Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Святитель Ефрем, Патриарх Антиохийский
День памяти: 8 / 21 Июня Святитель Ефрем, Патриарх Антиохийский[73] (греч. Ε φ ρ α ί μ [74] Α ν τ ι ο χ ε ί α ς; ум. 545), сириец, был военачальником при императорах Анастасии (491 - 518) и Иустине (518 - 527). Святой отличался добротой, благочестием и состраданием ко всем несчастным. В 526 году Господь наказал Антиохию за уклонение христиан в ереси Нестория[75] и Евтихия (монофизитство[76]): землетрясение уничтожило этот великолепный город. Погибло громадное число жителей. Патриарх Евфрасий был раздавлен обрушившейся колонной. Для восстановления разрушенного города император направил святого Ефрема. Один из рабочих, епископ, который ради совершения безвестных подвигов удалился от епископства, предсказал святому Ефрему избрание на патриарший престол и просил его не оставлять дел милосердия и твердо бороться с еретиками. В 527 году святой Ефрем был избран на патриарший престол. Он твердо и мудро управлял паствой и примером своей жизни, поучениями и посланиями ограждал ее от еретических учений. О силе его веры дает представление следующий случай. Близ Иераполя[77] подвизался столпник, который впал в ересь. Узнав о подвижнике, святой Ефрем пришел к нему и убеждал присоединиться к Православной Церкви. Столпник не соглашался. Он решил устрашить Патриарха и предложил разжечь большой костер, чтобы обоим войти в огонь. Костер был разведен, но столпник не отважился войти в него. Патриарх молил Господа Иисуса Христа показать, у кого правая вера, и, сняв омофор, положил в костер. Через три часа дрова сгорели, а омофор Святителя был вынут неповрежденным. Столпник отрекся от ереси и присоединился к Церкви. Святой Патриарх Ефрем мирно преставился к Богу в 545 году. В своих трудах святитель Ефрем защищал учение Православной Церкви о соединении в Лице Господа нашего Иисуса Христа двух естеств - Божеского и человеческого. Святитель Феодор I, епископ Ростовский и Суздальский День памяти: 8 / 21 июня 20 августа / 2 сентября (в день переложения мощей), в Соборах Владимирских и Ростово-Ярославских святых
Родом грек, был первым епископом Ростовским. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского, и был рукоположен в 990 или 992 году. Прибыв в Ростов, вместе со святителем Михаилом он основал здесь первую христианскую церковь – деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, простоявший 168 лет, и при ней учредил клир церковный[78]. Здесь он проповедовал Евангелие, но приобрел мало верующих. Язычники изгнали его, и в 992 году он поселился в Суздале, бывшем тогда лишь небольшой деревней входившей в его обширную епархию. В кратком рукописном сказании, сохранявшемся о святителе в ризнице Суздальской соборной церкви, так говорится о его благовестнических трудах здесь: Когда в 1010 году святой равноапостольный великий князь Владимир прислал сына своего святого Бориса управлять Ростовом, то святитель Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1014 году великий князь заболел и вызвал Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 года. Мощи и почитание Святые мощи его были положены в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Дата прославления святителя не известна, но, согласно церковному преданию, обретение мощей его произошло еще до нашествия хана Батыя, т.е. до 1237 года. Так как после первых двухсот лет её истории, Суздальская земля была выделена из состава Ростовской в собственную епархию, память святителя сделалась местной для обеих. Если в Ростове она ослабела, то в Суздале почитание архипастыря Феодора как святителя и чудотворца не прерывалось сквозь века. Так, над гробницей святителя в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089, молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». В 1633 году Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь[79]: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами». С 1635 года над мощами святителя существует настенная надпись: «В лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Однако, в XVIII веке согласно Духовному Регламенту, составленному в 1720 году по приказу Петра I епископом Псковским Феофаном (Прокоповичем), стали изучаться сведения о мощах малоизвестных святых. При этом под влиянием протестантизма некоторые пытались упразднить и ослабить почитание святых и их благодатных останков. К тому же, святители Феодор и Иоанн Суздальские почитались в то время только в Суздале и окрестностях, а сведений об открытии их мощей к тому времени не сохранилось. Но народ отстоял церковные святыни, и поэтому празднование памяти святителей совершалось в суздальских храмах по-прежнему торжественно. Епископ Суздальский Порфирий потребовал от священнослужителей собора сообщить имевшиеся сведения о святителях и послал их на рассмотрение в Святейший Синод, предлагая освидетельствовать святые мощи. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 / 30 апреля 1755 года, в котором говорилось: В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского Виктора, при котором Суздальская епархия была присоединена к Владимирской, нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборе. 20 августа / 2 сентября 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование. Служба святителю Феодору, а также его житие были написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре[80]. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы