Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Великая вечерня и крестный ход.
Заканчивается литургия, и Царские врата закрываются. Начинается Великая вечерня. В Свято-Успенском соборе в начале вечерни начальное «Царю Небесный…» поется всенародно, здес же оно просто читалось одним из певчих, который читал начальую часть службы. А затем чтец читает Трисвятое по «Отче наш….», а затем – 103 псалом[464]. А вот, в конце пения стихир на «Господи воззвах…» «Царю Небесный…» все-таки было пропето всенародно, и руководил пением диакон. На великой ектении диакон к обычным прошениям прибавляет призывы к молитвы о ниспослании на всех присутствующих Духа Господня. Великая вечерня, я напомню, отличается тем, что на ней совершается вход, а после входа – сугубая ектения, а в конце «Буди имя Господне…» и 33 псалом, что, впрочем, у нас обычно опускается. А на этой вечерне возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш, ты еси Бог, творяй чудеса»[465]. Протодиакон о.Евгений Горин пропевал его, но несколько по-другому, нежели это всегда делает о.Евгений Габов, и не так красиво. Хор также пел несколько другим распевом. Эта вечерня отличается от любой другой тем, что на ней троекратно произносятся особые ектении, в которые вставляются специальные коленопреклонные молитвы. Всего таких молитв[466] семь. В молитвах священник (все молитвы целиком читал о.Андрей Шамро) от имени верующих просит у Бога прощения грехов и всяческой помощи, наставления на путь спасения. Особняком стоят прошения о даровании спокойного сна в грядушую ночь…. Мы просим Бога направить нашу жизнь на путь добродетели во всех отношениях. Две ектении с молитвами провозглашаются до и после сугубой ектении, а третья - после пения «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам…». Впервые после Пасхи мы преклоняем колена, с этой минуты запрет на земные поклоны отменяется.
Конечная часть вечерни была несколько сокращена. В это время к лестнице выходят местные алтарники, держащие в руках запрестольные Крест и образ, а также фонарь. Настоятель произносит отпуст с особым текстом, в котором кратко объясняется вся суть дело спасения человека, совершенного Христом, от начала и до конца. После окончания пения многолетия произносится возглас и весь народ поет «Царю Небесный…». Пономари, а за ними духовенство и певчие, а потом и народ спускаются вниз по лестнице. Начинается крестный ход. Духовенство непрерывно поет краткие славословия: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! », «Пресвятая Богородице, спаси нас! », «Вси святии, молите Бога о нас! » и так далее. Крестный ход останавливается с южной и восточной частей здания, а затем…. направляется к строящемуся храму, входя в него через узкую дверь, предназначенную для священнослужителей, входящих в алтарь. Здесь духовенство и хор троекратно пропевает упомянуты выше возгласы, после чего читается Евангелие (от Матфея): 1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 8И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. 9Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. 11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. 12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. 15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. 16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. После этого снова звучат те же возгласы, затем тропарь и кондак праздника, а о.Андрей кропит все здание и присутствующих святой водой. Здесь заметно, что будущий храм должен быть несколько больше храма Новомучеников. Он будет иметь три входа, причем, оба боковых смотрят на запад, как и главный. Внутри же уже сделана лестница для подъема на клирос. В алтарной апсиде стоит некое сооружение, представляющее собой, судя по всему, деталь внутреннего купольного барабана. Спустя какое-то время крестный ход покидает строящийся храм, направляясь к действующему зданию. С северной стороны и на паперти делаются еще две остановки, а затем крестный ход возвращается в храм. Звучит отпуст. В конце о.Андрей поздравил всех с праздником Рождения Церкви, которая есть столп и утверждение Истины, в которой только и возможно спасение, в которой только и действует Дух Святой. Некто из Святых Отцов сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Это сказано не о храмовых зданиях, не о людях, не о человеческой организации, но о ЕДИНОМ ОРГАНИЗМЕ, который оживляет Дух Божий. Организм этот был создан самим Христом, который призвал апостолов, на которых сошел Дух Святой, дав им силу и власть совершать Таинства и проповедовать, а они разошлись по лицу земли, возвещая Евангелие Христово. И через их проповедь родилась Церковь, ядром которой были апостолы. Совершает же Таинства Дух Святой, который через них входит в человека, наполняя его. Лучше сказать, как Дух Божий наполняе Церковь и дает ЕЙ силу, так Он вселяется в души человеческие, преображая их. Итак, действие Духа в Церкви начинается с Его действия в человеке. Поэтому горе человеку, если Дух Господень покидает его. Тогда он становится беззащитен перед действием бесов, перед влечениями страстными, впадая во всякий грех. Посему, нам всем подобает по-другому строить нашу духовную жизнь, более усердно борясь с греховными влечениями, так как мы сами – есть храм Божий, а этотхрам мы должны беречь, дабы в нем обитал Дух Господень, а не всякое зло. После этого слово взял один из сослужащих священников, который поздравил настоятеля с престольным праздником, вручи ему букет красных роз. Также он заметил, что для настоятеля престольный праздник – не праздник, а дополнительная головная боль, ибо в этот день надо много чего организовать, притом, тому-то приказать, а того-то и обличить, призвать к порядку. В конце он пожелал, чтобы престольный праздник был подлинным праздником и для него, как для настоятеля. В ответ о.Андрей поблагодарил за поздравление, заметив, что «несмотря на то, что у вас такой злой настоятель, но всегда любой разговор заканивается улыбкой». Он всегда старается примиряться. Также он сказал по поводу крестного хода, который вышел «корявым», но зато мы имели возможность помолиться в стенах строящегося нового храма. Также он поблагодарил всех, кто помогали и помогают храму с самого его открытия, всех, кто составляли актив прихода. Когда-то Свято-Троицкий храм был вторым в городе, а теперь есть и другие храмы, а потому многие избывших прихожан храма ходят туда. Кто-то ходит в храм Новомучеников, в храм в Борисовке, в Мысхако. Вчера открылся храм в поселке Гайдук, настоятелем которого стал о.Евгений Кузнецов. Они ходят в другие храмы, но мы помним, как они составляли костяк прихода. Кто-то из них и сейчас жив, а кто-то и почил, уйдя в вечность. Но обо всех их мы молимся и будем молиться. Напоследок он еще раз поблагодарил всех присутствующих и поздравив всех с праздником. И вот, завершился праздник. Все, поцеловав Крест (Кресты для целования дают сразу три священника), а также образу праздника в центре, выходят из храма. А перед храмом уже развернута военно-полевая кухня и накрыты столы, перед которыми уже выстроилась громадная очередь. Я же иду домой, намереваясь написать о празднике. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы