Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 19 мая / 1 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Белгородских, Воронежских, Курских и Липецких святых



Родился 1 / 14 января 1883 года в селе Нижние Матрёнки Усманского уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика, позже ставшего священником. Два брата Георгия также стали священнослужителями.

Окончил сельскую школу. В 1905 году призывался в армию, и во время Первой мировой войны служил полковым писарем.

После революции 1917 года стал псаломщиком.

В 1930 году рукоположен во священника. Служил в Покровском храме села Верхний Телелюй Дрязгинского района Козловского округа Центрально-Чернозёмной области[588]. Жил со своей семьей в доме священника, расположенном около храма. В семье было шестеро детей.

Икона сщмч. Георгия Богоявленского

Незадолго до ареста семью священника выселили из дома, и им пришлось жить непосредственно в храме.

Из воспоминаний дочери Анастасии:

" Батюшку несколько раз вызывали власти и пытались склонить его к сотрудничеству. На это предложение он категорически ответил отказом, после чего в отношении него было сфабриковано уголовное дело".

В конце 1934 года в здании храма был устроен пункт " Заготзерна" (зернохранилище). После этого о.Георгий совершал богослужения на дому у прихожан.

Весной 1935 года власти приняли решение окончательно закрыть храм, а для этого арестовать священника. Несколько местных колхозников, председатель колхоза и секретарь сельсовета оговорили о.Георгия, заявив:

" Священник Георгий Богоявленский ругал Советскую власть, вел антиколхозную агитацию, говорил, что колхозы распадутся, а в доме колхозника Столповского, перед совершением по приглашению хозяина всенощного бдения, агитировал против советской власти и спаивал колхозников".

Вызванный в качестве свидетеля Столповский решительно опроверг лжесвидетельства.

8 мая 1935 года о. Георгий был арестован по обвинению в " организации контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганды" и заключён в тюрьму города Усмани.

23 июня того же года Специальной коллегией Воронежского облсуда осуждён на 5 лет ИТЛ по статье 58 - 10 ч.1 УК РСФСР, с обвинением в " антисоветской агитации, агитации против колхозов, клеветой на Советскую власть".

На допросе, состоявшемся на следующий день после ареста, о.Георгий заявил:

" По поводу колхозов разговоров никаких... не вел, а равно и не ругал советскую власть...

В декабре 1934 года был я в пункте Заготзерно, помещающемся в церкви, и при входе в церковь заметил расхищение: снята церковная шелковая занавесь... и не оказалось стекол в иконах. После чего я полез на колокольню в кладовку, где хранилось двенадцать листов железа для ремонта крыши церкви, - тоже такового не оказалось. Равно сняты совсем с лицевой стороны церкви водосточные трубы. При храме был сторож, я спросил его - куда девались эти вещи? Тот заругался неприличными словами... говоря: " Здесь все народное" .

В ответ я ему сказал: " Здесь не народное, а государственное имущество, за него целиком отвечает церковь и группа верующих...".

Что же касается показаний председателя сельсовета, будто я 6 января с.г. по вызову его явился пьяный в сельсовет и по требованию с меня налога я как будто ответил, что он не имеет права с меня требовать и называл советскую власть " апрельским снегом", - это полнейшая и лживая ложь со стороны председателя сельсовета... Председатель сельсовета никогда не вручал мне документов, по коим уплачиваются налоги, и не знает сроки их платежей... Первый срок платежа 1 марта, а не в январе, и пьяным я никогда в совете не был...".

В заключение о.Георгий потребовал от следователя вызова дополнительных свидетелей, которые " действительно покажут, что таких слов и разговоров про советскую власть не велось".

Это было следователями отвергнуто потому, мол, что " обстоятельство, о котором ходатайствует обвиняемый, в достаточной степени установлено", и материалы дела были направлены в суд.

23 июля того же года Специальной коллегией на закрытом заседании Выездной сессии Воронежского облсуда осуждён на 5 лет ИТЛ по статье 58 - 10 ч.1 УК РСФСР, с обвинением в " антисоветской агитации, агитации против колхозов, клеветой на Советскую власть".

Выступая в суде, о.Георгий сказал: " В предъявленном обвинении виновным себя не признаю и поясняю, что 15 декабря 1934 года я был в церкви, заметил, что оторвана занавесь церковная из алтаря, вынуты стекла из икон и взяты листы железа, предназначенные для ремонта крыши. По адресу советской власти я ничего не выражал. У себя на квартире и у Столповского я по адресу порядка управления также ничего не говорил. Против колхозов агитацию не вел. В сельском совете 6 января 1935 года я был, но опять-таки против советской власти не выражался, и о партии также не выражался".

Некоторые из вызванных в суд свидетелей подтвердили лжесвидетельства, хотя и в значительно меньшем числе эпизодов, нежели на предварительном следствии, а основные свидетели и вовсе не были вызваны.

В последнем слове отец Георгий заявил, что ему " обвинение было предъявлено на почве личных счетов с председателем сельсовета, и все это клевета".

В тот же день суд зачитал приговор и батюшка был отправлен на Дальний Восток.

Заключение отбывал в лагпункте Среднебельского совхоза Дальлага НКВД, был занят как инвалид на подсобных работах.

В феврале 1938 года в лагере было начато новое следственное дело. Был арестован вместе с архиепископом Курским Онуфрием (Гагалюком), епископом Белгородским Антонием (Панкеевым) и другими священнослужителями: священниками Ипполитом Красновским, Митрофаном Вильгельмским, Александром Ерошовым, Михаилом Дейнекой, Николаем Садовским, Василием Ивановым, Николаем Кулаковым, Максимом Богдановым, Александром Саульским, Павлом Поповым и псаломщиком Михаилом Вознесенским. Обвинялся в участии в " контрреволюционной группировке на четвертом участке лагпункта" и " ведении террористически-пораженческой агитации" среди заключенных. Виновным себя не признал, отказался подписывать лжесвидетельства. В начале марта вместе с другими заключенными был переведён в тюрьму города Благовещенска.

17 марта 1938 года особой Тройкой УНКВД по Дальневосточному краю был приговорён к расстрелу.

Расстрелян 1 июня 1938 года в городе Благовещенске. Погребён в безвестной общей могиле.

В 1991 году был реабилитирован по 1935 году репрессий.

Канонизирован в лике святых мучеников под именем Григория[589] на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000 года по представлению Белгородской епархии.

Литература и архивные материалы

  • ИЦ МВД России по Хабаровскому краю. Д. 20674.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. Кн. 4. С. 220
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
  • Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.4. с. 202–221, 474.
  • Жития новомучеников и исповедников Российских XX века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь: " Булат", 2007. с.137–228.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь