Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


День памяти: 17(30) Июня, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



Мученица Пелагия (Балакирева) родилась 8 / 21 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева.. Окончила школу в селе. С 1927 года стала жить при Троицкой церкви в селе Шарапово, исполняя обязанности сторожа.

Около двух лет она несла послушание церковного старосты. Проживая в сторожке при церкви, Пелагия помогала настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб. Здание церковной сторожки обветшало. Приходской совет и прихожане храма в 1937 году решили произвести капитальный ремонт. После того, как был начат ремонт сторожки, Пелагия нашла приют в доме отца Николая.

18 ноября 1937 года Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в тюрьму в городе Егорьевске.

- Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобу на сельсовет ввиду отказа в застройке сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу? - требовал следователь на допросе.

- Да, я действительно собирала подписи прихожан под данную жалобу.

- Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу?.

- Да, действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов, когда были престольные праздники или исполнялись требы.

Заранее были допрошены лжесвидетели, которые оговорили обвиняемых, дав необходимые следователю показания.

Через несколько дней Пелагию Никитичну перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

В 1940 году Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «Мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения».

Пелагия Никитична Балакирева скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле.

Причислена к лику Новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003г. по представлению Московской епархии.

Память мученицы Пелагии (Балакиревой) совершается в день ее мученической кончины 17 / 30 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Источник: ГАРФ.Ф. 10035, д.20021.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче! " 16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Живущие не по плоти (не по греховным влечениям), но по духу, то есть, подражающие Богу в делах любви, а

также водимые Духом Божиим – есть Сыны Божии. Бог сотворил весь мир, так что все творение может назвать Бога своим Отцом, притом, Бог заботится обо всем своем творении. Но только ради человека Бог сам благоволил сойти на землю и стать человеком, дабы спасти слабейшее из творений Своих. Но только живущие по Закону Господню и покоряющиеся Богу, водимые Духом Господним, познают свое сыновство. Познал это и сам апостол, отчего он и пишет на эту тему с таким восторгом, как пишет и непонятные для нас слова о том, что от любви Божией ничто неспособно нас отлучить. Мы, непрестанно согрешающие и в грехах своих чувствующие себя удаленными от Бога, далеки от такого убеждения, однако апостол сам был сосудом Духа Господня, а потому и рассуждал так. А еще он выражал нетерпение – поскорей оставить бренный мир, полный греха и перейти в вечность, чтобы наследовать Царство Небесное, и лишь ради пользы паствы признавая необходимость еще оставаться на земле. Эта жажда единения с Богом – и есть та самая жажда совершения правды Божией, о которой говорит Христос.

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Господь призывает самого Матфея, будущего Евангелиста. При слове «мытарь» обычно понимают сборщиков налогов, но на деле этот древнерусский термин (которые в изобилии встречаются в славянском Евангелии) означал служителя таможни, то есть, тот, кто контролировал ход товаров через границу. Одним из них и был Матфей, причем, здесь указывается на то, что он непосредственно собирал пошлины за провоз товара. Всех этих таможенных и иных чиновников римляне набирали из местного населения. Потому евреи их ненавидели, как предателей, служащих римским завоевателям, тем более, что они беспощадно грабили своих соплеменников, собирая больше, чем положено, разницу присваивая. А поскольку они служили язычникам, то их считали и предателями веры. Поэтому на них распространяли норму Закона Моисеева, запрещающую общаться с язычниками. Но у Матфея, к моменту прихода Христа, видимо, было уже чувство неправильности того образа жизни, который он вел. Возможно, что он раскаивался в своих грехах, но совершенно оставить свой образ жизни не решался. Но призыв Христа решил дело и он, бросив все, пошел за Ним. Более того, Матфей созвал и других коллег, также ощущавших неправильность своего образа жизни (на это есть намеки в других Евангелиях). Но для фарисеев все они – всего лишь «нечистые» люди, с которыми скверно общаться, а потому они укоряют Христа. Тот факт, что они уже внутренне покаялись в своих грехах, их нисколько не трогает, а больше трогает мнимое нарушение правила. Но Господь укоряет их, говоря, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Но кто среди людей может назвать себя здоровым? Напротив, как замечает апостол Павел, « все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром …». То же можно сказать и о праведниках. Но сказано это было, поскольку фарисеи считали себя праведными, кичась своим мелочным соблюдением правил, и в своем гордом ослеплении не замечали своих грехов. Поэтому слова «здоровые» и «праведные» надо бы включить в кавычки. Господь пришел спасти всех людей, но не насилует свободы человека, а значит, чтобы спасти его, нужно его собственное желание. Но как спасать того, кто не видит нужды в спасении, не видя своих грехов, а на попытки обратить на них внимание – лишь озлобляется и начинает чинить козни?! Именно так и было в данном случае. Поэтому для спасения нужно сознание своих грехов и желание исправить свой образ жизнь, плюс, решимость следовать за Христом. Притом, своими силами человек путь не одолеет, так как он слаб и склонен ко греху. Снова нужна помощь Божия….

И чтения праздника мучеников. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Наша брань не против людей, а против духов злобы поднебесной, норовящих погубить человека. «Ничего общего

у нас нет только с диаволом, а с людьми у нас много общего» - сказал некто из Отцов. Разумеется, и этот текст и прочие подобные слова трактуются в контексте увещевания человека, дабы отвратить его от осуждения других. Это – страшный призыв, ибо мало кто может сказать, что не делает этого, ведь гнев является естественным видом реакции на внешние обстоятельства. Посему многие и представить себе не могут, что можно не гневаться. Увы, мы все гневаемся и осуждаем ближних наших, в чем потом каемся на исповеди. И потому мы тем более призываемся не осуждать других. А еще апостол призывает к постоянной бдительности, сравнивая духовное состояние человека с состоянием воина, находящегося в постоянной боевой готовности. Только здесь речь идет о борьбе с греховными влечениями, которым мы очень часто уступаем.… И именно поэтому нам и читается этот текст.

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет, - 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Господь предрекает разрушение Иерусалима и в частности, храма, которым иудеи так гордились. На вопрос же о том, когда это случится, Господь говорит слова, которые обычно трактуются, как описания признаков последних времен. Это ошибка от самых апостольских времен приводила к тому, что при любых нестроениях, сколько-нибудь похожих на описанные в тексте, люди впадали в панику и начинали ждать конца света. Но Господь говорит о чертах, которые будут присущи всей эпохе от Его пришествия и до конца мира. В войнах нет ничего экстраординарного, ведь с самого начала мира восстают народ на народ и царство на царство, да и голод и эпидемии периодически случаются то в тех, то в других регионах мира. Так, увы, было много раз во все века, однако этот мир стоит. Здесь Господь говорит о том, что Его последователей будут ждать гонения, ведь враг рода человеческого не желает, чтобы люди спаслись, а потому будет препятствовать проповеди Евангелия и люди развращенные будут его орудием в этом. Однако без воли Божией или попущения Его в этом мире не случается ничего. а потому верным Божиим не следует бояться, но бояться дня последнего, когда Господь придет судить мир сей. Именно это, а не выискивание черт приближения конца света, является главным….

Воскресенье 1 июля.

На это воскресенье больших праздников не приходится. Так, на это воскресенье приходится преходящий (1 воскресенье после 1 июля) праздник Казанской-Коробейниковской иконы Божией Матери.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь