Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК), АРХИЕПИСКОП КУРСКИЙ И РЫЛЬСКИЙ
Память 19 мая / 1 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской; новомучеников и исповедников Белгородских, Екатеринославских (Укр.) и Слободского края; Воронежских, Одесских, Курских и Херсонских (Укр.) святых В миру Гагалюк Антоний Максимович, родился 2 / 15 апреля 1889 года в посаде Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии (ныне – восток Польши). Его отец Максим был лесничим, мать Екатерина - домашняя хозяйка, в их семье было шестеро детей: 3 мальчика и 3 девочки, вся их семья жила в небольшом деревянном домике на опушке леса в селе Посад-Ополе, близ города Новая Александрия (ныне Пулавы). Однажды четверо крестьян, застигнутых Максимом за незаконной вырубкой леса, напали на него, поранили, а затем сожгли дом, после чего отец семейства вскорости скончался. Обездоленной семье предоставили приют в ближайшей деревне. Утешая мать после этой беды, пятилетний Антоний вдруг неожиданно сказал " Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, - я возьму тебя к себе." Его слова оказались пророческими. Сам он стал архиереем, а мать его, из семьи поляков-католиков, впоследствии приняла Православие и стала монахиней с именем Наталия. После семейной трагедии маленький Антоний по просьбе матери был принят в сиротский приют в Люблине, куда поступила и его мать, в качестве повара. В приюте Антоний учился хорошо, там же окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм, в Холмское духовное училище. Образование Окончил училище с отличием и был принят в Холмскую духовную семинарию. В год окончания семинарии, за месяц до выпускных экзаменов заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Болезнь протекала тяжело, в семинарии опасались за его жизнь и служили молебны о его исцелении. Впоследствии владыка Антоний говорил своей матери: " Я находился в забытьи и передо мною появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывавшими его голое тело до пят. Старец этот ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого". Выпускные экзамены по окончании семинарии он выдержал с отличием, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Петроградскую духовную академию. При переходе же на 3-й курс академии был послан в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь[565] читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших в монастырь. Выполнив задание, уже перед отъездом он вновь заболел воспалением легких, причем состояние его признавалось врачами почти безнадежным. И вот, как он потом писал матери, он лежал в келлии в забытьи, как вдруг перед его очами предстал тот же старец, посетивший его в Холмской семинарии 3 года тому назад. Старец сурово посмотрел на него и с укоризной сказал: " Ты не выполнил своего обещания, сделай его теперь. Господь благословляет." Открыв глаза, больной увидел, что в келлии служат молебен преподобному Онуфрию, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Он прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в академию примет иноческий постриг. 5 / 18 октября 1913 года был пострижен в монашество в честь преподобного Онуфрия Великого, после чего в том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Постриг и рукоположения были совершены ректором академии, епископом Ямбургским Анастасием. Учась в академии, он участвовал вместе с другими студентами-священниками в миссионерских посещениях ночлежных домов, а по благословению ректора также служил в храме села Михайловское неподалеку от станции Парголово (ныне в составе Санкт-Петербурга) Финляндской железной дороги. В 1915 году окончил академию с ученой степенью кандидата богословия. Монашеский путь По окончании академии был назначен преподавателем в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии. В 1918-1919 годах монастырь не раз подвергался налетам различных банд, был разгромлен, многие монахи были убиты. Но крестьяне близлежащих сел отбили монахов, в том числе и иеромонаха Онуфрия, и увезли в город Бориславль. Здесь просьбе прихожан отец Онуфрий был назначен настоятелем местного собора, а спустя некоторое время был возведен в сан архимандрита епископом Елисаветградским Прокопием. Затем был переведен в город Кривой Рог, на послушание настоятеля Николаевской церкви. В его недолгое служение в Кривом Роге и старые и молодые до отказа наполняли храм. В августе 1922 года в Киеве состоялся Собор православных епископов Украины, на котором архимандрит Онуфрий был избран кандидатом во епископа для Одесской и Херсонской епархии. Епископ Елисаветградский 4 февраля[566] 1923 года был хиротонисан во епископа Елисаветградского[567], викария Одесской епархии. Хиротонию в Киево-Печерской Лавре совершили митрополит Киевский и Галицкий Михаил и епископ Белоцерковский Димитрий. Свою первую и последнюю архиерейскую литургию на этой кафедре он совершил 6 февраля в Успенском соборе Елисаветграда (ныне Кировоград) при громадном стечении молящихся. Уже через 6 дней, после категорического отказа принять обновленчество, он был арестован и заключен в тюрьму. Из Елисаветграда был переведен в Криворожскую тюрьму, затем в Одесскую, а в мае был отпущен с подпиской о выезде из Одесской области. Выйдя на свободу он стал служить в Кривом Роге, где также боролся с обновленчеством, за что вновь был арестован 16 октября. Из Криворожской тюрьмы был переведён в Екатеринославскую (Днепропетровскую), и наконец оказался в Харьковской тюрьме, а 16 января 1924 года был выпущен на положении ссыльного, с запретом выезда из Харькова. Находясь в Харькове, владыка Онуфрий, как епископ Елисаветградский, по поручению патриарха Тихона управлял на правах епархиального епископа Одесской и своей Елисаветградской епархиями. Владыка
заботится о чистоте Православия в своих епархиях и по всей Украине, вёл борьбу с обновленцами. Писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, что вместе составило 1062 машинописных страницы. В своих проповедях владыка поучал людей быть всегда неизменно верными и преданными чадами Святой Церкви. В ссылке на Урале 9 декабря 1925 года, по проискам обновленцев, был снова арестован по обвинению в " противодействии церковным расколам" и отправлен в трёхлетнюю ссылку на Урал. Вначале определён в посёлок Кудымкар. Здесь ему было запрещено читать церковные молитвы в храме во время Богослужения и петь на клиросе, почему владыка всё время посвятил церковному писательству. 25 октября 1926 года был освобожден от служения Елисаветградского епископа. В октябре 1928 года был снова арестован и переведён в Тобольск, где содержался в тюрьме до января 1929 года. Затем был отправлен этапным порядком в ссылку в Сургут, на реке Оби, где находился до сентября 1929 года. В сентябре того года, при переезде в Тобольск, был снят с парохода и направлен на жительство в глухое село Уват. Однако, в ноябре 1929 года получил направление на свободный проезд в Тобольск. Был ранен неизвестным в руку на пристани в Тюмени, а затем, на пути в Старый Оскол, был высажен из поезда на станции Горшечной и на три дня посажен в погреб пристанционного дома. После окончания срока ссылки в 1929 году ему было запрещено проживание в крупных городах, и владыка для проживания выбрал Старый Оскол. Епископ Старооскольский 13 декабря 1929 года епископ Онуфрий был определен на созданную по этому поводу Старооскольскую кафедру. Прибыв в Старый Оскол в декабре 1929 года, он вступил в управление епархией, получив разрешение от местной власти совершать Богослужение только в одной церкви. Уже его первая служба в храме и проповедь привлекли к нему сердца молящихся, от радости общения с ним все плакали. Хотя архиерея трижды выселяли из квартиры, он был вознагражден горячей любовью православного народа. В пределах его епархии прекратилась деятельность обновленцев, а через три месяца со дня прибытия владыки, в марте 1930 года, количество действующих храмов епархии возросло до 161. В марте 1933 года был вновь арестован и пробыл в заключении Старооскольской тюрьмы 2 недели, после чего отправлен под конвоем в Воронежскую тюрьму, где просидел три с половиной месяца. В июне того же года был освобожден и отправлен в Курск. 27 июня 1933 года был освобождён от служения на Старооскольской кафедре. Курский архиерей В этой связи 11 августа 1933 года был назначен временно управляющим Курской епархией, а 22 ноября (или 5 декабря) того же года - правящим архиереем Курским и Обоянским. Вскоре возведён в сан архиепископа[568]. Архиепископу был предоставлен для Богослужения только один храм, запрещен выезд в районы епархии для посещения остальных церквей епархии. Как и прежде, владыка был ревностным молитвенником и проповедником слова Божия. Открылось также что он обладал даром прозорливости и исцелений. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы