Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


З. Ахметов о поэтическом наследии Абая.



Ученый в своей фундаментальной научной работе « Казахское стихосложение» ( монография) одну главу посвятил мастерству поэзии Абая. В 1995 году издал очередную монографию « Поэтический мир Абая». В книге рассматривается идейно-эстетическое содержание и художественное своеобразие поэзии Абая. Наряду со стихами рассматривается идейная тематика поэта и жанровые особенности « Слова назиданий». В2008 г выпущена книга посвященная исследованию поэтических переводов поэта Абая произведений выдающегося русского поэта М.Ю.Лермантова. Книга « Абай и Лермонтов» посвящена исследованию поэтических переводов из М.Ю. Лермонтова. Они обогатили творчество Абая и в то же время всю казахскую поэзию новыми идеями и традициями. Произведения Лермонтова помогли Абаю лучше и глубже осмыслить жизненные явления, проблемы и вопросы, которые поставила перед ним жизнь.

14.Мырзахметов об связи творчества Абая с востчной литературой.(Точное содержание Лек.12.стр.107-115).

М. Мырзахметов отмечает, что истоки творчества Абая во многом восходят к Востоку, что усвоение идей восточных мыслителей и поэтов способствовало формированию гуманистических аспектов мировоззрения великого акына.

Влияние средневековой арабской и фарсиязычной культуры, арабо-мусульманского Востока на формирование Абая было значительным, на что долгое время ставилось табу. Причина «замалчивания» влияния великой восточной литературы и культуры Средневековья и Возрождения не только на Абая, но и на всех видных казахских поэтов — заключалась в ряде постановлений ЦК ВКП (б) и ЦК КП (б) Казахстана по идеологическим вопросам 1940—1950 гг., запрещавших говорить и писать о воздействии на мировоззрение и творчество казахского деятеля каких-либо иных источников, кроме русской революционно-демократической мысли. Изучение наследия восточных мыслителей и классиков считалось вредным и небезопасным для национальных поэтов и прозаиков Средней Азии и Казахстана.

Принятие подобных документов усилило огульное охаивание творчества ряда выдающихся поэтов начала XX в, ужесточило гонение на ведущих литераторов того времени, естественно, затронувших в своих работах вопросы казахско-восточных литературных взаимосвязей.(

В творческом наследии Абая есть поэмы( Поэмы Абая, их связь с восточной литературой «Искандер», «Масгут», «Азим». Эти поэмы внесли много нового в развитие лироэпического жанра в казахской литературе. Внешне поэмы Абая напоминают образцы поэзии, распространенной на Востоке, в духе литературной традиции — на-зиры (разработка или продолжение темы, воспетой предшественниками). Но идейно-художественное содержание произведений Абая выходит за рамки назиры: здесь великий поэт независим от восточных образцов. В этом отношении особенно характерна поэма «Искандер». Образ Искандера — Алексардра.. Обращаясь к традиционной в восточной поэзии теме — жизни и деятельности Искандера, Абай дает совершенно новое, отличное от восточной традиции, истолкование его образа. Искандер беспощаден, кровожаден и зол. Ненасытность глаз у иных велика. Все им мало, коль мир весь держит рука. Но умрут они — и для мертвых их глаз. Алмаз и сапфир не ценнее песка. Так осуждаются поэтом завоевательные походы Искандера, насилие его над народами, его алчность, любовь к славе, жестокость. Человек, вставший на путь зла, неизменно придет к крушению, и царь Искандер должен согласиться с Аристотелем и задуматься над бессмысленностью всего им совершенного. В образе Аристотеля воплошен человеческий разум. Абай утверждает высшую роль разума в жизни общества. Он размышляет о чести и долге, о достоинстве человека, о великодушии — обо всем том, чему посвящено большинство произведений классики казахской литературы. Абай тяжело переживал пороки современного ему казахского общества — несправедливость, бесправие, насилие, межродовую борьбу, невежество. Его всегда возмущало то. что многие его современники жили только ради богатства, чинов, славы. И поэма об Искандере, хотя и написана на историческую тему, резко осуждает эти пороки, возвеличивает роль разума, показывает превосходство его над властью. Используя исторический материал, Абай указывает на злободневные общественно-нравственные проблемы. Такого соединения исторических и жгучих современных проблем до Абая казахская литература не знала. В другой поэме «Масгут» Абай высказывает горькую мысль о том, что невежество пагубно действует на людей, губит все светлое и доброе. Над Багдадом прошел «зловредный» дождь, который всех сводит с ума. Безумная толпа заставляет разумного Масгута и халифа пить вместе с ней вредоносную воду — и они тоже стали безумными. Вот пример, как всесильна глупость порой. Не пускай свой ум по дороге чужой. Не много хорошего приобретешь. Слепо следуя за безумной толпой. Так, с болью в сердце, с тревогой в душе пишет Абай о болезни времени — о пагубном, разрушительном влиянии невежества и глупости.)

15.Мырзахметов обучении Абая о «полном человек» (Точное содержание Лек.12.стр.107-115).

Концепция А.Кунанбаева о «полноценной личности» тождественна с идеей интеллектуальной нации. Концепцию «полноценная личность» мы не должны изучать, интерпретировать в узком аспекте, связывая его наукой о нравственности, трактовать только в религиозно-философском контексте. Науку о совести, науку о нравственности, о человечности, проблему формирования совершенного человека, пути человека к полноценности Абай толковал исходя из социально-политического дискурса. Его особо не заботила безгрешная жизнь, земное и потустороннее счастье и благополучие отдельных персон, индивидов. «Полноценный человек» в понимании Абая от религиозно-философского контекста превращяется в социально-политического, человеческого и приобретает эстетический, культурный характер. Развивая все необходимые институты ценности, «полноценный человек» у Абая должен трудиться для будущего своей страны и его успешного развития. Этим он поднимается до высшего уровня категории эстетики – «эстетики служения». А.Кунанбаев на примере своей жизни и деятельности показал, каким должен быть «полноценный человек». Все личностные качества человека, передающиеся в ходе формирования как личности (нравственное, религиозное, социальное, философское, духовное, этическое, моральное, мировоззренческое, политическое, эстетическое, педагогическое, юридическое, и.т.д.), должны сосредоточиваться в одном – в «эстетике служения», т.е. быть «полноценным человеком» не только в познавательном, теоретическом плане, а на практике и в деле.

16.М.Мырзахметов о проблемах нравственности и морали в творчестве поэта. (Точное содержание Лек.12.стр.107-115). М.Мыpsaхметов о нравственных проблемах Он новаторски подошел к исследованию Абая. Благодаря ему нам стали известны и понятны Абай и момышулы. М.M. почти часто говорит о том что Абай был тесно связан с востоком, считали, что он берет все с востока, но на самом деле он был учеником Востока. Везде он говорит о нравственности, о будущем поколении. Он не только великий поэт, но и великий человек. Он призывал к добру, направлял людей на правильную дорогу. Его творчество играет важную и огромную роль не только в литературе, но и в повседневной жизни. Именно оттуда оттуда он черпал идеи для произведений о жизни. Кунанбаев стремился учить людей всему доброму, привить им нравственные качества. В этом и были его главные проблемы в произведениях.Качество и нравы людей к обществу.

17.М.Мырзахметов о новых тенденциях в изучении творчества Абая Кунанбаева. (Точное содержание Лек.12.стр.107-115). Изучая творчество Абая, он видел очевидное. Абай не писал работу о системе науки, но очевидно был знатоком с принципами научной классификации, доказывал и рассматривал их. Он заметил главные качества Абая: его главной целью было стремится познать все глубже и всесторонне, он не фанатик, он рационалист.
Традиция назиристов была известна народу, Абай изменил ее, обогатил философскими познаниями. Он создавал свои произведения на сюжеты восточных легенд, выдвиrая мораль. Он создавал удивительную рифмовку. Обенностью поэзии Абая является то, что в конце всех строф стихотворений поразительно рифмуются слова близкие по своему значению и фонетическому облику.

18. К.Мухамедханов о мастерстве поэта. (Точное содержание Лек.11.стр.101-106). Песни и кюи стихи Абая услышал еще в детстве.Лирика сразу увлекла его.Он с юности начинает собирать о нем информацию.Поиски его стали плодотворными им найдены и введены в обиход около 30 стихотворений. Он посвятил всю свою жизнь Абаю Даже после ссылки в Карлаге он продолжал сбор о нем.Он стал первым директором музея Семипалатинске в 1947-1951 годы.В 1995 году он принимает участие в подготовке 2 томного произведения Абая.О нем можно говорить бесконечно.В 1997 году вышел 4 том «Поэты –ученики Абая.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь