Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: 19 мая / 1 июня, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



Преподобномученик Валентин (Лукьянов)

Преподобномученик Валентин родился 2 / 15 августа 1875 года в Московской губернии в семье крестьянина Иакова Лукьянова и в крещении наречен был Василием. Образование он получил в церковноприходской школе; женился, и у них с женой родилось трое детей, но вскоре после рождения последнего ребенка Василий овдовел. В 1906 году он поступил в Троице-Сергиеву Лавру и 26 мая / 8 июня 1908 года был зачислен в нее послушником; как имеющий прекрасные музыкальные и певческие дарования, он был определен на клирос. 7 / 20 ноября 1915 года Василий был пострижен в монашество и наречен Валентином.

В 1920 году Лавра была закрыта безбожниками, часть братии осталась в ней сторожами, другие разошлись по храмам Сергиева Посада. Монах Валентин стал служить псаломщиком в Пятницкой церкви, где настоятелем был в то время архимандрит Вассиан (Пятницкий). В марте 1920 года настоятель и приходской совет Пятницкой церкви ходатайствовали перед Патриархом Тихоном о зачислении монаха Валентина на должность псаломщика к Пятницкой церкви и рукоположении его в сан иеродиакона. Патриарх Тихон запросил мнения наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова); тот ответил, что не возражает против зачисления монаха Валентина псаломщиком, но согласиться с его рукоположением во иеродиакона не считает возможным.

В сентябре 1920 года архимандрит Вассиан вновь обратился к Патриарху с ходатайством, в котором писал, что в приходе, который он возглавляет, «много совершается различных треб как в церкви, так и в домах прихожан, и совершать все эти требы приходится... одному, что при болезненном состоянии моем для меня весьма тяжело... Я имею смелость возобновить мое ходатайство о монахе Валентине, который, не будучи официально причислен к причту нашей церкви, в течение всех минувших летних месяцев добровольно, усердно, аккуратно и безмездно принимал участие (в качестве чтеца и певца) в совершении как службы, так и треб...»

Патриарх согласился удовлетворить ходатайство и 20 сентября 1920 года в крестовой церкви Троицкого подворья рукоположил монаха Валентина во иеродиакона к Пятницкой церкви, где он прослужил до ее закрытия. Рукоположенный во иеромонаха, он до 1930 года служил в Николаевском храме в городе Наро-Фоминске, а после его закрытия в храме в городе Кунцево.

26 января 1933 года власти города Кунцева объявили о закрытии последнего храма в городе. Верующие не согласились с этим решением и направили во ВЦИК ходатайство об отмене незаконного решения, под прошением подписались тысячи жителей города. «Храм наш, бывший ранее сельским, – писали они, – войдя с преобразованием Кунцева в город в черту последнего, в настоящее время является храмом городским. После закрытия в 1929 году Серафимовской церкви и в 1932 году Старо‐ Кунцевской... храм наш остается в городе Кунцеве единственным... и один обслуживает его население в несколько десятков тысяч человек. Мособлисполком, не учтя всего этого, закрытием нашего храма... оставляет город Кунцево совсем без храма и тем ставит жителей города в крайне ненормальное положение в отношении религиозных нужд...

Мособлисполком, постановляя закрыть наш храм, упустил из виду одно, в высшей степени существенное обстоятельство, именно то, что при храме отведенное Кунцевским горсоветом кладбище – одно для всего города, обслуживающее его многотысячное население. Закрыть при таких условиях храм... это значит отнять у жителей города Кунцева возможность совершать молитвенные обряды при погребении умерших, которые так дороги для верующих, лишение которых было бы для них чрезвычайно болезненно...

Исполнительный орган общества верующих... просит Всероссийский центральный исполнительный комитет постановление Мособлисполкома о закрытии... храма отменить и оставить его в пользовании жителей города Кунцева как единственно пригодный и незаменимый другим храмом для удовлетворения их религиозных потребностей».

Власти отказались исполнить просьбу верующих, закрыли храм, а вместе с ним закрыли и кладбище. После закрытия храма отец Валентин перешел служить в Николаевский храм в селе Ромашково.

26 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили двух дежурных свидетелей, жителей города Кунцево, один из которых показал, что отец Валентин в один из июньских дней 1937 года беседовал с женщинами и сначала читал им какую-то религиозную книгу, а затем разъяснял; в разговоре он заявил, что мы живем теперь в такой период времени, когда православная вера и духовенство у советской власти не в почете. Коммунисты направляют все усилия к окончательному разгрому Православной Церкви, но верующие всеми способами должны этому противодействовать, распространяя слово Божие среди своих знакомых, укрепляя веру с надеждой на то, что этому тиранству придет конец.

Храм Святителя Николая в Ромашково.

В этот же день отец Валентин был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и на следующий день допрошен.

– Следствию известно, что вы, будучи священником, систематически использовали свое служебное положение для антисоветской деятельности, дайте ваши показания по этому вопросу! – потребовал следователь.
– Свое служебное положение как священника для антисоветской деятельности я не использовал и антисоветской деятельностью не занимался, – ответил отец Валентин.
– Установлено, что вы среди населения города Кунцево систематически распространяли контрреволюционные клеветнические слухи о притеснении религии в Советском Союзе. Дайте ваши показания по этому вопросу.
– Среди населения Кунцева я не распространял контрреволюционных слухов о том, что советская власть притесняет религию и духовенство.

27 ноября следствие было закончено, и 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Валентина к десяти годам заключения. Иеромонах Валентин (Лукьянов) скончался 1 июня 1940 года в исправительно-трудовом лагере в Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года по представлению Московской епархии.

Использован материал книги: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 228‐ 231




События дня.

Вечерня и утреня.

В Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь благоверного князя Димитрия Донского и его супруги, княгини Евдокии, во иночестве Евфросинии, Московских. Службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Господь говорит о легкости бремени, которое Он возлагает на плечи верующих. Но как это согласуется с другими словами: « Без Меня не можете делать ничего …», « человеку это (спасение) невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу …» и так далее? Но ведь тут же сказано о кротости и смирении, то есть, человек должен всецело принять бремя Христово, отвергнуть всякое своеволие. На деле это легче сказать, чем сделать, ибо человек склонен ко греху. Потому на то, чтобы научиться покоряться бремени Христову уходят годы и подчас лишь к концу жизни человек может всецело покориться бремени Христову, отвергнув всякие посторонние греховные влечения. И лишь тогда он познает, что бремя Христово действительно легко. А человеку, влекомому туда и сюда страстями и похотями, бремя это и правда непосильно, ибо он находится под властью страстей. На поверку последнее относится ко всем нам. Именно поэтому эти слова так часто читаются, особенно, в праздник преподобных.

Литургия.

В сам день я был также в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.

2А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3Неужели думаешь ты, человек, что избежишь

суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

4Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6Который воздаст каждому по делам его: 7тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; 8а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.

9Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

10Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11Ибо нет лицеприятия у Бога.

12Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: " не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Против любителей поучать и воспитывать других в тех областях, в которых они сами не демонстрируют послушания заповедям Господним. «Раб, который знал волю Господина своего и не делал, бит будет много….» - говорит Господь. Тем более, если некто поучает ближних своих не делать то-то и делать то-то, а сам не поступает так, как говорить. Это относится и ко всем нам, ибо по нам мир судит о нашей вере. Потому нерадивые «верные» приносят больше вреда Церкви, чем явные хулители веры. Тем более, это относится к проповедникам Слова Божия, призванным пасти стадо Христово. Если он с амвона призывает людей делать то, чего не делает сам и не делать то, что сам делает, то горе ему. Он уподобляется тем самым фарисеям, которых обличал Господь, говоря: « на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их… ». Поистине, это страшные слова. Такой проповедник приносит больше вреда, чем пользы. Потому и Устав запрещает священнику устанавливать для пасомых, например, меру поста, которую он сам не хранит. Впрочем, в той или иной мере это относится ко всем нам. И чтобы мы не были в числе таких нерадивых христиан, этот отрывок читается сейчас….

Евангелие (от Матфея): 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: " рака́ " *, подлежит синедриону**; а кто скажет: " безумный", подлежит геенне огненной.

23Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44А Я говорю вам: люби́ те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Против пустословия, одним из элементов которого и являются пустые клятвы. Что ни говори, а пустословия в наших устах много. Но желающий вдруг прекратить это, добьется только того, что начнет разговаривать сам с собой, ибо уста говорят от избытка сердца. Они повторяют то, что родилось в уме, а если в уме рождаются пустые мысли, то и слова будут пустыми. Это значит, что прежде искоренения пустословия человеку придется заняться борьбой с пустыми мыслями. Но эта борьба не оставляет человека в течение всей жизни и только к концу жизни наступает некоторый покой (совершенный покой наступает уже за гробом). Итак, человек ответит на Суде за каждое праздное слово, сказанное человеком, а значит, расслабляться нельзя, ведь расслабление – гибель для христианина, так как враг его – не дремлет….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды Духа. Сколько раз в году повторяется это чтение, дабы мы, действующие по велениям плоти, опомнились, пока есть еще время. Выше приводятся дела плоти, склонной ко греху, ниже же – плоды духа, о которых нам, как не имеющим их, судить трудно: любовь, которая всем желает добра и обнимает и друзей и врагов (и через это – и милосердие, которое охотно истощает всего себя, дабы помочь ближним, подчас не думая о себе совсем), радость и мир души, которые не способна поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, воздержание, которое без колебаний отсекает греховные влечения плоти, которым мы часто уступаем (хоть потом – каемся), не забывая не на минуту заповеди Господни, а путь к этому лежит через борьбу со своими страстями и греховными влечениями, о чем апостол и пишет, называя это «распятием плоти». Этот эпитет может показаться чересчур жестким, но он верен, так как в борьбе с греховными влечениями приходится идти против того, что стало свойством склонной ко греху плоти. Не желающий же вступать на этот путь, идет по пути уступок греху и в конечном итоге, идет в погибель. Желающий же стяжать эти плоды, должен будет много потрудиться, чтобы сделать свой внутренний храм не прибежищем всякой нечистоты, но Духа Божия, который бы, входя в человека, освящал и очищал его. И действия Его проявляются указанным образом в человеке. К этому мы призваны стремиться, если и мы хотим наследовать Царство.

Евангелие (от Луки): 13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских [590]  и Сидонских [591], 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И уже упомянутые Заповеди Блаженства – кратко… Одни говорят, что это – тот же эпизод, что описывается у Евангелиста Матфея, другие считает, что этот эпизод – совсем другой. Так или иначе, но здесь Господь говорит то же самое, но кратко…. Под нищими духом, напомню, понимаются осознающие свою нищету пред Богом. Такой человек сознает, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Алчущие же и жаждущие – это жаждущие оправдания Божия, совершения воли Божией в них, но также – праведности…. И такой человек, жадущий единения с Богом, готов бывает претерпеть все ради достижения этого единения, вплоть до страдания и смерти…. Это есть идеал христианина, нам же об этом читается именно потому что мы очень далеки от этого идеала. Боже, спаси ны!

На литургии во время пения задостойника вместо обычного припева « Апо́ столи, соше́ ствие Уте́ шителя зря́ ще, удиви́ шася, ка́ ко в ви́ де о́ гненных язы́ к яви́ ся Дух Святы́ й » пелся другой: « Величай, душе моя, от Отца сошедшаго Пресвятаго Духа », то есть, подобно тому, как это было в Свято-Троицком храме.

По окончании службы о.Евгений говори о нынешнем празднике. Ныне мы празднуем память благоверного князя Димитрия Донского и его супруги, княгини Евдокии. Собственно, этот праздник является днем преставления благоверного князя Димитрия. Прожил он недолго – чуть более сорока лет, прожив всего девять лет после знаменитой Куликовской битвы. Именно эта битва сделала его знаменитым. Воспитывался святой князь митрополитом московским Алексием, ибо его родители вскоре после рождения умерли от чумы. И святитель в это время фактически был регентом при малолетнем князе. И святитель в эти годы много сделал, чтобы отвести от Руси угрозы татарских нашествий. Хоть ордынские ханы в эти годы уже приняли ислам, но относились к митрополиту с уважением, дав целый ряд льгот. А главное – Руси был обеспечен относительный мир, так что русские люди перестали бояться завоевателей. Потому и стала возможной Куликовская битва, прошедшая на Курской земле. Хоть через два года после нее хан Тохтамыш разорил и сжег Москву, так что Димитрий не успел собрать войско, и вынужден был покориться, но битва продемонстрировала, что татар можно бить, что иго Орды не вечно. Менее чем черз сто лет оно вовсе падет. Исчезновение страха перед татарами выразилось и в том, что передовой полк русского войска составили простые русские крестьяне, в самодельных доспехах, вооруженные тем, что у них было: топоры, вилы, косы, да рогатины, с которыми они шли на медведя. Этот полк был истреблен полностью, но татары были изрядно измотаны битвой, так что удар засадного полка в тыл привел к их бегству. Сам князь не командовал битвой из безопасного места, но сам участвовал в сражении. Притом, в битве он изрядно пострадал. Все думали, что он убит (под княжескими регалиями участвовал в битве другой человек), но оказалось, что он был жив, однако потерял сознание. Он не был тяжело ранен, хоть его доспехи были повреждены, а потеря сознание была связана с сильным утомлением. В итоге его спрятали, прикрыв березовыми ветками. Для русского войска битвабыла очен тяжелой, тысячи людей, как простых, так и участвовавших в ней князей и бояр, пало в ней. Семь дней шло погребение павших. Но милостью Божией, несмотря на потери, русские победили, как и предсказывал князю преподобный Сергий Радонежский. Последний очень много молился о победе русского воинства, как вспоминали очевидцы, поминая павших…. Так или иначе, но битва эта сильно отразилась на здоровье князя, так что долго после битвы этой он не прожил. Какую роль сыграла Церковь в свержении монгольского ига? Все века, когда русские княжества воевали друг с другом: Москва шла на Тверь, Тверь – на Москву, Владимир – на Новгород и так далее, Церковь была единой и над Русью был один митрополит, который зачастую один трудился над примирением князей, призывая к прекращению вражды. Тот же святитель Алексий часто ездил в Орду, добившись ряда льгот для самой Церкви, но оказал помощь и самому русскому народу, способствуя сохраненю относительного мира. И это единство Церковной иерархии способствовало единению и самого русского народа, сплочению его в одно государство…

По окончании о.Евгений сказал, что завтра соборе будет совершена «детская литургия» - петь и прислуживать в храме будут дети.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь