Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когерентная концепция истины (Платон, Аристотель, Георг Вильгельм Гегель, Карл Маркс)



Истоки классической или корреспондентской концепции истины восходят к античной философии. Первые попытки ее теоретического осмысления были предприняты Платоном. Концепция Платона гласила - истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Полностью концепция была сформулирована Аристотелем. Её суть сводится к формуле «Истина есть соответствие вещи и интеллекта» или другими словами «истина — адекватное отображение (соответствие) действительности в сознании».

Истина – есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, т. е. соответствие наших знаний действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко:

а) объективная реальность (внешний мир);

б) субъективная реальность (внутренний духовный мир);

Классической концепции присущи следующие принципы:

во-первых, действительность не зависит от знаний;

во-вторых, между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие;

в-третьих, существует критерий для проверки соответствия мыслей действительности;

в-четвертых, теория соответствия логически непротиворечива.

Однако , классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями.

Первая трудность связана с понятием действительности. Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены в ее подлинности. А уверенности как раз нет, потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с нашим восприятием ее. Наши восприятия, сформированные образы не могут быть независимы от наших познавательных способностей. Круг замкнулся.

Вторая трудность связана с наличием плюрализма истин. К примеру, человек изучает науки: биологию, медицину, антропологию, социологию, экономику, этику и т. д.. Каждая из них дает свое знание о человеке, которое невозможно объединить в одно целое или предпочесть одно другому.

Трудности классической концепции еще более очевидны на фоне обнаруженных в ней логических парадоксов. К примеру, парадокс лжеца. Если лжец утверждает о самом себе: «Я лгу», то он описывает факт своего неискреннего поведения. Вместе с этим его высказывание достоверно, поэтому истинно. Следовательно, лжец – достопорядочный человек, потому что он говорит истину.

Существование этих трудностей привели к возникновению других концепций:

а) когерентной истины;

б) прагматической истины.

Концепция когерентной истины (от лат. cohaerenco – срастаться, тесно соединяться) утверждает, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво с более общей, обхватывающей системой знания. Сторонники этой теории утверждают, что мир – единое целое. В нем все, даже самые мельчайшие явления связаны между собой. Поэтому знания об отдельных вещах или явлениях должны соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Следовательно, истина о мире – одна, а частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей истины.

Теория когерентной истины предполагает, что знание организовано в некоторую целостную систему типа юридических законов, научной теории или философской системы, и означает внутреннюю согласованность всех частей этой целостности. Авторство этой теории чаще всего приписывают Гегелю – «истина - это не результат, а процесс, как и познание есть не результат, а бесконечный процесс». Когерентная концепция истинности не отменяет, а дополняет классическую. Когерентная истина отличается от классической двумя существенными характеристиками:

1. Истинность знания заключается в его когерентности (самосогласованности, непротиворечивости), а не в соответствии действительности.

2. Условия истинности утверждений – это определенное множество других утверждений.

Концепция прагматической истины (от гр. pragma - действие) – истинным признается такое знание, которое:

во-первых, имеет благие последствия для человечества;

во-вторых, успешно применяется на практике.

Конечно, практика является важным критерием истинности наших знаний (строятся самолеты, которые летают, мосты, по которым ездят и т. д.). Однако, истина, таким образом, соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека.

Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Она берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Прагматическую концепцию истины сформулировал Карл Маркс. Он утверждал «вопрос об истинности познания — это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь