Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мученик Аскалон Антиохийский



День памяти: 2 Мая / 2 Июня

Святой мученик Аскалон был христианином, родился в городе Эрмополе[600] Великом (Средний Египет). Святой пострадал в III веке при Диоклитиане (284 - 305). Приведенный к правителю Арриану, Аскалон смело исповедал свою веру и отказался принести жертву языческим богам. Святой предрек Арриану, что придет час, когда и он вынужден будет назвать Иисуса Христа Единым и Истинным Богом. По приказу Арриана святого стали жестоко мучить, подвесили и терзали железными орудиями, так что куски тела его падали на землю. Святой Аскалон молча переносил муки. Когда один из присутствовавших, подойдя к нему, сказал: " Смотрите, он уже без чувств и близок к смерти", - святой мученик ответил: " Я не лишился чувств и неустанно славлю Бога моего и Создателя".

Правитель Арриан приказал везти мученика в город Антиною, расположенный на противоположном берегу Нила, для продолжения пыток, куда намеревался вскоре прибыть сам. Но мученик обратился с молитвой к Богу, прося Его удержать лодку Арриана до тех пор, пока он не исповедает Имя Господа Иисуса Христа пред всем народом. И вот лодка Арриана на середине реки внезапно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Арриан приписал чудо действию волшебных чар Аскалона. По повелению святого правителю пришлось написать исповедание Единого Истинного Бога, и тогда лодка приплыла к берегу. Войдя в город, Арриан приказал опять повесить святого Аскалона и обжигать его тело огнем, после чего приказал утопить его в глубине реки. Провожавшим его христианам мученик сказал: " Старайтесь, братья, получить награды от Господа Бога. На третий день, дети мои, приидите в северную часть города и там найдете мое тело. Похороните его вместе с привязанным к нему камнем". Кончина мученика Аскалона последовала около 287 года, неподалеку от города Антинои. На третий день христиане нашли тело мученика и согласно завещанию похоронили его с честью вместе с камнем.

ПРЕПОДОБНЫЕ ЗАВУЛОН И СОСАННА, РОДИТЕЛИ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИИ.

Память 20 мая / 2 мая.

Сведения о них содержатся в Житии равноапостольной Нины в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли[601])[602]. Только грузинские источники сохранили сведения о родителях святой Нины.

Завулон происходил из знатной христианской семьи в Каппадокии (г. Коластра), родины вмч. Георгия, и «прибыл... к [римскому] царю», став одним из римских полководцев, «в то время когда Георгий Каппадокийский был замучен за Христа...». Завулон принял участие в походе против угрожавших Риму «бранджей» (по одной из версий, франков[603]). В битве «на поле Питаланском», которую В. И. Гоиладзе отождествляет со сражением между римлянами и галлами на Каталаунских полях в 273 г.[604], Завулон взял в плен царя «бранджей» и его вельмож. Римский император приказал казнить их, но «бранджи» умоляли Завулон позволить им до казни принять его веру. Святой ходатайствовал перед императором и римским епископом, и пленные, восприемником которых стал Завулон, были крещены. На следующий день они облачились в погребальную одежду и вышли к месту казни с пением молитв. По просьбе Завулона рим. император помиловал «бранджей», отпустив их с дарами, но те стали просить императора и Завулона «отправиться вместе с ними в их страну, чтобы дать веру Христа и крестить водою весь их народ». У «большой реки Гдамары» царскую свиту встретили люди 10 «бранджских... княжеств: Холамай, Хозабай, Хлачай, Хенешаги, Тимгараги, Закай, Гзай, Заргай, Зармай и Тмонигони». Царь разделил народ надвое вдоль берегов реки, священники освятили воду и крестили людей, а Завулон «возлагал на всех руки в продолжение десяти дней... в разбитых тут палатках священники служили обедню и приобщили народ к Святым Тайнам Христовым». Устроив «все дела христианства и благословив их», святой с большими дарами вернулся в Рим.

Преподобные Завулон и Сосанна со святой равноапостольной Ниной

Затем Завулон отправился в Иерусалим, где хотел раздать нищим все приобретенное им и где сблизился с архиепископом Иерусалимским Ювеналием (имя сомнительно, т.к. свт. Ювеналий жил в V веке. В 260 - 298 годах на Иерусалимской кафедре был Именей) и его сестрой Сосанной, которые также были родом из Каппадокии. Сосанна и архиеп. Ювеналий уехали в Иерусалим после смерти родителей, «возложив надежду на [храм] Воскресения - упование всех христиан», куда они обратились за помощью. Ювеналий получил должность девтелара (церковного служителя), а Сосанна служила миафоре (некоторые исследователи полагают, что это также наименование церковной должности) Сарре из Вифлеема.

После бракосочетания Завулон и Сосанна уехали в Каппадокию, где около 280 года родилась равноапостольная Нина. Мать воспитала дочь «под кровом своим в беспрестанном служении нищим и днем и ночью». Когда девочке исполнилось 12 лет, родители вновь переселились в Иерусалим, где раздали нищим все сбережения от продажи имущества. Взяв благословение у Иерусалимского архиепископа, Завулон простился с женой, напутствовал дочь на путь служения Богу и ушел к отшельникам. Сосанна и равноапостольная Нина остались в Иерусалиме, где заботились о нищих и больных женщинах.

23 декабря 1996 г. решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви Завулон и Сосанна были причислены к лику святых; в диптих святых Русской Православной Церкви внесены определением Священного Синода РПЦ от 17 апреля 1997 г.

Литература

  • Житие св. Нины // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 106-110;
  • Обращение Грузии / Пер. с древнегруз. яз. Е. С. Такаишвили. Тбилиси, 1989. С. 31-34;
  • Определения Свящ. Синода // ЖМП. 1997. № 6. С. 4.
  • Кекелидзе К. Классификация народов и вопросы их геогр. расположения в древнегруз. лит-ре // Он же. Этюды. 1941. Т. 1. С. 168-182;
  • он же. Главные ист.-хронол. вопросы обращения Грузии // Там же. 1957. Т. 4. С. 252-292;
  • он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 523-532;
  • Гоиладзе В. И. Рассказ о бранджах в «Житии св. Нины» // Мнатоби (Светоч). 1986. № 9. С. 145-151 (на груз. яз.);
  • Цулая Г. В. «Житие св. Нины» как источник по истории народов Кавказа // Изв. АН ГССР: Сер. истории, археологии, этнографии и истории искусства. 1979. № 3. С. 102.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь