце как простом человеке, которая понуждает их отречься не просто от Триединства Бога, явленного в Писаниях, но и от нематериальной природы Бога как чистого духа. Мормоны в журнале " Взгляд" (Look) говорят, что признают Троицу, но мы уже видели, что троица эта вовсе не христианская. У Бога Отца нет тела из плоти и костей, о чем ясно учил Господь (Ин. 4: 24, ср. Лк. 24: 39). Апостол мормонов Джеймс Тэлмидж так излагает учение церкви в своей книге " Составляющие веры":

 

Церковь Иисуса Христа святых последний дней выступает против Бога непостижимого, лишенного " тела, членов и пристрастий", немыслимого в таком виде, и утверждает свою веру и приверженность истинному и живому Богу Писаний и откровений... Иисус Христос - Сын Элохима, Его духовный и телесный потомок; то есть Элохим есть буквальный Отец духа Иисуса Христа и Его тела, в котором Иисус Христос совершил Свое служение во плоти... Иегова, Который есть Иисус Христос, Сын Элохима, зовется " Отцом"... Тот Иисус Христос, Которого мы знаем как Иегову, был исполнителем Отца, Элохима, в творении (с. 48, 466, 467).

 

В данных поразительных заявлениях Тэлмидж впадает в ошибку, считая Элохима и Иегову двумя разными богами и совершенно игнорируя факт, что Элохим (старший бог) и Иегова-Иисус (младший бог), рожденный Элохимом, сочетаются в древнееврейских Писаниях как " Иегова Всемогущий" или просто " Иегова Бог", о чем свидетельствует любая симфония древнееврейского текста (" Господь" - Яхве, " Бог" - Элохим). Подобным же образом ошиблась в словаре к " Науке и здоровью" Мэри Бейкер Эдди, которая тоже совсем не знала древнееврей- ского языка. " Христианская наука" и мормоны неповторимо едины в этой грамматической ошибке, сами того, очевидно, не подозревая.

 

Утверждение Тэлмиджа, будто " отрицать материальность личности Бога значит отрицать Бога, ибо без составляющих ее нет целого, а нематериальное тело не может существовать", - абсурд логический и богословский. Чтобы опровергнуть его, надо всего лишь вспомнить об ангелах, которые в Писании называются " служебными духами" (Евр. 1: 14), этих творениях с нематериальными " телами", но тем не менее существующих. Мормоны усугубляют безнадежную противоречивость своей теории, когда в учении о предсуществовании души вынуждены переопределять значение души, о которой говорят и Ветхий, и Новый Заветы, так, что она перестает быть нематериальной, хотя Библия ясно учит обратному. Наш Господь на кресте сказал: " Отче! в руки Твои предаю дух Мой". Ясно, что дух был нематериален. И Павел, готовясь уйти из этого мира в небесные сферы, указал, что его духовное существо (определенно нематериальное, раз тело умрет) жаждет отойти и быть со Христом, что гораздо лучше (Флп. 1: 21-23). Мученик Стефан также вверил дух (или нематериальную суть) в руки Отца, воззвав: " Господи Иисусе! приими дух мой" (Деян. 7: 59). Есть много мест как в Ветхом, так и в Новом Заветах, подтверждающих, что " нематериальное тело" может существовать при условии, что оно облечено в духовную форму, как Бог-Отец, Дух Святой и как Иисус Христос в не воплотившемся еще Слове (Ин. 1: 1, ср. Ин. 1: 14). Мормоны, весьма далекие от " веры и приверженности истинному и живому Богу Писания и откровения", хоть таковыми их пытается показать Тэлмидж, действительно поклялись в приверженности политеистическому пантеону богов, в который они жаждут войти сами, чтобы наслаждаться в многоженстве вечным движением к абсолютной божественности. В закоулках языческой мифологии мормонов может скрыться из поля зрения вся сложная структура богословия мормонов, замаскированная терминологией под видимость ортодоксального христианства, как и было показано. Никто, изучающий мормонов, не может отрицать, что они отвергают историческое христианское учение о Троице, ибо сам Тэлмидж, процитировав Никейский символ веры и основы раннехристианского богословия Троицы в " Составляющих веры", пишет: " Трудно представить что-либо более противоречивое и непоследовательное... Нематериальность Бога, провозглашенная в этих декларациях сектантской веры полностью расходится с Писаниями и абсолютно противоречит откровениям о личности Бога и Его качествах..." (с. 48).

 

Внимательно проштудировав сотни богословских трудов мормонов и горы памфлетов на эту тему, автор может совершенно прямо заявить, что ни разу более чем за десять лет исследований в области культов он не видел такого искажения терминологии, пренебрежения контекстом и откровенного ухода от научных принципов со стороны нехристианских культистов, как у богословов мормонизма, пытающихся казаться ортодоксальными и одновременно подрывающих основы исторического христианства. Выверты их путаной политеистической системы побуждают внимательного исследователя снова и снова задуматься о том, какими же моральными нормами руководствуются мормоны в своей жизни, пытаясь переделать историю, библейское богословие и законы истолкования Писаний, лишь бы поддержать на плаву богословие Иосифа Смита и Брайема Янга. Не боясь впасть в противоречие, я заявляю, что мормонизм не выдерживает никакой критики и не желает ее, если только он не будет в состоянии с позиций " широты кругозора" и " терпимости" сам определять ее выводы.

 

Однажды, когда я обсуждал учение мормонов о Боге с одной молодой дамой, склоняющей к обращению в мормонизм, я пообещал в присутствии свидетелей отказаться от того, что я написал в данной главе и одной предыдущей работе (Mormonism, Zondervan, 1958), если старейшины мормонов, с которыми эта дама встречалась, письменно подтвердят, что они и их церковь отвергают политеизм в пользу монотеизма по традиции иудео-христианской религии. Я предложил это искренне, так же, как предлагали люди сотен других исповеданий десяткам тысяч людей более чем за двадцать лет. И Церковь Иисуса Христа святых последних дней хорошо знает об этих предложениях. Душам неискушенным они говорят, что они монотеисты, а с людьми знающими они защищают свой политеизм, и, как настоящий хамелеон, они меняют цвет, чтобы их не заметили в разных условиях.

 

Арбо в своем классическом труде " Откровение в мормонизме" (1932) документально и исчерпывающе проследил развитие богословия мормонов от унитаризма к политеизму. Вот уже полвека его бесценная работа доступна ученым и во всей широте характеризует Церковь мормонов. Но и по сей день мормоны так и не оспорили свидетельства и выводы Арбо, а они крайне активно защищаются, когда кто-то покушается на их " священные писания" и предлагает достоверные свидетельства об их политеистических извращениях Евангелия Иисуса Христа. Очень трудно по-доброму отнестись к богословию мормонов, когда они так грубо искажают факты и так вызывающе осуждают все религии в пользу " восстановленного евангелия", которого мы удостоены пророком Иосифом Смитом. Тем не менее мы не должны, как это часто бывает, распространять неприятие учения мормонов на самих мормонов, ибо первое соответствует Писанию, а второе нет.

 

Продолжим наше исследование. Апостол Орсон Пратт в " Провидце" (The Seer) заявил: " На небесах, где мы рождаемся духом, есть много Богов, и у каждого из них есть собственная жена или жены, полученные им до его искупления, но еще в смертном состоянии" (с. 37). В этом выразительном утверждении Пратт обобщенно передал всю иерархию политеистических представлений мормонов, и приведенные ранее выдержки как нельзя лучше подтверждают его слова. Учение мормонов о том, что в Ветхом Завете Бога видели " лицом к лицу" (Исх. 33: 9, 11, 23; Исх. 24: 9-11; Ис. 6: 1, 5; Быт. 5: 24, 6: 5-9 и т.д.), несостоятельно с точки зрения самого языка и с точки зрения науки о сопоставительном анализе текстов (герменевтики).

 

С точки зрения языка, все приводимые мормонами места, доказывающие, что " у Бога есть физическое тело, которое можно увидеть", не идут в счет при сравнении с декларацией Самого Бога: " Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33: 20).

 

Исход 33: 11 (" лицом к лицу" ) в древнееврейском значит " близко" и никак не противоречит стиху 20. Сходные обороты есть во Вт. 5: 4, а в Быт. 32: 30 говорит не Сам Иегова, а ангел Господень. Ветхий Завет исполнен богоявлениями - случаями, когда Бог говорил или открывался через ангелов, и все исследователи Ветхого Завета признают почти безоговорочно, что антропоморфизм (приписывание Богу человеческих качеств) логически увязывается со многими явлениями Бога человеку.

 

Утверждать вслед за мормонами, что данные случаи доказывают телесность Бога (из плоти и кости) - как учил Иосиф Смит, - значит проявлять неосмотрительность и усердствовать в желании пристроить политеизм к строго монотеистической религии. Мормоны пошли дальше, попытавшись опереться на обороты типа " рука Господня", " око Господне", " десница Господня", " вдунул... дыхание жизни", " уста" и т.д., доказывающие якобы, что Бог имеет физическую форму. Но тут они проглядели один важный момент. В Ветхом Завете чрезвычайно часто используется литературная метафора.

 

Если мормоны хотят быть последовательными в своих интерпретациях, то пусть они попробуют как-то объяснить псалмы, где сказано: " В тени крыл Твоих укрой меня" и " перьями Своими осенит тебя". Если у Бога есть глаза, уши, руки, ладони, дыхание, рот и т.д., то почему бы Ему не иметь перьев и крыльев? Мормонам пока не удалось привести убедительные доказательства на этот счет по причине очевидности антропоморфного и метафорического использования слов при описании Бога. Метафоры - " перья" и " крылья" - говорят нам о Его нежной заботе и защите: " Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится".

 

Мормоны неплохо поработали, надергав из Ветхого и Нового Заветов цитат с метафорическим смыслом, но все равно им придется признать, что Иисус не был дверью (Ин. 10: 9), пастухом (Ин. 10: 11), лозой (Ин. 15: 1), путем (Ин. 14: 6), хлебом (Ин. 6: 51) и никаким другим предметом, название которого было метафорически переосмыслено, как не является и Бог " огнем поядающим", подобным газовой горелке или извержению вулкана.

 

Мормоны сами не всегда сводят концы с концами в своей путаной политеистической теории, как это показал Иосиф Смит, сделав Христа одновременно Отцом и Сыном, заявив, что в этом есть некая тайна и что только Сын может открыть, как Ему удалось стать Сыном и Отцом одновременно. Еще больше запутывая вопрос, Смит объявил их позже " разными личностями", заселив в конечном счете всю вселенную политеистическими божествами-многоженцами. Если вы внимательно проштудируете книги Авраама и Моисея в " Драгоценной жемчужине" (якобы " переведенной" Смитом), а также куски Ефера из Книги Мормона, " Учение и заветы", " Повествование Брайема Янга", перед вами развернется панорама всех догматов мормонизма - о предсуществовании души и многоженстве богов, о кровном родстве Иисуса и Люцифера (братья! ), о духовной иерархии (подземной, земной и небесной, прямо как в небоскребе - подвал, пятидесятый этаж, смотровая площадка соответственно), о всеобщем спасении - панорама, венчает которую полигамный рай, существующий вечно. Вот каково учение мормонов о Боге или, если точнее, о богах, которое даст сто очков вперед любой языческой мифологии.

 

Мормоны и Святой Дух

Рассмотрев природу и качества Бога в мифологии мормонов и ее пантеон полигамных божеств, мы перейдем к другому вопросу - что представляет собой учение мормонов о третьей личности христианской Троицы, ибо мормоны удостаивают ее имени " личность духа".

 

Интересно наблюдать, как описывают Духа Святого мормоны, пытающиеся, где только возможно, прикинуться ортодоксами:

 

" Термин Дух Святой и его обычные синонимы - Дух Божий, Дух Господень или просто Дух, Утешитель или Дух истины - имеет в Писаниях явно разные значения, иногда относясь к личности Бога - Духу Святому, а иногда - к власти и авторитету этой великой Личности, или к средству, через которое Она действует... Дух Святой, несомненно, обладает личной силой и притягательностью; эти качества присутствуют в Нем в совершенстве. Так, Он наставляет и руководит, свидетельствует об Отце и Сыне, увещевает, обличает, говорит, повелевает... Это все не фигуральные обороты, а прямые указания на качества и особенности Духа Святого" (" Составляющие веры", с. 115).

 

Небезынтересно напомнить мнение Тэлмиджа, автора " Составляющих веры": " Сказано, таким образом, что Бог вездесущ; но это не значит, что настоящая личность любой ипостаси Бога может физически присутствовать более чем в одном месте одновременно... Посчитав Бога личностью, мы вынуждены признать факт Его материальности; действительно, " нематериальное существо" (лишенное смысла сочетание, которым люди пытаются обозначить качества Бога) не может существовать исходя из самого значения слов. Если Бог имеет форму, то эта форма обязательно должна иметь некие очертания, а потому быть ограничена рамками пространства. Невозможно Ему занимать более чем одно место в этих рамках одновременно..." (с. 42-43).

 

Здесь мы встречаемся с противоречием в богословии мормонов, если в их теории вообще можно отделить противоречия от всего остального. Тэлмидж заявляет, что Дух Святой есть духовная личность, явно " нематериальное существо" и явно Бог (см. " Учение и заветы" 20: 28), но которая, однако, не обладает формой материальной природы, то есть не ограничена в размерах и в пространстве и может присутствовать в нескольких местах одновременно, что прямо противоречит сказанному Тэлмиджем в той же самой работе. Итак, для мормона " вещь без составляющих ее не имеет целого, а нематериальное тело не может существовать" (Articles of Faith, p. 48), и тем не менее Дух Святой - " личность Духа", один из богов у мормонов, в соответствии с " Учением и заветами". И что поразительно, " Он - нематериальное существо, обладающее духовной формой и определенными пропорциями! ". Уже сами корни богословия мормонов поражены противоречиями; Тэлмидх противоречит самому Тэлмиджу и " Учению и заветам". Они вынуждены логически утверждать материальность Бога в одном случае и тут же отрицать эту материальность у Духа Святого. Да, есть чему поучиться у богословов мормонизма, которые умудряются снячь это логическое и богословское противоречие!

 

Парли Пратт, известный богослов мормонов, окончательно запутал учение мормонов о Духе Святом, написав: " Мы подходим к анализу субстанции, именуемой Духом Святым или Светом Христовым... Существует божественная субстанция, флюид или вещество, называемая Дух, широко рассеянная среди этих вечных элементов... Этот божественный элемент, или Дух, есть непосредственный активный и направляющий агент в святых чудесных силах... Чистейшая, изысканнейшая и тончайшая из всех субстанций, наименее понятная или даже признанная у не особо сведущей части человечества, эта субстанция называется Дух Святой" (Key to the Science of Theology, pp. 45, 105, 46). *

 

*Некоторые мормоны, цитируя представителей раннего мормонизма, пытались даже провести грань между сочетаниями " Дух Святой" и " Дух Святый" (Holy Spirit и Holy Ghost)! Это невозможно в самом языке Нового Завета, что доказывает любой лексикон.

 

С точки зрения Пратта, человека, определенно являющегося официальным провозвестником богословия мормонов, книги которого до сих пор распространяет их церковь как авторитетные и содержательные, Святой Дух - одновременно субстанция, флюид, личность, все, кроме того, что сказано в Писаниях, которые последовательно изображают Бога Духа Святого, третью ипостась Троицы, как вечное, всемогущее, вездесущее и всеведущее Существо, имеющее все качества Бога, единое с Отцем и Сыном по природе. Мормоны по меньшей мере раскололись здесь в своем богословии, хоть Тэлмидж и самоотверженно пытается синтезировать массу разноречивой информации - " откровений" из трудов Смита, Янга и литературы ранних мормонов. Но как бы Тэлмидж ни старался, ему не удастся преодолеть разброд в этом вопросе, о котором свидетельствует следующие утверждения.

 

В " Учении и заветах" (20: 37) сказано:

 

" Все те, кто смиряются и истинно показывают своими делами, что они получили от Духа Христова в отпущение грехов, будут крещением приняты в Его церковь".

 

Иосиф Смит, пророк, получил якобы это откровение от престола " богов", и ему надо стопроцентно доверять. Но тот же самый Смит перевел и Книгу Мормона, которая безапелляционно заявляет:

 

" Да, блаженны те, которые... будут креститься, ибо... получат они отпущение своих грехов... Вот, крещение есть для покаяния во исполнение заповедей для отпущения грехов" (3 Нефий 12: 2; Мороний 8: 11).

 

В одном случае Смит учил, что крещение следует за необходимейшим отпущением грехов, а во втором - что события разворачиваются в обратной последовательности. По Тэлмиджу, " Бог дарует Духа Святого смиренным; и наделение этим даром следует за верой, покаянием и водным крещением... Апостолы древности обещали руководство Духа Святого только тем, кто принял водное крещение в отпущение грехов" (" Составляющие веры", с. 163). Возникает естественный вопрос: когда же нисходит Дух Святой? И может ли он нисходить в богословии мормонов, если неясно, предшествует отпущение грехов крещению, или наоборот. Здесь опять присутствует элемент разноречия в мышлении мормонов.

 

Конечно, было бы интересно продолжить знакомство со взглядами мормонов на Святого Духа, особенно в свете любопытной главы из книги " Учение мормонов" президента Чарльза Пенроуза (Солт-Лейк-Сити, 1888), где он более двадцати раз называет Дух Святой безличным местоимением " оно", хотя и вписывает " его" в обычную для мормонов политеистическую схему, содержащую Бога. Пенроуз завершает свои комментарии утверждением: " Как крещение есть рождение от воды, так и конфирмация есть рождение или крещение от Духа. Оба нужны, чтобы войти в Царство Божие... Обладатель Духа Святого бесконечно богат; полученное людьми, Это может быть утрачено - и они беднейшие из всех, но есть различные степени обладания Им. Данное людям, Оно позволяет им ходить - но уже без суеты - в Его свете. А есть немногие, кто живет под Его тихий голос и Его посредством близко сообщается с небесными существами высшего порядка. Для таких Оно светит с каждым днем ярче" (с. 18-19).

 

Итак, мормонизм, при всей своей запутанности и стремлении возвестить откровение Слова Божия, на самом деле постоянно ему противоречит, ставя на место Бога из чисто духовной субстанции (Ин. 4: 24) божество из плоти и костей и пантеон богов, соответствующих различным уровням развития. Бог у мормонов ограничивается узким шаблоном рационализма и материализма. О Его непознаваемости нет и речи, хотя Писания многократно утверждают явно противоположное. " Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55: 8-9). Богословие мормонов усложняет и ограничивает ясный смысл Писания, чтобы как-то подкрепить политеистический пантеон Иосифа Смита и Брайема Янга. Очевидно, что Бог Библии и " бог" мормонов, " бог-Адам" Брайема Янга и костно-плотяное божество Иосифа Смита не одно и то же; по самой природе все монотеистические и теистические религии находятся в оппозиции к политеизму мормонов. Христианству же особенно противны лживые и хитрые потуги мормонов прикинуться " служителями правды" (2 Кор. 11: 15).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.237 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь