Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творчество Абая Кунанбаева и современные ценности человека.



  Абай Кунанбаев казахский поэт-просветитель, обще­ственный деятель, родоначальник новой письмен­ной казахской литературы, композитор. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в Семипалатинске в медресе, одновременно посещал рус. школу. А. К. изучил араб­ский, персидский и другие вост. языки; на формирование его мировоззрения большое влияние оказали гуманистич. воззрения великих поэтов и учёных Востока (Фирдоуси, На­вои, Авиценны и др.). Под влиянием рус. политич. ссыль­ных (Е. П. Михаэлиса, Н. И. Долгополова и др.), с к-ръми он сблизился в Семипалатин­ске, А. К. начал изучать и переводить на казах, яз. произведения классиков рус. лит-ры(А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Белинского). Произведения А. К., впервые изданные после его смерти (в 1909 в Петер­бурге на казах, яз.), были широко известны ранее в устной передаче.

В своих стихах А. К. выступал против насилия и произвола родовой знати, взяточничества, мракобесия. Он бичует невежество, сутяжничество казах, феодалов. Но, выступая против социального зла («Наконец во­лостным я стал…», «Управитель начальству рад…» и др.), А. К. не понимал необходимости борьбы за изме­нение экономич. уклада. Единственный путь к новой жизни он видел в просвещении, в преобразующем труде, в духовном раскрепощении человека. Видное место в воспитании А. К. отводил лит-ре и прежде всего поэзии. Многие произведения А. К. имеют воспитательное значение. Хотя он не писал спец. пед. произведений и не занимался пед. деятельностью, во многих произведе­ниях, особенно в прозаич. «Назиданиях», можно найти методич. и дидактич. наставления по воспитанию и обучению молодёжи. Он призывал народ овладевать знаниями и перенимать культуру передовых народов, чтобы избавиться от нищеты, бесправия и невежества. Он справедливо полагал, что аульная школа и медресе, кроме знания языка и нек-рого знакомства с классич. лит-рой Востока, ничего дать не могли. Большая часть времени уходила на заучивание догм ислама и молитв. А. К. приветствует обучение казах, детей в спец. школах-интернатах («В интернате», 1886), где их учат не «зако­нам», а наукам. Он упрекал родителей, стремившихся сделать детей чиновниками, а не культурными людьми, указывал на необходимость развития интереса и стремления детей к науке.

 

Подчёркивая важность изучения русской культуры, А. К. писал: «Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру» («Двадцать пятое слово»). Важное значение придавал А. К. тому, как изучать науки, какие требуются условия для успешного овладения научными знания­ми. «Если страстно полюбишь науку и само знание будешь считать достоянием, то оно даст тебе высшее блаженство. Тогда ты закрепишь в памяти то, что знаешь и будешь страстно стремиться познать то, чего ещё не знаешь» («Тридцать второе слово»). Изучать науку надо с благородной, возвышенной целью, а не с целью обеспечить личное благополучие. Он призывал к широкому, всестороннему образованию, осуждая и ра­зоблачая «просветительскую миссию» царизма, преследовавшую утилитарные цели, а не пробуждение в народе духовной жизни. А. К. считал, что народ должен взять на себя расходы по обучению детей. Он выступал против схоластики в обучении, против зубрёжки, муштры и палочной дисциплины, требовал сознатель­ного усвоения знаний, сознательной дисциплины. Чтобы обучение было успешным, А. К. предлагал сначала обучать детей родному языку, обучать действитель­ным научным знаниям, а потом уже приступать к обу­чению другим яз., в частности, арабскому и персид­скому. Изучение богословских книг, написанных на непонятном араб, яз., отупляет ум детей и превращает их в начётчиков. Он считал необходимым дать детям общее образование, подразумевая под этим развитие их ума, мировоззрения и общей культуры. Изучение науки должно способствовать правильному позна­нию материального мира, оно должно вести человека к совершенству. А. К. предостерегал молодёжь от верхоглядства, несерьёзного и поверхностного отношения к науке. Советовал молодёжи учиться полезному ремеслу, не быть склочными и мстительными, отречься от ребяческого безделья, беспечности и трудиться не покладая рук («Восьмистишье»). Отличительной чертой нравст­венного человека он считал трудолюбие. А. К. пытается оградить молодёжь от пагубного влияния невежд, разврата и пороков («Я нашей молодёжью огорчён», 1894). Большое значение он придавал влиянию семьи на формирование мировоззрения и характера детей, требовал от родителей, чтобы они сами были воспитанными, иначе они не смогут воспитывать детей.

Уровень(16 балл)

· 1. М. Ауэзов-основатель Абаеведения советского период ( Точное содержание Лек.10.стр.86-99 ). Род деятельности: писатель, драматург и учёный. Основоположник абаяведения. Дата рождения: 28 сентября 1897(1897 -09 -28) Место рождения: Чингизская волость, Семейский уезд, Семипалатинская область, Российская империя Гражданство: Российская империя Казахская ССР Дата смерти: 27 июня 1961(1961 -06 -27) (63 года) Место смерти: Москва, РСФСР Награды и премии: Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден «Знак Почёта» Сталинская премия — 1949 Ленинская премия — 1959 С ростом жизненного опыта и художественного мастерства у Ауэзова постепенно вызревал огромный по масштабу замысел - создать большое эпическое произведение, в котором через многоплановое изображение центрального образа Абая и широкой социальной панорамы рассказать правду о жизни народа, о целой эпохе. Замысел этот был не случайным. К творчеству Абая он проявлял пристальный интерес с 20 -х годов: собирал и изучал материалы о жизни и творчестве великого поэта и мыслителя, писал о нем статьи, печатал отдельные его стихи, написал биографию Абая, дополненную найденными им материалами, которая вошла в издание сочинений Абая 1933 года. Можно сказать, что Мухтар Ауэзов всей жизнью и своим творческим опытом был подготовлен к созданию крупного эпического повествования об Абае. Он знал об Абае, о среде в которой жил великий поэт, не только по изученным им источникам, но и по впечатлениям своей молодости. Уже первая книга - " Абай", изданная на казахском языке в 1942 году и вскоре увидевшая свет в русском переводе, поразила всех своей удивительной жизненностью, художественным новаторством, неповторимыми творческими решениями. С публикацией в 1947 году второй книги романа " Абай", в которой с большой полнотой раскрывается необыкновенная способность Абая к духовному росту, активному действию и его близость к народу, популярность писателя возрастает. Не всем оказалось под силу постигнуть подлинный смысл и оригинальность этого поистине новаторского произведения. Дело не только в том, что писатель опережал иных своих критиков, поражая их смелостью творческих решений, Ауэзов как художник находился порою в сложнейших отношениях со своим временем. Обстановка тоталитарного режима, господства официальной идеологии, диктата сверху порождала условия для огульной критики, необоснованных обвинений, усиливала групповую борьбу, которая подогревалась личными пристрастиями. В 40 -50 -е годы Ауэзов вновь и не раз подвергался ожесточенной критике за свои якобы националистические взгляды, за отступление от принципов метода социалистического реализма.В 1942 -1943 учебном году впервые на кафедре казахской литературы высшего учебного заведения Каз. ГУ (г. Алма. Ата) Мухтаром Ауэзовым был организован специальный предмет, положивший основу для длительного исследования наследия великого акына - Абая. В целях усвоения восточно-западной, социальной, просветительско-патриотической идеи сегодняшним поколением, через творчество Абая в Казахстанско. Российском университете города Астаны открылся научнопознавательский центр «Абайтану». В течении года научно-познавательским центром «Абайтану» совместно с учебными заведениями города Астаны было организовано одиннадцать научнопознавательных уроков, четыре литературные встречи, два городских конкурса. К 20 -летию Независимости Казахстана на базе Казахстанско-Российского университета будут открыты курсы на основе центра по повышению квалификации преподавателей и учителей казахского языка и литературы, а также специалистов высшего образования.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь