Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Господарь Сербии и Приморья
После смерти святого короля Уроша 4 / 17 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область - в город Крушевац (юг Сербии, близ границы с Косово). Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по промыслу Божьему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану. После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I и победил Алтомановича. Влияние и почет Лазаря возросли еще больше, когда в 1375 году ему удалось помирить Сербскую и Цареградскую Церкви. Константинопольский Патриархат снял анафему, тяготевшую над сербами со времени короля Стефана Душана, и признал Сербского патриарха. Вскоре Лазарь подчинил своей власти области Герцеговины[268] и Баната[269] и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья - Стефаном великим князем Лазарем». Одну из своих дочерей он выдал замуж за правителя Косова и Скопля[270] Вука Бранковича, другую - за властелина Зеты (ныне Черногория и Северная Албания) Георгия Стратимировича. Таким образом, удалось объединить без пролития крови большую часть сербских земель, оставшихся еще независимыми. Хотя сам он не провозглашал себя королем по смиренномудрию, сербский народ нередко величал его не иначе как королем Лазарем. Ктитор и благотворитель Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви Святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития», где поселилось множество монахов, служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты - ученики и последователи прп. Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Сербский патриарх Спиридон, вместе с церковным собором, подтвердил это княжеское дарение. В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря. Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара сто золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для молящихся, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители. Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село и церковь свт. Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные лавре св. Афанасия. Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа / 13 сентября 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря Архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители. Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница[271], основанный им в 1375 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами». В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу Светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже Апостоли уставише и правили Светих Отец утврдише. Приложих же к потребам вся изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга... И саставих општежитие, да се држи у манастиру... И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше». Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».
Воин-великомученик По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли, христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали. Король Лазарь боролся против турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор или сам примет мученическую смерть. Турки же неуклонно продвигались на запад, не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе. Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I. Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местечка Плочник на Топлице в 1387 году. Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского короля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем. Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междоусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них единодушия и преданности господарю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого Лазарь провел в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами, и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не пришла помощь и от западных христиан. Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались им навстречу северней от Скопье. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова, тоже приготовил войско. Королю Лазарю было открыто во сне, что он может выбрать либо царство земное, либо Царство Небесное. Если он выберет царство земное, то он выиграет битву, и все будет хорошо, но только до тех пор, пока он будет жить на земле. Если же царь выберет Царство Небесное, то народ проиграет эту битву, но никогда не потеряет Православную веру, будет всегда иметь помощь свыше и сохранит свое место в Царствии Небесном. Король Лазарь выбрал последнее. В день накануне битвы он собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм св. Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия, и патриарх Спиридон причастил все сербское войско. В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военноначальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей. Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 / 28 июня 1389 года на день памяти святого Вита - по-сербски Видовдан. Перед битвой король Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но промысел Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод. Почитание Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук, вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. По свидетельству Печской летописи того времени оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу короля Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, они отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря, княгиня Милица. Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в 1391 году и положено в монастырском соборе Вознесения Господня. Вскоре благоверная супруга Лазаря княгиня Милица удалилась в монастырь, а перед смертью приняла великую схиму с именем Ефросиния. Сын великомученика, князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 году пришел на Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу короля Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. Весь сербский народ почитал короля Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами.
Мощи святого Лазаря почивали в Раваницком Вознесенском храме вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею. В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны. 14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватским фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого короля Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого короля Лазаря находились в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в Белграде. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря были торжественно пронесены по всей Сербии и вновь были перенесены в Раваницу. Преподобный отец XX века, Иустин (Попович), так говорит о подвиге святого Лазаря и его месте в жизни сербского народа: «Святосавский всенародный идеал «Все за Христа – Христа ни за что» никто не осуществил в такой полноте как святой великомученик король Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ». Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы