Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 14 / 27 мая.
За год до смерти в одном из отделений Сиблага отец Петр писал супруге: «Прошло полгода, как мы расстались, но я получил лишь одно от тебя письмо, < …> получил и две твои посылки.… В первой посылке съедобное все сохранилось, а во второй, кроме твоих прекрасных и вкусных лепешек, все испортилось и позеленело, и я вынужден был выбросить с великим сожалением, что это случилось, сознавая, что ты посылаешь мне посылку, урывая от себя последний кусок. Прими от меня сердечную благодарность за посылки — как приятно было получить особенно вторую, праздничную посылку. Со слезами на глазах вспоминал я прошлые годы, когда мы семейно встречали и провожали эти дни, — теперь только оценишь семейную обстановку с ее традициями, но жаль, что прошлое-прожитое отходит в вечность.
За последний месяц я послал тебе два письма. В этих письмах я писал тебе, что < …> хворал сыпным тифом… Благодарение Богу и врачебному персоналу, который не жалел своих сил при уходе, я остался пока жив. Получил осложнения… Плохо стал слышать, < …> опухоль ног и < …> болезнь сердца.< …> Вчера врач сказал мне неутешительное относительно болезни моего сердца < …>, значит, жить мне осталось совсем немного.< …> Смерть есть общая участь человечества, когда же вспоминаешь, что очередь моя, то становится страшно, зная, что мало подготовлен к загробной жизни. Что нового в нашей дорогой стороне? Пишет ли кто тебе из родных? Как ты провела пост и моление праздничное, где?.. Больно и прискорбно, что меня скоро забыли. Забыли близкие по крови, родные, а что говорить о дальних родных? Завидуешь, когда ежедневно видишь, как товарищи по аресту получают письма от детей и знакомых. Сидят со мной лица очень интеллигентные: инженеры, врачи, защитники-юристы. Есть профессор из Москвы, есть учитель московской школы. Пишут им очень часто, дети, жены и другие родные — друг познается лишь в несчастии… * * * Для нас представляет значимость, чтó считали новомученики важным для своей жизни, чтó следовало бы, по их мнению, в особенности хранить. Выслушав во время Великого поста первую исповедь своего сына Николая, священник Петр Рождествин, напутствуя его на предстоящую жизнь, произнес: «Не забывай Бога! Будь всегда честен и правдив, делай добро людям, уважай старших, люби Родину и народ, где родился». Священномученик Петр родился в 1879 году в селе Дмитриевский Погост Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексея Михайловича и Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был направлен преподавать в церковноприходской школе. Женился Петр на девице Людмиле, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, служившего в его родном селе. Окончив епархиальное училище, она преподавала в той же школе, что и Петр, так что им не пришлось особенно и знакомиться. Жизнь каждого жителя в селе была как на ладони — со всеми ее достоинствами и недостатками. По рукоположении во священника отец Петр был отправлен служить в храм в селе Вышкове Черниговской губернии, так как в родных местах свободных священнических вакансий не было. Но когда освободилось место священника в Троицком храме в селе Ланино, расположенном в восьми верстах (8, 5344 км.) от Дмитриевского Погоста, родители предложили ему вернуться служить на родину. Храм был небольшой, деревянный, выстроенный усердием прихожан шести деревень. Впоследствии ими было построено большое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковная сторожка. К началу Первой мировой войны Ланино стало процветающим богатым селом, и прихожане стали возводить каменное здание храма, для чего в селе было начато изготовление кирпичей. Строительство храма продвигалось быстро, были уже возведены стены, когда начавшаяся война и последовавшая за ней революция остановили его. До 1930-х годов стояла затем, словно чего-то ожидая, недостроенная церковь в лесах.
Воспитанный в бедной семье псаломщика, зарабатывавшего на жизнь в основном крестьянским трудом, отец Петр был привычен ко всякого рода крестьянской работе. Он никогда не нанимал работников, следуя устоявшимся правилам крестьянской общины, когда наиболее тяжелые работы делались сообща и крестьяне поочередно помогали друг другу, переделывая то, что требовало общих усилий. Вместе разрабатывали трудные лесные делянки и вывозили дрова, вместе выходили работать на дальние покосы и занимались этим неотрывно иногда по целой неделе, стараясь максимально воспользоваться благоприятной погодой. Отец Петр вставал, как и все крестьяне, до рассвета и, помолившись, выходил на ежедневное послушание. Живя тем же, что и крестьяне, трудом, он, однако, никогда не забывал, что прежде всего он пастырь Божий: в любое время дня и ночи, в любую погоду, зимой и летом, он шел туда, куда его звали прихожане для совершения треб. Он всегда довольствовался тем, что ему давали в качестве платы прихожане, а бывало, и сам помогал нуждающимся. Служил отец Петр торжественно, на праздники пело всегда по два клироса, оба со множеством певчих. К службам певчие готовились заранее: церковное пение было предметом особых забот прихода. В селе умели петь тогда почти все, и на клирос выбирали только самых даровитых. Праздничные богослужения еще оставались в то время центром христианской жизни, удовлетворяя не только духовные, но и эстетические запросы народа. В 1921 году в селе Ланино вспыхнула эпидемия тифа, но это не испугало священника — он сразу же пошел в семьи, где были больные, беседовал, исповедовал, соборовал и причащал. В 1924 году отец Петр был награжден наперсным крестом, в 1926 г. — возведен в сан протоиерея, в 1936 г. — награжден наперсным крестом с украшениями. Протоиерей Петр в первый раз был арестован в 1930 году за неисполнение требований по сдаче сельскохозяйственной продукции и приговорен к пяти годам ссылки, но, поскольку такого срока наказания по этой статье в законе прописано не было, он судом был оправдан. Второй раз он был арестован в период массовых гонений на Русскую Православную Церковь, 30 ноября 1937 года, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Против него лжесвидетельствовали местный колхозник, сказавший, что отец Петр принимал участие в распространении контрреволюционных листовок, и священник соседнего села, заявивший, что ему «известно, что Рождествин враждебно настроен к советской власти. Мне неоднократно приходилось слышать, — сказал лжесвидетель, — как он неодобрительно отзывался о политике советской власти… Мне также известно, что Рождествин, торжественно обставляя церковную службу, затягивал ее, что приводило к невыходу на работу колхозников, разлагало трудовую дисциплину и затягивало полевые работы в колхозе». 1 декабря 1937 года следователь допросил протоиерея Петра. — Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроены против советской власти, вели антисоветскую агитацию среди населения, дайте искренние показания по данному вопросу! — потребовал он. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 мая 1939 года протоиерей Петр Рождествин скончался в одном из отделений Сиблага и был погребен в безвестной лагерной могиле. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе 13 – 16 августа 2000 года по представлению Московской епархии. События дня. Всенощное бдение. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, который к празднику внутри весь был украшен зеленью. что символизирует обновление человека Духом Божиим, который был ниспослан ученикам Христа, а через них – и всем веруюищим. Службу совершал о.Антоний Новицкий. онж же возглавлял чин литии и благословения хлебов, а также чин полиелея, в сослужении о.Димитрия Осипова и упомянутого выше о.Алексадра (о.Евгений Кузнецов с этого дня начал служить в строящемся храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в послке Гайдук). Пели оба штатных хора собора. Особенность службы праздника в том, что воскресные песнопения в этот день полностью опускаются, так как смысл праздника другой. Впервые на службе поется молитва Святому Духу: «Царю Небесный[446]….» (при полном чине службы, который предусматривает, помимо служения, собственно, бдения, еще чтение 9 часа и совершение малой вечерни с акафистом празднику, молитва эта еще читается в самом начале службы, но столь полным чином сегодня службы совершаются, разве что, в монастырях). В первый раз она поется на стихирах в конце вечерни (на практике было опущено), второй раз – вместе с песнопениями, традиционно исполняемыми после чтения Евангелия, а также – в конце стихир в завершение утрени (на практике в этот момент также пелось что-то другое). Во всех этих случаях она пелась всенародно. Это всенародное пение молитвы Святому Духу, проходящее несколько раз в течение службы, придает службе праздника особую торжественность. Паремии. Паремия 1. Книга Чисел (Глава 11): Рече Господь к Моисею: собери Ми седмьдесят мужей от старец израилевых, ихже ты сам веси, яко сии суть старцы людей, и книжники их: и приведеши их в сень свидения, и станут ту с тобою. И сниду и возглаголю тамо с тобою, и отыму от Духа сущаго в тебе, и возложу на них, и пособствуют с тобою стремления людей, и не поводиши их ты един. И собра Моисей седмьдесят мужей от старец людей, и постави их окрест сени. И сниде Господь во облаце, и глагола Моисею, и взят от Духа Иже в нем, и положи на седмидесяти мужей старец: а якоже почи Дух на них, и прорекоша в стану, и ктому не приложиша. И осташа два мужа в стану, имя единому Елдад, и имя второму Модад, и почи на них Дух: и сии беша от написанных, и не приидоша в сень, и пророчествоваста в стану. И притек юноша возвести Моисею, и рече ему, глаголя: Елдад и Модад пророчествуета в стану. И отвещав Иисус сын Навин, предстояй Моисею, избранный его, рече: господи Моисее, возбрани има. И рече ему Моисей: не ревнуеши ли ты мне? И кто даст всем людем Господним быти пророки, егда даст Господь Духа Своего на них? И русский текст: 1Народ стал роптать вслух на Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана. 2И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. 3И нарекли имя месту сему: Тавера[447], потому что возгорелся у них огонь Господень. 4Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? 5Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; 6а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. 7Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах; 8народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. 9И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна. 10Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. 11И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? 12разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? 13откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. 14Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; 15когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. 16 И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; 17Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. 18Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, - то и даст вам Господь мясо, и будете есть [мясо]: 19не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, 20но целый месяц [будете есть], пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта? 21И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц! 22заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их? 23И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет? 24 Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. 25 И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. 26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. 27 И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. 28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. 29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! 30И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы. 31И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. 32И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. 33Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. 34И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава[448], ибо там похоронили прихотливый народ. 35От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе. Господь дает народу Израилеву манну, но евреи ропщут – некогда плакавшие и сетовавшие на гнет египтян, теперь… хотят снова в Египет, тоскуя по продуктам, которые они там могли есть. Дары, которые посылает им Бог, ими снова забыты. Это вызывает отчаяние Моисея, который просит снять с него ношу попечения о строптивом и неблагодарном народе. Однако Бог вместо этого ставит для него помощников, посылая Дух свой на 70 старейшин народа еврейского, дабы несколько облегчить бремя, которое нес Моисей. Они должны будут разделить бремя попечения о народе, дабы вера их не угасла….. При этом и Господь вразумляет евреев, изымая из их среды тех, кто роптал о том, что у них нет тех продуктов, которые бы они хотели. Дело, конечно, не в том, что бог «гневается» и мстит, но в том, что Он отделяет из среды народа тех, кто развращает его, а видя что толку от развращающих уже не будет, Он вовсе изымает их души из тел… Паремия 2. Книга пророка Иоиля (глава 2): Тако глаголет Господь: чада Сионова радуйтеся, и веселитеся о Господе Бозе вашем: яко даде вам брашна в правду, и одождит вам дождь ранный и поздный, якоже прежде. И наполнятся гумна пшеницы, и излиются точилия вина и елеа. И вдам вам вместо лет ихже поядоша прузи и гусеницы, и ржа и хрустове, сила Моя великая, юже послах на вы. И снесте ядуще и насытитеся, и похвалите имя Господа Бога вашего, Иже сотвори свыше чудеса: и не постыдятся людие Мои в век. И разумеете, яко посреде Израиля Аз есмь, и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене: и не постыдятся ктому людие Мои в век. И будет по сих, излию от Духа Моего на всякую плоть, и прорекут сынове ваши и дщере ваша, и старцы ваши сония видят, и юноши ваши видения узрят. Ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего, и прорекут. И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь, и курение дыма. Солнце преложится во тму, и луна в кровь, прежде пришествия дне Господня великаго и страшнаго. И будет всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. И русский текст: 1Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок - 2день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. 3Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. 4Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; 5скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. 6При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. 7Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идет своею дорогою, и не сбивается с путей своих. 8Не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и падают на копья, но остаются невредимы. 9Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. 10Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. 11И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? 12Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. 13Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. 14Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? 15Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. 16Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. 17Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: " пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их? " 18И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. 19И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. 20И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла. 21Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. 22Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. 23И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. 24 И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. 25 И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. 26 И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. 27 И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится во веки. 28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. 29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. 30 И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. 31 Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. 32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. Пророчество о сошествии Духа Господня и…. втором пришествии Христа (эти слова пророка цитирует сам Господь, когда говорит о Своем пришествии). Паремия 3. Книга пророка Иезекииля (Глава 36): Тако глаголет Господь: прииму вас от язык, и соберу вы от всех язык странных, и введу вы в землю вашу, и окроплю на вы чистую воду, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех идол ваших, и очищу вы. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам, и отыму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяное, и Дух Мой дам в вас: И сотворю, да во оправданиих Моих ходите, и судьбы Моя сохраните, и сотворите. И вселитеся в землю, юже дах отцем вашим, и будете Ми в люди, и Аз буду вам в Бога. И русский текст: 1И ты, сын человеческий, изреки пророчество на горы Израилевы и скажи: горы Израилевы! слушайте слово Господне. 2Так говорит Господь Бог: так как враг говорит о вас: " а! а! и вечные высоты достались нам в удел", 3то изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: за то, именно за то, что опустошают вас и поглощают вас со всех сторон, чтобы вы сделались достоянием прочих народов и подверглись злоречию и пересудам людей, - 4за это, горы Израилевы, выслушайте слово Господа Бога: так говорит Господь Бог горам и холмам, лощинам и долинам, и опустелым развалинам, и оставленным городам, которые сделались добычею и посмеянием прочим окрестным народам; 5за это так говорит Господь Бог: в огне ревности Моей Я изрек слово на прочие народы и на всю Идумею[449], которые назначили землю Мою во владение себе, с сердечною радостью и с презрением в душе обрекая ее в добычу себе. 6Посему изреки пророчество о земле Израилевой и скажи горам и холмам, лощинам и долинам: так говорит Господь Бог: вот, Я изрек сие в ревности Моей и в ярости Моей, потому что вы несете на себе посмеяние от народов. 7Посему так говорит Господь Бог: Я поднял руку Мою с клятвою, что народы, которые вокруг вас, сами понесут срам свой. 8А вы, горы Израилевы, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю; ибо они скоро придут. 9Ибо вот, Я к вам обращусь, и вы будете возделываемы и засеваемы. 10И поселю на вас множество людей, весь дом Израилев, весь, и заселены будут города и застроены развалины. 11И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши, и узнаете, что Я Господь. 12И приведу на вас людей, народ Мой, Израиля, и они будут владеть тобою, земля! и ты будешь наследием их и не будешь более делать их бездетными. 13Так говорит Господь Бог: за то, что говорят о вас: " ты - земля, поедающая людей и делающая народ твой бездетным": 14за то уже не будешь поедать людей и народа твоего не будешь вперед делать бездетным, говорит Господь Бог. 15И не будешь более слышать посмеяния от народов, и поругания от племен не понесешь уже на себе, и народа твоего вперед не будешь делать бездетным, говорит Господь Бог. 16И было ко мне слово Господне: 17сын человеческий! когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими; путь их пред лицем Моим был как нечистота женщины во время очищения ее. 18И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они проливали на этой земле, и за то, что они оскверняли ее идолами своими. 19И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их. 20И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: " они - народ Господа, и вышли из земли Его". 21И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришел. 22Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. 23И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. 24 И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. 25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. 26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. 27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 28 И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. 29И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. 30И умножу плоды на деревах и произведения полей, чтобы вперед не терпеть вам поношения от народов из-за голода. 31Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши. 32Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев. 33Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины, 34и опустошенная земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего, 35тогда скажут: " эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены". 36И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал - и сделал. 37Так говорит Господь Бог: вот, еще и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми как стадо. 38Как много бывает жертвенных овец в Иерусалиме во время праздников его, так полны будут людьми опустелые города, и узнают, что Я Господь. Бог предрекает то, что Он явит милосердие к народу Своему, но не потому что народ этот сделал что-то достойно, а ради милоседия Своего. И здесь говорится об очищении душ людей и обновлении, причем, говорится о Духе Божией, почему отрывок из главы и читается здесь. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[450]пел боковой хор. Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. 2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. 3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. 5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. 8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. 10Итак ученики опять возвратились к себе. 11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. 13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. 14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель! 17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. 18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Так как Евангельского повествования, рассказывающего о Сошествии Духа Господня на апостолов, нет, то на службе читается глава о Воскресении Христовом, где приводятся слова Христа, призывающие принять обещанный им дар. Для католиков сей текст стал камнем преткновения, породив еретическое мнение, о будто бы, исхождении Духа Святаго не только от Отца, как говорил сам Господь, но и от Сына. Однако здесь нигде не сказано, что Дух СОШЕЛ на учеников, но что Христос призывает их принять Духа…. Начинается чтение канона праздника. Надо ли отдельно писать о том, что ирмосы каждой песни канона после прочтения тропарей повторялись…? Перед 9 песнью диакон, стоя перед иконой праздника (на практике – на амвоне), возглашает: « Апо́ столи, соше́ ствие Уте́ шителя зря́ ще, удиви́ шася, ка́ ко в ви́ де о́ гненных язы́ к яви́ ся Дух Святы́ й ». А верхний хор поет ирмос песни: « Не тления искушением рождшая, и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая, Мати Неискусомужная Дево Богородице, приятелище Нестерпимаго, село Невместимаго Зиждителя Твоего, Тя величаем. » Хор повторяет припев, пропетый диаконом, а чтецы по очереди читают тропари 9 песни канона. Второй канон, читаемый вместе с первым, включает в себя припева: « Величай, душе моя, от Отца сошедшаго Пресвятаго Духа »…. В конце поется ирмос второго канона: : « Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно: низумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим ». Вместе с припевом к первому канону этот ирмос составляетзадостойник праздника. Стихиры в конце утрени снова были сокращены до предела…. По окончании службы о.Антоний напомнил всем расписаи служб самого дня праздника, призвав всех непремиенно прийти в храм в сам день. Литургия.
В сам день, по уже сложившейся традиции, я решил отправиться на службу в Свято-Троицкий храм в восточной части города. На сей раз, как и в прошлом году, была некая неопределенность – будет ли в храме служить правящий архиерей, тем более, что в ночь накануне праздника бушевал сильный ветер. Однако же, я, несмотря ни на что, решил ехать. Вот, и Стандарт. Выхожу на нужной остановке. Вопреки опасениям, здесь, как и в центре города, ветер практически стих, так что погода стоит чудесная, праздничная. На небе видны лишь редкие облачка. Вот, и храм. На территории вокруг здания практически ничего не изменилось, лишь немного продвинулась стройка будущего храма, строящегося на месте, где когда-то был кинозал. Возводятся перекрытия будущей крышм храма, а с четырех концов здания надстроены коробчатые основания, на которые в будущем будут ставиться шатры. Основание под пятый шатер, который будет над центром храма, пока возводиться не начало. Иду к самому храму. Столы для всеобщей трапезы, которая будет после богослужения, пока стоят в стороне, а военно-полевая кухня, обычно пригоняемая для этой трапезы, стоит на паперти, закрытая от посторонних глаз. В здании самого храма от входа к лестнице, ведущей к площадке, где располагается храм, из ранее сорванной зелени выложена дорожка, как бы для встречи архиерея. Рядом с лестничной площадкой, где стоит столик вахтера, стоят сразу несколько ящичков для пожертвований, причем, на одном из них сверху под стеклом стоит макет будущего храма. Тем временем, в храме уже читаются часы, притом, уже 6 час. Часы, как всегда, читают местные певчие. Протодиакон о.Евгений Горин, служащий в храме, кадит храмовое помещение. Помещение это уже наполнено народом. Аналой с иконой праздника в центре храма стоит совершенно новый, деревянный, резной, при этом поверхность, на которой лежит икона праздника, стоит на толстой, украшенной узорами, ножке, а также четырех тонких столбах. Помимо него в храме нет никаких изменений, лишь на иконостасе, да у Распятия, стоящего рядом с лестницами, висят большие и красивые лампады. В центре стоит архиерейский амвон, от которого к центральному аналою проложена ковровая дорожка. Однако других признаков намечающегося архиерейского богослужения нет – даже возгласы при чтении священник произносит не те, что должны произноситься, когда службу должен возглавить архиерей (ведь, по правилам, встреча и чин облачения должны пройти перед началом чтения часов, а уж затем должна начаться и служба, то есть, предполагается, что архиерей уже здесь, в храме, другое дело, что на практике часы ычитываются заранее). И действительно, заканчивается чтение (при этом тропари и кондаки праздника поет местный хор) и в алтаре начинается чтение предначинательных молитв. Архиерейский амвон и ковровая дорожка были убраны уже по ходу литургии. И вот, служба начинается. службу возглавляет настоятель – о.Андрей Шамро, а также о.Николай Бичев, о.Валерий Черненко (некогда бывший настоятелем Свято-Георгиевского храма), а также еще один незнакомый священник. Итак, литургия началась, и из-за ночной бури приезд архиерея был отменен. В этот день антифоны на литургии поются особые, праздничные. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы