Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Л.Н.Толстой «Война и мир»



5. роль музыки в военное время  

Первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок " Ленинградская", Д.Шостакович написал в блокадном Ленинграде. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: " Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию". Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: " Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна! " – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой " Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен.

Военные песни:

Я. Шведов “Дороги”, «Смуглянка»

В.Лебедев-Кумач “Священная война”

А.Сурков “В землянке”

К.Ваншенкин “Алеша”

Р.Гамзатов “Журавли”

В.Агатов “Темная ночь”

М. Исаковский “Катюша”

Песня-призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

В.П.Астафьев. Повесть «Последний поклон» (о музыке в военное время)

 

А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

 

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

 

В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня- в лет. И все поет,
И все ведет солдата.

 

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

 

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.
















Сергей Островой, 1968 г

6. роль литературы/поэзии в военное время

Фронтовые корреспонденты оставили нам документальные свидетельства жесточайшей войны, которых не найти в учебниках, но их читателями и зрителями были более 300 млн. граждан великой страны.

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались мы в пыли,

С «лейкой» и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли…

В 1943 году Константин Симонов написал эти строки о своих коллегах. Сейчас, возможно, не все знают, что Leica – это марка фотоаппарата.

 

Корреспонденту «Правды» Петру Лидову старый крестьянин рассказал, что в соседней деревне немцы повесили молоденькую девушку. «Они ее вешают, а она им все грозит, что Красная Армия победит». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на нее. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен! Советский Союз непобедим и не будет побежден! »
Потом подставили ящик. Она без всякой команды сама встала на него. Подошел немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлей на шее. Она хотела еще что-то сказать, но в этот момент ящик выбили из-под ее ног.

Очерк «Таня» о смелой партизанке, настоящее имя которой Зоя Космодемьянская, своей страстной силой художественного слова произвел сильнейшее впечатление на читателя. Вот что писала автору группа фронтовиков: «Сейчас ночь, темная и грозная. Нас пятеро, командиров Красной Армии. Сидим мы в землянке. Бой давно стих, а с рассветом он начнется заново. Нам бы поспать, но спать невозможно. Все мысли о прочитанном. Никогда ничего не читали мы так страстно, так горячо».
Приведем еще один из отзывов тех дней: «Если бы Лидов за всю войну написал только «Таню», он бы выполнил свой долг перед народом, перед своей Родиной. Очерк о Тане прочитал весь народ. И как это всегда бывает, героиня, девушка-школьница, начала облекаться во что-то легендарное, богатырское. В Тане увидели то бессмертное, то нетленное, то легендарное и великое, что есть в душе народа. Наш народ никогда не забудет и того, кто открыл нам Таню, — Петра Лидова».

7. роль искусства в военное время  

По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага! » В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет». Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси! » Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943). Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».

 
8. дети в годы войны самоотверженность детей сиротство

Дневник Тани Савичевой

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же – об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Т.Кудрявцева Рассказ «Детский дом. Лёка…»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь