Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь в честь обретения мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских. Глас 2



Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших, / Церковь же Божия радуется, / приемши телеса ваша, / людие, песненный лик составльше, / духовною цевницею вопиют: / ликуй, Василие, радуйся, Константине, / Ярославлю славо и всей России радосте.

Ин тропарь благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Глас 8

Возвысившеся на добродетель, к желанию крайнему, / и достигосте к Небесней высоте, / благовернии велицыи князи Василие и Константине, / и безстрастным житием украсисте души своя, / пощением же изрядно победисте бесовския полки/ и воспримете чистую совесть, / в молитвах яко безплотнии пребысте, / возсиясте в мире, аки солнце, преславнии, / молите спастися душам нашим.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовое и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15 Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19 Скажешь: " ветви отломились, чтобы мне привиться".

20Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

25Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; 26и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

Если некто отпал и был отсечен, то мнящие о себе, что они стоят, берегитесь, чтобы не пасть. Воистину, тот кто думает, что он твердо стоит, тот находится в наибольшей опасности падения, ибо не видит проблем, которые мешают ему подлинно стоять на ногах. Поэтому каждому из нас подобает зорко следить – нет ли чего-то, что делает нашего положения шатким. А делает наше положение шатким грех, потому каждому из нас подобает следить за тем, чтобы беречься от падения, а падая, вставать и идти дальше….

Евангелие (от Матфея): 1И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

2Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15Кто имеет уши слышать, да слышит!

16Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

20Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Никто не знает Отца, кроме Сына и Сына некто не знает, кроме Отца и кому Сын хочет открыть. Эти слова Господь говорит о непостижимости Божества. Божество непостижимо и всякое слово о Нем – неточно. Потому Священное Писание открывает правду о Боге в той мере, в какой человек может ее воспринять, как ребенку родители сложные вещи открывают в той мере, в какой он может ее воспринять. Всякие же попытки гордого человеческого разума проникнуть за завесу тайны завершалась плачевно – эти гордецы неизбежно впадали в ересь, оказываясь жертвами диавольских ловушек. Также Господь говорит про Свое иго, иго заповедей Его. Это иго воистину благо, ибо ведет человека ко спасению, притом, Господь никого не заставляет идти за собой насильно, предоставляя его своей воле. Но человек склонен ко греху и ему проще творить зло, нежели добро. Потому желая исполнять заповеди Господни, он… понимает, что не может этого делать. Усилия по исполнению заповедей лишь учат человека его немощи, тому, что без помощи Божией он не может это сделать. Да и сам Господь говорил» «…без Меня не можете делать ничего». Но невозможное человеку возможно Богу и свидетельство тому – сонм из множества людей, прошедших этот путь и достигших Царства Божия. Путь же Господень узок и тернист. Почему же сказано о легкости пути Господня? Просто легкость ига Христова познается лишь после многих лет тяжелой борьбы с греховными влечениями, борьбы, которую апостол Павел назвал «распятием плоти со страстями и похотями», точно отразив ее суть. И когда борьба эта близка к концу и человек становится прибежищем Духа Господня, тогда путь Господень становится для него легким, а заповеди Божии – легкими. А познается это более всего к концу жизни, после многих лет духовной брани.… Так что есть к чему стремиться. Но своими силами грешному человеку этот путь не одолеть, так как воевать придется со своим естеством, да еще – с диаволом, который, хоть и не может вредить человеку, как хочет, но всячески толкает его на грех. Боже, в помощь мою вонми, Боже, помощи ми потщися!

И чтение праздника великомученика Феодора. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Апостол дает наставления ученику в его священническом (и архиерейском служении), призывая к твердости в вере и к исполнению Евангелия, которое проповедует, в своей жизни, дабы его проповедь Христа была не одними словами, но и делами. Не всем дано служения проповеди словами, но все мы призваны свидетельствовать о Христе самыми делами нашими, дабы наша жизнь не смущала окружающих несоответствием между тем, что исповедует наша вера и тем, как мы на самом деле живем. К Тебе, Господи, прибегох, научи мя творити волю Твою…!

Евангелие (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29Не две ли малые птицы продаются за ассарий[86]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку - домашние его.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Господь, призвав им доверять Богу и не думать о хлебе насущном, переходит к самому главному. Не все те, кому они будут проповедовать, будут рады этой проповеди. Многие будут озлоблены, ибо их проповедь будет свидетельствовать об их злых делах, а по гордости своей они будут неспособны к покаянию. Потому Господь и уподобляет их волкам, которые будут озлоблены до ненависти и даже до жажды крови. Об этом Господь предупреждает своих учеников, еще слабых, дабы не смущать их. Тогда, разумеется, они еще не терпели того, что будут терпеть, когда по Сошествии на них Духа Господня они разойдутся по миру. Однако здесь они – куда слабей, чем они будут потом, а потому и эти скорби им могло быть тяжело переносить. Но Господь и здесь обещает им помощь, дабы они не боялись. Ниже Он будет призывать их к твердости, ибо враг насылает на них козни от людей, желая заставить их замолчать, и если они убоятся и замолчат – то враг добился своего. Но Господь желает просветить светом Евангелия всех, а потому и призывает их к твердости. Но этот призыв актуален и для нас, ибо если мы и не подвергаемся побоям ради веры нашей, то поношениям подвергаемся часто. Если же мы, страшась поношений, боимся показывать нашу веру, то это значит, что мы боимся больше людей, чем Бога. Что будет, если пред нами станет более серьезный выбор – верность Христу или жизнь? Если же мы и в этом случае уступим, то будем предателями веры… Но да не будет сего! Потому Евангельские тексты о верности Богу пред лицом гонений читаются так часто, особенно в праздники мучеников, сама жизнь которых дала нам пример твердости веры. И эти примеры жизни даны нам не просто ради приятного чтения, но для того, чтобы мы следовали их примеру….…

Пятница 22 июня.

В этот день праздников немного. Среди них отдельно стоит отметить чтимого в этот день великого Учителя Церкви, святителя Кирилла Александрийского. Его память не предусматривает торжественного служения но вполне достойна воспоминания. Также стоит отдельно упомянуть чтимых в этот день мучениц Феклу, Марфу и Марию, о которых пишется лишь то, что они пострадали в 346 году в Персии, в период правления царя Шапура II[87]. Также в этот день отмечается память обретения мощей преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). Так как память его преставления была недавно, то читатель может прочитать его житие в подборке статей за 19 июня.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь