Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Святому праведному Алексию Московскому (Мечеву), гл.3



Яко чудо Божие явился еси, /в граде Московстем, отче Алексие, /не в пустыни бо, но посреде молвы процвел еси, /в годину люту богоотступления, /обаче древним упдобился еси, /провидец сый, молитвенник и старец, /и страждущим утешитель и врач, /сего ради о Российстей пастве, /ходатай ныне буди непреложен, / молитвенниче о душах наших.

Тропарь Святому праведному Алексию Московскому (Мечеву). На перенесение мощей. Гл.4

Наста день новаго торжества, /град Москва радуется, /и вся Российская страна ликовствует/новыми пеньми духовными, /днесь бо священное торжество/в пренесение честных и многоцелебных мощей/праведника и чудотворца Алексия, /яко бо светило пресветлое, /
воссия нам благодатными лучами, /потребляя тьму недуг и страстей/
от поющих прилежно, /спасай нас молитвами твоими//праведне Алексие отче наш.



О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовое и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.

13Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

16Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19Скажешь: " ветви отломились, чтобы мне привиться".

20Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

24Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; 26и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.

30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Апостол предрекает обращение еврейского народа к Богу, а точнее – возвращение, несомненно, веря в это. Весьма вероятно, что произойдет это к концу времен, когда, как считает большинство толкователей, не останется уже нехристианских народов – ко Христу обратятся все, притом, станут не просто христианами, но ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами….. Впрочем, как пишет сам апостол, это будет и время невиданного прежде падения нравов, так что эти «христиане» будут иметь лишь вид благочестия, силы же его отрекшись. Падение нравов в обществе случалось и прежде, но прежде Бог попускал истребление впавших в разврат народов. На их место становились другие, которые вскоре обращались к Богу с чистым сердцем. Но в последние времена уже нельзя будет заменить один народ другим, ибо падение станет всеобщим. Тогда и придет конец. В этом смысле до конца мира может быть еще далеко, но все – в руках Божиих. Для нас же главное – не то, когда наступит конец, но то, какими мы предстанем пред очами Божиими.

Евангелие (от Матфея): 1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Апостолы, следуя за Христом и живя, как странники, страдают от голода, а потому начинают срывать колосья и

есть. Но для погрязших в обрядоверии фарисеев срывание колосьев и их растирание – тоже работа. Потому они снова придираются ко Христу и ученикам Его, дескать, Твои ученики делают то, что запрещено делать в субботу. Однако Господь укоряет их, приведя пример из Писания. В указанном случае Давид, спасаясь от гонений со стороны царя Саула, втайне пришел к первосвященнику, прося поесть. Однако у него запасов пищи не оказалось и он…. разрешил ему и его спутникам съесть хлеба предложения. Да и сами эти законники подчас опускают правила Закона, касающиеся субботы, если это нужно им. В другом Евангелии даже приводятся слова Христа: «суббота для человека, а не человек для субботы». Седьмой день дан человеку не для ничегонеделания, а чтобы посвятить его Богу. Суть же всех предписаний – освободить время, которое бы он тратил на труд на себя, ради молитвы, посещения храма Господня и богоугодных дел. Недопустимо, когда вместо этого человек тратит это время на какие-то другие дела, которые можно было бы сделать и в другой день. Однако в определенных случаях возможно и снисхождение, тем более – не следует доводить все до абсурда, подобно иудеям, которые в субботу не готовят пищу и даже не ходят более определенного расстояния. Да и любое правило применяется не вслепую, ради самого правила, а с оглядкой на силы самого человека (особенно это справедливо, если говорить о посте). К этому и призывает Господь.

И чтения праздника святителя Кирилла. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Первые слова этого отрывка « Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их » можно назвать относящимися к самой сути почитания святых. Именно для того нами и совершается память святых, чтобы не только просить их предстательства у Бога, но вспоминая их добродетельную жизнь, по мере сил подражать ей. К слову, именно для этого и распространяются их жизнеописания, дабы верующие имели перед мысленным взором примеры их жизни, дабы сопоставив их со своей собственной жизнью, могли что-то в ней корректировать. Святые тем и отличаются от нас, что не просто читали Евангелие, но восприняли его, как руководство к действию, искренне возжелав спасения, которое принес нам Христос. К этому нас и призывает апостол….

Евангелие (от Матфея): 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

После Заповедей блаженства Господь говорит слова, о которых мы должны помнить всегда. «Вы – соль земли», «вы – свет миру». Последователи Христа должны быть светом для мира, являть в самой жизни своей пример исполнения Заповедей, дабы «не давать повода ищущим повода», как писал апостол Павел. Мир с подозрением смотрит на нас, подчас осуждая нас за то, что прощает своим сынам, а то и вменяет им это в добродетель. Потому нерадивые христиане своей жизнью являют величайший соблазн, ибо ради их жизни многие имеют повод хулить и саму нашу веру. Но Господь говорит, что христианин должен жить так, чтобы видя его добрые дела, окружающие прославляли Бога. Что же? Нам следует специально заботиться, чтобы всякое наше доброе дело окружающие непременно видели, да так, чтобы никаких подозрений о тайных причинах поступка не было? Нет, это гибельный путь. Именно так вели себя фарисеи, которых так много обличает Господь и именно за их показное благочестие Господь часто и осуждает, поскольку эти добрые дела напоказ стали для них маской, ролью, призванной вызвать овации публики. Это возгревает в человеке грех гордости, который, разрастаясь, заражает душу и делает ее неспособной к покаянию. Но для человека достаточно, что его дела, как и мысли, видит Бог, а потому, творя добро и исполняя заповеди только из желания подражать Благости Божией, он приносит большую пользу и Церкви, так как даже если он будет скрывать свои дела – они не скроются. Мир с ревностью следит за делами нашими и видит куда больше, чем мы можем предполагать, а потому даже доброе дело, совершенное втайне, рано или поздно откроется. Увы, мы далеки от того, чтобы быть таким светом для окружающих, что разительно отличает нас от первых христиан, сама жизнь которых привлекала людей к Богу лучше всякой словесной проповеди, ведь их жизнь являлась наглядным примером – как надо жить последователям Христа. Потому в те времена проповедь Евангелия приносила такой успех. Мы же не таковы, но именно потому и читается этот текст, чтобы мы видели норму и делали выводы относительно своей дальнейшей жизни. Спаси мя, Боже, яко николиже сотворих благое пред Тобою!

И чтения праздника преподобного Кирилла. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол предлагает два пути. Под делами плоти подразумеваются, как мы видим, все известные грехи, к которым плоть склонна, а плоды духа – это плоды труда человека, побеждающего в себе влечения ко греху и ревнующего об исполнении заповедей, не без упования на Бога, который только и может спасти человека. Все это собирает в себе душа, пребывающая в единении с Богом, душа, в которой почивает Дух Божий. Любовь, пребывающая в таком человеке, есть любовь совершенная, не имеющая ничего общего с теми пристрастиями и похотями, кои обычно именуют этим святым словом. Это любовь, которая, по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же об истине, на все надеется, всему верит и… никогда не перестает, «даже если пророчества прекратятся и всякое знание упразднится». Такой человек не делит людей на «своих» и «чужих», в каждом видя творение Божие и любя всех любовью богоподобной, то есть, одинаковой и для врагов, и для друзей, и для родных, ради любого человека готовой истощать себя. Еще одним плодом является радость, а еще мир душевный, кои не может поколебать никакая скорбь, никакое зло мира сего. Здесь вспоминаются слова самого апостола Павла о том, что никакая скорбь неспособна «нас отлучить от любви Божией». Поистине, это слова человека, имеющего это в себе.… И имея в себе этот мир, ощущая близость Бога, он готов терпеть любые гонения, понимая их, как врачевство, посылаемое от Бога. Все же прочее: доброта, милосердие, кротость, проистекает из любви, пребывающей в человеке, любви, как уже было сказано, готовой истощать себя. И такой человек, ощутив близость Бога, вполне ненавидит грех и охотно воздерживается от злых влечений и желаний….. Нам же этот текст читается, как указание на планку, к которой подобает стремиться нам всем….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И снова нам предлагается краткое изложение Заповедей Блаженства.

Суббота 23 июня.

В этот день нет праздников, предусматривающих торжественное служение, однако в датах, связанных с памятью святых недостатка нет. Так, в этот день отмечается память Собора Рязанских святых. Установлен 12 января 1987 года по инициативе архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен ко дню обретения мощей святителя Василия Рязанского. Также в этот день отмечается память Собора Сибирских святых. Установлен в 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена на день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского. 10 / 23 июня 1984 года в Покровском соборе Tобольска было совершено первое празднование.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь