Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Абсурд и Хаотическая Сила



 

В шайва-шактистской мистической среде бытуют расхожие представления о Шиве как о трансцендентном вселенском Со­знании, исполненном высшей мудрости и знания, а о Шакти — как о безграничной всеблагой Силе, что нераздельна с господом Шивой. Все это, с определенной точки зрения, так, однако та­кие символы не дают исчерпывающего представления о Шиве и Шакти. Немногие осмеливаются глубже прочувствовать Созна­ние, Энергию и назвать их иными словами — Абсурд и Хаоти­ческая Сила. Ведь поклоняться Абсурду — абсурдно, а почитать бессмысленную Силу Хаоса — безумно. Потому-то многие не согласны с такими эпитетами божественности. Однако для про­двинутых бхайравайтов линии Трикасамарасья Каула почита­ние Шивы и Шакти как Абсурда и Хаотической Силы очень важно. Ведь именно эти символы, как ничто другое, выводят на интуитивное понимание высшей и глубочайшей Гармонии. Смот­рите — Шива трансцендентен, он за пределами времени и про­странства. Что значит «за пределами времени»? Это значит, что Шивы не было в прошлом, нет сейчас и никогда не будет в будущем. Что значит «вне пространства»? Это значит, что Шивы нет ни вверху, ни внизу, ни впереди, ни сзади, ни слева, ни справа, ни посередине. Так что это за Бог, которого никогда и нигде не было и не будет, однако он является основой для всего на свете? Не абсурден ли такой Бог и вера в него?

Приступим к рассмотрению Шакти. Учение говорит, что все энергии мира — разные проявления одной универсальной силы, божественной энергии. Эта энергия проявляется как множе­ство сил, основными из которых являются: сила созидания (сришти), сила поддержания (стхити), сила разрушения (сам-хара), сила сокрытия божественности (тиродхана) и сила са­мораскрытия божественности (ануграха). Следовательно, эта сила, точно мать, порождает живые существа, как разумные, так и нет, как добрые, так и злые, затем поддерживает их суще­ствование, но после сама пожирает, разрушает все свои дети-Ща. Выступая как тиродхана, Шакти рождает сансару, мир рабства, полный страдающих живых существ. Выступая же как ануг-раха, Шакти пробуждает живые существа, возвращая их в осоз­нание своей божественной природы. Есть ли логика, смысл и порядок в том, чтобы порождать как злое, так и доброе, а затем убивать свои детища; сперва заточать живые существа в санса-ре, где они скачут от радости к страданиям и наоборот, а потом шактипатом пробуждать их, даруя божественную самореализа­цию? Все это выглядит как совершенно бессмысленная хаоти­ческая активность. Вот и получается — Абсурд и Хаотическая Сила. А мы их единокровные дети, живущие в мире, созданном по образу и подобию творцов. От того-то в нашем мире столько парадоксов и противоречий. Трусливые и глупые отворачива­ются от правды, не в силах ее понять и принять. Метина слиш­ком чужда и нечеловечна для таких людей. Поэтому-то они и выдумывают такие религии, в которых все настолько, насколь­ко возможно, разложено по полочкам в конкретном порядке. Они следуют таким религиозным воззрениям, в которых зло и добро надежно метафизически отделены одно от другого, в ко­тором силы Света борются с силами Тьмы, и Свет обязательно, якобы, рано или поздно победит. Однако такие неверные и наи­вные представления не делают человека адекватным Реальнос­ти. Как героин, эти верования погружают человеческий ум в сон обольщения. Через короткое время иллюзии разбиваются о несокрушимую скалу Реальности, и наступает наркотическая ломка.

Бхайравайт-каула отважен и смел. Он/она стремится к по­стижению и обретению Истины и видит путь к гармонии в не­раздельности с Истиной, с Реальностью. Порой бывает страш­новато принять все, как есть, однако нет иного выбора, кроме как преодоление человеческих комплексов и страхов и выход из тюрьмы иллюзии на вольный простор дикой, изначальной, пер­возданной свободы.

Все эти доктрины соответствуют тому, как символически мы изображаем Шиву и Шакти, Бхайраву и Бхайрави, их един­ство и путь к этому единству. Взять, к примеру, облик Самара-сьи — полной интеграции Бхайравы, Бхайрави и их адепта-тан-трика. Когда иконографически тантра хочет показать единство Шивы и Шакти, Сознания и Энергии, божества рисуются со­единившимися в сексуальном союзе, образующими Иамалу. Еще более полным олицетворением интеграции будет форма Ардха-наришвары. Здесь уже речь не идет о двух. Фигура лишь одна — одна половина тела выглядит как Шива, вторая — как Шакти. И наконец, полное единство, целостность, нераздельность обо­значаются образом Самарасьи. Самарасья является Андроги-ном. Оно самодостаточно и безбрежно, исполнено совершен­ной гармонии. Тело Самарасьи чернее ночи, однако в этой тьме сияют звезды, олицетворяя собой весь свет мироздания. Боже­ство имеет крылья летучего существа и хвост рептилии, что выражает единство материи и духа, земли и неба, формы и сути.

Образы иконографии Трикасамарасья Каулы парадоксаль­ны, как Бог и мир. Они одновременно божественны, человечны и звероподобны. Они пылают и гневом, и любовью, они оттал­кивающе страшны, но в то же время красивы и привлекатель­ны. Они несут в себе и смерть, и сексуальный импульс. Боже­ственность, демоничность и нечто совершенно запредельное присутствует в этих образах. Однако парадоксальность обра­зов не вызывает диссонанс у людей с тонким вкусом. Все эти якобы противоположные качества и атрибуты неотъемлемы друг от друга в высочайшей гармонии нашей Реальности. Это очень отчетливо ощущается нашим сердцем при практике созерцания иконографических изображений.

Чем дольше ты медитируешь на своего иштадэву, тем более ты становишься единым с ним внутренне и похожим на него внешне. Это одна из причин, по которой мы, тантрики, выгля­дим и живем именно так, а не иначе. Сутью садханы является самораскрытие. Мы-люди призываем из самых бездонных глу­бин нашего сердца себя-бога, и то, не имеющее имен, всплывает на поверхностные слои бытия, обретая понимание, что глуби­на, средние слои и поверхность, сознание, энергия и телесная форма — суть одно. Секрет обретения этого состояния — в са­мораскрытии. Ты перестаешь быть куклой, марионеткой, сан-сарной обезьяной. Маски сброшены, и ты уже не играешь чу­жие роли. Ты обрел себя истинного, себя подлинного и из кле­ток сансарного курятника вернулся в свой настоящий дом, ма­гическое обиталище самосовершенства.

 

 

Яростный накал

 

Среди садхаков бытуют разные мнения о том, как мистик должен проявлять учение, живущее в нем, во внешний мир. Существует множество разных точек зрения. Я приведу две крайние из них. Общаясь с учениками великого Лакшмана Джу, я часто слышал, что, согласно традиции их ветви великой шко­лы, продвинутый садхака или даже мастер могут внешне ничем не отличаться от обычных сансарических людей, живущих вок­руг. Это признак реальных духовных достижений — адепт ин­тегрирован в социум, окружающий его, и воспринимает соци­ум как проявление Бога, а социум воспринимает мистика как одного из толпы, часто даже не догадываясь, что этот человек продвинутый мистик. В данном стиле поведения есть свои кра­сота и шик. Не каждый может легко поддерживать такую ми­микрию. Данный подход свойственен в частности практикам Пратьябхиджны. Эта древняя бхайравайтская школа основана на учении об изначальном совершенстве Реальности. В своей практике садхаки Пратьябхиджны делают упор на мгновенное постижение божественности всего и сознание того, что приро­да садхаки и есть Бог, так что на мистическом пути достигать нечего, все и так уже достигнуто, все совершенно чисто. Глав­ное — распознать в себе и мире эту божественность и затем постоянно пребывать в осознании этого. Данное учение исполь­зует метод трансформации нечистого в чистое только как вспо­могательный, так как акцент делается на том, что все изначаль­но совершенно. Адепты Пратьябхиджны не используют-так ак­тивно, как практики Каулы, иконографические образы божеств, специальные символы и мантры, больше внимания уделяя пря­мому созерцанию неописуемой природы Бога. На этой тропе все бытовое должно быть постигнуто как совершенное здесь и сейчас, прямо на месте. В Пратьябхиджне большое внимание уделяется передаче прямого видения Реальности от учителя к ученику. Учение Пратьябхиджны схоже с тибетским Дзогче-ном, однако в отличие от Дзогчена Пратьябхиджна уделяет

чительное внимание изучению мистической метафизики Трики, призванной быть четким и ясным намеком на внеконцептуаль-ную истину. Дзогченовцы же не используют метафизику и фи­лософию так активно. Многие последователи Пратьябхидж­ны считают, что их учение выше, чем учение Каулы. С их точки зрения, это так и есть, однако с нашей точки зрения, считается, что все оценки типа «выше — ниже» относительны и высшим для конкретного мистика является то учение, которое быстрее приводит к самореализации именно его/ее.

Некоторые каулические линии тоже полагают, что садхака не должен выделяться из социума; хоть в Кауле и используется трансформация нечистого, сансарического, в чистое, божествен­ное, логику можно понять. Считается, что однажды, в результа­те трансформации видения, весь мир станет для садхаки чист, и тот постигнет божественность повседневного. Принцип Каулы — это тотальная трансформация, магическое, волшебное преобра­жение «сансары в нирвану». В качестве путей и средств исполь­зуются любые феномены сансары. Отсюда и логика — будь внеш­не как все, это не делает тебя хуже, но показывает, что ты ви­дишь путь во всем, что вокруг и вовне. Тем не менее каулы должны использовать в своей практике много мантр, символов и образов. Некоторые школы держат в тайне свою принадлежность к пути Каулы, они содержат свои мистические предметы и про­водят свои медитации в тайне от непосвященных.

Однако в Кауле существует и совершенно иной подход, от­личный от подходов, мной описанных. Именно его-то и при­держивается наша линия, традиция. В наши дни данный путь не популярен в мире, хотя в древние времена и средние века школы, следующие такому подходу, процветали и были доста­точно популярны. Впрочем, и тогда мистические школы, при­держивающиеся его, не были очень многочисленными. Этот путь предназначен для людей особого склада. Его принцип можно выразить определением «Яростный накал», то есть «Жизнь и верность Богу и пути — в накале священного, божественного огня, выходящего за рамки сансарических критериев пользы, святости, красоты, гармонии и мудрости». Адепты подобного пути не могут и не желают жить, маскируясь под сансарных существ. Скажу прямо, они вовсе не стремятся уделять без нуж-аы много внимания маскировке, последовательно и непринуж­денно проявляясь в повседневной жизни крайне вызывающе и асоциально, открыто декларируя свои взгляды на духовность и вытекающую из нее повседневную жизнь. Поведение и образ жизни йогов, исповедующих такие учения, настолько контраст­ны с поведением и образом жизни окружающих людей, насколь­ко различаются между собой внутренние миры практика не­двойственной тантры и сансарина. Что и говорить, иногда это приносит и тем, и другим определенные неудобства. Впро­чем, сами йогины против этого не протестуют, а сансарины в итоге все же получают гораздо больше пользы, чем дискомфор­та, хотя не всегда это осознают. Надо сказать, что из факта отказа маскироваться под сансарина вовсе не вытекает, что асо­циальные йоги менее продвинуты на духовном пути, чем их мимикрирующие собратья из других шиваитских и шактистс-ких школ и ветвей. Каждому из мистиков Богом дана особая миссия, отличающаяся от миссии других, и тут уж ничего не поделаешь. В конце пути все практики недвойственных школ придут к одному и тому же достижению, однако то, как прояв­ляется в разных садхаках во внешний мир божественная сила, очень отличается от школы к школе и даже порой от ветви к ветви внутри одной и той же школы. Великие мастера живут и умирают по-разному, хоть каждый из них в глубине своей души идет одной подлинной мистической дорогой, дорогой крови Реальности, во имя обретения ее Сердца. Подвижники Трика-самарасья Каулы имеют свою миссию и предназначение. Прак­тики нашего пути — яркие и самобытные личности, поддержи­вающие жизнь тантрического мира в ее стремительности, чис­тоте и высокоэффективное™. Их яркость слепит обывателя, их эстетика не укладывается в сансарные рамки. Подобные йоги­ны во все века были подлинным украшением мира духовности. Они часто были способны на такие подвиги во имя спасения живых существ, на свершение которых мало кто осмеливался. Каждая традиция имеет свою особую миссию в этом мире. Миссия пути Махакалабхайравы и его великой и блаженной Шакти в том, чтобы будить спящих сансарическим сном, при­чем будить так, чтобы пробуждение приходило быстро, а зас­нуть повторно живым существам было очень трудно. Причем в деле несения в мир истинного учения объектами нашего внима­ния являются отнюдь не только лишь обыватели, но и огромное количество лиц, связавших свои жизни с тем, что принято на­зывать духовностью. Это священники, жрецы, философы, йо­гины и прочие лица, полагающие себя духовными путниками. Одна из наших главных задач — спасать таких людей от про­блем, вызываемых ошибками на их мистическом пути. Мы не пытаемся склонить ошибающихся отказаться от их путей и принять наш, но показываем им ошибки на путях их собственных. Такую миссию даровал нам Бог, верите вы в это или нет, это то чем мы занимаемся. Я могу сказать в шутку, что мы лечим врачей, а не только обычных пациентов. Многие живые суще­ства полагают, что идут верным духовным путем, но на самом деле это не так. Они по ошибке принимают саттва гуну за под­линную духовность и божественность. Люди, склонные к чисто­му и благому образу жизни, часто считают свои психические, психологические, энергетические, эстетические и интеллекту­альные особенности настоящими духовными качествами. Свою жизнь они считают «быстрым путем, ведущим к Богу» и пола­гают, что обогнали в духовном развитии многих окружающих. Однако эти «духовные» качества — такие же элементы санса-ры, как и другие, не выглядящие духовными. И в то же время все в мире имеет божественную природу. Своим языком пропо­веди, своим поведением мы разбиваем иллюзии видения и барь­еры на пути к безграничной мудрости. Однако изложу принци­пы, согласно которым мы и йоги других, эстетически схожих с нашей традицией школ проявляют себя во внешний мир.

Революция — вот форма и способ существования адепта Трикасамарасья Каулы. Религиозный эпатаж является суще­ственным элементом его жизни. Адепт пути Бхайравы и Бхай-рави стремится жить на накале своих духовных возможностей, в то же время пребывая в естественно дающейся расслабленно­сти. Такой садхака очень искренен и серьезен в своих намере­ниях, он осознает суть и узоры формы учения и создает с их помощью вокруг себя поле, подобное невидимому глазу огнен­ному нимбу или огненной сфере. Это пространство — поле вза­имодействия йогина с окружающим миром. Это поле активной трансформации сансары в Реальность Трикасамарасьи. Наш путь предполагает быстрый процесс духовного роста, отсюда и ог­ненная активность сферы действия. Тот, кто говорит, что он постепенно идет тропой Трикасамарасья Каулы, что он не то­ропится, мол, плод рано или поздно будет обретен, ничего не понимает в этом учении. Весь шик данной системы в возмож­ности прижизненной самореализации, да еще и проявляющей­ся в виде волшебных сил и качеств, способных оказать помощь способным живым существам.

Мы ставим себя сознательно в такие условия, когда нельзя не проявлять своих лучших качеств, потому что иначе нас ждет Духовная и физическая деградация и даже смерть. Мы прово­цируем на внутреннем и внешнем планах нашего существования сражение, бурю, ураган, схватку со сложившимися помеха­ми и препятствиями. Это мобилизует нас на достижение по­ставленной цели и позволяет задействовать всего себя — тело, речь, ум, их качества, как полезные, так и нет, — в деле садханы. При таком подходе деваться некуда — или ты выживешь, пере­шагнув человеческую природу, либо ты пропал. Все сказанное не означает, что мы придерживаемся дуализма и ведем против кого-либо войну, агрессивно создавая конфронтацию, несущую проблемы как нам, так и окружающим. Адепт этого пути, усво­ив и осознав на доступном ему на данный момент уровне уче­ние, начинает жить, согласно усвоенному. Очень многое из того, что он постигает в процессе мистической жизни, неведомо ок­ружающим садхаку народным массам. Это удивительно — все кругом является подтверждением наших тайных доктрин, од­нако окружающие в упор не видят учения.

В процессе существования на тропе Трикасамарасья Каулы йогин-подвижник значительно меняется. Сначала меняются жизненные ценности, затем меняется уровень их осознавания. Энергии упорядочиваются, каналы восприятия увеличиваются, сознание синхронно приспосабливается к жизни в новых усло­виях. Можно сказать, что в процессе мистической жизни то, что постигается и обретается садхакой, манифестируется из глубины, подобно сиянию, разгорающемуся все более и более ярко.

Знание, по мере того как оно перестает быть интеллектуаль­ными конструкциями и становится нашими плотью и кровью, проявляется во внешний мир, стремясь пронзить все сущее. И тот принцип, согласно которому существует система-узор шко­лы, способствует этому процессу. В результате всего этого об­раз жизни и поведение мистика меняются так, что во многом перестают соответствовать образу жизни и поведению масс народа, живущего вокруг. Если не предпринимать специальных усилии для поддержания мимикрии, очень скоро окружающие обратят внимание на адепта учения, а обратив, увидят легко, что это существо, чуждое их миру. После обнаружения сего факта у многих может легко и рефлекторно возникнуть оттор­жение, могущее проявиться в виде осуждения, страха, презре­ния. То, как будут эти чувства проявлены во вне, зависит от типа ума, энергии, от уровня образования и от убеждений ин­дивидов. Так же устройство социума в разных местах и стра­нах сильно влияет на поведение людей по отношению к мисти­ку. В иных странах могут и забить камнями насмерть. Поэтому  лучше всего не жить в этих странах, а жить в Индии, Непале или странах западной демократии, потому что эти социумы достаточно толерантны к инаковости. Одобрить тебя массы, может быть, и не одобрят, но как минимум оставят в покое тебя и твою жизнь.

Практик содержит свою мистическую жизнь в секрете от неимеющих к ней непосредственного отношения. Как правило, он не обсуждает с профанами темы, которые те не способны адекватно понимать. Разумеется, серьезный мистик не ведет массовой пропаганды доктрин учения и не стремится привлечь к пути как можно больше народа. Садхака адекватен окружаю­щей обстановке и держит ситуацию под контролем. Он знает, где, кому, что и как нужно говорить и выполняет свои профес­сиональные обязанности. Тем не менее адепт нашей школы не уделяет вопросам поддержания мимикрии больше сил и време­ни, чем нужно для обеспечения относительно безопасного ми­нимума. Мы не стремимся быть едиными с массами или убе­дить окружающих, что мы — одни из них. Зачем это делать, если нет крайней на это нужды?

Чем больше практикует адепт, тем более он отождествляет­ся с Реальностью. Одним из важнейших или даже самым важ­ным проявлением Реальности в мире цветов, форм, идей и энер­гий для тантрического садхаки является проявление иштадэвы. Иштадэва учит, помогает, дарует тантрику гармонию. Как я уже упоминал выше в одной из глав, многие доктрины учения вытекают из облика иштадэвы и наоборот — образ являет со­бой олицетворение учения. Само собой считается, что человек становится практиком учения того божества, с которым ощу­щает глубокое родство, а не того, чей образ чужд и не вызывает никаких чувств, кроме как чувства недоумения, а в некоторых случаях страха и отвращения. Исходя из этого, вытекает, что практики нашей традиции ощущают удовлетворение от учения Бхайравы, выражающегося в идеях и символических образах, в присущих учению практиках, в образе жизни. Разные мисти­ческие учения проявляются по-разному. Наше учение проявля­ется ярко и самобытно, неся в себе особые эстетику, гармонию и красоту, ощутить и понять которые способен отнюдь не вся­кий.

Реакция на образы наших божеств и на те фрагменты тео­рии, практики и образа жизни, которые доступны для сторон­него наблюдения, у большинства людей, как правило, далеко не позитивная. Наше учение выглядит в глазах очень многих как чуждое и устрашающее, если не сказать зловещее и ведущее в страшную бездну. Не каждый способен увидеть в образе Иама-лы красоту и истину. Многим далеким от мистицизма людям наши божества кажутся уродливыми и ужасными монстрами, взгляд на которых вызывает дисгармоничное состояние. Неко­торые способны ощутить внутреннее очарование, таящееся в Бхайраве и Бхайрави, однако и эти люди остаются иностран­цами в мире божественной пары.

Легко понять, что успех на этом пути легче достигается теми, кому родственна особая эстетика, присущая учению, исходя­щему из облика Махакалабхайравы. Тем же, кто привлечен философией и метафизикой, а с образами и символами мирит­ся лишь исходя из необходимости и интеллектуальных разъяс­нений, успеха достичь будет гораздо труднее. Ведь даже мно­гие абстрактные доктрины излагаются языком, свойственным миру Кауласиддхешвары и Кауласиддхешвари. Ну а медитатив­ные практики прямо вытекают из Основы и соответствуют об­щей гармонии всего узора, гармонии измерения наших божеств. Поскольку многие люди не в силах понять учение и тем бо­лее принять его, они склонны видеть в пути разновидность во­сточного сатанизма, а адептов пути принимают за малефиков, адептов черной магии. Однако чем более умен и духовно раз­вит человек, тем больше для него шансов получить при желании представление обо всем этом измерении и его деле.

Одной из особенностей традиции является то, что она не­плохо сама себя защищает от проникновения в нее дураков и некоторых других, непригодных к практике в ней, категорий людей, например, слащавых и ненастоящих. Увидев лица на­ших божеств, им уже не очень хочется повторить встречу с уче­нием Трикасамарасья Каулы. Однако есть опасность другого рода. Существует возможность для попадания в сферу учения различных сансарнонастроенных демонических лиц, которых притягивает форма учения. Уровень их психического здоровья может быть различным от персонажа к персонажу. Некоторые из них, особенно здоровые психически и имеющие мистический талант, способны в достаточной степени исправиться и войти в семью, некоторые неспособны на это. Иногда приходится при­нимать меры, дабы смести с нашей мандалы пыль и освободить жизненное пространство от мешающих нам «пишачей» и «рак-шасов». Мы не являемся им врагами, наоборот, учение терпимо к различным тварям и созданиям. Однако рабочее место долж­но быть чистым и содержаться в порядке.

Мистический экстремизм и


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь