Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Знаете ли вы, из чего пекут хлеб?



Хлеб пекут из муки. Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть.

В старину для этого на берегах рек строили мельни­цы. Текучая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тя­желые каменные жернова, перетиравшие зерно и пре­вращавшие его в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветря­ные мельницы.

Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движение жернова.

  Мельница

Труженица-мельница

Встала у реки.

Намели нам, мельница,

Из зерна муки!

 

Мельница не ленится —

Вертит жернова,

И шумит, и пенится

Быстрая вода.

 

А мука струится

И бежит ручьем,

С медом и корицей1

Коврижку испечем!

Попробуйте представить завтрак, обед, ужин без хле­ба, булочек или печенья.

Нет, это невозможно! На завтрак мы кладем на лом­тик хлеба кусочек сыра, колбасы или ветчины.

И суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай, как правило, сопровождают бутербро­ды с вареньем или медом.

Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и со­лью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол — доска». «Хлеб — всему голова! », «Хлеб — мать всех кушаний».

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот веселится».

Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс зем­ле-матушке, просили об богатом урожае.

В храмах служили молебен и обходили поля с ико­нами и зажженными свечами. А еще молились Свято­му Николаю-Чудотворцу, который почитался в народе покровителем землепашца.

 

***

Угодник Николай!

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Теплых дождей

Ты для нас не жалей,

Землю-матушку полей!

 

Чтобы выросла рожь,

Чтоб ячмень был хорош,

Чтоб пшеница налилась,

Чтоб гречиха поднялась.

 

Сбереги посевы

От небесного гнева,

От жары, от града,

От ночного хлада!

Перед тем, как начинать весеннюю пахоту, крестья­не, как учили их отцы и деды, наблюдали окружающую природу.

1 Корица — высушенная кора ветвей некоторых тропических растений, употребляемая как пряность.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями пес­ни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит пришла пора поле пахать.

«Первая борозда — праздник! » — говаривали люди в старину. К вспаханной борозде прикасались раскры­тыми ладонями, примечали, если от нее исходит холод и влага, то сеять рано, а если веет теплом, то пора на­чинать сев. «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет», — такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать». Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

Летом хлеба наливаются зрелостью, поспевают. Ко­лосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотис­то-желтыми.

Народ давно приметил: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает». А народная пого­ворка гласит: «Хлеб в колосу, пора жать полосу». У хле­боробов начинается горячая пора, которая издавна на­зывается «страдой». Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные зернохранили­ща — элеваторы.

 

! Какие злаки вы знаете?

! Какой злак занимает первое место в мире по выращи­ванию?

! Какие полезные вещества содержатся в злаках?

! Почему в народе говорят: «Хлеб — всему голова! », «Будет хлеб — будет и обед»?

! Какая пора у хлеборобов называется «страдой»?

! Почему говорят: «Щи да каша — пища наша»?

 

 

ПШЕНИЦА

 

Представьте себе, дорогие ребята, что мы зашли в булоч­ную. Как чудесно пахнет свежим хле­бушком! На полках аккуратно, рядка­ми разложены бато­ны, булки, бухан­ки, пирожки, буб­лики и слойки. И все это выпекается из белой пшенич­ной муки.

Пожалуй, нет ни­чего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

 

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

 

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

 

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

 

Пшеница известна людям уже более десяти тысяч лет. Как же она стала спутницей и кормилицей человека? Может быть, это произошло так. Послушайте сказку.

Сказка о пшеничном зернышке

Давным-давно это было, в те незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах, носили одежду из зве­риных шкур, а согревались возле костров.

В одной глубокой каменной пещере недалеко от лес­ной реки жило племя первобытных людей. Каждый де­лал свое дело, и все помогали друг другу. Мужчины об­тачивали и заостряли камни и мастерили из них каменные топоры, палицы и наконечники для стрел. С этим оружием они охотились на диких зверей.

Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.

В этом племени жила девочка по имени Ирата. Од­нажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.

Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.

— Может быть, их можно есть? — подумала Ирата и положила зернышки в рот.

Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила зернами голод. А один колосок Ира­та взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее пле­мя, и показала бабушке.

Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на боль­шой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню и дала отве­дать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшенич­ное зернышко упало на землю и затаилось до весны.

Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно пшеничные.

Вскоре многие женщины и девочки этого племени ста­ли собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.

Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.

Вот это и был самый первый хлеб на Земле!

— Как вкусно! — обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.

А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!

Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лу­гах и полянах, но и сажать возле своего жилища.

Другие племена тоже узнали о замечательных зер­нышках, вкусных и сытных, способных долго хранить­ся, и в случае неудачной охоты спасти людей от голода.

Вот так и стали наши далекие предки растить пше­ницу и печь хлеб.

С тех пор прошло много тысячелетий, и колосья со­временной культурной пшеницы уже не похожи на ко­лоски дикой пшеницы, которую называют однозернян­кой. Этот древний вид пшеницы до сих пор выращивают в Турции. Его мелкие жесткие зерна очень трудно обмо­лачивать2, их используют только на корм скоту.

Как же выглядит пшеница?

У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы желтовато-золо­тистого цвета, они окружены довольно твердой оболоч­кой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму.

Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твер­дой пшеницы делают макароны, вермишель. Для вы­печки хлеба она не годится, потому что в ней мало клей­ковины — вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в ко­торой много клейковины.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелос­тью, становится крупным и тяжелым.

 

***

У созревшей пшеницы

Стебелек клонится

Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.

 

Когда начинается жатва3, дорога каждая минута. Пе­резрелые колосья могут уронить зерна на землю, и уро­жай будет потерян.

Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает са­мое горячее время, недаром называется оно «страдой».

______________________

2 Обмолачивать — извлекать, выбивать зерна из колосьев.

3 Жатва — уборка хлебных злаков путем срезания их стеблей под корень.

В старину пшеничные колосья срезали острым сер­пом4, потом связывали их в снопы5. Снопы складыва­ли в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Недаром говорится: «Красно поле снопами, а овин6 — скирдами7».

Колосья собранной пшеницы молотили цепами8, что­бы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна — амбары.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили зем­лю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами.

Теперь на помощь земледельцам пришли умные ма­шины— трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.

Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелег­кий и напряженный! А чтобы мы могли принести до­мой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба!

На хлебной ниве

Пришло ли время сева?

Не пришло ли время,

Не настал ли срок,

В землю бросить семя,

Чтобы вышел прок?

Присмотрись получше

Ко всему окрест,

Тропкою посуше

Отправляйся в лес!

Если распушилась

Ива над водой,

Машет у обрыва

Веткой молодой.

Если, как из пушки,

Грянул первый гром,

Да урчат лягушки

В тростнике сыром,

Жаворонок в небе

Рассыпает трель —

О насущном хлебе

Шепчет нам апрель!

_______________________

4 Серп — ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко­ зазубренного ножа для срезания хлебных злаков.

5 Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.

6 Овин — строение для сушки снопов перед молотьбой.

7 Скирда — сложенные особым способом снопы.

8 Цеп — ручное орудие для молотьбы.

Поклонись пашне!

Ты ступай-ка в поле,

Дорогой сынок,

Да возьми поболе

Там земли комок.

Если он рассыпчат,

Если не тяжёл,

Значит в поле выйти

Верный срок пришел.

Любит мать-землица

Ласку, как дитя,

Пашне поклониться

Вновь зовет тебя.

В прежнее-то время,

В годы старины

Отслужить молебен

Были б мы должны.

Богу помолиться

У святых икон,

И отдать землице

Поясной поклон.

Попросить у Неба

Щедрый урожай,

Чтоб хватило хлеба

Всем на каравай!

 

На пашне

Вешнее приволье

В сердце — благодать!

Дружно станем в поле,

Землю мы пахать.

Словно в русской бане

Парится земля,

Теплыми клубами

Пар обвил поля.

Ветер ветви клонит

К голубой воде.

Приложи ладони

К свежей борозде.

Коль земля «поспела»,

То теплом обдаст,

И готов для сева

Свежий влажный пласт

С думою веселой

Бросим мы зерно.

Колосом тяжелым

Прорастет оно.

Хлеба зреют

От утра до ночи

Летом далеко,

Солнечный клубочек

В небе высоко.

Цветенью медовой

Манит лето пчел,

В поле колос новый

Поднялся, расцвел.

Вырастай, пшеница,

Наливайся, рожь,

И стеной высокой

Поднимайтесь сплошь!

Ходит в небе тучка

С ливнем проливным,

Станет колос тучным,

Станет золотым.

Страда началась

Не до песен боле —

Началась страда!

Снова просит поле

Пота и труда.

Был завет старинный

Срезав хлеб серпом,

Первый, именинный

Сноп вносили в дом.

Верили, что сила

Зерен золотых

Многих исцелила

Слабых и больных.

Нынче не случайно

В голубой дали

На полях комбайны,

Словно корабли.

Жатва

В знойную погоду

Жатва началась.

Дорог хлеборобу

Нынче каждый час!

Полилось рекою

Золотой зерно.

Кормит нас с тобою

Хлебушком оно.

Мы на стол поставим

Пышный каравай.

Землю-мать восславим

Мы за урожай!

Хлеб — всему голова

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб — хозяин дома,

Всему он голова!

Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве — царь!

Как отец родимый,

Он питает нас.

Яровой9, озимый10

Каждый день и час.

Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата11

Хлебушек сильней.

Хлеб — живая сущность

Неба и Земли.

Хлебушек насущный,

Нива, нам пошли!

 

! Расскажите сказку о пшеничном зернышке.

! Как выглядит пшеница?

! Какие есть сорта пшеницы?

! Почему уборку урожая называют «страдой»?

! Как в старину убирали урожай пшеницы?

! Какие машины помогают современным земледельцам пахать поле, убирать зерно?

! Как вы думаете, почему в старину на Руси считалось большим грехом бросить кусок хлеба?

_______________

9 Яровой — злак, засеваемый весной и созревающий осенью.

10 Озимый — злак, засеваемый осенью и зимующий под снегом.

11 Булат — старинная узорчатая твердая сталь для клинков.

РОЖЬ

Дорогие ребята! Вы, конечно, по­мните русскую на­родную сказку «Ко­лобок»?

А задумывались ли вы о том, из ка­кой муки испекла бабка деду румя­ный колобок?

Дам вам неболь­шую подсказку: в прежние времена крестьянскую се­мью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пше­ничная мука стоила дороже, и потому калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее — князья и бояре.

Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уваже­ние. В народе говаривали: «Ржаной хлеб кормит плот­но и сытно». И еще: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Былинный богатырь говорил: «Я мужик неприхотливый, был бы хлеба кус ржаного».

В старину искусные пекари выпекали ржаной хлеб, который назывался «боярским». Для приготовления этого хлеба брали ржаную муку особого помола, сливочное масло, сквашенное молоко. В тесто добавляли слив­ки, сметану и пряности. Каравай получался необыкно­венно вкусным и сдобным, но стоил он дорого, и пото­му крестьянину был не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский».

Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным». Знаете, почему? Потому, что он спасал людей от голо­да, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Ржаной хлеб

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

 

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

 

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

 

Силу, крепость придает,

Любит хлебушек народ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь