Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек, его духовная и земная природа
Без страха впасть в противоречие все разумные люди признают реальность своего физического существования. И делают они это в основном по трем причинам: человек воспринимает свое тело чувствами, потребности тела (пища, одежда и т. д. ) доказывают, что оно материально, человеческий разум способен различать конкретное и абстрактное, причем тело без труда причисляется к конкретному. Несмотря на это, " христианская наука" безоговорочно отрицает все физическое, о чем писала миссис Эдди: Человек — не материя; он состоит не из мозгов, крови, костей и других материальных элементов... Человек духовен и совершенен, а раз он духовен и совершенен, то именно так его и надо рассматривать в " христианской науке". Человек есть идея, образ любви, он не телесен (Science and Health, p. 475). Миссис Эдди не только яростно отрицала поддающийся экспериментальной проверке факт, что тело существует, она пошла дальше и попыталась откорректировать Господа в Его творческой деятельности утверждением, что " человек есть наследник и идея Высшего Существа, чей закон совершенен и беспределен. Подчиняясь Его закону, человек вечно раскрывает бесконечность блаженства этого Существа, поскольку он является образом и подобием бесконечной Жизни, Истины и Любви" (Miscellaneous Writings, p. 82). В этой точке своих блужданий и печального душевного состояния миссис Эдди приняла решение, которое, будучи совсем лишено какого-либо богословского смысла, делает ее систему умозаключений огромным философским извращением. Отрицание существования материи с позиций философии есть провозглашение наихудшего вида абсурдности, барьер которой миссис Эдди не смогла преодолеть. Бытие 2: 7 ясно указывает: " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Далее Моисей рассказывает, что Бог сотворил материальную Еву, употребив часть тела Адама. А Давид сказал: " Он сотворил нас, и мы — Его" (Пс. 99: 3). Писание неопровержимо свидетельствует, что Бог сотворил материю (Быт. 1: 1), все формы живых организмов и в конце концов самого человека по духовному образу и подобию его нематериального Отца. Поэтому нет никаких логических оснований заявлять, что человек существует не физически, а только духовно, и упорное желание миссис Эдди покончить с человеческим телом, а параллельно и с самой материальной вселенной, есть лишь очередное доказательство неразумности ее рассудка. В отношении к духовной природе человека " христианская наука" занимает особую позицию, но позицию, которая при общем рассмотрении выводима из остальных частей учения. Поскольку человек полностью духовен (" образ Бога", как признает это " христианская наука" ), а Бог совершенен и, следовательно, неспособен на грех, то и человек должен быть совершенен как Его образ и неспособен на грех. Именно этому учит миссис Эдди. Свидетельство тому ее собственные слова: ... Человек есть вершина совершенства и никоим образом не усредненное несовершенство... Если Господь справедлив и вечен, то и человек, как Его подобие, неуклонен в благости и вечен в Жизни, Истине и Любви... Духовный человек есть совершенное и непадшее подобие, сосуществующее вечно с Богом (Miscellaneous Writings, p. 79). Логически отсюда можно вывести только то, что библейский рассказ о падении человека в пропасть несовершенства (Быт. 3: 6-7) и указание на преходящесть его существования (Пс. 88: 49 и 1 Кор. 15: 47) есть абсолютная ошибка, что человек есть Бог, поскольку раз он сосуществует с вечно Сущим (Miscellaneous Writings, p. 79), то и сам вечен. Слабость этого подхода можно легко показать тем, что все материальное, включая человеческое тело, со временем превращается в исходные составляющие элементы и поскольку Бог, как сказано, сотворил все сущее — и материальное, и духовное (Ин. 1: 3) — то, следовательно, человек в своем физическом и духовном проявлении тоже есть сотворенное, а не сосуществующее с Богом или вечное по природе. Итак, отождествление духовной природы человека и Бога явно ошибочно, если мы будем опираться на иудейско-христианские откровения истинного Бога. " Христианская наука" заявляет, что она придерживается христианской позиции, и ее члены яростно отвергают любые попытки показать, что их точка зрения противоположна христианской, однако какое положение Библии ни возьми, при его рассмотрении оказывается, что в теории " христианской науки" нет и малейшего подобия учению Иисуса Христа. Душа человека действительно нематериальна и была сотворена по образу Божию, но тело человека чисто физическое в любом значении этого слова. Отрицать его существование, как это делает " христианская наука", и пытаться доказать, что человек полностью духовен и в своей духовности совершенен, значит – по меньшей мере — дерзко извратить все, что так четко изложено в Библии. Душа человека своевольно согрешила против Бога в Адаме (Ис. 43: 27, Рим. 5), а с тех самых пор и по сей день души всех людей бунтовали против всемогущего Бога. Только Евангелием Иисуса Христа этот бунт преобразуется в покорность, порочная человеческая душа очищается от грехов и возрождается к вечной жизни. Использовать Библию для отрицания этих фактов опасно в силу их очевидности. Отмахиваться от них, как это делает " христианская наука", бесполезно, ибо " слово Господне пребывает в век" и " это есть то слово, которое... проповедано" (1 Пет. 1: 25).
" Христианская наука" и исцеления Главное " завоевание" миссис Эдди и всей " христианской науки" заключается в том, что они " вернули" христианству способность исцелять, " утраченную" со времен ранней церкви. Литература этого культа беспрестанно твердит, что его основательница лечила так, как лечил Иисус, и распространила это через " божественную науку". Мало того, миссис Эдди сама откровенно заявляла, что она исцеляет от всех болезней, включая рак, туберкулез и дифтерию. Миссис Эдди писала в New York Sun 19 декабря 1898 года: Пусть мир попробует опровергнуть то, что я здесь заявляю. Открыв Христианскую Науку, я лечила чахотку в самых последних стадиях, которая по приговору докторов медицины после исследований и изучения представителями разных школ считалась неизлечимой, поскольку легкие были полностью поражены. Я излечила злокачественную туберкулезную дифтерию и кариозные кости, которые можно было проткнуть пальцем, уже когда хирургические инструменты лежали на столе, готовые для ампутации. Я излечила за один сеанс рак, который так поразил мышцы шеи, что яремная вена выпирала наружу, как веревка. Обратите внимание, что миссис Эдди не приводит ни подробностей, ни имен пациентов, ни адресов, ни дат, ни свидетелей. Единственные люди, которые когда-либо свидетельствовали о ее " чудодейственных" исцелениях, были либо необразованными слугами миссис Эдди, не имевшими знаний, чтобы подтвердить диагноз, либо " христианскими учеными" уже следующего поколения, которые, к несчастью, принимали как истину, исходящую из уст Божиих, любую выдумку миссис Эдди или утверждения современных ей последователей. Заявление миссис Эдди о способности исцелять бросает нам вызов. Поскольку она отрицает все основополагающие доктрины христианства, то ее так называемая способность исцелять исходит не от Бога. Остаются две возможности. Либо эти так называемые исцеления были отнюдь не сверхъестественны (на самом деле являясь обманом, случайностью, естественными процессами и т. п.) и миссис Эдди виновна во лжи, либо они были совершены силой сатаны по примеру волхвов на суде фараона во дни Моисея (Исх. 7: 11, 22). Давайте кратко рассмотрим этот период длительной карьеры " матери Эдди". Начнем исследовать претензии миссис Эдди на способность исцелять с факта, что она категорически отказывалась лечить идентичные случаи тех заболеваний, которые она якобы лечила. Даже когда один известный врач из Цинциннати предлагал вылечить любого из поступавших к нему больных с подобными диагнозами, миссис Эдди в ответ хранила удивительное молчание и никогда не вспоминала об его предложении впоследствии.2 Как можно ожидать такого от " преемника Иисуса Христа"? Упомянем еще лишь один из многих фактов, которые, без сомнения, доказывают, что миссис Эдди исцеляла совсем не так успешно, как заявляла. За долгую жизнь она позволила собственной маленькой внучке, жене своего любимого брата Сэмьюэла и близкому другу Джозефу Армстронгу умереть мучительной смертью от рака, пневмонии и плеврита и никогда, в противовес всяким заверениям, не возлагала свою " целительную" руку, чтобы спасти их.3 Вместо этого она рекомендовала " самостоятельное" лечение во всех трех случаях, которое заключалось в чтении ее книги " Наука и здоровье" и в попытке отторгнуть разумом болезнь организма. Миссис Эдди могла бы по крайней мере навестить их и, если ее претензии истинны, вылечить " за один сеанс", но она так не сделала, потому что была неспособна, и никто не знал это лучше, чем сама Мэри Бейкср Эдди. Есть огромное количество материалов из источников, не вызывающих сомнения, что этот факт является абсолютной истиной, и самый лучший авторитет здесь — данное под клятвой свидетельство Альфреда Фарлоу, тогдашнего председателя издательского комитета Церкви Христианской Науки и президента Матери-Церкви в Бостоне. В свидетельстве Фарлоу, " христианского ученого", находившегося на высоком посту в своей церкви и, несомненно, располагавшего сведениями о миссис Эдди, ясно утверждается, что он не знал ни об одном исцелении миссис Эдди какой-либо органической болезни за всю ее жизнь, кроме затекшей ноги, что вряд ли является серьезным заболеванием для любого разумного врача (F. W. Peabody, The Religio-Medical Masquerade, p. 113). Можно привести гораздо больше свидетельств, чтобы подтвердить историчность этой точки зрения, развенчивающей миф об исцелениях миссис Эдди, но мы ограничимся уже приведенными. Она, провозглашавшая себя " преемницей Иисуса Христа", величайшим целителем нашего времени, не могла вылечить даже своих ближних, и, чтобы утаить эту большую угрозу своей системе, происходившую из видимой неспособности лечить, миссис Эдди и ее сподвижники разносили по миру и по общинам доверчивых последователей легенду о ее чудотворной исцеляющей силе. Эту силу, о которой так трубила " христианская наука", как гласит история, она никогда не демонстрировала открыто по той очевидной причине, что это была сплошная иллюзия, призрак " христианской науки" и обман Мэри Бейкер Эдди. Миссис Эдди, однако, была не прочь прикрепить к своим выдумкам о чудотворном исцелении ценник с проставленной на нем стоимостью: Когда учение дает возможность обретать и сохранять здоровье, лечить и ставить на ноги человека в любой момент жизни — а именно это и делает данное учение — глупо ли ожидать взамен то, что поддержит делателя и Дело? Если глупо, то вся наша система образования, светского и религиозного, неверна, и наставники и филантропы в нашей стране не должны ожидать никакой компенсации. " Если мы посеяли в вас духовное, велико ли дело, что мы пожнем плотское? " (Miscellaneous Writings, p. 38). Да, это была миссис Эдди, умная до чрезвычайности, выше осознания и понимания своих даже самых близких друзей. Не следует забывать, что миссис Эдди однажды написала: Пациент слушает диагноз доктора так же, как преступник — свой смертельный приговор (Science and Health, p. 198). Однако она пользовалась, хотя и очень редко, реальной помощью докторов при спазматических приступах истерии, а к концу жизни даже разрешила " христианским ученым" прибегать к анестезии, хирургии и пользоваться услугами ортопедов при переломах, трещинах и т. д. Все это она решительно отвергала в начале своего пути. Однако никто не может обвинить миссис Эдди в глупости, поскольку она делала видимые уступки в некоторых случаях, но, ревностно заботясь о телах своих последователей, оставляла их души пораженными нищетой, в пустоте и бедности, лишенными истинного Христа и Его Евангелия жизни. Главной притягательной силой " христианской науки" является кажущаяся власть над болезнью и душевным беспокойством, но давайте процитируем психолога Дэвида Дэвиса: " То, что было вызвано внушением, может быть излечено внушением".4 Большинство болезней, " излеченных" " христианскими учеными", были воображаемыми болезнями без поставленного врачом диагноза, не зафиксированными документально и, как правило, не подтвержденными никем, кроме членов " христианской науки" или их почитателей. Физический мир для большинства " христианских ученых" есть " иллюзия смертного разума", но они пользуются любой возможностью обеспечить себя всеми благами, которые этот самый " смертный разум" изобретает.5 С такой философией даже грех со всей его мерзостью умаляется до обыкновенного продукта разума, а смерть — до легковесной " иллюзии". Поскольку центральным учением почти всех культов является отрицание Божественности и спасения нашего Господа, мы с новыми силами должны проповедовать и обучать основным положениям нашего христианского наследия. Мы должны быстро найти ошибку и — еще быстрее! — предложить представителям всех культов любовь Божию и прощение через Его Вечного Сына, если только они захотят прийти ко Христу Голгофы. Не будем забывать, что " христианская наука", без сомнения, обладает способностью дать временный мир разуму; но на вопрос, лечит ли она болезни " с диагнозом врача", приносит ли мир душе и, что важнее всего, мир с Богом, Библия непреклонно говорит: нет! Библия отчетливо учит, что спасение возможно только через Божию Благодать, явленную в Иисусе Христе и в Его искупительной жертве на кресте. Христос в христианстве — это Личность, воплощенный Бог (Ин. 1: 1-14), не " божественная идея" пантеистической не-Сущности, которой миссис Эдди представила Его. Вот почему важно помнить, что миссис Эдди никогда не верила в личного Бога, как не верит ни один настоящий " христианский ученый" сегодня. Последние слова, которые миссис Эдди начертала дрожащей рукой на обрывке бумаги незадолго до смерти: " Бог — это моя жизнь", - могут быть в равной степени прочитаны: " Первопричина, Любовь, Дух или Разум есть моя жизнь". В ее чрезвычайно путаном сознании Бог Библии не существовал, для нее Бог не был личным ни в каком смысле, поскольку ее ограниченная теология допускала лишь некое " оно" среднего рода, которое было " всем во всем". Помимо восхищения своим пантеистически безликим божеством, миссис Эдди и, следовательно, все представители " христианской науки" в настоящее время видят в нем " Главный Ключ" от любого человеческого несчастья. Парадоксально, что, отрицая существование несчастья вообще, они не отказываются от попыток убедить любого, кто согласится их слушать, за приличную плату, разумеется, что " христианская наука" может устранить это заблуждение " смертного разума" через молитву. Притчей во языцех " христианской науки" по случайности стало слово " молитва", и они не перестают напоминать, как они непрестанно молят " Бога" об исцелении. Но молитва ли это? Писание учит нас, что молитва — это обращение человека к личности Бога, Который видит наши нужды и отвечает на них (Флп. 4: 6-7). Не так обстоит дело в " христианской науке". Миссис Эдди не устает повторять, что обращение к личному Богу есть препятствие, а не помощь. Для нее и для " христианской науки" единственно верная молитва есть утверждение Всеобъемлемости Первопричины и уподобление ей себя. На данном ложном основании строится иллюзия врожденной человеческой праведности и отрицание " ошибочных" взглядов, что зло или — заменяющие его — грех, страдание, болезнь и даже смерть есть реальность. В свете подобных идей представители " христианской науки" с виду выглядят откровенно счастливыми и словно не замечающими тревог будней. Когда бы они ни встретились со злом, они отрицают его реальность, когда они видят несчастье, они утверждают, что оно не существует, и даже когда к тому, кого они любят, приходит смерть, они просто заявляют, что она есть иллюзия, поскольку Первопричина (Бог) есть Все, и это " Все" есть добро. Можно бесконечно исследовать многочисленные странные истолкования миссис Эдди, но мы ограничимся утверждением, что она никогда не верила в Писание как в Слово Божие и не поклонялась Спасителю, о Котором рассказывается на его страницах. Самое святое и сокровенное учение христиан о любви, то есть о Христе, распятом за нас, и Его жертвенной крови, искупившей нас перед Богом, миссис Эдди полностью опустила за ненадобностью. Точно так же она устранила из своего учения ад, сатану и рай (для нее он был " состоянием разума" ). Нигде в анналах культизма не найти другой личности, которая так умело маскировала бы широкий путь в погибель покровом видимой безмятежности, как это делала Мэри Бейкер Эдди, тем не менее за этой безмятежностью лежит отрицание почти всего ортодоксального христианства. В заключение обзора религии миссис Эдди чрезвычайно важно сказать, что суть " христианской науки" должна быть понята как христианами, так и нехристианами. Христианами — потому что пренебрежение " христианской наукой" стало одним из главных факторов ее успеха и быстрого распространения. Нехристианами — потому что эта подделка истинного Евангелия в действительности не имеет ничего общего с исторической христианской верой. В " христианской науке" надо разобраться, а ее учение отделить от Писания, которое она извращает, прельщая на погибель многие заплутавшие души. Но к самим " христианским ученым" следует проявлять любовь и благовествовать среди них ради дела Христова, ибо такова Господня заповедь Его Церкви, для исполнения которой требуется больше усилий, чем для простого опровержения неверных учений.
Библейские тексты, которые помогут опровергнуть богословие " христианской науки" 1. Непогрешимость Писаний: Пс. 118: 140; Ис. 40: 8; Мф. 24: 35; Ин. 10: 35; 17: 17; 2 Тим. 3: 16. 2. Троица и Божественность Христа: Быт. 1: 26; 11: 7; 18: 1-33; Исх. 3: 14; Ис. 6: 8; 9: 6; Ин. 1: 1, 14; 8: 58; Кол. 1: 15; 2: 9; Евр. 1: 3; Отк. 1: 7-8, 16. 3. Личность Духа Святого: Лк. 12: 12; Ин. 16: 7-8; Деян. 13: 2. 4. Непорочное зачатие и чудеса Иисуса: Ис. 7: 14; 9: 6; Мих. 5: 2; Мф. 1: 18-25; Лк. 1: 30-38. 5. Чудеса: Мф. 8: 14-15, 26-27; 9: 2, 6-7, 27-30; Мк. 1: 32-34; Ин. 2: 1-11; 6: 10-14. 6. Искупление, смерть и воскресение Христа: Исх. 12: 13; Лев. 17: 11; Пс. 21; Ис. 53; Дан. 9: 26; Мф. 26: 28; 28: 5-7; Лк. 24: 39; Ин. 1: 29; 19: 33; Рим. 5: 6-8; Еф. 1: 7; Кол. 1: 20. 7. Вечные муки: Мф. 13: 42, 50; 22: 13; Мк. 9: 44, 46, 48; Лк. 3: 17; Отк. 20: 10. 8. Христианская молитва: Мф. 6: 5-15; 7: 7-11; Лк. 18: 1; Флп. 4: 6; 1 Фес. 5: 17; Иак. 5: 16. 9. Учение о грехе: Рим. 3: 23; 6: 23; 1 Ин. 1: 10; 3: 4; 5: 17.
________________________________________ 1. Georgine Milmine. The Life of Mary Baker G. Eddy and the History of Christian Science, Grand Rapids, 1937, pp. 3-25. 2. New York World, Oct. 30, 1906 3. Ernest Sutherland Bates and John V. Dittemore, Mary Baker Eddy: The Truth and the Tradition, New York, 1932, pp. 41-42, 151, 445. 4. The Boston Post, June 5, 1882. 5. Science and Health with Key to the Scriptures, Boston, Eddy, 1934, p. 196 (1881, vol. I, p. 269). 6. Портлендский Evening Courier, Nov. 7, 1862 7. Цитируется по Milmine, pp. 84-86. 8. F. W. Peabody, The Religio-Medical Masquerade, pp. 80-81. 9. Christian Science Journal, January, 1901. 10. Christian Science Journal, March, 1897. 11. Chrtstian Science Journal, February, 1908. 12. Christian Science Watchman, Vol. 4, No. 7, March, 1928, pp. 153-154. 13. Из Christian Science Watchman, Vol. 4, No. 5, January, 1928. 14. Столько " христианских ученых" насчитывалось в 1899 году. 15. Haldeman I. M., Christian Science in the Light of Holy Scripture, p. 377. 16. Сатана имеет сомнительную честь быть первым. 17. Или, если точнее передать смысл греческого текста, " Как через Адама все умирают, так и через Христа все будут воскрешены". 18. Цит. по Haldeman I M. Christian Science in the Light of Holy Scripture, p. 268 19. Charles A. L. Reed, New York Sun, Jan. 1, 1899. 20. Это не помешало ей, однако, выписать чек на расходы по операции жены ее брата, которую так и не смогли спасти, потому что " христианская наука" слишком долго занималась " исцелением" ее болезни самостоятельно. 21. Prof. David S. Davis, " A Psychologist Views the Cults", from The Examiner, Vol. I, Jan. — Feb. No. 1, p. 11. 22. Писания, однако, свидетельствуют, что сатана может подделывать чудеса Бога (Исх 7: 22 и сл. ), и какие бы исцеления ни совершала " христианская наука", все они отнюдь не являются делом Христа.
Глава 6. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы