Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Военная тематика и проблематика



Военная тематика и проблематика

ТЕМА/ПРОБЛЕМА жизненный опыт

Читательский опыт

1. героизм, подвиг Что такое героизм/подвиг? Истинный и ложный героизм.  

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Мы видим различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников: героический переход" отряда Багратиона к деревне Шенграбен, мужество и героизм русских солдат, прекрасный в своей простоте ротный командир Тимохин, который " с безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали".
А вот другой незаметный герой-капитан Тушин, живущий одной жизнью с солдатами. Он не знает страха. Во время сражения он с горсткой солдат, без прикрытия, поджигает деревню Шенграбен. И его " батарея... не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать стрельбы никем незащищенных пушек".

В.Быков. Повесть «Сотников». В повести Быкова " Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и
мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных
условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.

2. патриотизм Что такое патриотизм? Кого можно назвать патриотом? Истинный и ложный патриотизм.  

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Тема патриотизма занимает в романе все больше и больше места и все более сложное чувство вызывает у Толстого. Так, при чтении манифеста-обращения царя к москвичам, у Ростовых, граф, слушая манифест, прослезился и заявил: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем». Наташа, откликаясь на патриотическое заявление отца говорит: «Что за прелесть, этот папа! ». Тонко чувствуя фальшь, она не любит громких слов и показного проявления высоких чувств. Но в словах и чувствах отца она услышала что-то такое, над чем нельзя шутить; искренность его порыва вызывает у нее столь же искренний отклик. Петя Ростов решительно потребовал, чтобы его отпустили на военную службу. Петя — истинный Ростов. Он чувствует фальшь фразы, как бы красива она не была. Но патриотизм мальчика из дворянской семьи не мог быть иным чем верность и любовь к царю и отечеству — чувства из-за которых Николай тоже не кончил учебу в университете и пошел на нее — справедливую войну, потому что царь призвал его.

Отрицательными типами в романе являются и те герои, которые откровенно равнодушны к судьбам родины (посетители салона Элен Курагиной), и те, которые прикрывают это равнодушие красивой патриотической фразой (почти все дворянство за исключением небольшой его части — людей типа Кутузова, Андрея Болконского, Пьера, Ростовых), а также те, для кого война — удовольствие (Долохов, Наполеон). Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты характера, обусловленные подлинно народным мировоззрением: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с неравнодушием к чужой беде, с чувством ответственности за судьбу Родины.

3. предательство Причины предательства. Нравственные последствия предательства.  

В.Быков «Сотников». Анализируется механизм предательства и моральная расплата за него: презрение, осуждение, моральная изоляция, нравственное падение.

4. проблема нравственного выбора  


В.Быков «Сотников»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

5. роль музыки в военное время  

Первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок " Ленинградская", Д.Шостакович написал в блокадном Ленинграде. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: " Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию". Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: " Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна! " – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой " Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен.

Военные песни:

Я. Шведов “Дороги”, «Смуглянка»

В.Лебедев-Кумач “Священная война”

А.Сурков “В землянке”

К.Ваншенкин “Алеша”

Р.Гамзатов “Журавли”

В.Агатов “Темная ночь”

М. Исаковский “Катюша”

Песня-призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

В.П.Астафьев. Повесть «Последний поклон» (о музыке в военное время)

 

А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

 

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

 

В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня- в лет. И все поет,
И все ведет солдата.

 

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

 

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.
















Сергей Островой, 1968 г

6. роль литературы/поэзии в военное время

Фронтовые корреспонденты оставили нам документальные свидетельства жесточайшей войны, которых не найти в учебниках, но их читателями и зрителями были более 300 млн. граждан великой страны.

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались мы в пыли,

С «лейкой» и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли…

В 1943 году Константин Симонов написал эти строки о своих коллегах. Сейчас, возможно, не все знают, что Leica – это марка фотоаппарата.

 

Корреспонденту «Правды» Петру Лидову старый крестьянин рассказал, что в соседней деревне немцы повесили молоденькую девушку. «Они ее вешают, а она им все грозит, что Красная Армия победит». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на нее. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен! Советский Союз непобедим и не будет побежден! »
Потом подставили ящик. Она без всякой команды сама встала на него. Подошел немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлей на шее. Она хотела еще что-то сказать, но в этот момент ящик выбили из-под ее ног.

Очерк «Таня» о смелой партизанке, настоящее имя которой Зоя Космодемьянская, своей страстной силой художественного слова произвел сильнейшее впечатление на читателя. Вот что писала автору группа фронтовиков: «Сейчас ночь, темная и грозная. Нас пятеро, командиров Красной Армии. Сидим мы в землянке. Бой давно стих, а с рассветом он начнется заново. Нам бы поспать, но спать невозможно. Все мысли о прочитанном. Никогда ничего не читали мы так страстно, так горячо».
Приведем еще один из отзывов тех дней: «Если бы Лидов за всю войну написал только «Таню», он бы выполнил свой долг перед народом, перед своей Родиной. Очерк о Тане прочитал весь народ. И как это всегда бывает, героиня, девушка-школьница, начала облекаться во что-то легендарное, богатырское. В Тане увидели то бессмертное, то нетленное, то легендарное и великое, что есть в душе народа. Наш народ никогда не забудет и того, кто открыл нам Таню, — Петра Лидова».

7. роль искусства в военное время  

По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага! » В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет». Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси! » Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943). Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».

 
8. дети в годы войны самоотверженность детей сиротство

Дневник Тани Савичевой

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же – об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Т.Кудрявцева Рассказ «Детский дом. Лёка…»









Н.Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

11. образ Родины  

 

С.Есенин. В стихотворении «Русь » почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу.

А.Блок. В стихотворении « Осенняя воля » поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя! ». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу, /Твой простор навеки полюблю».

12. устройство быта, создание уюта на войне

Помимо боевых действий и постоянной близости смерти, на войне всегда присутствует и другая сторона — повседневность армейского быта. Как отмечал Константин Симонов: “Война не есть сплошная опасность, ожидание смерти и мысли о ней. Если бы это было так, то ни один человек не выдержал бы тяжести ее... даже месяц. Война есть совокупность смертельной опасности, постоянной возможности быть убитым, случайности и всех особенностей и деталей повседневного быта, которые всегда присутствуют в нашей жизни... Человек на фронте занят бесконечным количеством дел, о которых ему постоянно нужно думать и из-за которых он часто совершенно не успевает думать о своей безопасности. Именно поэтому чувство страха притупляется на фронте, а вовсе не потому, что люди вдруг становятся бесстрашными” Условия повседневного уклада являлись важнейшим фактором войны. Фронтовой быт—это не только выполнение бойцами служебных обязанностей: несение караульной службы, ремонт техники, рытье окопов, строительство укреплений. Это еще и часы отдыха и досуга, которые уходили на повседневные заботы: устройство жилья, питание, починка обмундирования, стирка, баня, разговоры с боевыми товарищами, письма, посылки из дома, фронтовые концерты.

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Отдых солдат, рассказы Тушина.

Вячеслав Кондратьев. Повесть «Сашка». Писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты.

13. дружба в военное время  

В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество.

Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. Он писал в " Науке побеждать": " Сам поги­бай, а товарища выручай". Солдатам русской армии по душе пришлось это правило. На поле брани они выручали друг друга, вместе чтили память погибших товарищей.

Как в этой связи не вспомнить подвиг экипажа крей­сера " Варяг", сплоченного войсковым товариществом. И сегодня нельзя остаться равнодушным, когда звучат слова песни: " Наверх вы, товарищи, все по местам...".

Традиция войскового товарищества получила наибо­лее полное развитие в годы Великой Отечественной вой­ны. Верные своему народу, Родине воины нашей армии и флота в первых же боях с врагом показали высокие об­разцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыруч­ки. Всегда, когда возникала опасность, каждый боец от­давал все силы, действовал самоотверженно, шел на под­виг ради достижения победы в бою, спасения своих това­рищей и друзей.

Традиция войскового товарищества складывалась и развивалась на протя­жении многих столетий. Уже в " Слове о полку Игореве" мы находим свидетельство того, как высоко ценили древ­нерусские воины дружбу, товарищество. И с тех пор при­держиваются на Руси правила: " нет службы без дружбы".

о фронтовой дружбе находим про­никновенные строки в поэме А. Твардовского " Василий Теркин":

Свет пройди — нигде не сыщешь,

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». «Нет уз святее товарищества! »

14.

любовь и война

 

письма с фронта
















К.Симонов

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди;
Жди, когда снега метут;
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди — и с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил — будем знать
Только мы с тобой.
Просто, ты умела ждать,
Как никто другой.




































В.Распутин «Живи и помни».

15. ветераны (отношение к ним, проблема одиночества)

 

Л.Н.Толстой «Война и мир». Николай Андреевич Болконский.

Адмирал Фёдор Ушаков был предан при жизни забвению.

16. проблема исторической памяти

 

В.П.Астафьев. Рассказ «И прахом своим…»

Военная тематика и проблематика

ТЕМА/ПРОБЛЕМА жизненный опыт

Читательский опыт

1. героизм, подвиг Что такое героизм/подвиг? Истинный и ложный героизм.  

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Мы видим различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников: героический переход" отряда Багратиона к деревне Шенграбен, мужество и героизм русских солдат, прекрасный в своей простоте ротный командир Тимохин, который " с безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали".
А вот другой незаметный герой-капитан Тушин, живущий одной жизнью с солдатами. Он не знает страха. Во время сражения он с горсткой солдат, без прикрытия, поджигает деревню Шенграбен. И его " батарея... не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать стрельбы никем незащищенных пушек".

В.Быков. Повесть «Сотников». В повести Быкова " Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и
мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных
условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.

2. патриотизм Что такое патриотизм? Кого можно назвать патриотом? Истинный и ложный патриотизм.  

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Тема патриотизма занимает в романе все больше и больше места и все более сложное чувство вызывает у Толстого. Так, при чтении манифеста-обращения царя к москвичам, у Ростовых, граф, слушая манифест, прослезился и заявил: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем». Наташа, откликаясь на патриотическое заявление отца говорит: «Что за прелесть, этот папа! ». Тонко чувствуя фальшь, она не любит громких слов и показного проявления высоких чувств. Но в словах и чувствах отца она услышала что-то такое, над чем нельзя шутить; искренность его порыва вызывает у нее столь же искренний отклик. Петя Ростов решительно потребовал, чтобы его отпустили на военную службу. Петя — истинный Ростов. Он чувствует фальшь фразы, как бы красива она не была. Но патриотизм мальчика из дворянской семьи не мог быть иным чем верность и любовь к царю и отечеству — чувства из-за которых Николай тоже не кончил учебу в университете и пошел на нее — справедливую войну, потому что царь призвал его.

Отрицательными типами в романе являются и те герои, которые откровенно равнодушны к судьбам родины (посетители салона Элен Курагиной), и те, которые прикрывают это равнодушие красивой патриотической фразой (почти все дворянство за исключением небольшой его части — людей типа Кутузова, Андрея Болконского, Пьера, Ростовых), а также те, для кого война — удовольствие (Долохов, Наполеон). Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты характера, обусловленные подлинно народным мировоззрением: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с неравнодушием к чужой беде, с чувством ответственности за судьбу Родины.

3. предательство Причины предательства. Нравственные последствия предательства.  

В.Быков «Сотников». Анализируется механизм предательства и моральная расплата за него: презрение, осуждение, моральная изоляция, нравственное падение.

4. проблема нравственного выбора  


В.Быков «Сотников»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь