Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Спор о перекрещивании еретиков при Киприане Карфагенском
Один Господь, одна вера, одно крещение Еф.4: 5 Спор возник в период епископства папы Стефана (254-257 гг.). Речь шла о том, как принимать в Церковь отпавших во время гонения и раскола новациан. Папа Стефан допускал возвращение отпавших через покаяние, а Киприан Карфагенский настаивал на принятие новациан через крещение. Когда выяснилось различие, то папа Стефан стал требовать от Африканской церкви поступать по римской практике. В 255 году на соборе в Карфагене принимается решение не признавать крещения еретиков и держаться существовавшей в Африке практики. Узнав об этом, папа пишет в Карфаген и еще раз требует принимать новациан только через покаяние, а самого Киприана Карфагенского называет лжехристом, лжеапостолом, рабом лукавым.
Именно в этом послании впервые папа ссылается на свое преемство от апостола Петра, " на котором утверждены все основания Церкви". Здесь появляется папизм в зачаточном виде. В ответ на послание епископа Стефана с критикой выступили Дионисий Александрийский и Фирмилиан Кессарийский. Фирмилиан писал: " Сколь великий грех взял ты на себя, когда отлучил себя от стольких церквей, ибо не обманывай себя себя ты отлучил. Сделав себя отступником от общения церковного единства, не думай, что ты в состоянии всех отлучить от себя. Ты только себя самого отлучил от всех". Таким образом, позиция папы Стефана была решительно осуждена другими церквями. Но подобные споры все же способствовали росту авторитета Рима, так как в итоге споров утверждалась позиция Рима, и на Западе стали считать, что благонадежнее разделить позицию Рима.
23.Диптих христианской церкви, или первенство в любви По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою Ин.13: 35 В современной Русской Православной Церкви слово «диптих» употребляется преимущественно для обозначения списка имён предстоятелей автокефальных Церквей, в котором имена перечислены в традиционном порядке чести. Первое место в нём занимает Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. В древнем христианстве наибольшим авторитетом пользовались патриаршая кафедра Иерусалимская как места земной жизни Иисуса Христа, и Папский Престол Рима, как столицы Римской империи. Среди Восточных поместных Церквей первенствовали Александрия и Антиохия — крупнейшие центры христианского мира того времени. За предстоятелями этих Церквей закрепился титул патриархов, а епископы Рима и Александрии уважительно именовались папами. После основания новой столицы империи — Константинополя — на II Вселенском Соборе (381 г.) 3-м правилом за Константинопольским патриархом усвоено второе место по Римском епископе. Статус Константинополя был подтвержден 28-м правилом IV Вселенского Собора (451). Так возникла древняя «пентархия» — система 5 православных кафолических патриархатов: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Впоследствии из этой пентархии выпал Рим (1054), но добавились Болгарский, Сербский и другие патриархи. При учреждении Московского патриархата он получил почётное 5-е место во вселенском Диптихе сразу после 4 древних патриархатов. Всего в современном Диптихе упоминаются 15 автокефальных поместных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. В современной — после Поместного Собора 1917—1918 годов — практике РПЦ гласное поминовение предстоятелей всех поместных Церквей по именам по диптиху бывает только во время служения литургии патриархом и митрополитом Киевским и всея Украины.
24.Отношение христианства к язычеству На Него язычники надеяться будут Рим.15: 12 Язы́ чество — термин «язычество» происходит из Нового Завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам. Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать: 1. Религиозные представления, обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее; 2. С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религии
3. Политеистические религии вообще. 4. Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство, по-еврейски — ע ב ו ד ה ז ר ה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу. Христианский мир был с самого начала в соприкосновении с миром языческим. Уже в Евангелии повествуется о ряде исцелений (дочери хананеянки и др.) больных, не принадлежавших к Израилю. А когда, после Пятидесятницы, развилась и окрепла христианская община, и апостолы и их ученики пошли проповедовать Христа по всем близким, а потом и далеким странам, они вплотную подошли к языческому миру. В Деяниях Апостольских мы читаем знаменательный рассказ о крещении Апостолом Петром сотника Корнилия (Деяния, гл. 10). Апостол Петр имел видение, в котором с отверстого неба спускался сосуд («как бы полотно»), в котором находились звери, пресмыкающиеся и птицы. К апостолу был глас: заколи и ешь, на что апостол сказал: Господи, я никогда не ем ничего скверного или нечистого. На это был глас снова: что Бог очистил, того не почитай нечистым. Видение это повторилось три раза, и тут как раз пришли к Апостолу Петру посланцы Корнилия, который тоже имел видение, где ему было указано послать за Петром: «он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Апостол Петр понял, что Господь посылает его к Корнилию, которому он стал изъяснять учение Христа. Деяние повествует, что «когда Петр, пришедший к Корнилию, еще продолжал свою речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово», после чего, по указанию Апостола, все крестились во Иисуса Христа. Этот рассказ вместе с повествованиями (Деян. 8: 28–40), является как бы прологом к дальнейшим встречам христиан с язычниками. Когда Петр рассказал другим апостолам о том, что с ним было, «все прославили Бога, говоря: «видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11: 18). Однако, участившиеся обращения язычников ко Христу заставили насторожиться тех, кто пришел ко Христу из иудейства, и они стали требовать, чтобы язычники сначала вступали в иудейство (т. е. обрезывались по закону Моисееву) и только тогда могли бы переходить в христианство. Эта узкая точка зрения – о том, что в христианство надо переходить через иудейство, – и те споры, которые поднялись вокруг этого вопроса, привели к тому, что на первом соборе в Иерусалиме «апостолы и пресвитеры» занялись рассмотрением этого вопроса (Деян. 15). Вот каково было решение этого собора: «не затруднять обращающихся к Богу из язычников». Эта формула, предложенная апостолом Петром, была принята Собором, – вход в Церковь широко раскрылся перед язычниками. В Деяниях и посланиях апостола Павла, который считается «апостолом языков», мы находим много различных суждений по этому вопросу. Так, в беседе с иудеями (Деян. 28: 28) апостол Павел говорил им, когда они отвергли его призыв уверовать во Христа: «Спасение Божие послано язычникам – они и услышат». «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников? » спрашивает апостол. Павел в послании к Римлянам (3: 29). В Афинах апостол Павел (Деян. 17: 15–34) прямо призывает язычников стать христианами – и хотя большинство афинян осталось равнодушно к проповеди апостола Павла, но несколько человек уверовало во Христа. В послании к Коллосянам, говоря о Церкви, Апостол Павел говорит (1: 27): «Благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников», а в первом послании к Тимофею он пишет (2: 4): «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». В послании к Римлянам (11: 11), рассуждая о неприятии Христа иудеями, апостол Павел усматривает в этом особый промысел именно о язычниках: «От их (т. е. иудеев) падения спасение язычников», и дальше (ст. 28): «Ожесточение произошло в Израиле до времени – пока войдет полное число язычников». Все эти слова Апостола свидетельствуют не только об универсальности христианства, о его открытости для всех, но и о том, что у язычников сохранилась способность «слышать» слово Божие, которое и действует на них. «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, через рассматривание творений, видимы» (Римл. 1: 19–20). «Дело закона, пишет апостол Павел в том же послании (2: 15), у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Как нам известно, в первые 3 века христианство, как новая вера, подвергалась гонениям со стороны язычников. Мы помним отношение языческого мира к христианам, то, как язычники обвиняли христиан в каннибализме (таинство Евхаристии), в безбожии, в блуде из-за агапов (вечеров любви), в противоречии законам и порядкам эллинистической римской религии и в не почитании культа цезаря. И из-за этого были гонения нехристианских императоров. Начиная с императора Константина Великого христианство постепенно стало изменять языческую империю: 1) Уничтожение идолопоклонства (христианские императоры, как нам известно, запрещали языческие сборища и своими эдиктами разрушали капища, без возможности восстановления); 2) Изменение религиозного сознания жителей империи; 3) Язычество заключало в себе огромное множество различных религиозных действий, в то время как в христианстве место главное место отводиться молитве и проповеди к чему и стали постепенно приобщаться язычники. 25.Отношение к храму в Древней Церкви Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный нерукотворенный храм Свт. Игнатий Брянчанинов Сравнение
26.История возникновения и развития монашества Так как хитрейший змей не перестает блюсти пяту нашу, то есть наветует нашему исходу и до конца жизни нашей старается нас запнуть, уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, а конец не будет согласен с началом, если не сохранишь до конца нищеты и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы тебе сохранить их, блюди главу змея, то есть первые помысли, внушаемые им, и немедля открывай их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу его Прп. Иоанн Кассиан Мона́ шество (от греч. μ ό ν ο ς — один, одинокий), термин монашество применяется не только к отдельным лицам, но и к сообществам, обрекающим себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющимся обычно определённому уставу и имеющим своей целью служение идеалам, достижимым лишь путём самоотречения и удаления от мира. В священном Писании само греческое слово «монах» не встречается. Есть версия, что возможно впервые с монашеским образом жизни греки познакомились после походов Александра Македонского и во время существования греко-индийских царств. На зарождение христианского монашества огромное влияние оказало два религиозных течения в иудейской религии, проповедующих строгий образ жизни — ессеи и ферапевты. С первых же веков христианства появляются люди, отказывающиеся от имущества и целиком посвящающие себя христианскому служению. Монашество как учреждение появляется в IV веке, когда после легализации церкви размылись её внешние границы. Как учреждение, созданное с сознательной целью и имеющее приспособленную к этой цели организацию, христианское монашество непрерывно развивало свои идеи с первых же времён христианства. Отдельные лица по указанию Евангелия и по примеру апостольскому, в бедности и отречении от благ мира посвящали себя исключительно проповеди слова Божия. Другие, отрекаясь от брака и имущества, посвящали себя служению бедным и нуждающимся в помощи членам христианских общин. Монашество по своему замыслу — своеобразный путь к совершенству подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Монашество – это добровльное каждодневное мучение. Епископ Иларион (Алфеев) писал: «Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой — Сам Бог». Родиной монашества принято считать Египет. Родоначальником отшельнического монашества считатся прп. Антоний Велкикий, а общежительного - прп. Пахомий Великий.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы