Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бенедиктинство широко распространилось на Западе: к концу VIII века все монахи Европы были бенедиктинцами, за исключением Ирландии и некоторых испанских монастырей.



В руках церкви и монахов скоплялись громадные земельные владения и другие богатства, от которых монашество не отказывалось, утверждая, что обет нестяжания запрещает только частную собственность.

Преподобный Бенедикт Нурсийский

Преподобный Пахомий Великий
Эти богатства привлекали в ряды монахов людей, руководствовавшихся исключительно корыстными побуждениями. Иногда светские землевладельцы создавали чисто фиктивные монастыри ради получения причисляемых к таким монастырям земель от повинностей, лежавших на светских землях.

«Настоящий монах не тот,  кто одел клобук и мантию, а тот, кто сораспялся Христу».

Преподобный Савва Освященный
Возникновение монашества на Востоке

Начиная с конца V в. на Востоке замечается сравнительный упадок монашества, несмотря на его внешние успехи. Число монастырей и иноков умножалось, особенно в Палестине, где монахи считались тысячами в лавре святого Саввы, святого Феодосия и других обителях. Открывались новые территории для монашества, например, в Синайской и Раифской пустынях. Монастырское имущество увеличивалось щедротами благотворителей. Права и преимущества монашеского сословия обеспечивались особыми законами.

Запрет императора Маврикия принимать в монастыри должностных лиц и воинов, не отслуживших срока, был отменен из-за протеста Папы Григория Великого. Но значение внутренних доблестей монашества стало снижаться по мере того, как монашество делалось торной дорогой для многих.

Соборам VI в. не раз приходилось издавать постановления против самовольства бродячих монахов. Император Юстиниан подчинил монахов и монахинь гражданскому суду епископов. Подвижники этой эпохи ещё чаще чем прежде старались спасаться вне стен монастыря своеобразными и странными подвигами: на столпах, в глухой пустыне, обетом безмолвия или юродством. Наиболее видным представителем этого нового подвига был Симеон Юродивый († ок. 590 г.), в 60-летнем возрасте пошедший из пустыни «ругаться миру».

Преподобный Симеон Юродивиый
Из канонизированных иноков того времени большей частью были начальники и устроители монастырей — знамение времени: монашество, взятое в целом, уже пережило свой героический период личного почина и самоопределения, оно требовало вождей, которые могли бы думать и заботиться о всех. Таковы были Феодосий, начальник общих житий († 529), Савва Освященный († 533) и др.

Появление в VII в. ислама и завоевания арабов оказали сильное влияние на монашество. Первая отчизна его, Египет, стал неудобен для тихого и безмятежного жития, как и вторая отчизна, Палестина, где в предыдущие века монашество достигло особого развития.

Множество монастырей было разграблено и уничтожено, а постановление Омара I запрещало постройку новых. Зато число монахов в пределах все уменьшавшейся Византийской империи возрастало в VII в. с каждым годом. В это же время выдвигается впервые Афон.

VIII в. со вступлением на престол Исаврийской династии открылась эпоха сильного гонения на монашества. Иноки были главнейшими сторонниками иконопочитания и представили целый ряд лиц, стяжавших славу святых мучеников в борьбе с иконоборством.

«Торжество Православия» в 842 году открыло новую блестящую эпоху в истории византийского монашества. Изгнанные иноки массами вернулись в Константинополь, были построены новые монастыри. Монашество прочно утвердилось вновь на Олимпе, в Латре, в Афинах, в Фессалонике и многих других местах. Оживление коснулось и Южной Италии, где в предыдущем веке поселилось много греческих монахов: около 733 г. лишь у Бари высадилось до 1000 греческих монахов, а с 726 по 742 г. в Калабрии построено было до 200 православных монастырей.

 При первых императорах Македонского дома почти вся территория византийского государства усеялась монастырями. Всякий, кто имел возможность, считал чуть ли не главной своей обязанностью построить монастырь. Даже бедняки строили монастыри на корпоративных началах.

Монашествующие братья Кирилл и Мефодий в это время осуществили проповедь христианства среди славянских племён и разработали для них азбуку и письменность.

Поскольку монастыри стали приобретать тысячи десятин земли, освобождавшейся от всяких налогов, строили роскошные здания и разводили громадные стада лошадей, рогатого скота и верблюдов, а податное население (крестьяне и стратиоты) всё убывало, императоры решили принять меры в защиту крестьянства. В 964 г. новелла Никифора Фокиз апретила постройку новых монастырей и пожертвования в виде земельных угодий, позволялось лишь воздвигать кельи и лавры в местах пустынных и делать приношения монастырям бедным и нуждающимся. Закон этот в 988 г. был отменён Василием Болгаробойцем, и распространение монашества было снова освобождено от всяких сдерживающих условий.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий
Особенно блестящим для монашества было время конца X — начала XI вв. в отвоёванной византийцами Южной Италии, в монастырях на горах Латре и Олимпе Вифинском и в самом Константинополе.

Монастыри Византийской империи делились на мужские, женские и двойные. Женских было меньше, чем мужских. В зависимости от устроителя и типа управления они были:

· царские, ставропигиальные или патриаршие, епархиальные, ктиторские, то есть частных строителей;

· харистикарные, или жалованные;

· независимые.

Уставы их, или типики, нормировали всю жизнь монахов, начиная с обязательных для них богослужебных обрядов и кончая временем сна, принятия пищи и т. д.

Число подвижников, спасавшихся в пустынях и не подчинявшихся правильной дисциплине, было ещё велико, но преобладающим типом монахов были киновиты. Во главе отдельных киновий стояли, смотря по важности их, игумен, архимандрит (иногда прот) или протосинкелл. Они назначались по выбору монахов (иногда жребием) и утверждались высшей духовной властью.

Ипатьевский монастырь, Костромская область, Россия

Толгский монастырь, Ярославская область, Россия

Всякий монастырь имел эконома для контроля за хозяйственной частью, дохиара, или казначея, и экклесиарха, или блюстителя храма. Большинство западных учёных относились к роли монашества в истории Византии отрицательно, приписывая чрезмерному росту этого института упадок страны. Противники этого взгляда считают, что монашество имело благоприятное значение для Византии как хранителя православной веры, образцов высокой нравственной жизни, просвещения и благотворительности.

Примерно в то же время в Византии бытовала традиция исповедоваться только у монашествующих священников (духовников).


Валаамский монастырь  

Суть монашеского жительства, которое красной нитью проходит через все труды святых отцов, заключается в изучении воли Божией, в усвоении её себе, в покорности ей: «Живот - в воли Его», - сказал Пророк (Пс. 29. 6).

 

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Изучение воли Божией - труд, исполненный радости, духовного утешения, и вместе с тем труд, сопряжённый с великими скорбями, горестями, искушениями, с самоотвержением, с умерщвлением падшего естества, с распятием ветхого человека. Оно требует, чтобы плотское мудрование было отвергнуто, попрано, уничтожено: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12. 2).

Кто таким образом примет учение Евангелия, тот воспримет щит веры, которым возможет угасить все раскалённые стрелы лукавого (Еф. 6. 16).

Истинные монахи имеют цель вступить туда, куда «желают приникнуть Ангелы» (1 Петр. 1. 12) и стяжать золотые венцы (Откр. 4. 4), чтобы, когда Ангелы начнут говорить друг другу: «Кто они такие, что удостоились подобной славы и венцов, что вводятся в места более досточтимые, чем мы? » - Господь ответил бы: - «По справедливости они предпочтены вам, ибо за имя Моё и по заповеди Моей изшли из мира и презрели век тот. Они стали нищими, подвергались поруганию и насмешкам, с ними вёл брань сатана, и они не были побеждены им; они несли труды, их очи преисполнялись слёз, когда они днём и ночью служили Мне; они несли крест Мой на плечах своих и страсти Мои в телах своих».

Конечной целью, выше которой просто не может быть, Антонием Великим определена как боговселение, жизнь в Боге, то есть при совершенстве любви к ближнему жить в Боге и пред Богом ходить.

Преподобный Серафим Вырицкий

Возможно, главная задача монаха для достижения совершенства - очистить сердце от страстей, дабы над ним исполнилась заповедь Господня «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8). Посему Антоний Великий и огорчается, что многие, долгое время пребывая в монашестве, так и не научились науке чистоты.

Истинный монах, по мере стяжания Духа Святаго своей подвижнической жизнью, более и более открываясь и предаваясь Богу, всё полнее начинает жить жизнью Христа, как сказано в Евангелии: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё: и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14. 22), «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17. 21).

Это Боговселение или жизнь в Боге и есть высшая и конечная цель всех подвижнических трудов и верх совершенства монаха.

Нужно также отметить, что монахи считали себя недостойными принятия священного сана, часто избегали его. Но и принимали его лишь по смирению

 

Православное монашество, будучи с самого возникновения своего, можно сказать, квинтэссенцией христианства, является стержнем единственно подлинной христианской культуры, которая зиждется на святости и пронизана ею. Органичной частью этой культуры является церковная наука, в которой иночество всегда являло главенствующее значение. По этому поводу один из самых выдающихся русских святителей и подвижников, Игнатий Брянчанинов, сказал следующее: «Монашество есть наука из наук. В ней теория и практика идут рука об руку. Этот путь на всём протяжении своём освящается Евангелием; этим путём от наружной деятельности, при помощи небесного Света, переходят к самовоззрению. Правильность самовоззрения, доставляемая Евангелием, неоспоримо доказывается внутренними опытами. Доказанная, она убедительно доказывает истину Евангелия. Наука из наук, монашество, доставляет, выражаясь языком учёных мира сего, самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку».

При всём, сказанном о монашестве, не следует забывать и того, что Царство Божие, по словам Самого Христа «не от мира сего» (Ин. 18. 36). Необходимым условием развития добра, возрастания семени Царства Божия со стороны человека является его собственное усилие, как проявление свободной воли, его напряжённое стремление в сторону добра и самоотверженная преданность, непоколебимое постоянство в этих стремлениях: «употребляющие усилие восхищают Царство Божие» (Лк. 16. 16). Поэтому, аскетизм не есть удел немногих избранных, но есть непрестанное и необходимое условие подлинно христианского жития, поскольку каждый христианин в принципе обязан быть подвижником, «аскетом» путём молитвословий, телесных подвигов и лишений. Такое житие и называется жизнью во Христе, с Христом и ради Христа, то есть житием христианским.

 

 

27.Второй Вселенский (І Константинопольский) Собор 381 года

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

Евр.3: 12


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь