Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Святитель Ефрем, Патриарх Сербский
Дни памяти: 15 / 28 Июня, 30 Августа / 12 Сентября (Серб.) Родился около 1312 года[247] в семье болгарского священника, вероятно, из Видинского[248] деспотства[249]. Видинский край в эти времена было тесно связан с Сербией, что, возможно, и определило его жизненный путь. С ранних лет он стремился к монашеской жизни, но юноше с хорошей памятью и наблюдательностью родственники прочили светскую карьеру. Вопреки их желанию он ушел на Афон, где жил отшельником, преодолевая бесовские искушения, голод и стужу. Некоторое время он подвизался в монастыре Хиландар, где был образцом для братии. Ефрем обошел все Афонские обители, совершенствуясь в монашеских добродетелях, долгое время провел в уединении на вершине Святой Горы. Позднее, когда участились набеги турецких пиратов, с несколькими учениками покинул Афон и поселился в ромейских владениях на острове близ Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария)[250]. Его хотели сделать игуменом, но он отказался и продолжал вести жизнь отшельника. В царствование Стефана Душана[251] переселился в Сербию, где несколько лет прожил близ Дечанского монастыря, «наслаждаясь, как в некоем божественном раю». После смерти короля в 1355 году в стране усилились нестроения, на келью преподобного напали разбойники. Благодаря Божию заступничеству, пению псалмов и чтению молитв старец спасся от злодеев. Он переселился в каменную пещеру недалеко от Печского монастыря, где его часто навещали Сербский патриарх Савва IV и монахи из окрестных обителей. После кончины патриарха Cаввы по почину святого князя Лазаря и его зятя, правителя северной Албании Георгия Балшича[252], был созван церковный Собор, на котором Ефрем вопреки своему желанию 3 / 16 октября 1375 года был избран патриархом Сербским. О первом патриаршестве святого Ефрема сохранилось мало сведений. Во 2-й грамоте князя Лазаря о монастыре Лешье[253], датируемой между 1380 и 1389 годами, упоминается о земельной тяжбе в суде между Хиландаром и семьей вельмож Вукославичей, которую князь передал на суд патриарху Ефрему[254]. Вскоре святитель упросил Собор и князя освободить его от первосвятительства по возрасту и немощи[255]. Новым патриархом был избран святитель Спиридон, а святой Ефрем, стремясь к безмолвию, удалился в пустыню возле царского Душанова монастыря святых Архангелов[256] близ Призрена. После кончины патриарха Спиридона святитель Ефрем согласился в 1389 году на некоторое время возвратиться на патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за турецкого нашествия и гибели святого Лазаря. В 1390 году на Соборе, созванном князем Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III, а святой Ефрем вновь вернулся в пустынь. Патриарх Даниил навестил святого Ефрема перед мирной кончиной последнего, которая последовала 14 или 15 / 28 июня 1400 года. Вместе со священниками и монахами патриарх также торжественно отпел и похоронил святого в Димитриевском храме Печской Патриархии[257]. Святой Ефрем был прежде всего аскетом-пустынником, достигшим просветления в безмолвии. В его первосвятительской деятельности наиболее примечательной была борьба против богомилов («мессалианской ереси»)[258]. Почитание Сохранилось два " Жития" святого Ефрема, созданные вскоре после его кончины: очень краткое в составе продолжения " Житий кралей и архиепископов сербских" (т. н. " второй продолжатель" ) и более подробное проложное " Житие, " написанное около 1402 года ближайшим учеником святого епископом Хвостанским Марком - основной источник сведений о жизни подвижника. Согласно последнему " Житию", святой Ефрем начал являться автору вскоре после кончины сначала во сне в окружении ангелоподобных юношей, а затем наяву, сослуживая ему в церкви и соприсутствуя на трапезе. Во время этих видений святой Ефрем просил не открывать его мощи. Кроме " Жития" епископ Марк написал и службу святому [259] в которой он прославляется как святитель, преподобный, мученик, блаженный и борец с ересями. Тут же сообщается об исцелениях, происходивших от мощей. Текст изобилует исихастскими терминами и символами, отсутствие выраженного национального акцента отличает его от других произведений сербской гимнографии (как более ранних, так и современных). Почитание святого Ефрема долгое время носило местный характер, ограничиваясь окрестностями Печа[260]. Здесь была создана и иконописная традиция святого, в образах написанных после восстановления Печской Патриархии в 1557 году. Изображение святителя было включено в роспись притвора собора в Пече 1561 года, Богородицкой церкви монастыря Студеница[261] (находится в 39 км. от города Кралево – близ границы с Косово) в 1568 году и притвора собора монастыря Грачаница в 1570 году. Наиболее известно изображение святого Ефрема из церкви святого Димитрия в Пече 1621 года работы мастера Георгия Митрофановича[262]. Святой представлен фронтально в рост, в патриаршем облачении - саккосе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Постнический подвиг подчеркивают темные тона его узкого, изможденного лика, обрамленного седыми волосами и бородой. С XVIII века святитель Ефрем упоминается в общей стихире сербским просветителям и в службе Собору Сербских просветителей 30 августа / 12 сентября. В XX веке святой был также включён в Собор Болгарских святых. Труды После открытия в 1970-х годах в составе болгарского сборника 3-й четверти XIV века[263] цикла гимнографических сочинений с акростихами с указанием имени автора Ефрем, Д. Богданович высказал мнение о тождестве гимнографа со святителем[264]. Это мнение, однако, не получило широкого признания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы